Как он теперь жалел о том, что "по диагонали" читал описания различных технологий! И если что-то помнил, то смутно. Очень смутно... И даже в том, что помнилось вроде бы чётко, не хватало подробностей.
Ведь имело смысл "продвигать" лишь те идеи, которые здесь были вовсе неизвестны. А о том, что уже использовалось, любой ремесленник знал в сто раз больше Степана.
Так что же можно им предложить нового? Лук и стрелы? Глиняную посуду? Но у них наверняка всё это есть!
Выплавку железа? На примитивном уровне местные жители наверняка ей уже владеют. Конечно, неплохо было бы внедрить современную технологию - выплавлять в домнах чугун, а из чугуна в мартеновских печах получать сталь. Да вот беда - обо всём этом Степан знал слишком мало...
Рассказать местным химикам про атомно-молекулярную теорию строения вещества? Тут-то как раз Степан (в виде исключения) кое-что знал: и в таблице Менделеева неплохо ориентировался, и даже про электронные оболочки атомов рассказать мог. Но что даст ремесленникам голая теория? В лучшем случае они недоумённо пожмут плечами, в худшем - просто не поймут его сумбурные объяснения. А если и поймут - вряд ли поверят...
Ох, как молодому попаданцу не хватало элементарных технических знаний!
Вообще-то ему было с кем себя сравнивать... Потому что в памяти всплыл роман знаменитого французского писателя Жюля Верна "Таинственный остров". Его герои попали на необитаемый остров, причём оказались в положении гораздо худшем, чем у Робинзона Крузо. Потому что прилетели они на воздушном шаре, который в конце пути потерпел крушение. Даже из карманов всё пришлось выбросить, чтобы шар как можно дольше в воздухе держался...
Но среди героев романа оказался замечательный человек - инженер Сайрус Смит, знавший невероятно много - как в плане теории, так и в смысле практики. И в результате маленькая группа людей сумела создать буквально на пустом месте несколько жостаточно сложных производств.
Формально Сайрус Смит и Степан имели однотипное образование - высшее техническое. Но как же они различались по реальному уровню!
А ведь человек XXI века по идее должен был знать гораздо больше, чем человек века XIX - ведь наука и техника за эти полтора века на месте отнюдь не стояли!
Проведённое сравнение совсем выбило молодого попаданца из колеи. Тяжело, очень тяжело сознавать свою ущербность...
* * *
Но, чуть-чуть подумав, Степан решил, что такая строгая самооценка всё-таки не совсем справедлива. Во-первых, он разбирался в таких вещах, о существовании которых Сайрус Смит даже и не догадывался. Вычислительная техника, программное обеспечение, языки программирования, операционные системы... Да, здесь всё это не нужно - но лишь в силу неразвитости этого мира...
К тому же XX - XXI века - время специализации. А во времена Сайруса Смита образованных людей было не так много, и они просто вынуждены были быть универсалами. В меру своих возможностей...
Но в глубине души Степан понимал, что всё это отговорки. И главная причина успешных действий Сайруса Смита состояла в том, что он был замечательным во всех отношениях человеком - умным, образованным, трудолюбивым. А какой-нибудь инженер-троечник и в те времена выглядел бы достаточно убого...
Нет, тут надо было остановиться. Пусть это грустная правда - но это не вся правда!
Просто не может быть, чтобы в голове человека XXI века случайно не осело чего-либо позарез нужного для жителей этого мира!
Не получается с профессиональными знаниями - так, может быть, стоит вспомнить свои детские и юношеские увлечения?
* * *
Степан вспомнил, как в детстве ему подарили микроскоп. Игрушка его очень увлекла, и он тратил на неё каждую свободную минутку, рассматривая, как выглядят в увеличенном виде самые различные объекты.
А потом ему захотелось узнать, как микроскоп устроен. И он осторожно разобрал его. И снова собрал. А потом опять разобрал...
В конце концов микроскоп сломался. Какая это была трагедия!!!
Увидев, как расстроен ребёнок, родители сжалились и купили ему второй микроскоп. Точно такой же.
С ним Степан был гораздо осторожнее. Во всяком случае, разбирать его он не стал. Для разборки остался старый микроскоп.
Но принцип построения зрительных труб (микроскопов и телескопов) наш герой всё-таки понял. И даже слегка модернизировал один из окуляров нового микроскопа, дополнительно вставив в него одно из увеличительных стёкол, вынутое из микроскопа старого. В результате новый микроскоп смог обеспечивать увеличение большее, чем было указано в его описании, чем Степан был несказанно горд.
Увеличительные стёкла в этом мире он уже несколько раз видел: лупы, очки... А вот зрительных труб - пока ни разу. Может быть, это и есть один из его шансов...
Хотя шанс, говоря честно, хоть и интересный, но немного мелковатый... Что бы вспомнить такое... более актуальное и масштабное?