Не так давно в одном журнале прочел критическую статью, в которой автор, открыто советовал всем современным поэтам не увлекаться в стихах глагольной рифмой.
Мне тоже захотелось, порассуждать на эту тему. Еще и потому, что сам то я уже давно отказался от неё в своих стихах. Но, сначала, небольшое отступление.
До две тысячи седьмого года, пока мне мои товарищи по перу не открыли всю "правду" о глагольной рифме, я совсем не задумывался о том, что писать ею, оказывается -то, "низкосортно"!
Ведь до этого времени, читая поэтов - классиков, я старался учиться "уму - разуму" именно у них. И, следовательно, как хотел, так и использовал в своих стихах глагольную рифму. Причем, за основу, естественно, брал творчество самого Пушкина.
Это сейчас я уже понимаю, что великий поэт жил в другое время и при других литературных обстоятельствах. И сейчас анализируя творчество гениального классика, мне вообще кажется, что если бы Пушкин писал в наше время, целиком и полностью отказавшись от глагольной рифмы, к примеру, как я, то это еще большой вопрос, что бы и как бы он написал.
Но не станем затрагивать гения, это не входит в тему моего опуса, а лишь коснемся творчества современных нам поэтов, продолжателей дела Пушкина и его потомков. К разряду которых, я, с вашего позволения, отношу и себя, любимого. Кстати, забегая вперед, попрошу вас обратить внимание, на то, сколько примерно глаголов я использую в данном писании. А для чего это нужно, я поясню чуть позже.
И вот под впечатлением стихов поэтов - классиков, я до указанного выше срока, писал и писал глагольной рифмой. Даже выпустил целый сборник стихов, к которому сейчас отношусь достаточно критически. Также у меня в "архиве", который имеется у любого пишущего литератора, есть не менее трехсот стихов написанных той же глагольной рифмой, да не простой, а еще и кольцевой. (Это когда все строки четверостишия, оканчивается на глаголы.) Что теперь делать с этими "шедеврами", я не знаю. Переделывать их не легко. А, оставив в прежнем виде, показывать их своим читателям, даже на сайтах в Интернете - мне не хочется. Считаю, что это стихи низкого уровня.
"Так что же это за загадочная такая вещица, глагольная рифма?" - спросит неподготовленный читатель.
В своем опусе, я преднамеренно не стану обращаться к какой либо справочной литературе, или другим источникам, чтобы сильно не загружать читателя. Напомню лишь о том, что: "ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов..."
И поделюсь с вами информацией о зарождении глагольной рифмы, которой я владею. Может быть, кому-то она покажется спорной, но, я считаю, что в ней есть доля истины.
В незапамятные времена, когда на Руси Великой, самыми грамотными были и считались церковнослужители, то они излагали свои обращения к прихожанам, к народу, в виде ритмичных незатейливых зарифмованных фраз. Которые впоследствии и стали "праотцами стихов". И вот эти фразы как раз чаще всего и заканчивались и рифмовались глаголами. Делалось это целенаправленно. Прежде всего, для быстрого восприятия смысла сказанного и для скорейшего и упрощенного запоминания текста. Это история.
А теперь давайте коснемся "прозы", то есть, нашей с вами жизни, а именно, особенностей русского языка в целом и русского менталитета в частности.
На своих выступлениях, М.Задорнов часто говорит о разнице между русским и англ. языками, конкретно указывая на то, в чем же она заключается. По его словам, англ. язык - это язык, носитель информации. И не более того. А русский, кроме всего прочего - выражает чувства и эмоции. Давайте возьмем это за основу и порассуждаем на заданную тему.
Для сравнения, приведу простой пример: "Дай мне воды". И "Воды мне дай". Для англичанина обе фразы, говорят о том, что кто-то просит воды. Это информация. А русский человек, прочитав второе предложение, которое я заведомо не сделал восклицательным, все равно почувствует какую энергетику и настроение оно передает. И что ответит? Правильно. "Не командуй!" Или" "Сходи и возьми сам!"
И это уже будут эмоции. Почему так происходит? А потому, что в русских людях это заложено издревле. Здесь необходимо повторить слова, опять же М. Задорнова, которые он любит говорить в подобных случаях. И внести ясность, кого именно я имею в виду, упоминаю русских. А это люди любой национальности, говорящие и думающие на русском языке.
