А вообще добрый конечно этот ЛК - подброшенные врагами наркотики он, конечно, развеял, но оставил глав. героя с двумя полицейскими трупами при живом свидетеле и с кучей левых алмазов на руках.
Тайна озера Себян-Кюэль
Жизненная такая прелюдия к ненаписанному рассказу. Ждал-ждал, когда пропавший самолет найдут, не дождался...
Промёрзший трон.
Суховато-официозный язык ("Вскоре о происшествии узнали все остальные обитатели станции и на вечернем брифинге руководитель экспедиции произнёс" и т. п.) и неожиданный фентезийный финал.
Северная сага.
Несмешной затянутый анекдот.
Чтоб птицы летали как прежде.
Неудачная из-за неживого языка стилизация под средневековье. Китайские мореплаватели в Скандинавии и урановые рудники палеопришельцев в Гренландии. Намешено густо и не сказать, что хорошо. Викинг оказался пиратом? Ну, кто бы мог подумать!
БОТЫ
Спасение
Чешский звездный крейсер против инопланетных ледяных змеёнышей. Практическое пособие по уничтожению чужой разумной жизни. Контакт? Не смешите наши глостерские бомбы!
Зона холода
Героический ученый не дал плохим военным превратить изобретенный им металед в оружие настоящей холодной войны. Плохие военные, как сообщается, в результате сами замерзли. Был такой советский мультфильм "Полигон" по рассказу Гансовского. Может, от описания замерзания нехороших военных надо было отталкиваться?
Ледяные псы Павла Добжеча.
Сторожевые псы-роботы невинных деток не обидели. А чего им вообще кого-то обижать, если они в их дом не ломятся, как погибшие воры-грабители?
Высокопарно-этнографический стиль. Перевертыш, в котором первобытный мир вдруг оказывается постядерным. Странно, что древний робот не понимает разницу между мирным и немирным атомом.
Арктический метод.
Разумные пауки с обычными человеческими именами и мелкочеловеческими затеями на фоне начала ледникового периода. В постскриптуме неловкая попытка связать всё это с НФ
Ледяная бездна
Видение теплого о рептилоидного прошлого из холодного антарктического настоящего. Очень короткое. И очень длинный диалог в начале
Играть в человеков.
Напомнило настроением советский мультфильм "И будет ласковый дождь" по рассказу Брэдбери. Картинка есть, но в остальном как-то слишком прямолинейно и просто.
Путеводная
Напомнило "Гадких лебедей", а еще почему-то кинговское "Противостояние". Свет гаснет, температура опускается, люди находят себе пары и уходят куда-то не север. Лучше бы это были лемминги.
Синдбад фон Крузенштерн.
Впечатление, что автор сам себя перешутил и переиграл. Было бы хотя бы покороче.
ВАЛЕНКИ
Воплощение
Превращение человека в йети и обратно через метро. Написано неплохо, даже местами смешно, но с ускользнувшей для меня целью.
Стать людьми
.
Начало сильно напомнило "Глубину в небе" Винджа - там, где разумные пауки осваивают свой ледяной мир, а люди на них сверху смотрят. Тут - то же самое, только мир этот наш. Потом вспомнилось кэмпбелловское "Нечто" - когда оказалось, что инопланетные пауки (или клопы?) могут превращаться в съеденных ими земных существ. Оригинальная деталь - фразы о многомерном коллективном мышлении пришельцев. Зачем тут надо было вставлять встречу инопланетян с экспедицией Андрэ, вдруг ставшей французской, - так и не понял. Главный фантдоп рассказа - убийство белого медведя из револьвера.
Чижик-пыжик
Уж не знаю, как объяснить, почему этот рассказ мне не понравился. Наверно, потому, что он о тяжелой болезни и смерти маленького мальчика. Наверное, такое надо писать только ради чего-то по-настоящему серьезного. Не ради только саамского бытописания, хотя само по себе это бытописание и интересно, и занимательно. О революции в Петрограде (кстати, февральской или отктябрьской?) совсем как-то не к месту,; разве что из-за песенки ее приплели. А почему бы просто не описать приезжего городского человека?
Суб-Марина.
Вспомнился старый американский фильм с "Охота за Красным Октябрем" - про советских подводников. Только тут у нас подлодку разумные тараканы к себе угнали, а не красавчик Шон Коннери. Главное достоинство - флотский юмор, главный недостаток - Родину всё же героиня продала.
Тени на снегу.
