Никитюк Владимир : другие произведения.

Властелин мира. Новый вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что делать, если в жизнь ворвалась беда? Что-то непонятное, сгибающее волю и перечеркивающее все планы? Смириться? Бороться, стиснув зубы, без шансов на победу и без надежды на успех? Но можно поступить и по-другому: превратить ущерб в преимущество, неудачу в удачу и несчастье - в счастье! И в результате получить приз, о котором остальные люди не смеют и мечтать!

  Пролог
  
  Павел очень любил лето. За каникулы. За то, что летом тепло и солнечно. И ещё - за то, что в это время года вся семья ездила на дачу.
  Там было хорошо! Можно было отправиться на речку. Пойти в лес за грибами. И главное - увидеть много животных.
  Имелись в виду не собаки и кошки - их и в городе много. Речь шла о животных более экзотических. Ящерицах, вылезающих греться на камни. Лягушках, скачущих по траве после дождя. Пчёлах, осах и шмелях, летающих по саду. Муравьях, повсюду строящих свои хитрые муравейники.
  Кто-то скажет: ну и что тут интересного? Подумаешь, всякая мелочь! Но для Павла наблюдать за этой мелочью было лучшим развлечением.
  Лягушки и ящерицы встречались довольно редко. Чаще всякая беспозвоночная живность. Например, насекомые и улитки.
  Поскольку большинство этих существ были очень маленькими, для наблюдения за ними удобно было использовать увеличительные стёкла. Их у Павла было довольно много - самых разных.
  
  То лето началось как обычно. Переезд на дачу. Радостные дни, заполненные интересными делами.
  Главное - никаких забот! В школу ходить не надо!
  И вдруг в эту летнюю беззаботность ворвались неожиданные проблемы.
  
  Началось с того, что отец начал работать гораздо больше. Уезжал на работу рано, приезжал поздно. Даже по субботам трудился...
  Потом авралы вдруг закончились. Дня через три отец ушёл в отпуск.
  И тут родители Павла начали ссориться.
  
  Делали они это осторожно - так, чтобы Павел не заметил.
  Сам факт ссор им скрыть не удалось. Но мальчик так и не понял, о чём они ругаются: когда сын заставал своих родителей в момент скандала, те мгновенно замолкали.
  Тут у Павла всякие нехорошие мысли стали возникать. Вот у его одноклассника похожая ситуация была: отец с работы поздно приходил, с матерью собачился. В конце концов родители одноклассника развелись.
  Не грозит ли такая опасность и семье Павла?
  
  Своими подозрениями мальчик поделился со старшей сестрой Леной. Она была на четыре года старше и во взрослых делах разбиралась лучше.
  Сестра над его страхами посмеялась. Выяснилось, что причина скандалов совсем другая.
  Отец недавно большую премию получил. И теперь спорит с мамой, куда её потратить.
  Сам-то он хочет новое авто купить. Мама с этим не согласна, считая, что их нынешняя машина вполне на уровне. А деньги, мол, надо потратить на то, чтобы привести их дачный дом к более приличному виду.
  
  - А что в нём неприличного? - удивился Павел. - Нормальный дом.
  - Нормальный сельский дом, - уточнила сестра. - А мама хочет, чтобы он стал почти таким же комфортабельным, как городская квартира. Водопровод, душ, зимний туалет. Нормальные стены и обои. А ещё - как следует всё утеплить. Чтобы в любой мороз жить было можно.
  - Неужели это так важно? - удивился Павел. - По-моему, новая машина гораздо интереснее.
  - Вот попробовал бы хоть раз на даче посуду вымыть и сразу понял бы, важно это или неважно...
  - А в чём проблема?
  - В том! - обиделась сестра. - В холодной воде мыть - неприятно, специально для этого кипятить - долго и муторно.
  Видя, что брата этот аргумент не очень убедил, она внимательно посмотрела на него и вздохнула:
   - Да, это тебе пока неинтересно. А вот как ты оценишь такое...
  И развернула перед Павлом радужные перспективы.
  
