Никольская Влада : другие произведения.

Мода Западной Европы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данная статья не является моей работой, а взята с сайта dreamworlds.

  АГРАФ (фр., нем.)
  
  
  Нарядная застежка или пряжка на одежде (главным образом, на отвороте шейного выреза), пришедшая на смену фибулам. От фибулы она отличалась тем, что предназначалась не только для скрепления одежды, но и использовалась при сооружении пышных причесок, в которые крепили перья, цветы и прочее, что и закалывали аграфами.
  В XIII в. преобладали золотые аграфы с драгоценными камнями, в виде цветов, ключей, пронзенных сердец, венков из листьев и т п. В XIV в. это, большей частью, серебро с эмалью. Представляют большой интерес аграфы бургундских ювелиров начала XV в. - рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр., их было принято дарить фаворитам двора. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью.
  
  АМАЗОНКА (гр.)
  
  
  Женское длинное платье специального покроя для верховой езды. До Екатерины Медичи (1519-1589 гг.) всадницы не носили особых платьев, - она первая надела мужские штаны, чтобы ездить верхом. Позднее поверх штанов стали надевать длинные юбки, а в XVII в. к наряду добавили камзол. С середины этого века формальный вариант костюма для езды в дамском седле состоял из:
  - приталенного жакета и длинной юбки
  - рубашки или манишки
  - шляпы, обычно наиболее строгого варианта мужской шляпы (со времени викторианской эпохи это цилиндр с вуалью)
  Костюм дополнялся ботинками, перчатками, шейным платком. Амазонке были свойственны заимствования из традиционнных мужских костюмов - широкие отворотные манжеты, отделка золотой нитью, золотые пуговицы. Выбирались более темные цвета, характерные скорее для мужской, чем женской одежды. Самые первые варианты амазонок напоминали платья для мальчиков.
  Во второй половине XVIII в. амазонка представляла собой длинное батистовое платье с коротким жакетом и небольшой шапочкой. В XIX в. это уже элегантное платье с широкой юбкой, шляпка типа мужского цилиндра, с вуалью. Современный дамский костюм для верховой езды сделан по образу и подобию мужского.
  
  АТТИФЭ (фр.)
  
  Женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и драгоценностями. В XVI в. она вошла в моду во Франции, в 40-х годах того же века проникла в Англию.
  
  АТУР (фр.)
  
  Сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Другое название - эннен (эннин), или геннин. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннен "двойная сахарная голова" имел вид раздвоенного конуса, "рогатый" эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период "бургундских мод". Это был любимый головной убор знати.
  Делали эннен из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф. Популярным было и полное драпирование эннена вуалью. Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок. Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы - до 50 - 60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде "сахарных голов".
  
  БАЛЬЦО (ит.)
  
  Мужской и женский головные уборы в виде ровного жесткого крупного валика, появившегося в Италии в 20 - 30-х годах XVI века. Бальцо всегда украшали вышивкой, золотыми спиральками и пр.
  
  
  БАРБЕТТ, БАРБЕТ (фр.)
  
  Женский головной убор XIII-XIV вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок и окружающий лицо белизной. При выходе на улицу поверх него обычно набрасывали покрывало. Появился в эпоху крестовых походов как подражание головному и шейному покрытию рыцарских доспехов. На базе барбетта были созданы головные уборы католических монахинь.
  
  БАРЕТ, БАРРЕТ (фр.)
  
  Головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки красной - у кардиналов, черной - у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде появились в XVI в. вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились поля (маленькие, отогнутые книзу), и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета - большой круг ткани, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.
  
  БАРХОТКА
  
  
  Бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Вошла в моду в первой половине XVIII в. во Франции. Моду на широкую бархотку в конце XIX в. ввела английская королева Александра, носившая ее на шее, скрепив брошью. Черные бархотки были призваны оттенить белизну кожи. Бархотки также носят с кулоном или подвеской.
  
  БАСКА (фр.)
  
  Полоска ткани, выкроенная по "косой нитке" и пришитая по линии талии: к короткой (до талии) курточке, в качестве ее завершения, или на женское платье - в качестве украшения.
  
  БАСКИН (фр.)
  
  В XVI в. во Франции - жесткий лиф, стягивающий тело до талии, чтобы создать пирамидальную форму одежды. Внизу баскин имел небольшую оборку, на которую крепился каркас для юбки (вертигаден). Содержал металлические детали.
  
  БАСКИНЬЯ (исп.)
  
  Нижняя юбка в XVI в., покрывающая каркас женского платья, или само платье на каркасе.
  
  БАСКИНЫ (англ., стар.-фр.)
  
  Высокие (могли быть до колена) кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве, формой напоминающие эндромиды.
  
  БЕРЕТ (лат.)
  
  
  Мягкий плоский головной убор различной величины, круглый или квадратный. Прообразом современного берета был, вероятно, кельтский головной убор. Получил распространение в мужской и женской моде XV - XVI вв. Часто делался из бархата и богато украшался (перьями, вышивкой и т п.). В эпоху романтизма пользовался огромной популярностью среди представителей искусства. В настоящее время распространен среди женщин различного возраста. Является традиционной деталью костюма жителей Беарна, альпийских стрелков и др.
  
  БЛИО (фр.)
  
  Женская одежда с боковыми шнуровками, узкими рукавами, которые заканчивались длинными свисающими манжетами (XI-XII вв ), верхняя мужская одежда типа кольчуги, обычно подпоясанная (X-XI вв.).
  Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими рукавами или без рукавов.
  Средневековое женское блио - это шерстяное или шёлковое платье с глубоким вырезом, с длинными или полудлинными, объёмными внизу рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят.
  
  
  Различали два вида: обычное блио - простая туника до середины икры, и сложное, появившееся в к XII-му веку и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам.
  
  
  Женское блио периода раннего средневековья представляло собой глухую накладную одежду с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Рукава блио цельнокроеные узкие с воронкообразным расширением внизу. Через боковые разрезы нижней части просматривается нижняя туника, яркая и контрастная по цвету. Женское блио от мужского отличалосьь своей длиной до пола. Боковые разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагали на бедрах, концы его свисали спереди до низа.
  
  БЛОХОЛОВКА
  
  В XVI в, во Франции изящная драгоценная коробочка с небольшим отверстием, в которую капали мед, рассчитывая, что блохи, привлеченные его запахом, заберутся туда.
  
  БОНБОНЬЕРКА (фр.)
  
  Изящная небольшая коробка для конфет, которую можно было носить с собой.
  
  БОТИН (фр.)
  
  В XVIII в. охотничьи мягкие сапоги до середины икры.
  
  БОТТ (фр.)
  
  В XII веке обувь горожан - сапожки с короткими голенищами, позднее они стали закрывать ногу до колен. Видоизменяясь, сохранились до XIX в.
  
  БОТФОРТЫ (фр.)
  
  Сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.
  Изначально были изобретены как обувь всадника, помогающая ему длительное время находиться в седле: сапоги были жесткие по голенищу, практически не гнулись ни в коленях, ни в щиколотках.
  Ботфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в Средние века, в российской армии использовались в XVII-XVIII веках в форменной одежде кирасир и драгун, изредка - пехотинцев. Ботфорты также носились представителями высшего сословия, дворянства. Известно пристрастие к ботфортам Петра I.
  
