Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

О причинах упадка отдельных сообществ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Причины упадка тех или иных сообществ оцениваются в основном, не затрагивая, в сущности, глубинных, что, в частности, заметно при сопоставлении падения Римской империи и более-менее устойчивого состояния до сего времени Китая. Поэтому имеет смысл попытаться выявить эти глубинные причины.

  
  
  Ключевые слова: информация, сознание, сообщество, человек, цивилизация, культура.
  
  Если взглянуть на оценки причин упадка целого ряда крупных государств, которые давали историки и философы от Гиббона до современных, то создается впечатление, что все они скользят по поверхности, и никто из них даже не попытался проникнуть в глубину этого сложного процесса.
  Примером этого может служить падение Римской империи и устойчивое существование Китая, хотя причины, приведенные в многочисленных трудах, из-за который, якобы, пал Рим, практически аналогичны тем, которые были характерны и для Китая, но он не рухнул.
  Уже одно это указывает, что события, представляющиеся причинами падения тех или иных сообществ или государств, на самом деле относятся к условиям, которые могут содействовать истинным причинам, пока не открытым, исчезновения сообщества или даже государства, либо их влияние оказывается недостаточным для их ликвидации.
  Рассмотрим вкратце широко известные "причины" падения Римской империи в сопоставлении с условиями существования сообщества китайцев на протяжении нескольких тысяч лет, которое отнюдь не распалось.
  Несмотря на то, что Римская империя и Китай неоднократно подвергались нашествию варваров, их отношение к этим нашествиям было различным.
  Римляне, с течением времени, фактически приняли варваров не только в состав своего населения, предоставив им равные права с коренным населением, но и сделали их основой своей армии, в том числе и основой преторианской гвардии, что, естественно, привело к постепенному переходу властных полномочий в руки варваров, не обладающих культурными традициями римлян, поскольку слабое коллективистское самосознание неокультуренных варваров находилось в полном подчинении их сильному коллективистскому эгоцентричному природному сознанию, которое менее всего интересовали культурные и технологические достижения римлян, а более всего привлекала власть и богатства империи.
  Поэтому совсем неудивительно, что варвары по прошествию некоторого времени своего скрытого доминирования в Римской империи, открыто поделили ее на части, сделав своих главарей королями на территории Западной Римской империи, что привело довольно быстро к утере как культурных традиций римлян, так и их научных и технологических достижений. И Европа вступила в своего рода "темные" века.
  Китайцы, в отличие от римлян, невзирая на постоянные набеги варваров, не уступали им своего места в общественной жизни и армии, полагая себя центром вселенной, несмотря на все временные успехи захватчиков-варваров. Китайцы сохранили свою самобытную культуру до сего времени, ассимилировав целый ряд народов-захватчиков, имена которых помнят только историки.
  Надо полагать, объяснение этому феномену заложено в историческом формировании самосознания китайцев в благоприятных условиях теплого климата и достаточного количества риса для прокормления населения, которое производилось благодаря функционированию идеально устроенных ирригационных сооружений.
  Если римляне были вынуждены непрерывно воевать для прокормления своего многочисленного и разнородного населения, причем основной поток продовольствия шел к ним из их африканских провинций, и лишившись их, империя сразу поставила под вопрос свою суверенность и целостность, то китайцам вполне хватало своих внутренних ресурсов. Поэтому обширная завоевательная политика не была свойственна им. Китайцы были вполне удовлетворены товарообменом со своими окраинами и не собирались покидать свои благодатные края, тем более что мир за окраинами их территории не представлял для них ничего интересного ни в плане культуры, ни в отношении технологий.
  Таким образом, самосознание китайцев формировалось в совершенно иных условиях по сравнению с самосознанием римлян, будучи замкнутым своим устоявшимся кругом, который презирал всех остальные народа, считая их варварами, тогда как римляне пытались воспользоваться варварами, стараясь распространить на них свою культуру и традиции, но безуспешно, поскольку и культура, и традиции формируются автономно и длительно. И это привело в итоге к тому, что сами варвары использовали римлян, но не умеючи, фактически уничтожив все их достижения, тогда как китайцы всегда "переваривали" варваров.
