(Текст вопросов взят на сайте http://zhurnal.lib.ru/a/aktualxnoe_i/
с любезного согласия владельца раздела)
Вопрос: Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Первый вопрос - всегда самый сложный. Что спросить? "Расскажите о себе"? Довольно банально и нечетко. Как вас зовут? Еще более глупо. Поэтому начнем так: представьтесь, пожалуйста. Буквально пара-тройка предложений.
Ответ:Аристарх Нилин.Это мой литературный псевдоним, который я выбрал чисто случайно. Домочадцы посмеиваются, и обычно говорят анилин, и добавляют, - и пахнет краской какой-то. Я на них не обижаюсь, поскольку мне нравится выбранный псевдоним, особенно имя, Аристарх. Звучит как-то архаично и для писателя, коим я себя возомнил, очень даже ничего.
Вопрос: По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?
Ответ: Живу в Москве. Нравится тем, что я в нем родился и вырос. Прожив 50 лет, считаю, что в нем жить гораздо лучше, чем где-либо в России. Если спросите - почему? Вряд ли знаю почему, а отвечать банально, что это Родина, как-то не хочется.
Вопрос: Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Где? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?
Ответ: Родился, учился, окончил, не привлекался, женат, дочь уже замужем, но внуков пока нет. Хи-хи. Видимо так отвечают многие, в том числе и я. Жизнь действительно, как говорил мой покойный начальник: - Мордой об стол меня не била. Поэтому особо значимых, а уж тем более судьбоносных моментов в моей биографии, увы, не значится. Хотя, как смотреть. После института я работал и быстро рос по служебной лестнице. Инженер. Старший... главный технолог, заместитель директора... рабочий. Оригинально, скажет читатель. Возможно, но имея опыт руководителя, мне в один прекрасный день все это надоело и я стал простым рабочим, а в 49 неожиданно для себя, и уж тем более для окружающих, заболел... литературным творчеством, точнее стал писать... романы, повести и рассказы.
Вопрос: Расскажите о своем семейном положении - в самом широком смысле этого слова.
Ответ: В широком смысле слова, это как понять? Короче, женат, в прошлом году отметил серебреный юбилей. Дочери двадцать пять Она замужем и живет отдельно, так что мы с супругой остались одни и размышляем на тему, - созрели ли мы морально стать дедом и бабкой, или нет? Впрочем, об этом нас не спросят, и правильно сделают. Это жизнь, которая когда-то начинается, и когда-то приходит к логическому продолжению в потомках...
Вопрос: Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?
Ответ: Ответить прямо, не хотелось бы, коротко, вряд ли это что-то даст, для читателя, поэтому отвечу уклончиво. В свободное от работы время занимаюсь творчеством, пишу...
Вопрос: Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?
Ответ: Никаких. Хотя, в 75 году 9 мая стоял у могилы неизвестного солдата в почетном карауле от московского студенчества и был горд и счастлив, что в числе не многих, был удостоен этой чести. Сейчас, это, возможно, покажется ничего не значащим, и не стоящим того, чтобы даже вспоминать. Но тогда мне это казалось самым большим достижением в моей жизни.
Вопрос: Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни? Например: вы считаете себя общительным человеком? Вам это помогает или мешает? Вы считаете себя экстравертом, интровертом? То есть, вопрос в целом звучит так - расскажите о своем характере, о его чертах - через какие-то случаи и примеры.
Ответ: Положительных черт много, еще больше отрицательных. Если говорить о всех по порядку, это займет слишком много места, и читатель утомившись, подумает, что я пою себе дифирамбы и зевнув, так и не дочитает интервью до конца, поэтому скажу лишь о том, что слабо воспринимаю юмор. Мне всегда кажется, что это серьезно. А потом выясняется, что это была шутка. Что делать, жираф тоже имеет право, как вид, жить на планете. А еще...Я обидчив, возможно, сверх меры. Не злопамятен, но обидчика навсегда вычеркиваю из своей жизни. Порой занудлив, болтлив, короче, много отрицательных черт. Ну что о них говорить, теперь поздно исправлять, надо мириться с этим и хотя бы делать вид, что у других отрицательных черт еще больше, а стало быть, не самый плохой человек.