  БРАСЛЕТ (фр )
  
  украшение, обычно носимое на запястье, либо в виде цельного большого кольца из металла, кости и т.п., либо в виде отдельных, соединенных между собой частей.
  Браслеты, в зависимости от конструкции, бывают мягкими и жёсткими.
  - Жёсткие браслеты могут быть:
  • Замкнутыми - имеют форму неразьемного кольца.
  • Пружинящимии - имеют вид разорванного кольца.
  • Шарнирными - состоят из двух половинок, с одной стороны скреплены шарниром, а с другой соединяются замком.
  - Мягкие браслеты подразделяются на:
  • Глидерный - состоит из звеньев (глидеров) с шарнирным или пружинящим соединением.
  • Цепной - представляет собой участок цепи заданного размера.
  • Плетёный - представляют собой ажурную конструкцию, сплетёную из тонкой металлической проволоки.
  Был известен уже в глубокой древности, изготавливался из самых разных материалов, имел самые разнообразные формы. Также был популярен во времена античности, в эпоху же средневековья, но, когда руки перестали оголять, исчез из моды, сохранившись в Италии, следовавшей античным образцам.
  Мода на браслеты вернулась в эпоху Возрождения в Северной Европе - золотые ободки стали носить поверх рукава, на юге золотые и жемчужные браслеты украшают оголенную руку.
  В середине XVI в. браслеты становятся особенно популярными, их усыпают драгоценными камнями и жемчужинами, украшают эмалью. В XVII в., когда были модны рукава рюшем и узкие манжеты, о браслете забывают, изредка появляются скромные браслеты из жемчуга, или золотые украшенные изнутри эмалью. Не вспоминали о нём особо и в эпоху рококо - тогда было модно носить на руке жемчужную нить в несколько рядов, или черную ленту с портретным медальоном. В конце XVIII в. появились золотые ободки - на руке носили от одного до трех таких украшений.
  В эпоху классицизма популярными становятся браслеты с камеями, во времена романтизма - отделанные филигранью или сплетенные из волос
  
  БРЕЛОК (фр.)
  
  Небольшое украшение подвеска на часовой цепочке, браслете и т. п. Были в моде в XVIII в и во второй половине XIX в.. Брелоки делали из драгоценного металла, слоновой кости, украшали эмалью, каменьями, им придавали самые разнообразные формы. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с брелоками: кавалер должен был уметь изящно позвякивать ими, что считалось признаком элегантности.
  
  БРИДЖИ (англ.)
  
  Брюки, плотно охватывающие икры ног до колен, их носят обычно с высокими сапогами (например при верховой езде).
  
  БРОШЬ (фр., кельт.)
  
  Украшение, прикалываемое к одежде. Брошь, в современном понимании слова появилась в XVII в.. Введение брошей приписывают мадам де Севинье (1626-1696 гг.). Эта застежка отличается от своих предшественниц - фибул и аграфов - как богатством оформления, так и местом прикрепления. С помощью броши можно было не только скрепить ворот или прикрыть вырез, но и подчеркнуть декольте, обнаженную шею.
  В XVIII в. были модны броши, усыпанные бриллиантами, в виде букетов, лент, сплетенных ветвей, к концу века появляются круглые или овальные броши портреты в золотой оправе с жемчужной каймой В XVIII - XIX вв. - это миниатюры, геммы, мозаика, веджвудские пластинки (бело-голубые рельефы) в скромной оправе. В эпоху ампир особенно модны были броши с камеями.
  Своего расцвета броши достигли в эпоху бидермейер ими скрепляли столь любимые тогда воротнички и шейные платки. В эпоху романтизма появились броши, в которых можно было хранить что-либо на память.
  
  БЮСК (фр.)
  
  Деталь дамской одежды, появившаяся в 70-х годах XVII в.: две металлические пластины, вставленные в корсет спереди и сзади. Благодаря этому грудь перестала быть сплющенной, и приняла красивую округлую форму.
  
  
  ВАКЕРО (исп.)
  
  В XVI в в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, сложными рукавами или без рукавов.
  
  ВЕРТЮГАЛЬ (фр.)
  
  В XVI в. в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название "хранитель добродетели".
  
  ВЕСТА (фр.)
  
  Во второй половине XVII в во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор, как и жюсто-кор, ее застегивали только до середины груди. В середине XVIII в. весту стали делать без рукавов.
  
  ВЕСТИДО (исп.)
  
  В XVI в. женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.
  
  ВЕСТОН (фр.)
  
  В XVIII в. укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы В первой половине XIX в. - часть охотничьего костюма, к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом образует классическую "триаду".
  
  ВУАЛЬ (фр.)
  
  Лёгкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки, редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья, сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр.
  Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа, чадра - на Ближнем Востоке, биссус - у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С IV в. белая вуаль - символ чистоты - обязательное украшение христианской невесты, черная - означает траур. XIV-XV вв. - культ вуалей: женщины прикрепляют их на эннен, мужчины - на шляпы, их душат духами.
  
  ГАВЕЛОК (англ.)
  
  Элегантный длинный "английский" мужской плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795-1857гг.).
  
  ГАЛИФЕ (фр.)
  
  Брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени французского кавалерийского генерала Гастона Огюстаде Галифе (1830-1909гг.).
  Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг.) он получил ранение, из-за которого его правое бедро оказалось изуродованным и неестественным образом искривленным. Так как военной формой кавалеристов были облегающие лосины, то генерал стал редко выходить в свет. Но однажды к нему в гости пришёл старый боевой товарищ - полковник Ковенкюр, который принёс приглашение на бал, устраиваемый правительством французской республике. Полковника сопровождала его дочь Анна-Мари, которой удалось уговорить генерала Галифе туда поехать.
  На балу генерал появился в совершенно неожиданных брюках, которые были чрезвычайно свободны в бёдрах, но сильно заужены от колена. Несмотря на такой покрой, брюки комического эффекта не создавали[источник не указан 264 дня], а Анна-Мари, послав генералу через весь зал воздушный поцелуй, сказала: "Ах, генерал, какая прелесть! Вам так идёт этот наряд!". Через несколько месяцев генерал (на тот момент пожилой вдовец) женился на ней.
  
  ГАЛСТУК (нем., букв. "шейный платок")
  
  Элегантная деталь мужского костюма, представляющая из себя косую полоску ткани или сложенный по диагонали платок. Галстук в виде полоски ткани и по сей день входит в гардероб мужчины, размеры его узла, длина и расцветка меняются в зависимости от моды. Галстук, представляющий из себя платок, был в моде в 30-е гг. XIX в. и носили его следующим образом: широкая часть окружала шею, а концы галстука завязывались бантом. В то время издавалась специальная брошюра по обучению завязывания галстука, включающая в себя 15 уроков.
  Нынешнюю форму, галстук приобрел не так уж и давно - чуть более 100 лет назад. Но пока речь пойдет не о галстуках, а о "прародителе" галстука - шейном платке. Шейные платки существовали на протяжении многих веков. Данные о шейных платках были найдены в Китае, причем возраст этих находок составляет более 2000 лет. А это значит, что шейные платки существовали ещё до нашей эры. Так же шейными платками пользовались римляне. Именно римляне стали источником моды, на шейные платки и помог им в этом французский король - Людовик XIV. В 1660 году французскому королю были представлены римские легионеры, которые носили шейные платки. А учитывая страсть короля к новшествам в моде, к изяществу и искусству, король тот час же сам надел шейный платок и приказал своим подданным поступить так же.
  Вот с этого момента и родилась мода на шейные платки, а так как Франция в те времена, как и сейчас, является диктатором моды - то распространение моды шейных платков не заставила себя долго ждать. Уже в начале XIX века шейный платок был необходимым атрибутом каждого англичанина и француза. А к концу XIX века появился галстук - модификация шейного платка под отложные воротники, так как мода на стоячие воротники прошла. В Европе появление галстука немного задержалось.
  Галстук а-ля Штенкерк - галстук, появившийся в 90-х гг. XVII в., представлял из себя свободно развевающийся шарф, один конец которого продевался сквозь шестую и седьмую петли в жюстокоре. Эта мода появилась случайно: битва при Штенкерке (1692 г. ) началась так внезапно, что офицеры не успели нормально завязать галстук. Эту моду переняли и женщины.
  Галстук - бабочка - галстук с узлом в виде бабочки, деталь мужского костюма для приемов. В Англии для вечерних приемов традиционно надевается черный галстук-бабочка к смокингу, белый - к фраку. Белый также является деталью английской университетской формы.
  Галстук - бантик - надевается в торжественных случаях, может являться составной частью униформы. Завязывается различными узлами. Галстук-бантик может быть и готовым.
  Галстук виндзорский - широкий, из черного шелка, завязывается свободным, так называемым виндзорским узлом треугольной формы, назван по английской правящей династии.
  Галстук - регат - это готовый узел фабричного изготовления, имеет резиновую тесьму с застежкой сзади под воротником рубашки.
  