  Считается также, что кроме эффекта варваров падению Римской империи содействовал целый ряд других факторов, основными из которых являются следующие.
  Упадок рабовладельческого строя, влекущий за собой ухудшение экономической ситуации.
  Приток рабов в последнее столетие существования Римской империи существенно уменьшился из-за прекращения завоевательной политики Рима. Соответственно снизились доходы, но империя всё же требовала больших расходов на содержание армии. Убытки приводили к росту налогов, инфляция росла, вследствие чего росла и политическая нестабильность. Всё это неизбежно подводило империю к экономическому и политическому кризису.
  Однако и в Китае в результате неоднократно возникавших аналогичных экономических и политических кризисов происходили процессы, вызывавшие широкомасштабные изменения, но не приведшие к его упадку и распаду.
  Например, в III веке до нашей эры император Цинь Ши хуанди провел ряд успешных войн, в частности, с гуннами, начал постройку Великой Китайской стены, оттеснив за нее гуннов, отстранил от власти старую знать, а во главе провинций поставил собственных чиновников.
  Однако, постепенно растущие расходы на армию, бюрократически аппарат разорили землевладельцев.
  Жестокость проводимых мероприятий вызывала недовольство разоряемых общинников, а также знати, отстраненной от управления страной. К этому добавилось недовольство казарменной дисциплиной, жестокими наказаниями провинившихся, казнями конфуцианцев, выступавших против создавшегося гнета.
  Сразу же после смерти Цинь Ши хуанди (конец III века до нашей эры) началось массовое восстание землевладельцев., к которому примкнули и рабы.
  Наиболее удачливый из вождей восстания - деревенский староста Лю Бан - в 207 году до н. э сверг последнего представителя династии Цинь, и на следующий год провозгласил себя императором, основав новую династию Хань (Старшая династия Хань).
  То есть жесточайший экономический и политический кризис не привел к упадку Китая и поглощению его варварами. Просто в Китае сменилась власть, которая достаточно разумно провела некоторые изменения, которые характеризуются реформами в пользу общинников, для которых был снижен земельный налог. Были прекращены массовые казни. К власти начали привлекать отдельных представителей потомственной аристократии, тогда как торговцы и ростовщики стали облагаться разорительными налогами.
  Жестокие нормы и бесчеловечная практика Цинь Ши хуанди были заменены конфуцианством, опирающимся на традиции. Эта идеология сохранилась до сих пор.
  Аналогичные события происходили в Китае неоднократно, но он не исчез, в отличие от Римской империи.
  Очевидно, этому способствовали какие-то причины, которые не проявили себя в Римской империи.
  Дело в том, что более чем тысячелетнее формирование китайского сообщества в относительно благоприятных условиях с полным взаимовлиянием соседствующих племен привело к образованию достаточно целостного сообщества на основе единых принципов и ценностей бытия, как материального, так и духовного, найденных ими в ходе исторического развития на некоторой территории.
  Что же сделало китайское сообщество единым и развивающимся в определенной мере?
  Надо полагать, что этим в общем смысле могло бы быть историческое формирование общности на определенных территориях, создающее ее устойчивость вне зоны активности соседей; порядок общения, включающий один язык или несколько языков для связи и сношений внутри территории размещения сообщества; схожий уклад, обычаи и традиции, как правило, связываемые с религией, особая культура (фольклор), связанная с происхождением и спецификой жизни народностей сообщества, а также с ассимиляцией культуры предшествовавших сообществ и соседних сообществ.
  Но, что же связывает эти особенности формирования сообщества, делая его целостным и не склонным к распаду.
  Откликаться на все внешние и внутренние факторы в столкновении с ними может, естественно, только коллективистское сознание сообщества, уровень которого определяется степенью и направленностью его неудовлетворенности, а она в немалой степени зависит от природных условий существования данного сообщества.