Вопрос: В заключение - не вопрос, а просто место для того, чтобы затронуть те темы и вопросы, на которые вам бы хотелось ответить по первому подразделу, но которые не были перечислены.
Ответ: Понятия не имею, поэтому... лучше поговорим о творчестве.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Вопрос: Ощущаете ли вы себя писателем?
Ответ: Конечно. Самым значимым в начале двадцать первого века. А если серьезно, то считаю себя, как бы это точнее выразиться, незаурядной личностью, у которой развито чувство фантазии, что позволяет иметь склонность к сочинительству, а стало быть, к писательскому ремеслу. А, учитывая большую усидчивость и работоспособность, могу много и плодотворно работать. Если серьезно, то я обычный графоман, который мечтает стать писателем.
Вопрос: Что побудило заняться писательством? Что это для вас - средство самовыражения, самореализация, ремесло, увлечение, потребность, способ привлечь к себе внимание или что-то еще? Может быть, есть какие-нибудь другие, более верные определения?
Ответ: Сначала было увлечение, которое позже переросло в потребность. Сейчас это стало целью самореализации.
Вопрос: Когда вы начали писать, с чем это связано?
Ответ: Писать начал в 2004, практически спонтанно. Сел и начал писать роман. Через два месяца он был написан, и с тех пор, как говорится, пошло и поехало. Главное, это работать и работать.
Вопрос: Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?
Ответ: Занимаюсь чуть меньше двух лет. Написал семь романов десятка два повестей и рассказов. Пишу в различных жанрах. Преимущество отдаю фантастике. Но пробую себя на ниве любовной литературы, детективы и других жанрах. Короче, что в голову взбредет, то и пишу. Что касается роста в творческом плане, то на это могу ответить так. Стал более внимательно относится к тому, как и что пишу. Слежу за построением фраз, обращаю больше внимания на чисто технические вопросы текста, а вот что касается всего остального, то это только читатель может оценить, происходит ли в моем творчестве какие-либо изменения в положительную сторону.
Вопрос: Вы меня простите (если можете), но я не считаю себя вправе рассуждать о чужих стихах (произведениях, эссе), ибо в поэзии (прозе, драме, детективном жанре) мало что понимаю. Хорошо бы вы сами представили свои стихи (рассказы, пьесы, детективы) читателям. Вам слово!
Ответ: Как их представишь? Их читать надо, но если говорить стихами, то могу выразиться так:
Я как дятел стучу по клавишам.
Килобайтов растет число.
Все боюсь не успеть до старости
Написать что-нибудь еще.
Пусть романы мои наивны,
Пусть тоска и печаль в стихах,
Но в них свет и любовь таится,
От начала и до конца.
Это маленькое стихотворение, как нельзя лучше выражает мои мысли и чаяния.
Вопрос: Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма? Не расскажите об этом подробней?
Ответ: Стиль прост. Он определяется той литературой, в жанре фантастики, на которой я вырос. Поэтому я пишу в простой повествовательной форме из расчета, что роман должен быть интересен читателю своим сюжетом, доступен по форме, и содержать какие-то идеи, общегражданского характера.
Вопрос: Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?
Ответ: Возможно. Но пока я над этим серьезно не задумывался.
Вопрос: Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?
Ответ: Да, на СИ представлено все мое творчество. Правда, часть из написанного выложена под другими Никами, но на то есть свои причины, о которых я не хотел бы распространяться. Некоторые работы находятся на сайте Проза.ру.
Вопрос: Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?