  ГАМБИЗОН (фр.)
  
  Первоначально длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная, которая надевалась под металлические доспехи. К XVII в. покрой гамбизона несколько изменился, и эту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.
  
  ГАМУРРА (ит.)
  
  Во второй половине XV в. в Италии верхнее распашное
  платье с широкими рукавами; нижнее платье, отрезное по талии, плотно сидящее по фигуре, которое сажалось по фигуре за счет шнуровок, одной, двух или трех. Простолюдинки ограничивались им,знатные дамы и богатые горожанки поверх него одевали прозрачную "пелерину", прикрывающую грудь.
  
  ГАРИБАЛЬДИ
  
  Мужская мягкая фетровая шляпа без полей. Вошла в моду в 40-х гг. XIX в. Названа по имени национального героя Италии Джузеппе Гарибальди (1807-1882гг.).
  
  ГАРНАШ (фр.)
  
  В XII -XIII вв. широкая верхняя одежда с капюшоном, с короткими рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку. Ее шили из толстой плотной ткани так как она предназначалась для носки в плохую погоду.
  
  ГАУН (англ.)
  
  В XV-XVI вв. мужская и женская выходная одежда в Англии: у мужчин - на меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами, с меховым воротником без застежки, у женщин - верхнее платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди расходилась открывая нижнее платье из узорчатой ткани.
  
  ГЕИБЛ (англ.)
  
  В конце XV - начале XVI вв. в Англии женский головной убор белый чепец парчовая лента, поверх укладывалась особым образом полоска черной шерстяной материи.
  
  ГЕММА (лат.)
  
  Драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
  
  ГЕТРЫ (фр.)
  
  Застёгивающаяся суконная накладка типа накладного голенища или род теплых чулок надеваемых поверх обуви. Первоначально их делали из кожи или из плотного материала, позже из сукна.
  
  ГОЛИЛЛА (исп.)
  
  Первоначально подкладка под большой воротник "мельничий жернов" в испанской моде. Позднее носится как самостоятельный воротник - узкий, накрахмаленный, округлый и поднятый вверх.
  
  ГОРГЕРА (исп.)
  
  В XV-XVI вв. в Испании большая фреза, громадный плотный белый воротник, отделанный кружевом, размером около 15 см. В конце XVIII в. увеличивается до 25- 30 см. Бытовал среди всех классов. Большой воротник заставлял держать голову несколько откинутой назад, что подчеркивало величие испанского гранда.
  
  ГОРЖ (фр.)
  
  В XIII - XV вв. во Франции женский головной убор, напоминающий сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади
  
  ГОРЖЕТ или ГОРЖЕТКА (фр.)
  
  Деталь женского туалета полоска меха, которую носят в качестве воротника. Надевается на плечи так, чтобы мех касался шеи или слегка спускался с плеч, иногда надевают на одно плечо.
  
  ГУГЕЛЬ (нем.)
  
  В средние века капюшон, переходящий в воротник на плечах, деталь мужского костюма во второй половине XIV в. Вытеснил из моды шляпу. Предшественник куколя.
  
  ДЕКОЛЬТЕ (фр.)
  
  Вырез у шеи на платье, который в разные времена принимал самые разнообразные формы, по нему можно составить представление о нравах, царящих в обществе. Например, в эпоху раннего средневековья - суровую эпоху - декольте было вообще запрещено, но во времена бургундской моды (XIV - XV вв.) появляется не только на груди, но и на спине. В легкомысленном XVIII-ом столетии платья, как правило, были декольтированными, правда, иногда вырез прикрывали кружевом или легкой воздушной тканью. С течением времени изменялась форма декольте и величина, появилось ассиметричное декольте, но оно никогда надолго не исчезало из моды.
  
  ДИАДЕМА (лат.)
  
  Первоначально полоска материи или металла которую носили на голове в древности мужчины и женщины, позже обруч из драгоценного металла с изгибом вверх на середине лба, с драгоценным камнем в изгибе. В Древней Греции диадемы были предметом ювелирного искусства В Византии диадема превратилась в съемный парчовьй воротник, украшенный золотом и драгоценными камнями, жемчугом, эмалью, и представляла собой один из священных знаков императорской власти.
  
  ДОГАЛИНЕ (ит.)
  
  В XV в. в Италии мужская одежда для особо торжественных случаев на меху, чаще всего куньем, с широкими рукавами, которые откидывали на плечи, показывая красоту меха, и прикрепляли к плечу.
  
  ДОМИНО (ит.)
  
  Первоначально воротник одежды католических монахов, соединенный с капюшоном, позднее свободный плащ с пришитым капюшоном. Со второй половины XVI в.; театральная или маскарадная одежда длинный просторный плащ с капюшоном в сочетании с маской. Так стали также называть человека в этом костюме.
  
  ДУБЛЕТ (англ.)
  
  Во времена позднего средневековья узкая одежда типа куртки из белого полотна или шерстяной ткани на подкладке, носилась поверх рубашки. В холодное время носили дублет на меху, который назывался пелис.
  В XVI в. дублет - плотно облегающая фигуру куртка с длинными рукавами или без них, подобная французскому камизопю. Дублет делали на стеганой ватной подкладке/ В 30-40-х гг. его украшают вышивками, продольными разрезами, которые скреплялись небольшими пряжками (иногда с драгоценными камнями).
  В конце XVI в. у дублета, подобно пурпуэну появляется громадное "брюхо" - пескоуд. Это делает его таким громоздким, что в нем нельзя было нагнуться. Носили дублет с большим воротником раф.
  В XVII в дублет имеет гладкие узкие рукава без стеганой подкладки, раф заменяется на отложной воротник, украшенный кружевом Кружево пришивается на дублет. Теперь это длинная, облегающая фигуру украшенная разрезами одежда с высоким воротником-стойкой, что заставляло держать голову, высоко откинув ее назад. Со стойкой носили большой, обшитый кружевом отложной воротник.
  В 60-е гг. XVII в. короткий дублет был заменен коутом.
  
  ЖАБО (фр.)
  
