Об истории города Мурманск (столицы северных морей с единственным незамерзающим портом на Севере нашей Отчизны), в частности - в годы Великой Отечественной войны, можно узнать, посмотрев ролик:
http://my.mail.ru/mail/nikman54/video/33/69.html
Как я уже упоминал, она довольно интересна, как история последнего города Российской империи, так и последнего города-героя бывшего Советского Союза. Последнее обстоятельство: запоздалое награждение Мурманска этим званием в 1985 году 6 мая, уже незадолго до краха социалистического пути развития страны, вызывает естественное недоумение, однако, на мой взгляд, ничуть не умаляет его величия, как города воинской славы и мужества.
Я же в этом рассказе хотел поведать вот о чём.
О событиях на перешейке Муста-Тунтури страна узнала утром 2 июля 1941 года. Московское радио сообщило, что 'на мурманском направлении противник повел наступление на полуостров Средний. Наши войска оказывали упорное сопротивление, нанося ему большие потери'. Берлинское же радио в этот день заявило своим слушателям о том, что 'горно-егерские дивизии генерала Дитля штурмом овладели полуостровами Рыбачий и Средний'. Как обычно, немецкая пропаганда выдавала желаемое за действительное.
У каждого человека в жизни есть дорогие сердцу места, которые запомнились на всю жизнь. Там, далеко на Крайнем Севере, стоит днём и ночью, в любую погоду, зимой и летом, как бессменный часовой - хребет, где я впервые каждой клеточкой ощутил, что такое война с её бессмысленной жестокостью.
Рассказывают, что однажды здесь встретились два ветерана: наш и один из тех стрелков из 'Эдельвейс', что надеялись на лёгкую прогулку по нашей территории.
И вот эти двое, уже давно немолодых мужчин, никогда не знавших друг друга, три с лишним года, противостоявшие в окопах по разные стороны от передовой, не стесняясь и не скрывая слёз, обнявшись - рыдали.
Что было в этих слезах? Раскаяние, прощение?..
Каких же человеческих и нечеловеческих усилий стоила война, чтобы оставить такой след в сердцах и памяти людей?
Почему на Кольском полуострове благополучно провалились все до единой многочисленные операции немецкого командования: "Луг", "Голубой песец", "Черно-бурая лиса", "Ловля лосося" и др.? Ответ на этот вопрос ещё ждёт своих исследователей.
Как известно, война в Арктике носила особенный характер; считается, что об истинных причинах и целях её знали только Гитлер и Сталин. Фашистов, помешанных на мистике, больше интересовало довольно далёкое прошлое советского Заполярья. Аненербе, корни которого следует искать в деятельности эзотерического общества 'Туле' , возникшего на заре нацизма, надеялось найти здесь землю Туле, а так же другие следы Гипербореи, осколками которой, являются многочисленные острова и архипелаги Арктики, а так же Кольский п-ов. В пользу несомненного существования Гипербореи (прародины арийцев, людей высшей расы, прямыми потомками коих и считали себя основатели Третьего рейха) говорят многие факты: в частности арктический ландшафт и рельеф дна явно не океанического, а материкового происхождения, в точности совпадающий с древними картами, где эта ойкумена обозначена как материк, а наличие крупных залежей высококалорийного каменного угля на Шпицбергене явно указывает на то, что во времена оные здесь был довольно жаркий климат. Скорей всего до недавнего, по историческим меркам, времени существовали видимые и населённые людьми осколки (затонувшей, как Атлантида) легендарной страны, в виде земель Ultima Tule и Санникова, ставших известными благодаря видевшим их воочию древнегреческому купцу и путешественнику Пифею из Массалии, который жил в IV веке до н.э. и купцу-зверопромышленнику Якову Санникову видевшего одноимённую землю в 1810 и следующем 1811 году.
Землю Санникова видели Пётр Анжу в 1824 и Эдуард Толль в 1886 и 1893 годах. Опытные исследователи никак не могли спутать каменные горы с облаками или чем-нибудь другим, но полыньи и торосы не позволили очевидцам достичь неведомой суши ни на собачьих упряжках, ни на лодках.