  Если для сообщества китайцев, сформировавшемуся на основе порядка и традиций как следствия добывания значительных объемов риса с помощью ирригационных сооружений, отражением которого явилось конфуцианство, была свойственна неудовлетворенность как коллективистского природного сознания, так и самосознания, ориентированных на улучшение ситуации в собственном самодостаточном регионе, то неудовлетворенность коллективистского природного сознания и самосознания римлян в своей направленности на достижение устойчивости и благополучия была вынуждена ориентироваться на внешние источники, то есть на захват территорий с помощью военной силы, которая у римлян имелась и действовала длительное время более чем успешно.
  Однако разнородные территории, захваченные римлянами, с непохожими традициями, религией, образом жизни не могли придать всему сообществу целостности, и развал его в случае остаточно серьезного экономического и политического кризиса был неизбежен.
  Иначе говоря, коллективистское самосознание китайцев было в своем историческом развитии, несмотря на все катаклизмы, всегда ориентировано на сохранение единства сообщества, тогда как коллективистское самосознание граждан римской империи являло собой искусственное образование, державшееся в основном на достижении благополучия за счет военной силы, с убылью которой оно сравнительно быстро расслоилось, проявивши себя внешним образом в виде отдельных сообществ-государств, захваченных ранее римлянами.
  Итак, распад или нет этого сообщества во время экономического и политического кризиса зависит от степени целостности сообщества, которая определяется ориентацией его коллективистского сознания в целом на определенном этапе истории в основном не на силовой захват территорий, а на внутреннее развитие, а причиной высокой степени целостности сообщества является неудовлетворенность его коллективистского сознания, в котором над эгоцентризмом коллективистского природного сознания преобладает альтруизм коллективистского самосознания сообщества.
  В частности, презирающий остальные народы мира, и вместе с тем довольно-таки разобщенный Европейский союз, в силу указанных выше причин, должен распасться в недалеком будущем, так же как и США, целостность разнородных частей которых создана искусственно, определясь только силой и возможностью постоянного ограбления остальных стран мира.
  Точно так же причиной распада СССР явилось в значительной мере отсутствии достижения сообществом общего - добровольно согласованного - для всех его народностей коллективистского самосознания, уровень которого в его альтруистической компоненте различался для них многократно, а скрытое доминирование коллективистского природного сознания для ряда народностей СССР явилось достаточным стимулом для их элит обособиться, когда СССР вступил в полосу идейного и экономического кризиса.
  Что касается нынешней России, то степень ее целостности определяется доминированием над коллективистской природной компонентой сознания альтруистической составляющей самосознания подавляющего большинства населения, которая настроена на перестроение мира с враждебности народов к друг другу на добрососедские отношения.
  И в этом отношении Россия кардинально отличается от столь же целостного Китая, самосознание населения которого настроено только на себя для жизни в имеющихся благоприятных условиях, тогда как население России отличается именно высокой степенью альтруистичности собственного коллективистского самосознания, выработанного в течение многих веков жизни в сложных климатических условиях, где без взаимопомощи не удается банально прокормиться.
  Кроме того, у китайцев практически отсутствует творческое начало, поскольку они в течение тысячелетий в соответствии с заповедями Конфуция следовали и следуют традиционному распорядку, характерному высокой степенью организованности, дисциплинированности и педантичности в работе, что, с одной стороны, делает их труд необыкновенно производительным и точным в исполнении по готовым калькам, но, с другой стороны, не дает им существенно отклониться от этих калек, препятствуя тем самым произвольному мышлению и, соответственно, творческим находкам, без которых лидерство в мире невозможно.
  Великие изобретения китайцев, такие, как порох или компас либо были сделаны в далеком прошлом, а не слишком эпохальные изобретения, как, например, зубная щетка, вилка и нож, механические часы, водяное колесо, арбалет, лак, туалетная бумага, бумажные деньги так же были сделаны в далеком прошлом.
  В отличие т китайцев, открытия и изобретения, важнейшие для развития культуры и технологий всей цивилизации, были сделаны в Росси сравнительно недавно.
  Это показывает, что населению России творчество отнюдь не противопоказано, и доказательством этому являются открытия и изобретения таких гигантов мысли и дел, как М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. С. Попов, П. Н. Яблочков, А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, А. Н. Лодыгин, В. К Зворыкин, Н. Е Жуковский, Н. Г. Басов, А. Н. Туполев, Н. И. Пирогов, И. И. Сикорский, Г. Е. Котельников, которым мир обязан тому, что в нем появились радиосвязь, электрическая лампочка, телевидение, лазеры, вертолеты парашюты и многое другое, совершившее переворот в науке, технике и быте.