  Кружевные или кисейные оборки по вороту или на груди мужской сорочки (мода XVIII в.), стоячий воротник мужской сорочки выступающий над галстуком по обе стороны подбородка (XIX в.), отделка из кружев или легкой ткани в сборку (разновидность кокилье - сильно расклешенная оборка) на груди у женской блузки или платья.
  
  ЖАКЕТ (фр.)
  
  В XIII -XV вв. в период бургундской моды короткая распашная мужская одежда, полы которой расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии. Жакет имел стоячий воротник, рукава различного вида, чаще всего жиго. С течением времени претерпел множество изменений, пока не превратился в короткий однобортный сюртук. Кроме того, в настоящее время так называют короткую женскую верхнюю одежду, обычно в талию.
  Жакет зуав - назван так в честь легкой пехоты во французских колониальных войсках, сформированной в Алжире в 1831 г. из арабов и французов и напоминает форму зуавов. Это короткий расшитый жакет, украшенный позументом. Вошел в моду в 1831 г., и носили его с кринолином.
  
  ЖАРРЕТЬЕР (фр.)
  
  В XVII в. во Франции мужские широкие подвязки с бахромой, на которых держались чулки.
  
  ЖИГО (фр.)
  
  В XIII - XV вв. в эпоху бургундской моды рукава к мужским жакетам, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти руки. В них часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава спускались вдоль тела чисто декоративно.
  
  ЖИЛЕТ (фр.)
  
  Мужская (позднее и женская) одежда без рукавов. Название вошло в обиход во Франции в XVII в. и происходит от имени персонажа комического театра - Жиля. Изготавливались жилеты из белого пике, шелка бархата, из набивной ткани с рисунком в цветочек, полоску клетку украшались вышивкой и дорогими пуговицами.
  
  ЖИПП (фр.)
  
  В XI - XII вв. узкий жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.
  
  ЖЮСТОКОР (фр.)
  
  Длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами с карманами. В 60-х гг. XVII в., по указанию Людовика XIV, появляется так называемый "жюстокор по привилегии" - синий на красной подкладке, расшитый серебром и золотом, - который имели право носить только члены королевской семьи, включая самого короля (всего пятьдесят человек). В дальнейшем Людовик XIV использовал покрой жюстокора для военной формы. Различия в цвете, отделке, покрое указывали род войск.
  В 70-х гг. рукава жюстокора удлиняются и дополняются отложными манжетами, из-под которых выпускались кружевные рукава рубашки. Верх жюстокора не застегивался, и на него выпускалось кружевное жабо рубашки.
  Кружевной воротник выходит из моды, его заменяет галстук с кружевными концами.
  В 80-е гг. жюстокоры начинают делать из вошедшей в моду полосатой ткани; их украшают золотым позументом и большим количеством пуговиц. В течение ближайших лет фасон жюстокора часто меняется его приталивают еще больше, расширяют в боках с помощью складок, носят незастёгнутым. На карманах меняют вид и расположение фигурных клапанов.
  Зимние жюстокоры шьют на меху.
  Начиная с середины XVIII в. жюстокор с эполетом (пучок лент) на правом плече появляется в женском охотничьем костюме. Его перетягивают в талии шарфом, носят с широкой распашной юбкой и шляпой, украшенной страусовыми перьями.
  Во второй половине XVIII в. жюстокор представляет собой длинный кафтан с узкими плечами, без воротника, плотно облегающий фигуру. В боковых швах имеет по пяти-шести складок-фалд, сзади разрез с фальшивой застежкой. В этом своем виде он получает название "аби".
  В начале XIX в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.
  
  ЗЕНДЕЛЬБИНДЕР (нем.)
  
  Род тюрбана в средневековой Европе; полоски ткани, прикреплявшиеся к мужским шляпам в XV в.: они спускались вдоль щек на плечи, украшались бахромой и разрезами.
  
  ЗОНТ (нем.)
  
  Родиной зонта можно считать Китай или Египет, где он, как веера и опахала, являлся привилегией царей и вельмож. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. Весили зонты более 2 кг, а длина ручки была около 1,2 м.
  С Востока зонты перешли в Древнюю Грецию, затем в Рим, где, в основном, ими пользовались женщины.
  В Западной Европе в средние века зонт не был предметом обихода, лишь в XVII в. во Франции зонт вошел в употребление и использовался наряду с масками как защита от солнца. Окончательно зонт завоевал Францию, а затем и Европу, в конце 1770-х гг., но все еще как защита от солнца. Во Франции он получил название парасоль.
  Для изготовления зонтов использовали самый разнообразный материал: полотно, пропитанное воском, непромокаемый шелк или лакированную бумагу. Остовом зонта были 10 ребер длиной около 80 см. Ручка делалась из слоновой кости, ясеня или дуба.
  Форма и украшение зонта часто менялись в соответствии с модой. Зонты украшались кружевом и бахромой, бусами, перьями, вышивкой и набивным рисунком. Ручки украшались инкрустацией, резьбой и позолотой. Во Франции родилась изогнутая ручка зонта.
  Цвет зонта тоже менялся в соответствии с модой: если в конце XVIII в. предпочитали желтую, зеленую или розовую тафту, то позднее преобладали красные, синие, ярко-зеленые тона, И только в начале XIX в. появились темные зонты: зеленый, черный, коричневый.
  Лишь в XVIII в. зонт стал защитой от дождя; в конце XIX в. был разработан необыкновенный вариант превращения зонтика в ручной громоотвод: для этого сверху устанавливали длинный металлический стержень, который соединялся с землей проволокой. Владелец зонта, укрывшись под шелковым шатром, крепко держал в руках деревянную ручку - изолятор.
  
  ИНТАЛИЯ (ит.)
  
  Гемма с углубленным изображением.
  
  КАБОШОН (фр.)
  
  Драгоценный камень с особой формой шлифовки, выпуклая с одной стороны полусфера.
  
  КАЗАК (фр.)
  
  В XVII в. во Франции верхняя одежда мушкетеров, род плаща, имеющего до 150 застёжек, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ, можно было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного движения рук. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до XIX в.. Как обычная верхняя мужская одежда, он был известен еще в XVI в., но по покрою напоминал, скорее, пальто с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами обшитыми галуном, и предназначался, в основном, для верховой езды и охоты.
  Голубой казак - верхняя одежда королевских мушкетёров, которая имела голубой цвет с серебряными крестами и галунами (Франция XVII в.).
  Красный казак - верхняя одежда мушкетёров кардинала Ришелье, которая имела красный с белым цвет (Франция XVII в.).
  
  КАЛЕШ (фр. "кибитка")
  
  В XVIII в. во Франции женский головной убор, капор на складном каркасе, который носили в непогоду, названа так из-за сходства с каретой со складным верхом. Обручи для таких шляпок изготавливали из китового уса и обтягивали тканью. Шляпки отлично защищали лицо от солнца, а при необходимости их можно было сделать и водонепроницаемыми. Поскольку они закрывали всю голову, можно было не заботиться о прическе.
  
  КАЛОТ, КАЛЛОТ (фр.)
  
  В конце XV в. чепец в виде сетки, покрывающий волосы (позднее - только затылок).
  
  КАЛЬСЕС (исп.)
  
  Испанские короткие штаны, в XV в. с двойной подкладкой, набитые ватой, пухом и т.п., в XVII в. штаны свободного покроя, которые закрывали колени. Часто по боковому шву пришивали большое количество пуговиц. В XIX в. подобные штаны носили тореадоры и матадоры.
  
  КАЛЬСОН (фр.)
  