  - Понимаешь, если условия тут будут получше, мы сможем переезжать в городскую квартиру не в конце августа, а в конце сентября. Может быть, даже в начале октября. Тебе ведь нравится тут жить?
  Павел молча кивнул головой. Но тут же хлопнул себя по лбу:
  - Постой! А как же школа?
  - А папа нас будет в школу на машине отвозить. Высадит около школы - и на работу поедет!
  - Нет, это не годится... - напряжённо размышляя, заявил Павел. - Такой вариант я уже проходил. Если он привезёт нас вовремя - сам на работу опоздает. А чтобы ему не опоздать, надо нас к школе почти на час раньше привозить. Где мы всё это время болтаться будем?
  - В чём проблема-то? - удивилась сестра. - Уроки повторим. Я тебя проверять буду.
  - Нет уж, спасибочки! - обиделся брат. - Придумала же - начинать день с такого...
  - Да успокойся, это я пошутила! Папа теперь большим начальником стал, так что в плане рабочего дня свободы у него будет гораздо больше.
  - Ну тогда я согласен. Это всё?
  - Нет, не всё! - улыбнулась сестра. - Далеко не всё!
  
  - Представляешь, - мама хочет, чтобы во время работы второй этаж в порядок привели!
  Павел потрясённо замолчал. Это было замечательно!
  При постройке дома до второго этажа так и не дошли руки. Вот этот этаж и стоял пустой - без внутренних стен и даже без нормального пола. Похожий на огромную кладовку, в которой постепенно накапливалось то, что в данный момент было не нужно. Но такое, что выбросить было всё-таки жалко.
  Так и получилось, что формально дача была двухэтажной, а фактически - одноэтажной. А сейчас, значит, и до второго этажа очередь дошла.
  Вот так новость!
  
  - Ну и как именно его собираются использовать? - заинтересованно спросил Павел.
  - Там будет три комнаты. Одна - твоя, другая - моя, третья - для гостей. Представляешь, у тебя теперь на даче будет своя комната! Будешь сидеть у окна и читать свои книжки. Красота!
  Павел замолчал. На его лице появилось мечтательное выражение.
  
  Дискуссии о том, что важнее: новая машина или переделка дома, в конце концов закончилась. Отец согласился с тем, что дом важнее. Даже сам увлёкся этой идеей. И заявил, что ждёт от всех членов семьи предложений по реконструкции.
  Через неделю удалось выработать общее мнение о том, что должно быть сделано.
  
  Снаружи предполагалось почти ничего не менять. То есть дом оставался достаточно скромным на вид.
  Внутренние интерьеры должны были довольно сильно облагородить. Но без фанатизма - чтобы не создавать ложного ощущения роскоши и богатства.
  Всё, что касается комфорта и функциональности, требовалось реализовать по максимуму.
  
  Главное - предполагалось обустроить второй этаж. Там должны появиться три комнаты - Лены, Павла и гостевая.
  Гостевая комната должна быть побольше остальных - но ненамного. Детские комнаты должны быть примерно одинаковыми.
  С распределением комнат проблем не возникло.
  Лена выбрала комнату, выходящую в сторону незастроенного лесного массива.
  Павел застолбил себе комнату, выходящую на пологий склон, поросший травой. У подножия склона был речной берег с пляжем. Тоже довольно красивый пейзаж.
  Гостям осталась самая неинтересная комната - выходящая на пыльную улицу.
  
  Отец предложил начать переделку как можно быстрее. Но сначала надо будет весь дом освободить.
  - А мы-то сами где всё это время жить будем? - удивилась мама.
  - Как это где? В летнем домике! Видишь, вот он и пригодился! А ты всё пилила меня: зачем, зачем? - радостным голосом ответил отец.
  - Он же весь мусором забит! - игнорируя подковырку, заявила мама.
  - Ничего - вот с его разборки и начнём!
  - Ты соображаешь, сколько всего до начала основных работ сделать придётся? - грустно вздохнула мама. - Летний домик разобрать. Обустроить его. Разобрать первый этаж. Разобрать второй этаж. Выбросить мусор, которого наверняка будет очень много. Все освободившиеся помещения вычистить и вымыть. Представляешь, сколько времени на это понадобится?
  - Да не так уж и много! Если будем работать четверо - за две недели управимся!
  - Ты что, даже детей хочешь заставить этим заниматься?
  - А почему нет? Лена уже почти взрослая. Да и Пашку пора к серьёзному труду приучать! Да и не собираюсь я их заставлять! Вот увидишь - они сами будут проситься, чтобы мы их в помощники взяли!
  Но мама всё равно сомневалась.
  
