Никитюк Владимир : другие произведения.

Н/у попадан. 1383

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Неудивительно, что нашлись люди, желающие попробовать чужеземный опыт. Может быть, с рабами действительно надо обращаться пожёстче? И тогда они будут работать с максимальным напряжением - и их хозяин получит наиболее возможную выгоду.
  
  Но ничего хорошего из этого не получилось. Рабовладельцы, попытавшиеся "закрутить гайки", в конце концов потерпели огромные убытки. Кто знает, как обстояли дела в других странах, - но в Стане Четырёх рек такие методы явно не срабатывали.
  
  Тогда нашлись умные люди, которые сказали: "Ага! Излишняя жестокость - это плохо! Сплошные убытки... А, может быть, попробовать изменить ситуацию в другую сторону? Относиться к рабам помягче? Вдруг да получится из этого что-нибудь хорошее?"
  
  Сказано - сделано. И ведь действительно - получилось! Послабления по отношению к рабам не привели к убыткам. Наоборот - в большинстве случаев получалась сплошная выгода. Во-первых, теперь рабам можно было поручать всё более и более сложную работу. Во-вторых, даже к простой работе они относились более ответственно. В-третьих (что немаловажно), можно было сэкономить на уменьшении числа надсмотрщиков.
  
  Тарлану Дарушу всегда казалось странным, почему до таких простых вещей не додумались в других странах? И кое-что понял...
  
  Во-первых, привычка. Рабовладельцы других стран привыкли действовать жёстко - и им казалось, что это единственно возможный способ.
  
  А во-вторых... Как раз сыграло свою роль то, что новые рабы, попадавшие в Страну Четырёх рек - не бывшие военнопленные. А если даже и военнопленные - то чужие. Не те, которых захватили в плен войска Страны Четырёх рек. Поэтому основная часть их ненависти была направлена не на теперешних хозяев, а на тех, кто сделал из свободных людей рабов.
  
  Постепенно стал играть роль ещё один фактор. Информация о довольно нетипичных общественных отношениях в Стране Четырёх рек медленно, но верно распространялась во все стороны. И теперь если какому-то бедняге настолько не повезло, что он стал рабом, лучшее, что может ждать его в этой ситуации - оказаться в Стране Четырёх рек. Поэтому её границу эти люди пересекали не с обидой или ненавистью, а, скорее, с радостью.
  
  Поэтому и хорошее отношение для них было гораздо лучшим стимулом, чем плохое.
  
  * * *
  
  Если разложить всё по пунктам (как очень любил делать Тарлан Даруш), в Стране Четырёх рек рабам давались следующие послабления:
  
  1) Условия их повседневного содержания были лучше, чем в любой другой стране.
  
  2) Те, кто не мог больше работать из-за старости или болезни, могли и дальше жить в доме хозяина, не работая, но получая скромное питание. В других странах таких рабов либо, несмотря ни на что, заставляли работать, либо вывозили на специальные "острова смерти", где и бросали, либо вообще убивали.
  
  3) Когда раба, оказавшегося в Стране Четырёх рек, пытались выкупить через Длинный путь, то хозяева обычно этому не препятствовали. Даже цену выкупа, как правило, чрезмерно не "задирали".
  
  4) Наиболее умные, трудолюбивые и лояльные к хозяину рабы имели реальную возможность получить свободу. При этом, правда, они получали подданство Страны Четырёх рек и не имели права возвратиться на свою бывшую родину.
  
  Каждый из этих пунктов уже давал немалое облегчение. А вместе они переводили статус раба в Стане Четырёх рек на совершенно иной уровень. Так что он был как бы уже и не совсем рабом (если сравнивать с тем, что ждало бы его в других странах).
  
  * * *
  
  Но был в этой системе очень серьёзный изъян. Да, имелись целых два способа стать свободным человеком: быть выкупленным "по линии" Длинного пути и вернуться на родину - либо получить свободу из рук хозяина и стать подданным Страны Четырёх рек.
  
  К сожалению, эти два способа противоречили друг другу. Решительно противоречили.
  
  Если человек получал свободу, он уже не мог быть выкуплен с помощью Длинного пути. Действительно - выкупают раба, а свободного человека чего ж выкупать?
  
  Новоявленный подданный Страны Четырёх рек даже и не узнавал, что его пытались выкупить - ему об этом просто никто не говорил. А представителям Длинного пути сообщали, что раба с таким именем и приметами в наличии не имеется.
  
  С другой стороны, если раб заявлял, что его в ближайшее время должны выкупить, то он не имел никаких шансов получить свободу. Даже в том случае, если никакого выкупа не происходило...
  
  Вроде бы это было справедливо: человек не может иметь две родины. Так что либо выкуп и возврат на старую родину, либо освобождение и интеграция в общество новой родины.
  
  Справедливо? Нет! Трижды несправедливо!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"