  В начале 70-х гг. XVI в. женские нижние штаны, которые делали из шелка красного цвета и украшали вышивкой. Пристрастие Генриха III к женской одежде отразилось на о-де-шосс: их стали делать по образцу женских кальсон.
  
  КАМЗОЛ, КАМИЗОЛА, КАМИЗОЛЬ (фр.)
  
  В XVI в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с XVII в. их делают из шерстяной ткани. В XVII-XVIII вв. обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета.
  
  КАМЕЯ (фр., ит.)
  
  Резной камень (гемма) с выпуклым изображением.
  
  КАМИСА (исп.)
  
  В IX - XII вв. нижняя одежда с длинными цельнокроеными рукавами, мужская, была практически не видна, имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами; в 16 в. нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого тонкого белого полотна.
  
  КАНИТЕЛЬ
  
  Металлическая нить под серебро или золото. В старину канителью называли тонкую металлическую нить для вышивания, она могла быть из золота, серебра или меди. Металл нагревался до белого каления, и специальными клещами очень осторожно и аккуратно вытягивали тонкую проволоку - нить. Работа была скучная, медленная и непроизводительная, и со временем выражение "тянуть канитель" получило переносное значение - делать что-то нудное, бестолковое, растягивать работу.
  
  КАНОНЫ (фр.)
  
  Во второй половине XVII в. во Франции кружевные отвороты на мужских белых шелковых чулках, которые крепились под завязки панталон.
  
  КАП (фр.)
  
  В конце XVII в. во Франции род пелерины, который женщинам заменил большой широкий плащ, он имел капюшон в виде капелина. Кап всегда шили из черного шелка.
  
  КАПА (исп.)
  
  В XVII вв. в Испании длинный широкий мужской плащ.
  
  КАПЕЛИН (фр.)
  
  В конце XVII в. капюшон в виде шарфа, концы его завязывались спереди, под подбородком.
  
  КАПОР (голл.)
  
  Женский и детский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
  
  КАПОТ (фр.)
  
  В XIX в. женское домашнее платье свободного покроя, род халата; в середине XIX в. высоко надетая дамская шляпка, сорок лет спустя такие шляпки носили, в основном, пожилые женщины.
  
  КАРМАНЫ ПОЯСНЫЕ
  
  В XIV-XVI вв. в Италии карманы, привязанные к поясу и служившие дополнением к мужскому туалету.
  
  КАШНЕ (фр., букв. "прячь нос")
  
  Шейный платок или шарф, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду. Кашне надевают и из чисто эстетических соображений с целью подчеркнуть сочетания цветов в наряде, создать или дополнить определённый образ и т. д. Узором или цветом кашне может подчеркнуть свою принадлежность определённому клубу или сообществу, члены которого имеют определённые предпочтения. Различаются кашне для мужчин и для женщин. Кашне обычно надевается под пальто или другую верхнюю одежду, но может накидываться и поверх неё.
  Мужское кашне имеет узкий крой, как правило, складывается вдвое продольно при одевании, изготавливается из шёлка или другой гладкой плотной ткани неяркого цвета и носится вокруг шеи как шарф, хотя может завязываться как галстук. Мужским кашне обычно не укутывают лицо или нос. Мужские кашне впервые появились в революционной Франции конца ХVIII века. Там кашне в моду ввели молодые щёголи,
  пытавшиеся необычным обликом кашне выразить протест, как против обывательских вкусов провинциальных мещан, так и против якобинского террора. В ХVIII-XIX веке кашне, в том числе и для мужчин, шили из узорчатых тонких (обычно шёлковых) и ярких по цвету тканей.
  
  КИЛТ
  
  Традиционная мужская юбка обычно клетчатой расцветки цвет и рисунок определяли плановую принадлежность - у кельтских народов Великобритании и Ирландии.
  
  КОИФ, КОЙФ (англ.)
  
  В конце XV - начале XVI вв. полотняный чепчик, который надевали под геибл; кольчужный или полотняный капюшон.
  Кольчужный койф - часть хауберка. Первоначально составлял с кольчугой единое целое, во второй половине XIII в. (а по другим данным, еще в середине XII в.) стал выполняться отдельно. Мог включать откидной кольчужный клапан для защиты рта. Поверх койфа обычно надевался конический "норманнский" шлем.
  Полотняный койф - изначально мужской, а впоследствии женский и детский головной убор в виде плотного капюшона или чепчика, популярный в Англии и Шотландии со средних веков и до XVII в.
  
  КОЛЕТ (фр.-лат.)
  
  В XVI в. в Испании короткая узкая мужская куртка, подбитая ватой и застегнутая на пуговицы, со стоячим воротником, верхняя одежда в виде короткого мундира, обычно из белого сукна, в некоторых европейских армиях, широкий отложной воротник в средневековой одежде.
  Кожаные колеты XVI в. часто имели прорези и отверстия и для украшения, и для посадки по фигуре. Колет застёгивался на шее и свободно свисал над выпуклом на животе дублетом (фасон назывался вспученный от гороха). К концу века стало принято носить колет застёгнутым на талии и распахнутым сверху, так как в моду вошёл силуэт со стройной талией.
  В середине XVII столетия колеты имели высокую талию и длинные полы, подобно дублетам этого же периода.
  
  КОЛЬЕ (фр.)
  
  Ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками.
  
  КОНТУШ (фр.)
  
  В XVIII в. широкое длинное, неотрезное в талии платье, спадающее на спине широкими складками, которые назывались "складками Ватто". Оно имело ряд разновидностей, могло быть распашным, реже накладным, скреплялось на груди с помощью лент.
  
  КОР-А-БАЛЕЙН (фр.)
  
  В XVII в. корсет на косточках с металлическими пластинами, или металлический, обшитый плюшем. Его надевали поверх рубашки.
  
  КОР-Д Е-КОТТ (фр.)
  
  В XVII в. лиф с длинными, широкими вверху рукавами, форма которых была образована с помощью ивовых прутьев.
  
  КОРДЕЛЬЕР (фр.)
  
  Украшение XVI в., длинная цепь, которую носили на поясе, чаще всего золотая.
  
  КОРСАЖ (фр.)
  
  Часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая широкая тесьма (так называемая корсажная лента) для такого пояса.
  Корсажная вставка, пьес-д'эстома (фр.) - в 1620-1635 гг. во Франции съемная вышитая вставка к корсажу, которая внизу заканчивалась мысом.
  
  КОРСЕТ (фр.)
  
  Название происходит от французского слова, обозначающего "тело" Это узкий лиф из плотной ткани, который надевали на тело с целью придать фигуре более изящный вид.
  Прообразом корсета может служить стрвфион, который носили в Древней Греции.
  Впервые в Европе корсет появляется в XIV в., когда идеалом красоты становится хрупкая девушка, и, стягивая грудь с помощью корсета, старались это подчеркнуть.
  Особую роль играл корсет в период распространения испанской моды, с середины XVI до середины XVII вв. с его помощью старались сделать грудь плоской. Поэтому в корсет вставляли металлические, костяные или деревянные пластины, или металлические обручи, превращая его в панцирь.
  Для достижения осиной талии к корсетам девочек приучали с детства Современник, живший 300 лет назад при венском дворе, писал "Едва дети выходят из колыбели, как их начинают гримировать, шнуровать, наряжать и сжимать. Все это делается для того, чтобы приучить их прямо держаться. Так принято во всем мире".
  Прусская принцесса Вильгельмина пишет в своих воспоминаниях, что корсет, изготовленный из железных обручей она начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом она имела "осиную талию".
  В это время мужчины тоже пользовались корсетами, чтобы иметь стройную фигуру.
  Только в середине XVII века, благодаря Франции, в Испании снова возвращается мода на большие декольте и корсет, украшенный кружевом, уже не сплющивает, а подчеркивает грудь.
  В последующие годы корсеты меняли свой вид и форму в зависимости от того женского силуэта, который был в моде в данный промежуток времени.
  В середине XVII века во Франции появляются корсеты с китовым усом, с их помощью можно было затягивать талию до 40 см, одновременно с помощью корсажа стараются придать груди красивую полукруглую линию.
  