Ответ: Пандемия. Роман, который был выброшен в СИ и на Сайт Проза.ру 31.12.05. Не имел абсолютно никаких откликов, что обусловлено тем, что роман написан очень зло, в острой манере и в какой-то степени является пророческим. Нет, это конечно громко сказано, но, как говорится, поживем, увидим. Он очень печальный, ибо в конце романа все человечество погибает. Остается всего четверо в живых, которые дают надежду на создание новой цивилизации людей. В нем затронуты вопросы, которые показывают моральное разложение талантливого врача, раскрываются мотивы и поступки людей, приведших к гибели все человечество. Думаю, что он мог бы вызвать, если не шок, то массу споров и разговоров. Написан очень доступным языком и читается легко, хотя, повторюсь, очень сложен с точки зрения понимания того, что все это может быть на самом деле. А те, кто впервые зашел ко мне на страницу, пусть прочтут, к примеру, роман "Отголоски других миров" или любой другой. Они все, читабельны и, как правило, вызывают желание прочитать до конца, чтобы узнать, чем закончится сюжет. Часть романов требует основательной литературной правки, чем я сейчас и занимаюсь, в промежутках, когда не пишу новых произведений.
Вопрос: Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?
Ответ: Завтра конец света - это мой первый роман. Но он требует основательной литературной правки. И я это обязательно сделаю, потому что он весь пронизан чувствами и мыслями, которые меня переполняли, когда я его писал.
Вопрос: Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?
Ответ: В интернет я вышел давно, лет восемь назад. А стал публиковаться в СИ, как только начал писать роман, поскольку до этого бывал несколько раз на этом сайте.
Вопрос: Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?
Ответ: Пока нет, но это обязательно будет. Надо только научиться ждать, когда эта братия сама придет ко мне, поэтому я, если и делаю какие-то попытки, то весьма робкие.
Вопрос: Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?
Ответ: Нет. Зависти ни к кому не испытываю. Таланты есть, даже наверняка, но ходить и читать чужие произведения не имею времени, поскольку пишу очень много. А бродить по СИ, это пустое времяпрепровождение. Это читатели пусть бродят, для этого мы и пишем свои "опусы".
Вопрос: Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?
Ответ: Надо быть таковым, а считать себя талантливым может каждый.
Вопрос: Есть ли у вас творческие планы? Почему-то этот вопрос частенько ставит авторов СИ в тупик, хотя, на мой взгляд, иметь творческие планы - вполне естественно. Что вы думаете об этом и о своих творческих планах?
Ответ: Конечно есть. Как говорил поэт - планов громадье. Надо только не лениться и работать. Хотелось бы написать новые произведения, которые дали бы полет тем фантазиям, которые в глубинах моего сознания. Ну и конечно, хотелось бы увидеть что-то в книжном варианте.
Вопрос: Есть ли какая нибудь мечта? К чему вы стремитесь в творчестве?
Ответ: Начать активно публиковаться. Не просто опубликоваться, а именно пе-ча-тать-ся.
Вопрос: Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?
Ответ: Для души и самовыражения.
О САМИЗДАТЕ
Вопрос: Что думаете в целом о сайте?
Ответ: Великолепный сайт.
Вопрос: Имели ли вы возможность сравнивать СИ и, например, проза.ру, КЛФ или какой-нибудь другой литературный сайт? Если были еще где-нибудь, то сравните.
Ответ: Конечно. СИ наиболее удобный, главное в нем нет рекламы, и прочей мишуры. Очень удобный и простой для пользователя, который не очень хорошо знаком с компьютером.