Хорошо, но уж совершенно неконфликтно. А без хоть какого конфликта рассказ это не рассказ, а иллюстративный очерк - как здорово могло быть на социалистическом (коммунистическом?) севере. Только скафандры - это лишнее. Скафандр - это избыточное давление, эрго - либо лишняя нагрузка при работе руками-ногами, либо лишняя тяжесть, если ставить механические сочленения. Вот что бы им там хотя бы по поводу размещения купольного города над кладбищем древних животных не поспорить? Нет, спокойно перенесли город в другое место
Сердце Севера.
Некоторый перебор с патетикой, но в целом рассказ скорее получился. Почему проводник продолжает говорить ломаным языком уже после своего явления в истинном облике? И что бы было, если ему бы сразу заплатили. Вывел бы он к людям? Писал уже в комментариях, но повторюсь - странно, что собаки умирали от голода, но не пожирали уже умерших собак (да и людей). Да и люди вместо того, чтобы страдать от голода, могли бы спокойно доесть собак.
Твари.
Читал я уже о мести злобных новогодних елочек, больше - юмористического. Но для черного юмора рассказ слишком серьезный, а для триллера - слишком смешной. В финале я бы сделал сие растение менее разумным, а то ему надо и глаза отращивать.
Снега.
Холодно-волчье чистилище вопросов в общем не вызывает, но вот рай в образе советской колхоза, но с электронным бумагооборотом - это впечатлило.
Шаман.
Вроде бы волков в Гренландии нет. С КАА иногда разве что по льду забегают. А те, что около поселений - это одичавшие собаки. Но такие для воплощения шамана как-то не комильфо. Написано не без легкости и не без юмора, но как-то хотелось большего.
Подлекарь Ероха.
Автор дает богатый материал о методах лечения в 17-18 вв., но в решающий момент происходит явление бога из машины. А я надеялся, что Ероха сам болящих излечит-исцелит.
Кстати, реальные казаки все эти языческие дела как раз очень даже целенаправлено уничтожали. Еще с Ермаковых времен. Одного идола даже из пушки разбили в районе нынешнего Ханты-Мансийска.
Полуночное море.
Очень исторично-атмосферная и стильная вещь с очень неопределенным мистическим сюжетом
Белый магнит.
Довольно неплохо про антарктических альпинистов. Сталкивающие в пропасть богини смерти и угощающие чайком призраки показались лишними.
УГГИ
Разные жизни Нойко
Стилизация неплохая, да и мир получился, хотя вначале показалось, что с пришельцами каши не сваришь... Правда, я бы акцентировал тот момент, что Нойко сумел распознать в мамонте того, чьи кости ненцы считали останками подземных быков. И, судя по видению, там вообще был не мамонт, а какой-то теплолюбивый лесной хоботный.
Антарктопельта необыкновенная.
Смешные добрые зомби, певчий динозавр и прочие не замечаемые почему-то остальными людьми антарктические чудеса. На этом фоне фентезийная сюжетная линия кажется уж очень бледной. Да и зачем было злой первой валькирии отдавать волшебное ведро и доставлять глав. героя к месту его геройства, чтобы в результате ее там в дым обратили. Что было бы, если ей цветочек бы тот отдали?
Перья
Про то, как парня совесть замучила. Плюс всякие морозные красивости. А вот не надо было в сов снежками кидать. Совы, как всем известно, не то, кем кажутся.
Вразвес.
Нормальная такая народная постсоветская пастораль. Потом, оказывается, что это типа НФ о колонизации далеких планет со стабильно плохим климатом. Кстати, мир вечного лета представить могу, а вот вечной осени - нет. Скорее уж это было такое вот фиговое лето. Почему в овраге догнивал остов колесного трактора, а не планетолет? Колонисты через световые годы с собой трактор "Беларусь" потащили? Почему снегоделием ведьмаки занимаются, а не химики?
Якутяночка.
Написано сложновато, но интересно. Немного напомнило "Человек плюс" Фредерика Пола - о преобразовании людей в новые существа для иных природных условий, причем скорее в психологический, чем в биологическом смысле
Проект "Ясень"
НФантазии на темы скандинавской мифологии. На мой взгляд, получилось для неспециалиста по всем этим Эддам весьма запутано, но в целом понравилось.
Путь пингвина.