  КОТАРДИ (фр.)
  
  В XIII - XV вв. во Франции узкая верхняя мужская одежда с застежкой спереди, длиной до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими, широкими или в виде крыльев. На бедрах имел декоративный пояс. Котарди часто состояли из ткани двух цветов.
  
  КОТТ (фр.)
  
  Средневековая мужская и женская одежда - верхняя мужская одежда с рукавами или без них; верхняя женская одежда с длинными и узкими рукавами.
  
  КОУТ (англ.)
  
  В XVII в. куртка длиной до середины бедра, с рукавами до локтя, иногда с разрезами на спинке и в боковых швах.
  
  КОШЕЛЁК
  
  В древние времена роль кошельков играли обычные мешочки из кожи и бархата с золотыми и серебряными украшениями - у людей знатных и состоятельных, из холста - у тех, кто попроще. До XIV в. карманов не существовало, а так как, кроме денег, могли понадобиться и другие вещи, как то ключи, мешочки были довольно больших размеров. В конце XIII в. появились так называемые сарацинские кисеты, привезенные крестоносцами с Востока. Они были украшены серебряными колокольчиками, эмалью, миниатюрными портретами. Когда в XIV в. на одежде появились карманы, увлечение кисетами пошло на убыль, но взамен появились небольшие кошельки для хранения круглых монет (бурс, омоньер). С появлением бумажных денег кошельки увеличились в размерах, а дамы стали носить ридикюли. Лишь в середине XIX в. получил распространение кошелек, называемый сейчас бумажником.
  В Европе в первой половине XVIII в. (после 1715 г.) пользовалась популярностью мужская прическа "кошелёк" в стиле рококо: волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад, связывали черной лентой или прятали в черный мешочек - "кошелёк"; волосы пудрили.
  
  КРОАТ, КРАВАТ (фр.)
  
  Во второй половине XVII в. во Франции мужской галстук, завязывающийся бантом и отделанный кружевом. Со временем концы галстука стали закладывать за борт камзола.
  "Лувуа, что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков", - эти слова были сказаны в 1663 году Людовиком XIV - королём, уделявшим внимание всему прекрасному. Именно так, отреагировал король на дефилирующий хорватский конный полк, в котором у каждого солдата на шее был повязан цветной платок. Так и родилось современное немецкое название галстуков: хорват по-немецки - "кроате", а галстук - "кравате".
  
  КРУЗЕЛЕР (фр.)
  
  Женский головной убор, характерный для середины XIV-середины XV вв. платок или чепец с многочисленными складками.
  
  КУАФ (фр.)
  
  В IX - XIV вв. полотняный чепец, поверх которого женщины надевали головные уборы; в XII в. также мужской головной убор, тип капюшона с пелериной и длинным хвостом, спускающимся на спину, - его носили в непогоду.
  
  КУВР-ШЕФ (фр.)
  
  В Средние века и в начале эпохи Возрождения тонкая, обычно белая, вуаль на головных уборах знати.
  Замужние женцины появлялись перед посторонними с вуалью на голове, именовавшейся в этот период кувр-шеф, что значит "главное покрывало". Приводим наглядную схему изготовления этого головного убора.
  Как видно кувр-шеф состоит из двух лент, к которым крепится покрывало. Сверху на кувр-шеф надевается какое-нибудь украшение. Все волосы убираются под головой убор. Его не принято было вышивать, ценность определялась качеством материи - чем тоньше была вуаль, тем богаче считался весь женский костюм. Вдовы дополняли головной убор белой пелериной из плотной материи, которую покрывали узором из вышитых чёрных слёз, а некоторые прикрепляли к пелерине чёрный стеклярус, имевший форму капли.
  
  КУГЕЛЬХАУБЕ (нем.)
  
  В XV - начале XVI вв. в Германии большой женский головной убор на жесткой основе, состоявший из чепца и капюшона.
  
  КЭ (фр , букв "хвост")
  
  В XII в. элемент шалезона, спускающийся в виде длинного хвоста, в XVIII в. мужская прическа из собственных волос или на парике волосы завязывали сзади черной лентой, иногда их завивали в длинный локон или заплетали в косичку.
  
  ЛАЗАРИНЫ (фр.)
  
  Около середины XVII в. мужские мягкие сапоги до середины икры с отогнутыми раструбами, на высоких каблуках. Их всегда носили со шпорами.
  
  ЛЕВИТ (фр.)
  
  Во Франции во второй половине XVIII в. придворный туалет, широкое неприталенное платье, завязывающееся под подбородком; в конце XVIII в. - мужская одежда, разновидность длинного рединаота, позже - род простого распашного одеяния.
  
  ЛИВРЕЯ (фр.)
  
  Одежда, которая в XV в. во Франции выдавалась чиновникам из казны для торжественных случаев, одежда челяди, выдержанная в геральдических цветах господина. Со временем название стало применяться к одежде особого покроя на пуговицах, обшитой галуном, для швейцаров, лакеев и пр.
  
  ЛОРНЕТ (фр.)
  
  Аристократический вариант очков с ручкой. Появился в XVIII в., носился на цепочке или на шнурке. Князь де Саган ввел в моду лорнет в черепаховой оправе на широкой муаровой ленте. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с лорнетом, умение лорнировать - разглядывать кого- или что-либо с продуманным настроем, например, нарочито небрежно, пристально.
  
  ЛУККО (ит.)
  
  Средневековая верхняя мужская одежда в Италии: распашная, без рукавов, с кокеткой на спине, из-под кокетки спускались во множестве складки.
  
  ЛУП (фр.)
  
  В XVII в. во Франции полумаска из черного бархата. Зачастую к ней крепилась кружевная оборка, бахрома. Делали их из бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как лорнет. Происхождение маски двояко.
  Французы утверждают, что впервые она появилась во Франции в XVI веке
  для защиты от пыли и ненастной погоды во время прогулок, любовных
  приключений (и удобных поцелуев) и, разумеется, для карнавалов. Надо отметить, что маску запрещалось носить в присутствии монарха.
  Итальянцы же утверждают, что полумаска родилась благодаря "La commedia dell'arte". Изначально маска закрывала всё лицо актера, и для общения с другими персонажами комедии приходилось всё время поднимать её нижнюю часть, что было не очень удобно. Так родилась полумаска.
  
  РАБА (фр.)
  
  Воротник, короткий на спине (под париком), спереди его прямоугольные концы украшались широким кружевом. Завязывался такой воротник золотыми или шелковыми шнурами с кисточками или бантом из лент. Был в моде во времена Людовика XIV (1638 - 1715 гг.), сохранился в одежде протестантских священников.
  
  РЕГЛАН (англ.)
  
  Особый фасон одежды со специфическим кроем рукава (при котором рукав составляет с плечом одно целое), впервые применённый командующим британскими войсками в 1854 г. в Крыму Фицроем Джеймсом Генри Сомерсетом Регланом (1788-1855 гг.). Такой крой одежды позволял уменьшить проникновение воды в плечевых швах. По другой версии, лорд, вернувшись домой после Крымской компании, заказал портному просторное пальто, позволяющее скрыть отсутствие руки.
  