  Эти примеры упадка или устойчивости отдельных сообществ показывают, что не только в человеке, но и в любом сообществе действует некая внутренняя сущность и степень ее активности определяет успех, упадок или устойчивость сообщества, причем эта сущность для всех составляющих конкретного сообщества должна быть близка по уровню и интенсивности, делая тем самым сообщество целостным, то есть менее подверженным разложению.
  Эта внутренняя сущность определяет отличие сообществ живых существ от любых комплексов неодушевленных объектов, независимо от их сложности, тем, что каждое сообщество с разной степенью успеха пытается осознанно улучшить условия собственного существования всеми возможными способами, тем самым всегда представляя собой открытую систему, тогда как комплекс неодушевленных объектов вполне равнодушен к собственному существованию, и не старается удержаться в нем, следуя лишь универсальным законам материального мира, из которых основным является закон неубывающей энтропии для замкнутых систем.
  Иначе говоря, живые организмы в своих сообществах, единственные из всего, что есть в бытии, обладают субъектностью, то есть сознательно, но на разных уровнях владеют информацией, если, конечно, понимать под информацией сведения о состоянии объектов, окружающих организм, которые он распознает имеющимися у него средствами.
  Информация, как таковая, отсутствует для всех неживых объектов (вещи), поскольку в их распоряжении нет средств для распознавания и соответствующего формирования окружающего, а именно - нет ни органов чувств, ни центров, обрабатывающих поступающие через рецепторы данные таким образом, чтобы вокруг образовывалась изменяющаяся среда, в которой можно жить, размножаться, поддерживать существование собственного рода, развиваться и вместе с тем конкурировать с остальными живыми существами за право занимать различные ниши жизни, сначала не осознавая это, а потом и совершенно сознательно в лице человека.
  То есть эта внутренняя сущность, действующая на информационной основе, качественно представляет собой проявление активности особого рода любого живого объекта или совокупности живых объектов, которые должны пытаться стремиться к лучшему для себя или своей совокупности в изменяющихся условиях бытия, пользуясь доступом к информации. Это стремление в условиях конкуренции может привести к устойчивости и даже успеху, но завершается упадком любого конкретного сообщества именно вследствие невозможности сохранять всё время адекватную корреляцию с изменяющимся условиями бытия в качестве приемника и источника информации из-за тех или иных сбоев, замещаясь более адекватными сообществами живых существ на данный момент. И так далее.
  Эта внутренняя сущность, действующая на информационной основе, или источник развития является атрибутом живых существ и их сообществ, отличаясь своим представительством в них от неживых объектов.
  Эта сущность является источником развития, поскольку она заставляет всё живое не стоять на месте. Более того, она заставляет их совершенствоваться и развиваться, чтобы удержаться в существовании, которое часто предоставляет приятные ощущения, а не пустоту небытия. При этом она чутко реагирует на обстоятельства жизни и окружающую среду, проявляясь, например, для человека в чувствах, мыслях и действии двояко: с одной стороны, заставляя его в любом случае не терять активности, с другой стороны, резко повышая или понижая свой уровень при определенном стечении обстоятельств, как естественных, так и рукотворных.
  Таким образом, основная особенность любого активного (живого), отличающая его от пассивного (неживого) внутренней напряженностью, выражается неудовлетворенностью тем, что есть в наличности: активное созидает что-то только для того, чтобы его впоследствии разрушить. Этот переменный вектор в виде противоположных стремлений к созиданию и разрушению указывает непременно на предпочтительность иного перед сложившимся.
  Подпитывают эту неудовлетворенность сознания, его стремление к новому непрекращающиеся, меняющиеся информационные потоки, пронизывающие всё существо, в частности, и человека, и его сообщества, которые он может интерпретировать, обладая самосознанием, по-разному, - в меру своего понимания. Тем самым каждый человек неизбежно совершает все время колебания - от привычки к разрушению порядка, освобождению от него. Установив одно и приобщившись к нему, он рано или поздно начинает тяготиться им и решается изменить его, как бы ни сопротивлялась этому его внешняя консервативная натура.