Теперь перейдем к простым примерам из нашей повседневной жизни. Как чаще всего мы с вами говорим в порыве чувств и во власти эмоций.
- Ты где был?
- Что, опять напился?
- Что сегодня по телевизору идет?
- Зарплату принес?
- Мне все уже надоело!
- Хватит, наверное, нам тут вопросы задавать!
- Чему он нас учит?
- Да не буду я это читать!
- Я как писал глагольной рифмой, так и буду писать!
К чему это я? А к тому, что человек запоминает и воспринимает, чаще и быстрее всего, последнее или последние услышанные им слова. От этого и пословица: "Слышал звон, да не знает, где он". Почему, например, во всех рекламах номера телефонов и адреса пишут в конце предложения, а не в начале? Потому, что в них и есть самое главное.
Представьте себе текст: "На улице Малой Арнаутской, дом 9, продаются вкусные горячие пирожки, недорого, ведрами. Самовывоз".
Что у вас отложилось в памяти? Готов спорить: "пирожки и самовывоз". Из-за этого, извиняюсь, и Талькова убили. Когда он поспорил с Азизой, кто из них выйдет позже другого, на сцену, выступать. Да и в кулинарии, самое вкусное, всегда подается в конце, на десерт. Чтобы запомнилось.
Причем тут глагольная рифма, спросите вы? А притом, что как мы говорим в жизни, так и пишем. (Это касается дилетантов в литературе). В данном случае, в стихах. Все на эмоциях!
"О, я маюсь, от любви. Сейчас как напишу, что-нибудь". И пошли чувства, и полились эмоции. С глаголами в конце предложений!
Читал стихи одной поэтессы. А перед ними, пару слов из её биографии, где она, вкратце рассказывая о себе и своем творчестве, так и пишет, напрямую: " Стихи люблю, занимаюсь ими давно". И далее: "Для меня главное в стихах - это ЧУВСТВА!"
Вот вам и ответ. Вообще то, в стихах, в поэзии много главного, но, прежде всего, это ритм, размер, тема и т.д. А у неё - чувства! И все! Вот она так и пишет - глагольно - чувственной рифмой.
Есть такая поговорка: "Все надо делать только с чувством, с толком, с расстановкой". И это бесспорно. Человек не машина, он все делает с чувствами. Прощу прощения, за крайности: и любовью занимается с чувствами и в сортир тоже идет с чувством.
А эти чувства в русском языке, чаще всего выражаются глаголами. Которые и обозначают действия (предмета).
Не всегда, но и нередко, мне приходится встречать стихотворения, в тексте которых слишком много глаголов - вообще. И в начале строки и в середине. Это тоже не есть хорошо. (Не говоря уже о глагольной рифме). Большое наличие глаголов, в отдельно взятом стихе, это уже какое-то руководство к действию, а не стихотворение. "Люблю, хочу, подарю, наслаждаюсь, скучаю, сочиняю, жду, встречаю..."
Помните, в начале своего к вам обращения я писал о том, что "отметьте для себя, сколько примерно глаголов я использую в данном писании?". Не знаю, много ли я их использовал или нет, но я все это время, напрямую вас чему-то учил, что-то советовал и навязывал (уже три глагола в конце).
А если бы я выбрал другую, более умную форму изложения своих мыслей, то я бы не говорил: НЕ ПИШИТЕ, а преподнес бы все в иной форме. И многие бы сами меня поняли, что я имел в виду. А именно - что и как не надо ПИСАТЬ.
Чтобы подвести общий итог, ко всему выше сказанному, я опять таки приведу одну цитату, но уже из статьи Ал. Бойникова (журнал "Северо - Муйские Огни", N2, стр.85, посл. абзац).
Автор пишет: "Интересны стихотворения с однозвучной рифмовкой - "моноримы". Так вот я и хочу сказать: писать по сути, можно хоть как, лишь бы это было хорошо. Вернее, чтобы это не выглядело плохо. Если ты Пушкин - пиши все глагольной рифмой, но только мастерски, гениально. Если можешь, пожалуйста, используй - "моноримы".
А если так не получается, тогда есть самый простой и верный путь - писать по всем правилам современной поэзии.