Автор, на мой взгляд, попал в тот же тупик, что и его герой вместе со своим пингвином. Если что и вытягивает рассказ, так жизненно-бытовой стиль изложение. И веришь, что так и будет. Найдут где-нибудь в Антарктиде портал в параллельный мир, но и мир будет так себе, и наши исследователи не найдут ничего лучше, чем этот портал самим по неосторожности испортить.
Дырокол.
По сюжету напомнило старого доброго Азимова - "Сами боги" с его Межвселенским Электронным Насосом. Но только по сюжету. В рассказе на самом деле гораздо больше психомистики, чем НФ. Не понятно, зачем тварям из параллельной вселенной попадать в наш мир, но ничего хорошего от них ждать не стоит.
Ночь.
Тот случай, когда за замечательными деревьями совсем не видно леса. Детали мира выписаны отлично, персонажи живые, но пока не начинается, наконец, активное действие. Герой вдруг просто улетает, но, как выясняется в самом конце, недалеко.
Проталины
Начало очень похоже на предыдущий рассказ - модифицированный вездеход преодолевает ледяные просторы. Классический холодный постаппокалипсис, только что природный, а не ядерный. Внезапное превращение в мир-снежок нашей современной Земли, на которой выжили лишь готовые к морозам полярники. И как-то уж очень спокойно отнеслись к исчезновению человечества, включая собственные семьи. Даже не съездили посмотреть - вдруг, кто из родных жив остался (был о таком американский фильм). В финале - явный прокол с хронологией. Одинокий американский парень на своей базе, выходит, протянул, общаясь по радио, несколько месяцев после того, как ему оторвало ноги в момент катастрофы.
Мечтатель
О заблудившимся в Заполярье инопланетном звездолете, который превращался в то, что видел, а потом улетел. И о встреченном им человеке. Написано крепко, но есть ощущение, что чего-то недопонял. Например, почему не получился контакт
Земля вечной охоты.
Большая часть определенно понравилась. Меньшая, финальная - определенно нет. Впечатление, что автор начал писать нормальную мистическую повесть на северную тему, но понят, что не влезает в конкурсный объем и быстро закруглил ее в "...и тут он проснулся"
Потом они пустили снег.
Интересный такой снежно-химический деревенский постапок. Как говорится, всюду жизнь. Хорошо написано, но впечатление, что не до конца.
Геотелегония и кальсоны капитана Беллинсгаузена.
Вначале - военно-космические байки из светлого будущего, потом - военно-морские из прошлого. Вторые понравились много больше. По общему стилю слегка напомнило эпизоды об экспедицию на Глагол из "Время московское" Зоричей. Финал показался невнятным, но всё же в целом рассказ, на мой взгляд, получился неплохой.
Медная шаль
Отношения людей и нового разумного вида напомнили аналогичную ситуацию у Гуляковского в "Сезоне туманов". Что вызывает сомнения - возможность сохранения романтических отношений в условиях перехода к принципиально иной физиологии. Нет ли тут коварной заманухи со стороны отражений?
Люрики во все времена
Тема о трагической невозможности спасать людей в прошлом из-за угрозы изменений в настоящем в фантастике хожена-исхожена. Мне первым делом на ум пришли "О скитаниях вечных и о Земле" Брэдбери и рассказ советского фантаста, фамилию которого я забыл, о вытянутом в коммунистическое будущее в ночь перед казнью герое-антифашисте, которого утром надо отправить обратно на казнь в фашистскую тюрьму. Ну, еще была сильная, но малосимпатичная вещь Кира Булычева "О страхе", где выдворяют назад в их время семьи беглецов от сталинских репрессий. В данном рассказе интерес представляют не столько моральные терзания героини, сколько яркость (по крайней мере - в первой части рассказа) описания происходящих событий и интересное представление о структуре исторического времени - мы попадаем в будущее, которое заслуживаем. Правда, что в таком случае мешало доставить в будущее героини спасенных ею, но считавшихся погибшими в своем мире советских людей в БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ виде, так же, как в финале ее саму перенесли в советское будущее?
УНТЫ
Первородство
Фабула рассказа напомнил старый "Свисток Гамильтона" Спрэга де Кампа, а персонажи -еще более древний уэллсовский "Остров доктора Моро". Но меня больше заинтересовал описанный в нем мир, основанный на книгах Говарда о Конане (из которых, кажется, ничего так и не читал). Мир, надо сказать, получился. Некоторые сомнения, впрочем вызывает основополагающая авторская идея, что следующая разумная раса возникает из домашней живности предшествующей, а также механизмы контроля нарождающихсясапиенсов.