  - Получается, после подготовки фронта работ времени останется всего ничего? Начнут мастера работать не раньше двадцатого августа. Значит, закончат где-то в конце сентября. И что, нам ради них тут торчать? Осенью в летнем домике?
  - Зачем торчать-то? Недельку они, конечно, поработают под моим присмотром. Если у них всё нормально пойдёт - дальше будет достаточно пару раз в неделю приезжать. Без ночёвки. Я готов это на себя взять.
  - Боязно как-то, - передёрнула плечами мама, - дачу на чужих людей оставлять!
  - И это не проблема! - улыбнулся отец. Есть у меня на примете замечательная бригада мастеров. Бригадир - 'крутой мужик', держащий своих подчинённых 'в ежовых рукавицах'. То есть не дающий им пьянствовать, халтурить и нарушать дисциплину. Вместе с тем - очень честный. Так что наймём их - и никаких проблем не будем.
  - А в чём подвох? - задала неожиданный вопрос мама.
  - Я что-то не понимаю... - растерялся папа.
  - Даром ничего не даётся. Если у этих мастеров столько плюсов - должны быть и минусы.
  - За работу они берут больше, чем другие. Говорят, за качество и надёжность, - смущённо ответил отец.
  - И это всё? Ты ничего больше не забыл? - строгим голосом уточнила мама.
  - Всё-всё! - уверил её отец. - Больше подвохов никаких...
  - Хорошо... - неожиданно легко согласилась мама. - Но ты для порядка всё-таки с ними поторгуйся.
  
  Когда бригадир назвал цену работы, даже отец неприятно удивился. Он-то рассчитывал на более скромную цифру. И удивлённо спросил, за что должен переплачивать.
  - Как за что? - удивился мастер. - За качество! И за отсутствие проблем.
  - Сбавьте двадцать процентов - и я с вами соглашусь, - предложил отец.
  - Готов сбросить десять. Но это моё последнее слово - отрезал мастер.
  - Согласен, - вздохнул отец, - Но с условием, что за эти деньги вы ещё мне два раза мебель перенесёте. До ремонта - из дома и после ремонта - в дом.
  - Вот ведь хитрый человек! - усмехнулся мастер. - Хорошо. Я тоже согласен.
  
  После отъезда бригадира отец рассказал, кто что должен будет завтра делать. Потом быстро поужинали - и сразу же легли спать.
  Завтра придётся много поработать...
  
  На следующее утро встали рано. И принялись за решение первой задачи - обустройство летнего домика.
  Домик этот построили три года назад. Но по назначению пока что не использовали. Зачем, когда большой дом есть?
  А вот теперь, получается, он и пригодился...
  
  Мама трудилась в большом доме, отбирая то, что следовало отнести в домик для его обустройства. А отец с детьми очищали от мусора сам домик.
  Ну, мусор, - это сильно сказано. Если говорить точнее - всякая всячина. Её требовалось рассортировать: что-то отнести в сарай, что-то - в летнюю кладовку. Кое-что оставить здесь. Несколько мелких предметов отвезти в город.
  Остальное - на выброс. Но тут тоже требовалась сортировка. Что-то можно было сжечь в печке. То, что в печке жечь нельзя, - выбросить в мусорный бачок.
  Поскольку все работали 'с огоньком', результат был достигнут быстро. Уже к середине дня летний домик был обустроен. В принципе, в нём можно было жить.
  Теперь можно было приступить к работам в большом доме...
  
  Мама с дочкой разбирали первый этаж. Упаковывали в сумки всякую полезную всячину: книги, одежду, посуду. Сумки были разноцветные: в зависимости от того, куда их надо было нести.
  В общем, работа, хоть и муторная, но чистая. А вот у отца с сыном работа была совсем другая.
  На втором этаже были в основном вещи не очень нужные или вообще ненужные. Но и полезное иногда попадалось.
  Разбирал в основном Павел - раскладывал содержимое чердака на отдельные кучки. Отец проверял результаты его работы и давал указания по упаковке. А потом носил упакованные предметы вниз. Что-то - в сарай, что-то - в кладовку, что-то - в летний домик. Но больше приходилось выбрасывать.
  
  Часа через два после начала работы Павел наткнулся на пыльную картонную коробку, на которой большими буквами было написано 'Детский микроскоп'.
  Отец находке обрадовался. Стерев пыль с коробки, он осторожно заглянул внутрь и удивлённо хмыкнул:
  - Надо же! Похоже, цел!
  И отложил коробку в сторону.
  
  Павел знал, что микроскоп - это что-то вроде лупы. Только увеличение побольше. Поэтому находкой заинтересовался. И попросил отца показать, как она работает.
  - Хорошо, - сказал тот. - Кончим сегодня работать - обязательно покажу.
  
