Мир после третьей мировой. Мир, где оружие умеет разговаривать. Мир, где немногие выжившие вынуждены ежедневно доказывать право на жизнь при помощи оружия.
Увы, столь многообещающая аннотация не рассказала главного - мир, изображенный автором, до неприличия вторичен. С первых строк меня не оставляло ощущение, что я читаю книгу "по мотивам" дивовского "Закона Фронтира", кое-как приправленного переработанными выдержками из "Пути меча" Олди.
Главных героев здесь два, если считать "положительного" Айсмана с его говорящим автоматом за один. Негативный, как и положено ему по законам жанра, неимоверно пафосен, несгибаемо крут, отвратительно безжалостен и вообще редкостный гад. Его антагонист, против ожидания, является лишь его "уменьшенной копией", что позволяет ему достаточно органично взаимодействовать с окружающими, не убивая их "прямо здесь и прямо сейчас".
Я не просто так упомянул последнюю особенность - "гад" Швейцарец, такое ощущение, страдает редкой формой аллергии на живых людей, убивая их, когда можно и даже когда нельзя. Иногда создается ощущение, что автор поставил перед собой задачу вывести не "оружейного" маньяка, а самого обычного психопата. И, к слову, с поставленной задачей почти справился.
Почему почти? Потому, что бодрое, даже, я бы сказал, лихое начало книги вскоре сменяется серией разрозненных эпизодов - очень, до неправдоподобия эффектных, которые крайне слабо связаны между собой логически. Складывается ощущение, что в книгу были насильно втиснуты все "рабочие материалы по постапокалиптике", которые накопились у автора в момент написания книги. И чем дальше, тем хуже - логика окончательно исчезает, ритм повествования становится рваным, а эффектность подменяет собой все остальное. В итоге сюжет начинает давать течь, а после и вовсе рассыпается на ворох разноцветных картинок.
К слову, о сюжете. Его завязка довольно стандартна для постапокалиптики: хорошего героя подряжают поработать проводником, но по следам заказчика идет "плохой герой" - вот и конфликт. Останься автор верен годами отработанной методике, ничего страшного бы не произошло, но, увы, ему захотелось быть оригинальным (про говорящее оружие - потом).
Традиционно считается, что сверхусилия героя нужны, чтобы осуществить столь же важную и глобальную цель. Увы, здесь все не так. Ближе к концу мы наконец-то узнаем, ради чего Айсман сотоварищи продирался сквозь болота и радиоактивные пустоши, спасался от мутантов и сражался с бандитами. Никогда не поверите - заказчице захотелось попутешествовать. Вот так просто - захотелось, и все.
К слову, эта движущая сила "захотелось" - основная в произведении. Зачем грабить наемного убийцу, который должен исполнить критически важное задание? Зачем наемнику убивать заказчика? Зачем менять реактивный бомбардировщик на кукурузник? Зачем переться в смертельно опасное место, если в итоге все равно нужно в другое? Да, в последнем случае отмечу, что способ переправиться через бывшую Волгу существовал и без этого, а Ан-2, как ни крути, в эксплуатации куда безопаснее самодельного (!) воздушного шара - даже если допустить, что гелиевого.
А что же насчет говорящего оружия, спросите вы? Ну... оно есть. То есть, присутствует. Только, вот незадача, говорит не все оружие, а буквально единичные экземпляры. Если у Олди разумом обладали все - притом весьма своеобразным, то разговоры автомата Сашки по стилю ничем не отличаются от речи главных героев и введены, такое ощущение, ради "захотелось". Более того, чем "дальше в лес", тем очевиднее становится, что автор тему "разумного огнестрела" так и не удосужился продумать - там, где в "Пути меча" имелась стройная система, в "Автоматной балладе" ржавеет ворох наскоро подоткнутых костылей.
Итог: измени Поволжье на Зону, а цель путешествия на Монолит - и мы получим типичный боевик известной литературно-игровой серии, благо само понятие "аномалия" позволяет нарушать логику, как хочется автору. Но в качестве отдельной книги - уж лучше "Закон фронтира" Дивова.