  Человеческим сообществам это свойство непременно передается. Поэтому ход их развития представляет собой колебания от созидания к разрушению возникшего, а потом - снова к созиданию на новой основе.
  Всё это движение происходит благодаря действию как в каждом человеке, так и в его сообществах неудовлетворенности сознания, соответственно - индивидуального и коллективистского.
  Поскольку в сознании человека и его сообществ присутствуют две составляющие - низшее (природно-животное), и - высшее (самосознание) сознание, постольку обе эти ипостаси человеческого сознания участвуют в развитии сообществ, определяя его, тогда как разнообразные внешние условия, вызывая неудовлетворенность как низшего, так и высшего сознания, заставляют людей в их совокупности менять эти внешние условия, вплоть до смены ландшафта строительством городов, каналов, дорог, вырубать леса, развивать торговлю, повышать эффективность производства сельскохозяйственных продуктов, провоцируя тем самым рост населения, что в свою очередь влечет за собой совокупное возрастание общественных богатств, разделение труда, укрепление прав собственности и усиление расслоения общества. А расслоение общества на богатых и бедных, рабов и свободных, трудящихся и угнетателей, правителей и разного рода оппозиции им, неизбежно приводит к вечной борьбе между ними.
  Всё это, естественно, не проходит мимо человеческого сознания - персонального и коллективистского, - а медленно, но всё же, меняет его с течением времени.
  Что же касается упадка и исчезновения большинства государств времен античности, то основной причиной их исчезновения были, конечно, больше частью не катастрофические внешние условия, которые в достаточном числе и еще с большей силой воздействовали на китайцев, а также аналогичных им по устойчивости евреев, армян, грузин, но не сломили их. Уничтожал эти часто целостные сообщества недостаточный уровень самосознания в виде культурных, инновационных и религиозно-традиционных скреп, так как с помощью в основном лишь природного сознания с его стремлением к эгоцентризму, выживанию любым способом, силовому давлению, полному отвержению иноплеменников, невозможно долго выдерживать натиск соседних народностей; нужна восприимчивость к новому и своевременное отвержение устаревшего, негодного в изменившихся условиях, более-менее альтруистичная мораль и вместе с тем - устоявшиеся традиции или общие религия и язык общения, что придает особость сообществу; развивающие идеи, например, идея богоизбранности, а не только одни желания захватить и охватить.
  Таким образом, одни сообщества, исполнив свою роль на данном этапе развития цивилизации, отживают своё, появляются другие, сначала более успешные благодаря интенсивному действию собственной неудовлетворенности, а затем, при достижении определенного благосостояния, удовлетворяются им и разлагаются, замещаясь "голодными" конкурентами.
  Однако следует отметить, что не все сообщества исчезают бесследно. Те, которые обладали высоким уровнем коллективистского самосознания, основой которой был значительный и всеохватывающий уровень культуры, оставляют своим наследникам ее определенную долю.
  Римская империя также не пропала бесследно, а раздвоилась в свое время на два близких по культуре крупных сообщества в виде Византии, наследником которой является Россия, и Западной Европы на месте западной части Римской империи. Корни этих сообществ близки и по языку, и по обычаям, и по религии, несмотря на возникшие в ходе развития отличия, но они в основном носят внешний характер, не являясь определяющими, что, в частности, подтверждает сравнение этих сообществ с китайским, мусульманским или индийским сообществами, причем эти страны Европы унаследовали от Рима не только язык в его основе, не только его законы, но и пренебрежительное отношение к варварам, не охваченным в свое время империей, которых можно только использовать в собственных целях, не занимаясь их развитием.