  Пыльная коробка с микроскопом, принесённая в летний домик, маме не понравилась. Она даже попыталась её выбросить. Но отец и Павел встали грудью - и прибор спасли.
  - Ладно, - наконец согласилась мама. - Но раз вы хотите держать его тут - я сама его обработаю. Чтобы микробы тут не летали!
  С такой постановкой вопроса никто спорить не стал.
  
  Мама тщательно протёрла коробку, осторожно открыла её и заглянула внутрь.
  - Ну и пыли же тут! - сморщилась она.
  Поочерёдно вытащив из коробки сначала сам микроскоп, а потом прилагающуюся к нему белую пенопластовую коробочку, мама протёрла их влажными салфетками. А потом и содержимое коробочки обработала. Какие-то цилиндрики и стёклышки...
  
  Микроскоп поставили на подоконник.
  - Будет пыльным стоять - выброшу! Твоя вещь - сам за ней и следи! - сказала мама.
  - Вообще-то папина, - уточнил Павел.
  - Считай, что я тебе его подарил, - милостиво махнул рукой отец.
  - Я даже пока не знаю, как им пользоваться, - вздохнул сын.
  - Ничего! После ужина покажу.
  
  Между огородом и кустами шиповника несколько лет назад был вкопан столик. Для домино и чаепития.
  Правда, в домино за ним ни разу не играли. Зато чай и кофе пили часто.
  На этот столик отец и поставил коробку с микроскопом.
  
  Начал он с того, что аккуратно снял что-то с плеча у Павла.
  - Вот, начнём с того, что посмотрим под микроскопом обычный волос.
  Быстро сделав непонятные манипуляции с микроскопом, отец положил волосок на большое прямоугольное стекло на столике микроскопа и накрыл его маленьким тонким стёклышком. Смотря в трубу микроскопа, отец покрутил настроечный винт и уступил место наблюдателя Павлу:
  - Вот - смотри и удивляйся!
  
  Перед глазами Павла оказался светлый круг, окружённый тёмным фоном. А поперёк всего круга тянулось что-то непонятное. Больше всего похожее на толстую полупрозрачную верёвку.
  - Неужели это и есть тоненький волосок? - удивился Павел.
  - Именно он. - ответил отец. - Ну что, интересная штука микроскоп?
  
  В следующие двадцать минут Павел посмотрел под микроскопом самые различные предметы. И убедился, что микроскоп, - это не просто более мощная лупа. Это что-то гораздо большее.
  Как выглядели предметы под лупой? Так же, как и без неё, - только более крупными. А вот под микроскопом большинство из них выглядели непривычно и даже иногда таинственно.
  Щепотка песка казалась грудой полупрозрачных камешков. Уголок носового платка - плотной рыбацкой сетью. Маленькая монетка - древнеегипетским барельефом. А цветной рисунок на почтовой марке распадался на непонятный узор из цветных пятнышек и чёрточек.
  - Ну что, нравится новая игрушка? - c улыбкой спросил отец.
  - Очень! - с восторгом ответил Павел.
  Он даже не догадывался, насколько эта находка перевернёт всю его жизнь.
  
  
  
  Часть первая. Мечты начинают сбываться
  
  
  Глава первая. Лучший прибор в мире
  
  Вечером отец перетащил в летний домик столик, четыре стула и две маленькие тумбочки.
  Можно было считать, что временное переселение состоялось.
  Двухъярусные спальные места в домике были стационарными. Два вверху и два внизу. Отец называл их полатями. Мама резонно замечала, что полати прилагаются к русской печке. А раз печки нет - значит, надо другое название употреблять. Например, 'лежанки'.
  Лена иронично называла их 'нарами'. Родители против такого наименования возражали - из-за двусмысленных ассоциаций. На это дочка отвечала, что её вариант - формально самый точный.
  А что Павел? Предложил ироничное наименование 'лежбища'!
  Впрочем, дело не в названиях. Главное, что спальные места были встроенными и тащить кровати из дому было не нужно.
  
  Места распределили просто: мужчины - вверху, женщины - внизу. Мама, правда, выразила опасение, что кто-то ночью может свалиться вниз. На это отец ответил, что такую опасность предусмотрел. И показал простые и надёжные ограничители, которые ночное падение полностью исключали.
  Быстро поужинав, все легли спать.
  Вопреки опасениям, заснули очень быстро. Потому что все сильно устали. И лежбища, вопреки опасениям, оказались очень удобными.
  