Однако, в 1894 году Фритьоф Нансен, дрейфуя на 'Фраме', именно там, где на картах значилась земля Санникова - ничего не обнаружил, она исчезла.
Ещё задолго до, и накануне войны германские спецслужбы проявляли прямо-таки нездоровый интерес к исследованиям и вообще всему, что касалось русского Севера и материкового побережья Северного Ледовитого океана. Они были более чем информированы о результатах экспедиции Барченко - Бокия на Кольский. Им стал известен эффект так называемого мирячения (полярного психоза) распространенного среди коренного населения Мурмана, с помощью которого они (как, впрочем, и руководство нашей страны) надеялись массово влиять на психику людей, превращая их в послушных исполнителей своей воли. Это ли не мечта правителей всего мира?
Немецкие специалисты с попустительства безответственных руководителей Советского Союза участвовали в довоенных проводках караванов по Северному морскому пути, кстати впервые за одну навигацию пройденного экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на печально известном героическом ледокольном пароходе 'Александр Сибиряков'. Так же 26-30 июля 1931 года немецкий дирижабль "Граф Цеппелин" с научными целями (неофициально также и разведывательными) пролетел над значительной частью советской Арктики, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку.
На его борту находились и советские специалисты, но отснятые материалы были скрыты от них под предлогом, якобы случайного уничтожения немецким оператором.
Кроме того, во время Великой Отечественной войны в нашем секторе Северного Ледовитого океана на многих островах была развёрнута разветвлённая сеть вражеских метеостанций (одна даже располагалась в Белом море близ Архангельска), попутно занимавшихся разведывательной деятельностью, а также собиравших информацию о передвижении наших судов и кораблей.
Теперь становится понятным, почему, отправляясь в одиночное плавание, так уверенно и нагло вели себя в наших северных широтах фашистские рейдеры и субмарины. Попутно с уничтожением конвоев Ленд-лиза у волчьей стаи гросс-адмирала Дёница были и другие только им известные задачи, иначе зачем бы понадобились секретная "Базис Норд" в губе Западная Лица на Кольском или другая - аж в устье сибирской реки Лены? Много и других вопросов, например, что искали фашисты на п-ве Таймыр, что за секретный завод (откуда никто живым не выходил) работал в Девкиной заводи в Лиинахамари? Неужели и вправду верны сведения об изготавливаемых и испытуемых здесь на Кольском нацистами летающих тарелках. Так это или нет, но существует версия, что привлечённые к испытаниям саамские шаманы, (которых в конце войны свезли и расстреляли в концлагере Маутхаузен) своими обрядами помогали этим самым 'тарелкам' летать.
Еще до войны Аненербе располагало сведениями, что в где-то в Мурманской обл. в подземелье хранится раритет из разряда чаши и копья Грааля, а именно - оригинал арийской азбуки вкупе с уникальными, сверхъестественными, тайными знаниями. Не его ли искали немецкие спецслужбы на берегу Сейдозера на Мурмане, где возле взорванного или заваленного ими после окончания работ входа в пещеру или шахту, существовавшую, по-видимому, задолго до их визита, были обнаружены ящики с немецким обмундированием и оборудованием?
Каковы результаты всех этих поисков-происков нацистов на нашем Севере?
Вряд ли в обозримом будущем мы сможем узнать ответ на этот вопрос, потому что искать его следует в разрозненных документах Третьего рейха, а также хранящихся под грифом "Секретно" и "Совершенно секретно" архивах Великобритании, США и нашей с вами страны.
Очевидно одно: в чём-то служба Аненербе явно преуспела, иначе чем объяснить невиданный, наступивший после 1943 года, прорыв германской военной промышленности в области несуществующих ещё в то время технологий баллистического и тактического ракетостроения, ядерных реакций, реактивного самолётостроения и тяжёлых вооружений. Себе на беду, а нам на счастье - фашисты не успели до конца войны закончить испытания и приступить к производству оружия массового уничтожения.