Вопрос: В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"! Как следствие, вспыхивает многословная и бестолковая дискуссия, участники которой не приходят ни к каким выводам. А что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
Ответ: Я - графоман! И не стыжусь этого. В одной из статей, которую я написал, меня гневно ругали, что я назвал литераторов СИ - графоманами. Это их право. Мне все равно. Быть литератором, это умение излагать свои мысли, грамотно писать, быть эрудированным и интересным, но... уметь писать, это совсем другое. Для этого нужен талант. Написать произведение, пусть и с ошибками, могут не многие. Поверьте мне, иначе, СИ завалили бы романами. А где они? Мелкую прозу, согласен, пишут, но и то, напишут, а потом месяцами, а то и годами, почивают на лаврах. Нет. Надо писать денно и нощно, чтобы пальцы ныли от усталости, и глаза слезились, глядя на экран монитора. Писать, зачеркивать, править, смеяться и плакать над жизнью своих героев, только тогда можно говорить про себя что угодно - литератор, графоман, писака. Я - графоман, и как бы не сложилась моя судьба в будущем, таковым останусь и мне нечего стыдиться этого слова.
Вопрос: Как давно вы "живете" на Самиздате? Изменилось ли ваше отношение к сайту за это время? Было ли когда-нибудь восхищение Самиздатом или такого никогда не наблюдалось?
Ответ: Почти два года. Нет, у меня есть свое суждение о СИ. Это большая тусовка, практически одних и тех же личностей, которые как бы сплотились в некую наиболее активную часть большого коллектива. Плохо это или хорошо, мне трудно судить, но это факт. По всей видимости, это обычное явление любого форума или сайта, где в большой массе, всегда находятся наиболее активные личности. Жаль только, что в огромном числе авторов, очень трудно читателю разобраться, где скрывается автор, который действительно достоин внимания, о котором можно и нужно было бы говорить, как о появившемся таланте. Одно время я бродил по СИ, и встречал авторов, которые вдруг выбрасывали такие вещи, которые, на мой взгляд, не просто достойны уважения, а действительно написали отличную вещь, достойную того, чтобы её напечатать. Ни в коем случае не имею в виду себя, так как отлично понимаю, что для этого надо до-рас-ти, ибо не всегда количество, перерастает в качество. А стало быть, надо еще много и активно работать.
Вопрос: Как старожил (если старожил) какие вы видите тенденции на zhurnal.lib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?
Ответ: затрудняюсь ответить на этот вопрос. Хотя, стало появляться много авторов, которые на мой взгляд, по-русски говоря "мутят воду". Возможно они не понимают, что СИ, это не молодежный форум продвинутой тусовки. И это не брюзжание взрослого человека, но порой, читая их комы, напичканные матом, сленгом и просто пустопорожним вздором, становится обидно, что они захламляют литературный сайт своими высказываниями.
Вопрос: Какими вы видите перспективы Самиздата? Есть ли они? В чем заключаются?
Ответ: Не могу ответить на этот вопрос. Перспективы определяются, во-первых, создателем сайта, а во-вторых, текущим моментом и возможностью появления на небосклоне новых талантливых авторов, которые могут внести новые тенденции в его развитие, это в конечном счете, определяется теми, кто живет в СИ.
Вопрос: "Актуальное интервью" планируется для новых авторов Самиздата, тех, кто совсем недавно пришел на сайт. Некоторое время назад я был одним из них и хорошо помню свои метания по чужим авторским страничкам, удивление от обнаружения форумов и прочие "открытия". А что бы вы посоветовали новым авторам? (не в смысле, что они только начали писать, а тем, кто недавно зарегистрировал свой раздел в СИ) Какой политики, на ваш взгляд, следует придерживаться, чтобы и заявить о своих работах, и не навязываться? Считаете ли вы полезным оставлять комментарии к чужим произведениям, ставить оценки? Я понимаю, что каждый решает по себе и никаких универсальных схем нет. Но вы, когда только появились на СИ, делали ли какие-то ошибки, какие-то лишние вещи (например, прочли много глупости или что-то еще), которые сейчас бы никогда не сделали и можете предупредить об этом новых авторов?
