Чугунов Николай : другие произведения.

Андрей Уланов. Автоматная баллада

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Андрей Уланов. Автоматная баллада
  Постъядерная фантастика
  
  Мир после третьей мировой. Мир, где оружие умеет разговаривать. Мир, где немногие выжившие вынуждены ежедневно доказывать право на жизнь при помощи оружия.
  
  Увы, столь многообещающая аннотация не рассказала главного - мир, изображенный автором, до неприличия вторичен. С первых строк меня не оставляло ощущение, что я читаю книгу "по мотивам" дивовского "Закона Фронтира", кое-как приправленного переработанными выдержками из "Пути меча" Олди.
  
  Главных героев здесь два, если считать "положительного" Айсмана с его говорящим автоматом за один. Негативный, как и положено ему по законам жанра, неимоверно пафосен, несгибаемо крут, отвратительно безжалостен и вообще редкостный гад. Его антагонист, против ожидания, является лишь его "уменьшенной копией", что позволяет ему достаточно органично взаимодействовать с окружающими, не убивая их "прямо здесь и прямо сейчас".
  
  Я не просто так упомянул последнюю особенность - "гад" Швейцарец, такое ощущение, страдает редкой формой аллергии на живых людей, убивая их, когда можно и даже когда нельзя. Иногда создается ощущение, что автор поставил перед собой задачу вывести не "оружейного" маньяка, а самого обычного психопата. И, к слову, с поставленной задачей почти справился.
  
  Почему почти? Потому, что бодрое, даже, я бы сказал, лихое начало книги вскоре сменяется серией разрозненных эпизодов - очень, до неправдоподобия эффектных, которые крайне слабо связаны между собой логически. Складывается ощущение, что в книгу были насильно втиснуты все "рабочие материалы по постапокалиптике", которые накопились у автора в момент написания книги. И чем дальше, тем хуже - логика окончательно исчезает, ритм повествования становится рваным, а эффектность подменяет собой все остальное. В итоге сюжет начинает давать течь, а после и вовсе рассыпается на ворох разноцветных картинок.
  
  К слову, о сюжете. Его завязка довольно стандартна для постапокалиптики: хорошего героя подряжают поработать проводником, но по следам заказчика идет "плохой герой" - вот и конфликт. Останься автор верен годами отработанной методике, ничего страшного бы не произошло, но, увы, ему захотелось быть оригинальным (про говорящее оружие - потом).
  
  Традиционно считается, что сверхусилия героя нужны, чтобы осуществить столь же важную и глобальную цель. Увы, здесь все не так. Ближе к концу мы наконец-то узнаем, ради чего Айсман сотоварищи продирался сквозь болота и радиоактивные пустоши, спасался от мутантов и сражался с бандитами. Никогда не поверите - заказчице захотелось попутешествовать. Вот так просто - захотелось, и все.
  
  К слову, эта движущая сила "захотелось" - основная в произведении. Зачем грабить наемного убийцу, который должен исполнить критически важное задание? Зачем наемнику убивать заказчика? Зачем менять реактивный бомбардировщик на кукурузник? Зачем переться в смертельно опасное место, если в итоге все равно нужно в другое? Да, в последнем случае отмечу, что способ переправиться через бывшую Волгу существовал и без этого, а Ан-2, как ни крути, в эксплуатации куда безопаснее самодельного (!) воздушного шара - даже если допустить, что гелиевого.
  
  А что же насчет говорящего оружия, спросите вы? Ну... оно есть. То есть, присутствует. Только, вот незадача, говорит не все оружие, а буквально единичные экземпляры. Если у Олди разумом обладали все - притом весьма своеобразным, то разговоры автомата Сашки по стилю ничем не отличаются от речи главных героев и введены, такое ощущение, ради "захотелось". Более того, чем "дальше в лес", тем очевиднее становится, что автор тему "разумного огнестрела" так и не удосужился продумать - там, где в "Пути меча" имелась стройная система, в "Автоматной балладе" ржавеет ворох наскоро подоткнутых костылей.
  
  Итог: измени Поволжье на Зону, а цель путешествия на Монолит - и мы получим типичный боевик известной литературно-игровой серии, благо само понятие "аномалия" позволяет нарушать логику, как хочется автору. Но в качестве отдельной книги - уж лучше "Закон фронтира" Дивова.
  
  Оценка: 4 из 10.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"