Насчёт же фатального, необъяснимого, даже мистического невезения захватчикам на Кольском Севере - это факт неоспоримый, хотя, возможно, вполне объяснимый. Если всё-таки какие-то знания ими были добыты, да плюс захваченное и всю войну активно разрабатываемое уникальное богатейшее медно-никелевое месторождение в Колосйоки (ныне п. Никель, Мурманской обл.), в котором было сосредоточено в то время 80% европейских запасов никеля, то как сказать - фашисты вполне могли успокоится и на достигнутом, потому как все их хлопоты на Кольском п-ве уже были окуплены более, чем с лихвой.
Подробные детали всего вышесказанного, не дающие, к сожалению, однозначных ответов, можно при желании легко отыскать в Интернете или прочитав книгу Ковалёва С. А.
Мне, наконец, осталось сделать одно небольшое замечание, имеющее отношение к уже послевоенному времени.
Как известно, Арктика, как, впрочем, и Антарктика, до сих пор до конца не изучены и не изведаны, и мы имеем довольно смутное представление об этих областях планеты Земля.
Тем не менее, просачивающиеся документы и рассказы очевидцев, не оставляют сомнения в том, что в этих районах происходят довольно странные события. В этой связи вполне уместно будет упомянуть адмирала Ричарда Бёрда.
Вот выдержка из Википедии.
'Ричард Ивлин Бёрд, известен широкому кругу людей как полярный лётчик, первооткрыватель, исследователь и путешественник. Ещё 28 ноября 1929 года он совершил перелёт над Южным полюсом. Ричард Бёрд к тому времени уже имел опыт двух рекордных перелётов - над Северным полюсом в 1926 году и через Атлантический океан из Нью-Йорка к побережью Нормандии в 1927. После этого Ричард Бёрд ещё четыре раза бывал в антарктических экспедициях, включая довольно странную операцию ВМФ США 'Высокий прыжок', породившую множество слухов о летающих дисках, атаковавших американский флот из-под воды у берегов Антарктиды. Последняя экспедиция с его участием состоялась в 1956 году, а в 11 июня 1957 адмирал Ричард Бёрд умер в своем доме в Бостоне.
Однако кроме слухов об операции 'Высокий прыжок' 1946 года, в которой флот США потерял несколько боевых кораблей и десятки истребителей в бою с неизвестным противником, за именем Ричарда Бёрда закрепилась ещё одна тайна. Он оставил после своей смерти дневник с любопытными подробностями экспедиции 1947 года, не вошедшими в официальные отчеты.
В этих записях говорится о том, что во время перелёта через Северный полюс в 1947 году самолет Бёрда оказался на обратной стороне Земли. После смерти адмирала Бёрда эти записи, написанные им в 1956 году в личном дневнике, стали достоянием общественности.'
Интересно, что в нём упоминаются летающие тарелки со свастикой и высокие светлые люди, говорившие, к тому же, на немецком языке.
Вышесказанное, разумеется, из разряда небылиц (как сейчас говорят - развод или фейк), однако отнести эту информацию на счёт лишь старческой деменции или бурной фантазии известного полярника, адмирала - рука не поднимается.
Об экспедициях Бёрда и о его дневниках много информации в Интернете.
На этом, пожалуй, чтобы не утомлять читателей, я закончу затянувшийся ознакомительный исторический экскурс, тем более - он не главная цель моего рассказа, и теперь уже без мистики попытаюсь объяснить, прежде всего себе, причины бесславного фиаско элиты германских войск на Мурманском направлении.
Здесь, несомненно, мы имеем дело с чисто человеческим фактором, плюс, конечно, довольно суровый климат и отсутствие дорог. Спустя много лет, предаются огласке и другие факты.