Ответ: Мой ответ по поводу оценок - совершенно бредовая вещь. Талантливая вещь может быть всегда неоднозначно оценена, ибо, если к примеру я поклонник Передвижников, поэтому Дали, Шагал и прочие для меня пустой звук. Для меня они не художники и моя оценка их творчества - ноль в минус первой степени. Но это не значит, что они не талантливые люди. Это мое, чисто субъективное и предвзятое мнение. Аналогично и в литературе. Одному нравится одно, другому другое. Сколько людей, столько и мнений. Как говорится, если я не хожу на балет, это не значит, что его надо закрыть и ставить мыльные оперы и рок-концерты. Ставя оценку, мы отражаем мнение читателей по совершенно непонятному принципу. В самом начале, когда я еще не писал, я пытался читать в СИ то, что имело высокие баллы. В итоге попадал на вещи, которые, на мой взгляд, вообще не пригодны для того, чтобы их можно было назвать литературным произведением, будь то рассказ или роман. Но опять же, это мое субъективное мнение. Основной показатель, это количество посещений, в какой-то мере, наличие отзывов. Однако, основная беда СИ, как и любого другого литературного сайта, это то, что он замкнут на самом себе. Цифра посещаемости, величина мнимая, ибо она определяется количеством авторов. Чем больше их на сайте, тем больше посещений. А вот сколько людей, точнее читателей, не связанных с литературой заходят на сайт? - на это очень трудно и сложно ответить. Думаю, что очень мало, дай бог процентов 5-10 от общего количества.
Вопрос: Как вы осуществляете на СИ поиск литературы, достойной, по вашему мнению, прочтения? Если есть какие-то рекомендации? Помогали вам в поиске такие рейтинги СИ, как по оценкам, (топ 40, топ 100), оценки экспертов или рейтинг посещаемости?
Ответ: по этому поводу я уже высказался.
Вопрос: Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях? Или автора, который написал 1 стих на 1 КБт и сделал себе три раздела? Вам попадались такие? Или, возможно, я слишком скептически смотрю на http://zhurnal.lib.ru/?
Ответ: Любая реклама имеет право на существование. Другое дело, что под этим подразумевать, точнее, что скрывается под рекламируемым продуктом. Поэтому, ни количество страниц, ни рекламные трюки, не помогут, если ты ноль. Можно даже набрать высокие баллы в различных рейтингах, но... Ведь основная идея любого автора, это напечататься, а стало быть, надо просто писать, писать интересно, так, чтобы тебя заметили редакторы и книгоиздатели. Все остальное - мишура и самолюбование.
Вопрос: Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.
Ответ: Обязательно. Утро начинаю именно с того, что смотрю, сколько читателей побывало на моих страницах, есть ли отзывы и письма. Это естественная жизнь любого, кто однажды выбросил в СИ свои произведения. Написать и забыть - невозможно, потому что это, часть тебя, как ребенок, за которым ты будешь следить всю жизнь, и верить, что он достоин того, чтобы стать человеком, в данном случае, быть опубликованным. Да и как можно быть безразличным, к тому, что написал. Безусловно радуюсь, когда много посещений, но понимаю, что если мало читают, стало быть надо работать над собой и писать так, чтобы тебя читали. Собственно говоря, к этому и сводится роль любого писателя, привлечь на свою страницу, заинтересовать своим творчеством читателя.
Вопрос: Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?
Ответ: Да.
Вопрос: С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?
Ответ: С разными.
Вопрос: В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?
Ответ: В некоторых.
Вопрос: Может быть, порекомендуете какие-нибудь сочинения СИ-авторов читателям интервью?
Ответ: Мог бы порекомендовать пару авторов, но боюсь, что рекламировать клонов, то бишь самого себя, это слишком, а советовать кого-то другого... Мы живем в сложное время, и рынок не терпит фальши во взаимоотношениях, поэтому, зачем кривить душой и говорить, что сосед пишет гениально, а этот полный бездарь. Думаю, что читатель сам разберется, кто есть кто.