  На следующий день Павел проснулся раньше всех.
  Вчера он так толком и не рассмотрел своё спальное место. Поэтому решил это сделать теперь.
  Справа от него были ошкуренные доски, пахнущие лесом. Слева - доска-ограничитель, тянущаяся почти по всей длине - от пяток до груди. У ограничителя было две функции. Главная - не дать свалиться вниз спящему человеку. И дополнительная - препятствовать сползанию матраса и одеяла.
  Ограничитель был жутко экономичной штукой. Именно благодаря ему лежанки можно было сделать узкими - без какого-либо ущерба для безопасности и комфорта.
  Поскольку около головы ограничителя не было, с лежанки было всё очень хорошо видно. Мама и папа спали. Павел заглянул вниз. Лена тоже лежала с закрытыми глазами, улыбаясь чему-то во сне.
  Что делать в этой ситуации: вставать или чуть-чуть полежать?
  Размышляя об этом, Павел и не заметил, как опять заснул.
  
  Проснулся он от лёгкого прикосновения к плечу:
  - Вставай, сынок! Уже все проснулись. Завтрак скоро!
  В первую секунду Павел не мог понять, где он находится. А потом вспомнил всё. И про летний домик, и про ремонт, и про разбор мусора.
  Какой беспокойный день начинается!
  Судя о всему, эта мысль слишком явно отразилась на его лице, потому что отец внезапно улыбнулся:
  - Да не переживай так! Смотри на вещи философски! Впереди скучное утро и скучный день. Зато вечер интересный - мы опять микроскопом займёмся. Ведь я тебе ещё не всё рассказал!
  Павел улыбнулся. Действительно, всё не так плохо!
  И он, откинув одеяло, опустил вниз доску-ограничитель и ловко слез вниз.
  
  Завтрак прошёл очень быстро. После него вся семья сразу же принялась за работу.
  Часа через два Павел почувствовал, что как-то втянулся. Было уже не так скучно. Наоборот, появился азарт: что за интересные вещи ещё будут найдены?
  И ожидания оправдались. Под кипой старых газет была найдена ещё одна коробка с детским микроскопом.
  
  Отец осторожно заглянул в коробку и вздохнул:
  - Да, этот сломан.
  Оказывается, микроскоп, купленный первым, отец в своё время (когда был ещё маленьким мальчиком) быстро сломал. Очень просто - разобрал и не сумел собрать.
  Потом ему подарили второй - и к нему он уже относился гораздо бережнее.
  Так что вчера они нашли именно второй - целый. А только что найденный был первым - сломанным.
  - Мы не будем выбрасывать этот микроскоп, - задумчиво произнёс отец. - Пусть остаётся на запчасти. А тот, который целый, ты всё равно береги! И без лишней надобности не разбирай.
  
  Больше ничего интересного они в тот день не нашли. Кое-что полезное было - но так, всякая мелочь.
  А после ужина отец и сын снова устроились за чайным столиком, на который был поставлен микроскоп.
  Наконец наступил момент, которого Павел ждал целый день...
  
  Оказывается, вчера отец ещё не всё ему рассказал.
  Вот, например, увеличение микроскопа. Оказывается, его можно менять.
  Вчера отец показал ему самое маленькое - тридцатикратное. А ведь микроскоп можно было переключить и на большее увеличение!
  При таком увеличении волосок казался не верёвкой, а бревном. А щепотка песка состояла не из маленьких камешков, а из приличного размера булыжников.
  Правда, был у большого увеличения и изъян: недостаток света. При малом увеличении изображение было яркое, а при большом - как бы погружённое в полумрак.
  Отец пояснил, что недостаток света, - это чуть ли не самая серьёзная проблема при пользовании микроскопом. Бороться с ней можно тремя способами.
  Первый, уже известный Павлу - использовать малое увеличение. Второй - рассматривать прозрачные и полупрозрачные предметы, подсвечивая их снизу, с помощью специального зеркала. Третий - освещать рассматриваемые объекты сбоку.
  - А что лучше? - сразу же поинтересовался Павел.
  - Когда как. Поработаешь как следует с микроскопом - сам разберёшься.
  После этого отец ушёл в летний домик, а сын продолжал свои эксперименты, пытаясь рассмотреть всё, что подсказывала ему фантазия. Пока, наконец, не стало темнеть.
  Тут как раз и мама ужинать позвала... Так что пришлось заканчивать, утешая себя мыслью, что завтра вечером он опять продолжит...
  