Так из обнародованных теперь дневников генералов Щербакова, Коломейца и комиссара Антонова, явствует, что сражавшаяся в Заполярье Полярная (или, как её называли фашисты - Дикая) дивизия, в основном состояла из т. н. "уголовников",
http://my.mail.ru/mail/nikman54/video/33/63.html
хотя, применительно к тем условиям - термин этот не вполне уместен, потому как в приснопамятные времена загреметь на нары запросто мог каждый в любую минуту.
Причём, изначально бойцы дивизии не были даже в достаточной мере вооружёны. В атаку шли с одной винтовкой на троих, без касок, патронов, гранат: оружие приходилось добывать в бою.
Такое, пожалуй, возможно только в нашей стране.
Немудрено, что к исходу войны в Заполярье из 12.5 тыс. первоначального личного состава дивизии в живых не осталось почти никого.
Эта, наводившая смертельный ужас на врага, героическая Полярная (позднее 186-я стрелковая) дивизия, сформированная по официальным данным - из ополченцев и вошедшая в состав Красной Армии 5 сентября 1941 года, стала неприступным бастионом на реке Западная Лица, который фашисты, остановленные на полпути от границы до Мурманска в первый же месяц войны, так и не сумели преодолеть за три с лишним года непрестанных боёв.
Нельзя не упомянуть 614 штрафную роту, специально созданную для обороны хребта Муста-Тунтури, которым в войну здесь на Севере пугали не меньше, чем нынче детей Бабой-Ягой.
Время было тяжёлое, фронт нуждался в пушечном мясе, а ведь человеческая жизнь в нашей странной стране не ценилась никогда. Известный девиз руководителей государства и военачальников любого ранга и во все времена: 'Солдат не жалеть. Бабы новых нарожают' - актуален, к сожалению, по сей день. А потому необоснованные потери личного состава нашей армии на Кольском - отнюдь не единичный случай, ведь за примерами далеко ходить не надо: это и Мясной Бор, и Ржевское направление, где бессмысленно полегло более 2 млн наших солдат и Зееловские высоты уже в самом конце войны, и бесчисленное множество других примеров, когда враг просто заваливался трупами наших солдат, да так, что немецкие пулемётчики сходили с ума, как это происходило на железнодорожной станции Погостье, в Ленинградской обл.
Покаяния от виновных мы так и не дождались, как всегда война всё списала.
Вот почему оборона Заполярья обошлась нам в 80 тыс. убитыми, в то время, как фашистские потери составили порядка 15 тыс. Создаётся впечатление, что не они, а мы наступали на чужую территорию, потому как обычный расклад потерь обороняющихся и наступающих 1:3 или пусть даже 1:5 был превышен с лихвой. Впрочем, такой же расклад и по общим потерям: во Второй мировой войне Германия потеряла 10 млн, а наша страна 28 млн. чел.
Разумеется, самая опасная и тяжёлая участь выпадала на долю бойцов из штрафбатов. Это их бросали на самые опасные участки, это они (т.н. "ботики") доставляли через перешеек между п-ом Средний и хребтом Муста-Тунтури боеприпасы и продовольствие, а обратно - раненых. Перешеек (абсолютно, между прочим, открытое пространство) получил своё печальное название "долины смерти" ещё раньше Долины Смерти (ныне Долина Славы) у Западной Лицы. После трёх ходок туда и обратно судимость снималась, но не все возвращались из этих рейдов, т.к. сидевшие на вершинах хребта немецкие снайперы, да и артиллерия, для которых "ботики" внизу были лёгкой, как на ладони, добычей - не зевали.
Основным защитником Тунтури была 12-я бригада морской пехоты Северного флота, базировавшаяся на п-ве Рыбачий. Сколько людей прошло через все круги ада 614-й роты, входившей в состав бригады, сколько раз за период обороны сменился её личный состав, пополняя быстро редеющие, в силу ежедневно десятками гибнущих штрафников, ряды - известно одному Богу. Не секрет, что на Кольском полуострове не было крупных сражений, тем не менее, боевые действия велись ежедневно и круглосуточно в течение 1200 дней и ночей, а значит круглосуточно работали и "ботики".
