Недавно взял читать "За рубежом" Салтыкова - и в комментариях наткнулся на упоминание речи писателя Достоевского, которую тот произнёс на открытии памятника Пушкину в 1880 году. Я и раньше слышал что-то об этой речи - дескать, выдающаяся, потрясающая - о новом человеке, о великой миссии России. Это первое. Второе - Перед российской государственной библиотекой - РГБ несколько лет назад появился памятник Достоевскому. Вот тут я подумал - а ведь неспроста воры поставили его тут.
Я нашёл и прочёл эту речь.
Ба! Свершилось. Это же второй Дзержинский. Феликса сковырнули на Лубянке, а этот насмерть поставлен. Да что вы, какой там Дзержинский. Дзержинский собирает под своим крылом лишь полицейско-пыточную часть гражданского общества. А Достоевский охватывает все поголовье - и карателей, и попов, и светил культуры и бухгалтерско-воровской контингент.
Нет, Достоевский теперь не просто главный писатель, как при большевиках Горький. Берите выше. Он же путь показывает нам. Куды итить нужно и где поворачивать. Это Карла Маркса новая.
А почему воры не выбрали другого писателя?
Вот Толстой, например. У Толстого десятки статей против государства и церкви. В собрании сочинений вы сможете их найти - само название подскажет вам что читать. Получайте удовольствие.
Салтыков. Его боялись при царе батюшке, боялись большевики и нынешние боятся. В школе его "изучают" в 4-м классе - отрывок в 3 страницы из "Истории одного города", и забывают навсегда.
Почему не Тургенев, не Гоголь, не Чехов - анализы не те. Нужно чтоб те, а у них не те.
Теперь о самой речи.
В ней можно выделить 2 направления - о миссии русского народа и о персонажах произведений Пушкина.
Что касается персонажей, то Достоевский комментирует их поступки. Все поступки персонажей тесно связаны с любовью к родине. Вот Онегин. Мается, ездит по родине и заграницам - везде скука. Он любит родную землю, но не верит ей, не верит в родные идеалы, и что здесь можно трудиться. (Навоз заготавливать, ходить в департамент переписывать доносы). Татьяну почему-то лапать не стал при первой встрече. Чего-то в ней не распознал. А Ленского убил из-за хандры по мировому идеалу.
Татьяна. Сначала была дурочкой. Потом, когда Онегин уехал, влезла в его усадьбу, прочла все книжки и поняла, что он не любит родину. С тоски по родине она вышла замуж за пенсионера. Када Онегин вернулся и сказал ей: - Поедемте в нумера, - она отрезала: - Так я ж другому отдана и буду век ему верна.
Вот она - чистая русская душа - пусь мой старый пер... статский советник будет щастлив, а я обойдусь воспоминаниями деревенской глуши, могил и квашеной капусты. Сначала она думала, что он сам помрёт. Со страху. Стукнет, бывало, за обедом по столу: - Я те что, тварь дрожащая или как? Тут лакеи и вынесут старичка. Но потом передумала. Поелику не захотела строить своё счастье на слезах задушенного советника.
Комментарии. Что там скрывать, в России живут только Онегины и Татьяны. Чтобы их различали, они носят разные имена. И занятия у них разные. Один тоскует по родине, разъезжая по балам, другой - заготавливая навоз.
А вот, что Достоевский говорит о русском человеке и России:
...да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.
...что делала Россия во все эти два века (после петровской реформы) в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой?
... мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!
---------------------------
Комментарии: европейские противоречия - похоже, здесь писатель имеет в виду противоречия между двумя российскими течениями - Западниками и Славянофилами.
Европейская тоска - тоска всяких там Онегиных по европейским порядкам, модам, технологиям.
-----------------
...что такое для нас петровская реформа? Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее. Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм. Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу, а несомненно уже ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм, - ощутив эту цель, опять-таки, конечно, повторяю это, бессознательно, но, однако же, и непосредственно и вполне жизненно. Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому!
-----------------------
Комментарий. ...Петр повиновался затаенному чутью, влекущего его к целям будущим, огромнейшим ... То есть весь его флот, заводы по выплавке чугуна, армия, победившая Карла 12 - все ерунда. Цели то были другие - огромнейшие.
Ну, и русский народ, конечно же не дурак:
... ощутив своим предчувствием дальнейшую более высшую цель ...
Это токмо так кажется, что русский человек стоит и лошадь запрягает. А ведь он предчувствует дальнейшую более высшую цель.
...русское решение вопроса, "проклятого вопроса", по народной вере и правде:
"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость.
Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве", вот это решение по народной правде и народному разуму.
"Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его. Не у цыган и нигде мировая гармония, если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за нее надобно заплатить".
------------------------------
Комментарии. "Смирись, гордый человек..." это он про Пушкинского Алеко. Был такой дяденька Алеко - тот же Онегин. Так он однажды решил - пойду жить к цыганам, надоело мне лживое светское общество с его канделябрами, устрицами и теплыми туалетами. Но через некоторое время Алеко расстроился и прирезал тётеньку. А цыгане сказали ему - Уйди, дескать, от нас гордый челаэк. Ступай себе с богом к психиатру.
"Смирись, праздный человек...и потрудись..." Ну, правильно. Тот же Онегин. Вместо того чтобы ездить туда-сюда по заграницам поступил бы в канцелярию доносы переписывать.
... Не в конистуции правда, не в правах челаэка, не в жкх и не в суде, а в тебе самом. Казну разворовывают? - овладей собой - и узришь правду. Убивают инакомыслящих? - усмири себя - и станешь свободен как никогда и поймешь, наконец, народ свой и святую правду его. ...Ты приходи ко мне в полночь, за полночь. Я чай пью - садись чай пей. Я обедаю - пожалуйста, кушай. Вот я какой командир. Я праль... нет, я прально говорю? ... Ну вот, гляди у меня! А то ведь я академиев не проходил... я их не закончил.
-----------------------------
Вообще я советую Вам найти и прочесть эту речь. Ни одна из биографий так не расскажет и не покажет, что это за человек, как эта его речь.