  Следующие дни Павел запомнил плохо. Долгие... Муторные... И не очень интересные.
  Кроме вечеров, конечно. Вечером его ждал микроскоп!
  Игрушка? Нет, больше, чем игрушка.
  Окно в новый, ни на что не похожий, мир.
  Всё, что можно было посмотреть так, 'с ходу', он посмотрел. А на остальное времени просто не было.
  
  Наконец, разборка на втором этаже была закончена. Помещение стало практически пустым. Небрежно брошенные доски временного пола. Огромное пустое пространство, ещё не разделённое на комнаты. Кое-где пара небольших штабелей стройматериалов, не использованных во времени постройки дома, да так и брошенных на чердаке.
  В общем, то, что нужно.
  Отец сказал, что это был предпоследний день. А в последний все четверо первым этажом займутся.
  
  Так что следующим утром все собрались на первом этаже.
  Там всё было практически сделано. Книжные шкафы стояли пустые, сервант - тоже. Павел ради любопытства открыл дверцы обоих платяных шкафов - там тоже ничего не было.
  Зимняя кухня сияла первозданной чистотой.
  Ощущение пустоты усугублялось тем, что со всех окон были сняты занавески.
  - Я что-то не понимаю! - воскликнул Павел. - Тут же всё уже сделано!
  
  - Ваш фронт работ не тут - улыбнулась мама. - На веранде лежат пакеты с мусором. Их надо выбросить. В зимней кладовке стоят сумки с нужными вещами. Их все надо перенести в сарай, летний домик или летнюю кладовку. Кто что будет делать - решайте сами.
  Отец с Павлом управились быстро - и сели отдохнуть за летний столик. Пока они отдыхали, мама закончила мыть в доме пол, а Лена - подогрела обед. Всё! Можно было торжественно отмечать конец 'нулевого этапа'.
  
  Потом было время отдыха. Отец, мама и Лена пошли погулять по улице. Павлу с трудом удалось отговориться от прогулки. Ему гораздо интереснее было заняться своим любимым микроскопом.
  На следующее утро должны были прийти мастера. Павлу сказали, чтобы он поменьше 'отсвечивал'.
  Это его более чем устраивало. Он сидел за летним столиком. Смотрел в окуляр микроскопа. А перед ним развёртывался волшебный микромир.
  
  Лишь в середине дня у него был короткий перерыв на обед. А потом опять - часы увлекательного времяпровождения.
  Закончил он лишь тогда, когда стало совсем темно. Лишь после этого Павел пошёл в летний домик и немного почитал книгу.
  Так прошло ещё несколько дней. А потом пришла пора уезжать в город.
  Мастерам оставили ключи от большого дома и летнего домика. И уехали в город.
  Микроскопы, по настоянию Павла, взяли с собой. Оба - и работающий, и сломанный.
  Зачем сломанный? Просто Павел хотел увидеть, как этот прибор устроен изнутри. Вот он и хотел сломанный микроскоп разобрать.
  Не ломать же ради этого хороший экземпляр?
  
  После приезда в город Павел еле дождался момента распаковки микроскопа. И сразу же им занялся.
  Казалось бы, в городе смотреть нечего. Главное - практически нет никакой живности.
  Но Павел и тут нашёл, что посмотреть. Острие иголки (под микроскопом оно выглядело вызывающе тупым). Наручные часы (движение секундной стрелки было видно невооружённым глазом). Кусочек ваты (выглядел как переплетение полупрозрачных нитей).
  А огромные кристаллы соли и сахара! А кусочек сырой моркови, похожий на желе! А зёрнышко чёрного перца, похожее на планету, покрытую горами!
  Любой предмет выглядел под микроскопом странно и необычно. Главное - он должен был быть достаточно маленьким, чтобы суметь разместиться на предметном стекле микроскопа.
  Сестра к изысканиям Павла относилась с интересом. А вот родителям было не до этого. У них были свои проблемы.
  
  Сентябрь и начало октября прошли под знаком ремонта. Отец ездил на дачу два раза в неделю и внимательно следил, что делают мастера. Пока серьёзных претензий у него не было.
  Он и маму приглашал съездить вместе с ним. Но та отказывалась, говоря, что приезжать на два часа смысла не видит. А ехать на целый день не хочет, потому что жить негде. В летнем-то домике уже холодно...
  Но, после того как реконструкция дома была полностью закончена и с мастерами рассчитались, на дачу поехали все.
  Конечно, Павлу было тоже интересно. Что-то там мастера сумели сделать?
  