  Неудовлетворенность есть коренное свойство, скорее даже - состояние активного (сознания), которое вследствие перманентного пребывания в нем не может остановиться - иначе оно уже не будет активным, а станет вещью, - поэтому человек созидает только для того, чтобы разрушить созданное, - неважно, к чему оно относится, но в этом процессе созидания-разрушения качество сознательно созидаемого в среднем становится всё выше - происходит качественное изменение окружающей среды, отношений, связей, понимания, то есть подобное взаимодействие сознания в человеке с окружающим ведет в итоге к повышению уровня самосознания, что мы и наблюдаем, глядя на самих себя в нашей цивилизации. Этот переменный вектор в виде противоположных стремлений к осознанному созиданию и разрушению, стало быть, указывает непременно на предпочтительность иного перед сложившимся, и так будет до тех пор, пока не исчезнет цивилизация со всеми ее сообществами.
  Однако, сознание человека неоднородно - в нем действует низшая (животная) ипостась, и - высшая (самосознание). Каждой из этих сущностей принадлежит собственная неудовлетворенность, соответствуя сфере деятельности обоих типов сознания.
  Неудовлетворенность низшего (природного) сознания всегда остается в четко очерченных границах потребления ощущений, но резко возрастает, требуя от человека или его сообщества немедленных действий при угрозе жизни (чувство самосохранения, присущее любому живому существу), сведению жизни к нетерпимому существованию, а также угрозе размножению, что в реальности происходит при нападении, неблагоприятных изменениях климата, ландшафта, неверных действиях лидеров, недостатке пищи и прочих факторов, относящихся к управлению органикой и ее сохранению.
  Неудовлетворенность высшего сознания (самосознания), присущая только людям, и появившаяся в них вследствие осознания себя в окружающем мире, или во времени, не имеет границ в их самосознании, и пытается вести людей к наиболее полноценной и гармоничной жизни, совершенствуя отношения между ними и улучшая окружающую среду, но без возможности преодолеть влияние на поведение человека природного сознания, тем более что природное сознание и высшее сознание не разделены, а переплетены неразрывно, а какая сущность временно побеждает, определяется условиям существования носителей сознания и степенью их развития, точнее, достигнутым уровнем их самосознания, который в основном определяется его альтруистической составляющей..
  Поэтому при недостатке пищи, неблагоприятных условиях жизни, стесненности на занимаемой территории, особенно в сопоставлении с условиями жизни соседних сообществ, возникает растущая неудовлетворенность природного сознания сообщества. Природное сознание со всем его эгоцентризмом, замещая в критический момент высшее сознание, диктует как человеку, так и его сообществу начать бросок от гибельных условий существования к благоприятным, неважно за счет чего или кого.
  Так, эта неудовлетворенность низшего сознания бросала диких гуннов на чужие, но благодатные места, а в Китае поднимала массы голодных крестьян, превращаемых в рабов, на сокрушающие всё вокруг восстания, снижая в отдельных случаях население в несколько раз.
  В ходе этого действия сознания возникают и структурно совершенствуются сообщества, сближая примкнувшие к этому движению народности, или же объединяя восставшее население в едином порыве, которое становится сплоченным едиными интересами, то есть - целостным сообществом.
  После сравнительно кратковременных, отчаянных и кровопролитных - не всегда выигрышных - событий, вызванных действием накопившейся неудовлетворенности природного сознания, могут возникать новые образования уже на "расчищенном" месте с улучшенными или просто иными условиями для бытия, в которых можно будет заняться организационно-структурным совершенствованием: строительством, торговлей, создать новые управляющие органы, усовершенствовать законы и т.д., то есть появляется место для развивающих действий высшего сознания, которое восстанавливает свои позиции и отодвигает сделавшее свое дело природное сознание в сторону.
  Теперь уже проявляется во всей красе неудовлетворенность коллективистского высшего сознания, которое видит разруху вокруг и начинает толкать сообщество к перестройке того, что осталось, а также - к созданию новых связей, отношений и новых форм окружающей среды. Этот процесс может затянуться на столетия.