  РЕДИНГОТ (англ.)
  
  В середине XVIII в. в Англии длинный двубортный пиджак, с высоким разрезом на спине, использовался в качестве костюма для верховой езды. Во Франции его стали использовать также и как обычную уличную одежду.
  В XIX в. это был самый популярный вид одежды, вскоре он был подхвачен женской модой, и рединготом стали называть женское пальто особого покроя, напоминающее этот длинный пиджак.
  
  РЕЙТУЗЫ (нем.)
  
  Узкие мужские брюки, обычно для верховой езды, плотно обтягивающие ноги.
  
  РЕНГРАВЫ (фр.)
  
  Во второй половине XVII в. во Франции род короткой юбки или штанов, которые надевали на о-де-шосс. Широкие ренгравы падали складками, заканчивались бахромой, оборкой или вышитой каймой, украшались пучками лент "ля-птит-уа" по бокам; внизу виднелись кружева канонов. Названы по имени голландского посла в Париже Рейнгрэва ван Сальма.
  
  РИДИКЮЛЬ (фр.-лат.)
  
  Женская сумочка на длинном шелковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку. Появилась в начале XIX в. В женских платьях карманов не было, поэтому и вошли в моду сумочки в виде корзиночки или мешочка; они получили название "ретикюль" (в переводе с латинского "плетеная сумка"), но в насмешку были прозваны "ридикюлями" (в переводе с французского "смешные").
  
  РОБ (фр.)
  
  Обобщающее понятие, появившееся во Франции в XIII в. и используемое на протяжении долгого времени для обозначения различной одежды. В XIII в. это любая верхняя одежда. В начале XVI в. это верхняя накладная мужская одежда с широкими рукавами, отложным квадратным воротником и множеством складок. Долгое время пользовалась спросом у людей старшего поколения.
  Знатные дамы носили платье - "роб" с узким лифом, талия которого обозначалась сразу под грудью. Спереди платье роб, как и киртл, имело длинный разрез, который прикрывался широким жестким поясом, различной ширины. Ниспадающая из-под пояса широкая юбка, длиной своей превышавшая рост и заканчивалась довольно большим шлейфом. Рукава шили - узкие или широкие. В первом случае они кончались раструбом, прикрывающим большой палец руки, во втором - украшались мехом, аппликацией из сукна, подшивались парчой или тканью другого цвета. Если платье было суконным, оно могло иметь рукава, изрезанные особой формой рисунка.
  Женские одеяния необычайной длины требовали умения двигаться в них. Так у представительниц прекрасного пола выработался жест придерживать в кулаке правой руки часть подола верхнего платья спереди. Длинный шлейф заставлял торс отклоняться назад, выставляя вперед живот. Часто длинный шлейф "подтыкали" сбоку, цепляя за пояс платья. Руки, сложенные на животе, подхватывали и придерживали длинный подол. Лиф и подол платья оторачивались либо мехом, либо контрастной тканью.
  Существовали роб и без шлейфов, с полукруглыми вырезами, вырезами на спине и т.д., но чаще всего парадные платья придворных дам предполагали шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе. Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей, и т.д. до одного локтя.
  Таким образом, вся одежда француженок своим силуэтом подчеркивала "движение вверх". Бретонки же ввели в моду роб совершенно другой формы. Устремление "вверх" сменилось спокойным движением "вниз". Рукава роб расширяются к низу, линия талии опускается на естественное место, шлейф укоротился.
  Да и само верхнее платье "роб" стало существовать в нескольких вариантах. Платье делалось отрезным по талии, с плотно прилегающим лифом, но не стягивающим естественную линию талии. Лиф был столь узкий, что с боку начали делать шнуровку. Вырез на платье стал П-образным. Спереди роб получило длинный продольный разрез, который был либо по центру, либо находился сбоку. Рукава могли быть совсем короткие и узкие, длинные и узкие, либо наоборот, сильно расширяющиеся к низу.
  Роб мог и не иметь разрезов. Шлейф делался гораздо более коротким, чем было принято у француженок.
  Также роб мог быть и распашным. Сверху до низу делался разрез, и платье надевали поверх киртла наподобие халата. Рукава в таком случае имели широкие отвороты, отделанные мехом или контрастной тканью.
  Роб обязательно сажали на подкладку или подбивали мехом.
  
  РОБА (ит.)
  
  В XVI в. длинная верхняя мужская одежда, сделанная из тяжелого сукна, с широким отложным воротником и с рукавами, имевшими большие буфы.
  
  РОК
  
  В IX-XIII вв. в Европе одежда без рукавов типа жилета, носили в холодное время.
  
  РОКЕЛОР (фр.)
  
  В XVII в. мужская широкая одежда для путешествий, с большим воротником, на застежке.
  
  РОТОНДА (фр.-лат.)
  
  Стёганая женская накидка, которую носили с XVI по XIX вв..
  
  САБО (фр.)
  
  Башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева. Они украшались различным образом (даже инкрустацией). В основном, сабо носили крестьяне. Если крестьяне уничтожали урожаи хозяев - это называлось саботажем. Сразу после Французской революции (1789 - 1794 гг.) многие люди, сочувствующие новому режиму, оделись в сабо.
  
  САК (фр.-лат.)
  
  Дорожный мешок, матерчатая сумка; мешковатое дамское пальто прямого покроя, представляющее собой самый простой фасон, который легко приспосабливается к изменениям моды. Сак мог иметь застежку спереди, мог просто заходить одной полой на другую, он был однобортным и двубортным, его можно было носить с поясом.
  
  САКВОЯЖ (фр.)
  
  Вид дорожной сумки с запором.
  
  СЕКРЕТ (фр.)
  
  В переводе с французского "тайная" - третья нижняя юбка, надеваемая под фрипон.
  
  СИМАРА (ит.)
  
  В XV в. мужская одежда сенаторов из фиолетового сукна, сходная с тогой, но с расширенными книзу рукавами. Её носили при исполнении обязанностей. В особо торжественных случаях её делали из парчовой ткани.
  Симару различных цветов носили тогда и все итальянские женщины. Она напоминала плащ, в который женщины драпировались по своему вкусу, как в тогу. Симара состояла из трех кусков ткани; один, заложенный в складки, спускался по спине, два других - спереди. Бока симары не сшивались, и поэтому пояс можно было завязывать так, чтобы спинка была свободна. При ходьбе спинку красиво перебрасывали через руку.
  К концу столетия симара становится одеждой типа распашного тюника. Во второй половине XVI в. симару стали делать распашной одеждой без рукавов, с застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой. Застегивали её, как правило, только на груди. Достаточно долго симара сохранялась в некоторых районах Италии.
  
  СМОКИНГ (англ.)
  