Вопрос: А как насчет недостатков Самиздата?
Ответ: Они есть, но это отдельная тема, которой я не касаюсь, да и не вправе. Правильно по этому поводу высказался господин Мошков: - я хозяин ресурса, и мне решать, что и как в нем будет. Целиком и полностью с ним согласен. Единственное, что мне действительно не нравится, так это чрезмерное влечение политикой, которая выплескивает в обсуждениях такие, мягко говоря словеса, что порой стыдно становится за литературный сайт. Не гоже поливать грязью друг друга, все же литература подразумевает в своей основе культуру, а не базар-вокзал и выяснение личных взаимоотношений. Но с этим вряд ли что поделаешь. Как говорится: - Все мы люди, все мы человеки.
Вопрос: На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо")? Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?
Ответ: Не могу ответить на этот вопрос, так как не сталкивался с этим, и не внедрялся в степень их важности.
Вопрос: На сайте, бывает, случаются ссоры "эмигрантов" и "патриотов". Первые называют вторых "красно-коричневыми", "коммуняками", "совками", вторые - первых "отщепенцами", "продажными" и т.п. Каково ваше отношение к этим перепалкам? Чем они (перепалки), по вашему, обусловлены?
Ответ: Жизнью, которая нас окружает. Я сторонний наблюдатель. Как говорят, мне по барабану. Но честно говоря, мне это не нравится.
Вопрос: Чем вы объясните большое количество взаимной критики на Самиздате? Есть ли из этого положения какой-либо выход? Или это - нормальный процесс?
Ответ: Простая человеческая зависть и потом, литератор, весьма ранимая и противоречивая натура. К нему надо подходить весьма деликатно, а многие этого не умеют, или не хотят. Выход простой, не нравятся коммы, заблокируй или попроси, чтобы присылали отзывы почтой.
Вопрос: Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?
Ответ: Возможно. Затрудняюсь ответить.
Вопрос: Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?
Ответ: Не знаю, в форумах участвую очень редко.
Вопрос: Может быть, у вас есть конкретные предложения по улучшению структуры, интерфейса СИ?
Ответ: Нет, предложений не имею. Меня все устраивает.
Вопрос: Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?
Ответ: Создание виртуальных книг, которые затем можно закачивать в КПК и читать в метро. Представляю себе полный аналог книги, с иллюстрациями, страницами, которые перелистывая на экране, ты погружаешься в то время, когда этого не было, и в то же время понимаешь, что мир изменился, и в небольшом объеме карманного компьютера, можно иметь десятки и сотни книг. Максим Мошков об этом упоминал на встрече в 2005 году. Я с ним полностью согласен.
Вопрос: Что, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?
Ответ: Сильных писателей и конкурсов в жанре литературы объемных форм.
Вопрос: Какие вы видите пути увеличения посещаемости СИ в целом? Есть ли у вас конкретные предложения?
Ответ: Для увеличения посещаемости СИ, путь только через рекламу. Необходимо шире освещать сайт и представлять его как рекламный продукт. Другого пути я не вижу.
Вопрос: Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?
Ответ: Купил бы небольшой домик на Кипре и оттуда давал бы "умные" советы, как расширять сеть русскоязычной литературы. А вы ждали чего-то иного?
НА ДОСУГЕ
Вопрос: Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения? Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?