Безусловно, решающий вклад в победу внесли и лётчики, и краснофлотцы, и все сухопутные подразделения нашей армии. Можно долго рассказывать о подвигах не только наших солдат, но и гражданских лиц. Чего стоит только исторический бой ледокола "Александр Сибиряков" (второго нашего "Варяга") с немецким крейсером "Адмирал Шеер", подвиг бывшего рыболовного траулера "Туман" 10 августа 1941года вступившего в неравную схватку с тремя фашистскими эсминцами. Подвиги сержанта Бредова Анатолия Фёдоровича и пограничника ефрейтора Бабикова Михаила Васильевича, подорвавших себя и окруживших их фашистов последней гранатой. Ну, а уж лётчиков Бориса Феоктистовича Сафонова и Сорокина Захара Артёмовича, а также командира подводной лодки К-21 Лунина Николая Александровича, торпедировавшего любимый Гитлером тяжёлый линкор "Тирпиц", надеюсь, знает каждый, кто хоть немного знаком с историей Великой Отечественной войны.
И ещё озвучу тот факт, что фронтовая разведка Северного флота, которому подчинялись все вооружённые силы Заполярья в годы войны была одной из лучших, если не лучшей из всех фронтов. Узкие специалисты наперечёт знают капитана Юневича, капитана Барченко-Емельянова, командира 181-го отдельного разведовательного отряда Северного флота, дважды Героя Советского Союза Леонова Виктора Николаевича, крёстного отца, кстати, современного Спецназа, боевой опыт и операции которого поныне пристально изучаются и преподаются в разведшколах всего мира.
И многих других, для кого разведка стала работой, смыслом жизни, в котором раскрылся весь талант человека, чему без остатка была посвящена вся жизнь, все помыслы, отданы все силы и чьи имена навечно вписаны золотом в гранит истории фронтовой разведки. От себя лишь добавлю имя командира разведотряда Столпнева Иммануила Константиновича, воздав должное его светлой памяти за освобождение моего края и родного посёлка Никель. В послевоенное время все никельчане относились к нему с большим уважением и за глаза звали 'Борода' (у него было ранение в лицо и потому он носил бороду). Работал в райкомхозе и ничем, казалось, не отличался от простых смертных, когда бы не праздники на которые его непременно приглашали, и было за что: такой 'иконостас' из боевых наград довольно высокого ранга (и это когда ещё не было юбилейных наград) - пришёлся бы впору не меньше, чем командующему фронтом.
О подвигах разведчиков Северного флота можно узнать, посмотрев фильм 'Чёрные бушлаты'. Отчасти он художественный и больше собран из отдельных событий, происходивших на Северном фронте, однако конкретные эпизоды, показанные в нем - имели место быть. И, пусть не в полной мере - но авторам удалось показать героизм, мужество и отвагу защитников Заполярья.
Но всё же, всё же, всё же...
Хотелось бы отдать должное, замолвив доброе слово и о тех, кто считался чуть ли не врагом народа. Они также заслужили благодарную память, сражаясь бок о бок наравне со всеми за свободу нашей Родины.
О бойцах одного из штрафных батальонов - моё стихотворение.
Штурм. Муста-Тунтури
О чём думает человек, идущий на верную гибель?
Наверное, мысленно прощается с родными и близкими, землёю, травою или снегом, этим небом и облаками...
Но вот - сигнал к атаке. Последняя затяжка и всё забыто, в мозгу гвоздём одна мысль: вперёд - обратной дороги нет. Всё, что было раньше - это другая жизнь, сейчас: только вперёд - быстрее преодолеть открытое пространство. В этом рывке ненависть к противнику и желание во что бы то ни стало выполнить приказ, и инстинкт самосохранения с последней надеждой: а вдруг повезёт?
Кровь, закипая, бешено молотит в висках, ноги ватные, перед глазами красная пелена; и вдруг удар, толчок, недоумение - что это, неужели конец?
Агония, смерть.
Такими или примерно такими были последние минуты семисот пятидесяти бойцов 614-й отдельной штрафной роты, штурмовавших высоту 260 хребта Муста-Тунтури.