  В переводе с английского - "одежда для курильщика". В XVII в. курение было в моде, в Англии курили даже в церкви. В середине XVIII в. в Европе стали курить табак в виде сигарет. В аристократическом обществе на балах и вечерах по соседству с основным залом обычно имелись отдельные комнаты для курения, куда удалялись мужчины, так как курящие женщины в то время встречались крайне редко. Чтоб как можно меньше переносить запах табака из курительной комнаты, входящие туда мужчины надевали специальные smoking jacket - ("курительный жакет"), который снимали, выходя из курительной комнаты. Этим джентльмены пытались угодить дамам. Английский государственный деятель Дизраэли (1804-1881 гг.), бывший светским человеком и большим франтом, придумал экзотический туалет для курения: шелковый халат с длинным воротником-шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой; как смокинг, так и шапочка должны были защищать одежду и прическу от скверного запаха табака.
  Постепенно смокинг превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают шелковые отвороты. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, - неизменными остаются только блестящие отвороты.
  При курении сигар считается верхом неприличия стряхивать пепел с сигары; столбик пепла должен выбирать момент для падения по своему усмотрению. Поэтому пепел часто падает на костюм. С атласных лацканов смокинга пепел стряхивается легко, не оставляя следов.
  
  СОК (фр.)
  
  В XII в. женский плащ в виде мантии.
  
  СОКК (фр.)
  
  Во второй половине XVI в. женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.
  
  СОЛАНА (ит.)
  
  Специальная шляпа с отверстием, созданная в Италии в Эпоху Возрождения: она скрывала лицо от солнца и одновременно способствовала обесцвечиванию волос, которые укладывались на поля этой шляпы. Это делалось потому, что важнейшим условием красоты в это время были белокурые волосы.
  
  СОРКАНИ (фр.)
  
  В XII в. женская одежда со шнуровкой на груди, сделанной затем, чтобы можно было видеть прозрачную, вышитую шелком и золотом рубашку.
  
  СУЛЕТТ (фр.)
  
  В XVII в. специальная кожаная пластинка, к которой крепились ремешки, удерживающие шпоры.
  
  СЭ (фр.)
  
  В XVI в. во Франции верхняя мужская одежда свободного покроя с большим воротником, иногда квадратным. Аналог немецкого шаубе.
  
  СЮРКО (фр.)
  
  В XII веке длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца. Обычно сюрко был длиной чуть ниже колена, имел разрезы в передней и задней части, без рукавов.
  Этот плащ рыцари носили для защиты кольчуги от нагрева солнцем (что характерно, во время крестовых походов у рыцарей появилась мода для защиты от солнца носить поверх шлема арабскую куфию, которая в рыцарском варианте называлась намет и была гербовых цветов).
  Сюрко также служило во время плохой погоды, защищая легко разъедаемые ржавчиной кольца от дождя и грязи, а также от крови во время сражения. В конце XIII века под сюрко начали крепить металлические пластины, такое сюрко называлось Coat-of-Plates и представляло собой раннюю бригантину.
  Сюрко с капюшоном носили и монахи.
  Также во второй половине XIII в. так называлась верхняя мужская и женская цельнокроеная одежда, сильно расширенная книзу, имевшая несколько вариантов: с рукавами до запястья, с полудлинными рукавами, с откидными рукавами и совсем без них.
  Наряду с сюрко, имеющему узкий лиф, существовала женская одежда из мягких тканей свободного покроя: широкая, собранная в сборки или заложенная в складки; она носилась с поясом, который подчеркивал талию, один конец его спускался спереди.
  Сюрко имело разрез, скреплявшийся специальной брошью-аффиш. Рукава были узкие и застегивались на множество пуговиц или зашнуровывались. В XV в. в Италии одежду, подобную сюрко, стали называть симарой.
  
  СЮРТУК (фр.)
  
  Мужская верхняя одежда, появившаяся в XIV в.. Претерпевая различные изменения, сюртук просуществовал до начала XX в.. В XIV в. это тёплая мужская одежда на меху, прообраз мужского сюртука XIX в.. В XVII в. это род жюстотора с застежкой донизу и костюм для охоты, ниже колен, прямого покроя, с разрезом на спинке и небольшим воротником, с застежкой спереди. В XVIII в. это деловая одежда. В 90-е гг. XIX в. пиджак начинает вытеснять сюртук и окончательно побеждает в начале XX в..
  
  ТАБАКЕРКА
  
  Коробочка для хранения нюхательного табака. В XVIII в. кроме курения табака, появилась другая пагубная привычка, считавшаяся, однако, более элегантной: нюхание табака. Произошло это, главным образом, благодаря английской королеве Виктории и её супругу, которым, вероятно, не нравился табачный дым. Привычка нюхать табак быстро распространилась по Европе, и для хранения нюхательного табака потребовалась какая-нибудь очаровательная вещица - так появилась табакерка, и мгновенно стала не только модным предметом обихода, но и прекрасным подарком.
  Их изготавливали из драгоценных материалов: из золота с бриллиантами и иными драгоценными камнями, и из папье-маше, из черепахового панциря, и из бересты, из галюша (акульей кожи), и из стали, из серебра и слоновой кости, из патинированной бронзы и из фарфора.
  При изготовлении серебряных табакерок использовали различные приемы украшений: чеканный и гравированный орнамент, чернь, позолоту, появились серебряные табакерки, на которых были искусно скомпонованы виды городов.
  
  ТАБАРД (фр.)
  
  В XIII-XV вв. короткий плащ с расширяющимися, несшитыми по боковому шву рукавами. Костюм герольда, пажа.
  
  ТАБЛИЕ (фр.)
  
  Первоначально большая салфетка, которой прикрывалось дамское платье за столом во время еды. Позднее - декоративный платок, золотая или серебряная сетка. В XVII в. так называли фартук - богато декорированный съемный перед, который прикалывался булавками к юбке.
  
  ТЕМПЛЕТЫ (фр.)
  
  В XIII - XV вв. круглые щитки на обруче, модном головном женском украшении, который надевался поверх платков.
  Волосы закручивались над ушами в виде "улиток", которые покрывались украшением в виде выпуклого полушария или щитка, то есть темплета. Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик". Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки.
  198. ТОК (фр.) - небольшая шляпа с высокой тульей, первоначально мужская. Во Франции появилась в XV в., в Италии - в XVI в.. Элемент мужского и женского костюма второй половины XVI в.. С XIX в. это уже невысокая округлая женская шляпа без полей из фетра или не слишком пушистого меха, в таком виде сохранилась и по сей день.
  
  ТРЕССУАР (фр.)
  
  В XII в. мужской головной убор в виде парчовой ленты, украшенной драгоценностями; носили вокруг головы.
  
  ТРЕУГОЛКА
  
  Шляпа с полями, сдавленными в трех углах, - деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями.
  Прообразы треуголок - большие и объемистые шляпы, которые чаще всего были широкобортные и широкополые. Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон - с тремя загнутыми полями.
  Надевать на парик, обычно напудренный, её было неудобно, поэтому чаще всего её носили подмышкой, В период рококо её стали носить и женщины. В XVII-XVIII вв. - часть униформы. В конце XVIII в. её сменила двууголка.
  
  ТРОСТЬ
  
  Уже давно является предметом украшения, модным аксессуаром (не говоря уже о практическом значении), В конце V в. до н.э. Геродот описывает вавилонскую трость с декоративной ручкой. В конце XVIII в. на трость, доселе бывшую в безраздельной власти мужчин, обратили внимание и дамы, и во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар.
  
  ТЮНИК, или ТЮНИКА (фр.)
  
  Верхняя часть двойной женской юбки; костюм танцовщиц в виде лифа и длинной пышной юбки из легкой упругой ткани.
  
  ТУРНЮР (фр.)
  
  Пышная сзади юбка на каркасе, характерная для женской одежды 80-х гг. XIX в.. Эффект достигался с помощью специальной подушечки (она также называлась турнюр), которая подкладывалась под платье сзади ниже талии, на особой формы каркас из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Турнюр пришёл на смену кринолину.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"