Ответ: Мои интересы меняются с возрастом. В детстве много читал, совершенно бессистемно. Драйзер, Толстой, Флобер, М.Рид, Ф.Купер и, конечно же, фантастов отечественных и зарубежных. Александр Беляев, в числе любимых. Сейчас больше пишу, чем читаю. Просто нет времени. Иногда просматриваю короткие рассказы, но и то редко. Модные вещи прохожу мимо, они меня не волнуют. Учиться у метров современной фантастики не могу и не хочу. Считаю это вообще пустым занятием. Подражать кому-то, значит не иметь собственного стиля. А если уже сложился определенный стиль, то изменить его крайне трудно и сложно. Необходимо работать совершенно в другом направлении, чем я и занимаюсь. Главное в моем понимании, это сделать произведение интересным и живым, а для этого необходимо так писать диалоги героев, чтобы они совпадали с их характерами, иначе говоря, были взяты из жизни, говорили и думали, как это делают люди окружающие нас. Индивидуальность основных и второстепенных персонажей в совокупности с интересным сюжетом - вот ключ к успеху любого произведения, и не только в жанре фантастики. Как это сделать? - думать, размышлять, анализировать, иными словами, заниматься тем, что ты можешь, - писать.
Вопрос: В настоящее время видите ли вы ваших ровесников, писателей, с которых стоило бы брать пример, на которых следовало бы равняться? На мой взгляд, сложилась весьма неприятная ситуация, когда, вроде бы, с одной стороны, "все ворота открыты" - выходит много различной литературы на любой вкус, а с другой стороны, ярких имен почти не появляется. Если автор, то сразу - Акунин, Донцова, Сорокин - общеизвестные, или - вообще никого. Как-то лично я не замечаю никакой прослойки. Может, я просто мало читаю или захожу не в те книжные магазины? Мои примеры: Цунский, Баян Ширянов, Шелли, Вербицкий - их вообще никто не читал. А вы знаете современников - талантливых и самобытных писателей?
Ответ: Конечно их много, к примеру... Аристарх Нилин. Шутка, хотя почему. Если я пишу, и меня читают в инете, значит мое творчество кому-то нужно?
Вопрос: Какие писатели на вас оказали наибольшее влияние? Из классиков, из современных?
Ответ: Беляев и Казанцев.
Вопрос: Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?
Ответ: Просматриваю в сети, но не регулярно.
Вопрос: О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места? Или вы дальше своего города не выбираетесь?
Ответ: Раньше да, любил ездить, смотреть другие страны и города, Прага, Берлин, Рим, Венеция, и многие другие. Сейчас поездка на дачу может принести удовольствие, если она связана с пикником и не более. Я сугубо урбанизированный человек. Мне нравится сидеть в удобном кресле, смотреть на экраны мониторов, и придумывать своих героев и их приключения. Комфорт в жизни и комфорт в душе, - это основной девиз, который я исповедую в данный период. Что будет завтра, трудно сказать, надо дожить до завтрашнего дня, а там видно будет...
Вопрос: Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас? Если бывает, то что делаете: отправляетесь на юг, загорать или садитесь за комп и начинаете ваять очередную нетленку?
Ответ: Отпуск для меня понятие растяжимое.
Вопрос: Много ли вы путешествуете по стране, миру?
Ответ: Последние несколько лет мало.
Вопрос: Смотрите ли телевизор, какие передачи? (Есть кстати, принципиальные противники ТВ). Что наиболее интересно: новости, триллеры, фильмы с Аленом Делоном, советские фильмы или современные американские? Можете ли назвать любимые передачи?
Ответ: Телевизор смотрю и довольно часто. Не люблю новости и аналитические передачи, где собираются и начинают с умным видом обсуждать проблемы, которые для самих обсуждающих, грубо говоря "по барабану". Стараюсь смотреть фантастику, триллеры, мистику. Просмотр отечественных фильмов практически исключен, включая хитовые блокбастеры последних лет. Очень люблю познавательные передачи, рассказывающие о тех или иных событиях истории, или известных личностях. В последнее время их достаточно много и часто показывают. Получаю большое удовольствие от их просмотра. Иногда смотрю концерты с участием современных артистов, и постоянно смотрю... МУЗ-ТВ и МТV. Считаю, что возраст - это состояние души и потому с удовольствием слушаю современную музыку всех жанров и направлений, начиная от рэпа и кончая джазом. Попсу в том числе. К примеру Глюкозу, Верку Сердючку, Виагру и др.