Они, оставшиеся лежать на склонах и в ущелье хребта, помогли ускорить разгром немецких егерей и освободить советское Заполярье от оккупантов.
Мы не помним их фамилий, не видели в лицо, но точно знаем, что у них был единственный шанс искупить свою действительную (или, что чаще - надуманную) вину и умереть героями. Они с честью использовали эту возможность и погибли, так как иного исхода быть просто не могло: невозможно было взять почти отвесную скалу под шквальным огнём пулемётов и огнемётов. Однако, свою основную задачу рота выполнила: отвлекая внимание врага - дала возможность взять эту высоту другим. И как бы ни складывалась жизнь бойцов до этой последней в их жизни атаки - они погибли с чистой совесть и заслужили нашу светлую память о их подвиге!
Из мемуаров генерал-лейтенанта Сергея Ивановича Кабанова о штурме хребта Муста-Тунтури:
Во время Петсамо-Киркенесской операции, 12 бригада морской пехоты с приданной 614-й отдельной штрафной ротой и 1-м заградительным отрядом Северного оборонительного района начала наступление с перешейка на полуострове Средний. К 12-00 части бригады преодолели горный хребет Муста-Тунтури и соединились с частями 63-й бригады морской пехоты, высадившимися в тыл врага. К исходу второго дня части бригады перерезали дорогу Титовка - Пороваара.
В начатой в 3 часа 30 минут 10 октября артподготовке участвовало 209 стволов; за полтора часа они выпустили 47 тысяч снарядов и мин. В 5 часов перенесли огонь вглубь обороны противника, и пехота пошла в атаку. И тут случилось неожиданное, хотя и предсказанное природой: ураган все мгновенно покрыл снегом. Встречный ветер слепил наступающих, сбивал с ног, мешал лезть на кручи, находить проходы в проволоке, проложенные артиллерией и саперами, их приходилось делать заново; но за преодоленным заграждением оказалось новое...
Отрывок из книги М. Г. Орешета 'Осиротевшие берега'
Тяжелое бремя выпало на долю честного человека Николая Ивановича Рябцовского. В октябре 1944 года он командовал подразделением, которое во фронтовом обиходе называлось не иначе как "пушечное мясо". Это была 614-я отдельная штрафная рота. Вот что рассказал Николай Иванович:
- Штрафная рота - это искупление преступления, за которое сюда попал, кровью. Глупая, я вам скажу, была теорема. В роте встречались и плохие люди, но в основном она состояла из преданных Родине солдат и офицеров, которые случайно попали в житейский переплет. Перед атакой они были равны в правах и задача у всех была одна - смыть с себя пятно позора. И люди шли на пулеметы, установленные в капитальных дотах на высоте около трехсот метров, лезли на заминированные склоны гор, видели гранаты, которые катятся им под ноги, и нацеленные на них огнеметы. И знали, что пути назад нет.
Накануне атаки мы вышли к Муста-Тунтури, и такими вдруг букашками себя почувствовали перед этой громадиной. Даже про немцев не думалось - страшно было от одной мысли, что предстоит идти по таким кручам. Вдарили мы, значит, по ущелью. Бежим с полной выкладкой, дух запирает, ноги ватные, сердце в глотке. Метров за сто перевалили, когда фашисты стали гранатами угощать. Одновременно на минное поле попали. Тут и сил-то нет, поиссякли, да куда денешься в узком каменном мешке? Ребята падали, как ржаные колоски.
Штурмуем дальше. Впереди скала, а за ней пологий подъем метров в сто по совершенно лысому камню. Как нас враг там расстреливал! Со смаком. Тела так и скатывались вниз, а команда: "Вперед! Вперед!"
Перед атакой было нас 750 человек. Сколько солдат добежало до линии немецкой обороны, сказать не могу. Погибших наспех прикрыли камушками и тут же давай писать дурацкие отчеты, кто да как себя проявил в кровавой атаке. Вот думаю: а была ли она нужна?