  Вначале было разочарование. Дело в том, что внешне дом практически не изменился. Стал немного наряднее и свежее - но и только. А вот внутри...
  Внутри загородный дом был похож на городскую квартиру. Со всеми её атрибутами.
  Самое главное Павла ждало наверху. Собственная комната! С видом на речной берег!
  Мебель в ней уже стояла (как и везде в доме). Кровать, тумбочка, столик, два стула. Отец сказал, что скоро ему ещё шкаф поставят.
  В общем, жить можно. Даже с комфортом.
  
  Особенно хорошо стало, когда печку протопили. Температура в доме сразу повысилась, так что спокойно можно было снять верхнюю одежду.
  Потом между родителями разгорелось дискуссия. Мама заявила, что они всё посмотрели и можно со спокойной совестью уезжать в город. А отец предложил сделать ещё одну проверку - самую главную. В доме переночевать. А что? Тепло. Еда есть. Постельное бельё можно быстро из летнего домика перенести. Так почему бы не попробовать?
  Маму такая идея страшно возмутила. Она обозвала отца авантюристом. Мол, хочешь проверить - так сам и ночуй. Простудишься - твои проблемы. А других-то зачем на это подбивать?
  Но тут идею ночёвки поддержали дети - и маме пришлось уступить.
  
  Заснул Павел не сразу. Слишком жарко было. Похоже, не только ему - потому что мама встала и открыла форточку. После этого сразу стало легче - и Павел заснул.
  Проснулся он довольно поздно. В доме было тепло. С кухни доносился запах свежеподжаренных блинов.
  Тут в комнату вошёл отец:
  - Вставай, сынок! Уже десять часов! - весело сказал он.
  
  Мама тем временем жарила блины и возмущалась. Мол, не так уж здесь и хорошо. Вечером слишком жарко. Не заснуть. Мол, всё-таки надо было котёл с паровым отоплением делать.
  А отец оправдывался, что всё не так. Просто топить надо поменьше и пораньше. А паровое отопление, мол, хорошо тогда, когда постоянно за городом живёшь. А для коротких 'наездов' печки гораздо лучше.
  Позанимавшись в доме и на участке всякой мелочью, семья не торопясь собралась и поехала домой.
  
  Павел сидел у окна и слушал перестук колёс.
  За окном была золотая осень. Яркая и праздничная, хотя и немного грустная.
  Но Павел любил не только лето, но и осень. Так что настроение у него было очень хорошее.
  И, говоря честно, для этого имелись все основания. У него потрясающие родители и замечательная сестра. В школе всё нормально. За городом в любой день года его ждёт замечательный дом, в котором у Павла есть своя комната.
  А ещё - в городе его ждёт самый замечательный прибор на свете - микроскоп.
  Разве этого мало для того, чтобы сказать, что жизнь прекрасна?
  
  
  Глава вторая. Павел выбирает профессию
  
  ----------------------- Обновление от 04.04.20 ------------------------
  
  И родители, и сестра думали, что увлечение микроскопом продлится у Павла недолго. Ничего подобного! Увлечение не проходило. Только углублялось.
  Родителей такая целеустремлённость в какой-то степени даже пугала. А сестра относилась к этому с интересом и пониманием.
  Нет ничего удивительного в том, что, когда надо было купить Павла подарок к дню рождения и Лена пошла для этого в книжный магазин, она сразу же обратила внимание на огромную книгу, на обложке которой был изображён микроскоп. Она задумчиво полистала огромный том - и поняла: это именно то, что нужно!
  
  В первый момент Павел обрадовался: он решил, что это книга о микроскопах. Правда, полистав, быстро понял свою ошибку и спросил сестру: зачем ему книга 'Биология для начинающих'?
  - А ты почитай - и сразу же поймёшь! - загадочно улыбнувшись, ответила сестра.
  Павел взял книгу в руки - и сразу же заинтересовался, заметив много цветных картинок. Самое интересное, что на многих были изображено то, что можно увидеть только под микроскопом. Иногда это были крохотные живые существа под большим увеличением. А порой - целые сценки из 'микроскопической' жизни.
  