Вопрос: А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?
Ответ: Мне нравятся все фильмы с участием Ж.Рено. Американские фильмы интереснее по наличию в них спецэффектов, но это относится только к многобюджетным фильмам. Сериал "Чужие", Хриники Риддика, и другие, могу смотреть по телевизору вне зависимости, что видел много раз.
Вопрос: Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Может, группа "Кино" является вашей любимейшей? Или "Машина Времени"? А может, Егор Летов нравится из "Гражданской Обороны" или группа "Високосный год"? А вот, например, Александра Башлачева слушаете? Или Моцарт - единственная отдушина? Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.
Ответ: Относительно музыки я уже высказался. Когда еду на машине, могу послушать Талькова, LedZepelin и Аллегрову. Гремучая смесь, но повторюсь, мне нравится музыка многих жанров. Могу только добавить, что классику не воспринимаю, по причине того, что с детства к ней не был приучен, о чем, в какой-то степени сожалею.
Вопрос: Смотрите ли шоу "Беглец" с Николаем Фоменко, "Последний герой" или "Фабрику Звезд-N", "Большую Стирку", "Окна" или "Голод"? Что скажете по каждому пункту?
Ответ: Из всего перечисленного смотрю раз в месяц "Большую стирку, иногда "Частную жизнь". Все остальные меня, как бы это помягче сказать... не вдохновляют.
Вопрос: Сколько времени в день вы проводите в Интернете?
Ответ: В среднем, около двух часов.
Вопрос: Авторы СИ, обычно, весьма разноплановые личности - кто в походы ходит, кто театральную студию ведет, кто - в самодеятельности, а кто - и театром руководит. А у вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?
Ответ: Нет, хобби у меня нет. Раньше было, потом, как и герой одного из моих романов, я его забросил. Собираю фарфоровые статуэтки, с натяжкой это можно назвать хобби. Я вообще далек от мира искусства, и почувствовав неожиданно тягу к сочинительству, ощущаю себя чужим в среде интеллектуалов, которые порой вызывают у меня двойственные чувства. Впрочем, я стараюсь не вмешиваться в то, что происходит на сцене этого, с позволения сказать, театра. Главное писать, впрочем, это уже повтор того, о чем я говорил.
Вопрос: Многие (например, я) все болтают заунывно о преимуществах и недостатках бумажной и сетевой литературы. А вас этот вопрос интересует? Если да - выскажитесь развернуто на эту тему.
Ответ: Пространно говорить не буду. Скажу лишь одно, моя цель - увидеть свои произведения на прилавках книжных магазинов. Все остальное бессмысленно.
Вопрос: Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?
Ответ: О... Очень давно. В свободное время занимаюсь любимым творчеством или... ремонтом своей квартиры, доводя её до состояния идеального комфорта.
Вопрос: Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?
Ответ: И да и нет.
Вопрос: Как вам удается сочетать работу и активную литературно-сетевую деятельность?
Ответ: Надо просто иметь высокую степень работоспособности, а не стоять полдня в коридоре с сигаретой в руках и рассуждать - есть ли жизнь на Марсе, или нет?
Вопрос: Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь? Как ощущаете течение жизни?
Ответ: С утра до вечера на работе, потом до девяти или десяти вечера какие-то домашние дела, а с десяти до двенадцати, занятие любимым делом. Так что на творчество не так много времени и потому надо очень активно работать, чтобы успеть написать хотя бы 2-3 страницы, которые затем необходимо просмотреть и поправить. Надо писать, потому что остановится легко, а сделать шаг и начать снова писать очень сложно. И еще... Надо очень любить то, чем ты занимаешься. Надо любить и ненавидеть своих героев, отдавать им частичку себя, чтобы вдохнуть в них жизнь и заставить жить собственной жизнью. Вот тогда появляется кайф, который и заставляет садиться за компьютер и работать, работать и работать...