  Книжка начиналась со скучного предисловия, которое Павел честно попытался прочитать. Но с огромным трудом осилил лишь первые две страницы. А потом мысленно махнул рукой. Он обязательно прочитает это предисловие, но позже... Когда с более интересными частями книги ознакомится.
  А вот уже первая часть читалась гораздо легче. Про то, как возникла и развивалась биологическая наука.
  Особо захватила Павла глава о создании микроскопа. Говоря точнее - двух совершенно разных типов микроскопа.
  Первый вариант был создан итальянцем Галилео Галилеем и усовершенствован англичанином Робертом Гуком. Он был очень похож на современные микроскопы, состоя из нескольких линз вполне привычного вида.
  Второй вариант был создан голландцем Антони ван Левенгуком. Он выглядел необычно, состоя всего из одной линзы. Но такая линза могла давать увеличение до пятисот раз!
  
  Теперь Павел примерно понимал, как устроен микроскоп, и ему вдруг захотелось сделать его самому.
  Казалось бы: что за блажь? Зачем делать нелепую самоделку сомнительного качества, если есть готовый прибор, произведённый на фабрике?
  Зачем, зачем? Просто интересно!
  
  Микроскоп Левенгука, говоря формально, был проще, состоя всего из одной линзы. Но такие линзы в магазине не продавались. А делать самому? Нет, к такому Павел готов не был!
  Оставался вариант с микроскопом Гука. Для него было нужно всего несколько линз. Обычных луп, которые можно было купить во многих магазинах.
  Павел собрал все свои карманные деньги, закупился десятком увеличительных стёкол самого различного увеличения. И стал экспериментировать.
  
  Вначале у него не получалось ничего, потом удалось сделать что-то вроде подзорной трубы. И лишь после двух дней экспериментов Павел соорудил то, что с натяжкой можно было назвать 'микроскопом'.
  Только вот увеличение было не очень большим. А качество изображения так и вообще ужасным. В общем, странная и бесполезная штука получилась.
  Но Павел не унывал. Так уж устроен человек: сделанное своими руками для него несравнимо дороже, чем сделанное кем-то другим.
  А то, что плоховато получилось - не беда! Надо только соответствующую теорию поизучать.
  
  Что делать в этой ситуации, Павел чётко знал: обратиться к старшей сестре. Она была отличница и вполне могла дать дельный совет по этому вопросу.
  Узнав, что младший брат решил сам сделать микроскоп, девушка пробормотала 'ну, вреда от этого не будет'. И проинформировала брату, что за увеличительные стёкла, телескопы и микроскопы отвечает отдельная наука: оптика. Которая, в свою очередь, является частью другой науки: физики.
  - Так что читай учебник физики! - подытожила сестра. - Там ты найдёшь все ответы на свои вопросы.
  - Легко сказать - учебник физики! - прокомментировал Павел. - А откуда я его возьму?
  - А знаешь, есть вариант! - хлопнула себя по лбу сестра. - В кладовке стоит чемодан с моими старыми школьными учебниками. Бери и читай сколько хочешь!
  
  Но сначала этот чемодан надо было найти. И вытащить в комнату Павла.
  Поиск в кладовке неизбежно вызывал беспорядок в квартире. Хотя и временный. Ясно, что такое родителям никак не могло понравиться. Поэтому брат и сестра улучили момент, когда были в квартире одни - и приступили к поискам.
  В их квартире кладовка была просто невероятной вместимости. Правда, был у неё один серьёзный минус: то, что оказывалось в последнем или в предпоследнем ряду, найти было очень-очень трудно. Приходилось вытаскивать наружу то, что было в первом и втором ряду.
  Но выхода не было. И вскоре после начала поиска вся квартира оказалась заваленной всякими экзотическими, старыми или просто ненужными предметами.
  - Вот он! - наконец воскликнула сестра. - И показала Павлу уголок огромного чемодана.
  Громоздкую штуку вытаскивали вместе. А потом затаскивали в комнату Павла.
  Дальше было легче: надо было просто сложить всё вытащенное обратно.
  - Надеюсь, сегодня я мучилась не зря! - улыбнулась сестра. - Так что флаг тебе в руки - иди и изучай. Удастся сделать что-нибудь интересное - обязательно покажи!
  Так Павел и сделал. Достал из чемодана учебники, разложил их на столе и начал тщательно перебирать.
  
  Только теперь он понял, какое богатство оказалось у него в руках.
  Это было что-то невероятное! Учебники, большинство из которых были невероятно интересными! Совсем не такие, по которым он учился до сих пор!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"