  Однако, любое сообщество содержит бюрократические органы управления, властную элиту, а эта верхушка сообщества имеет свойство со временем замыкаться на себя, пренебрегая интересами масс. Если это пренебрежение доходит до той грани, за которой качество жизни большинства населения в этом сообществе доводится снова до неприемлемого уровня, грозящего его деградацией и даже вымиранием, то неудовлетворенность природного сознания массы населения под угрозой гибели собственного потомства при поддержке неформальной интеллектуальной оппозиции, отражающей действие неудовлетворенности высшего сознания (недостаток фактических гражданских свобод, вопиющее неравенство, отсутствие социальных лифтов, что препятствует эффективному проявлению накопленных каждым человеком знаний и умений и т.п.), возрастает до такого предела, что бросает значительную часть населения, или, по крайней мере, достаточное число его самых активных представителей на смещение бюрократической элиты, невзирая на всю опасность для жизни, которая уже превратилась в мучения из-за негодного управления, жадности и деградации властной элиты.
  Таким образом, изменение и развитие целостных сообществ необходимо для развития самосознания каждого человека.
  Именно это обстоятельство не позволяет активному (сознание в человеке) в бытии надолго задерживаться в тех или иных структурах, в тех или иных условиях, в том или ином порядке, следовать той или иной необходимости, активное (сознание) всегда стремится изменить их, но не хаотично, а целенаправленно, с пользой для себя, точнее, формируя иные структуры и отношения, что дает ему собственные изменения с накоплением соответствующего опыта в этом развитии.
  Подобное проявление активного (сознания) среди пассивного (вещей) и есть первоисточник свободы, а сама активность в ее изъявлениях и действиях в человеке есть нежелание остановок, неудовлетворенность имеющимся, стремление к изменениям, новому, то есть - к развитию, или иному выражению себя в этом процессе.
  Такого рода сознательное проявление активного максимально возможно именно в человеке, потому что он обладает самосознанием - оно и дает ему наиболее полную свободу, которую никакая необходимость ограничить не может, напротив, необходимость есть опора для свободных изъявлений человека, поскольку только на основе известного порядка человек способен осознанно установить иной порядок, выявить иные закономерности. Но это требуется не само по себе, а означает накопление знаний и умений для перехода от одного порядка к другому и так далее - последовательно - для развития и выражения сознания в меняющихся условиях.
  В заключение надо сказать, что источник активности как масс, так и отдельного человека, следует искать не снаружи, а внутри, то есть - в сознании.
  Истинный источник развития событий находится в неудовлетворенности сознания теми - внутренними или внешними - факторами, которые не соответствуют его ощущениям и представлениям о собственном существовании в живом существе, что требует разрешения в действиях этого существа, меняющих условия его существования.
  К этим факторам относятся те, которые непосредственно и существенно воздействует на человека или массы людей, точнее, существенно воздействует на его или их сознание соответственно. При этом, самосознание отвечает за планово-проектные действия человека в среде и в обществе, а природное сознание - в основном за действия человека или группы людей как организма или организмов среды (просто живого) в этой среде.
  В частности, известный факт невозможности нахождения сообщества там, где почти всё "съедено и выпито", и перемещение его в места, где, предположительно, можно выжить, находит объяснение в повышении уровня неудовлетворенности природного сознания, вызываемом большей частью длительным изменением вполне конкретных обстоятельств естественного происхождения (неблагоприятное изменение климата, ландшафта, натиск соперников, непрекращающиеся войны, последствия извержений вулканов, наводнений, плохое качество управления и т.п.).
  Накопленная неудовлетворенность природного сознания под воздействием тех или иных неблагоприятных обстоятельств, являясь истинным источником коренных изменений в сообществе, производит их только через собственных носителей при достижении определенного предела "терпения", и "спусковым крючком" этих изменений может быть кажущееся незначительным событие, например, недостаток хлеба в Петрограде в феврале 1917 года, формально приведший к крушению монархии в России.
  Так что первоначальный источник внезапных критических событий в сообществе бессмысленно искать в конкретных (разовых) естественных обстоятельствах, так как без соответствующего отклика на поступающую в сознание и накапливающуюся в нем информацию от конкретных явлений они человеком (населением) не признаются фатальными или переломными, то есть производящими угрожающие перемены в сообществе, - человек (население) принимает их в качестве рядовых - проблема решается, и жизнь течет по-прежнему. Эта позиция характерна только для эволюционного хода развития сообщества, не ломающего человеческие жизни во множестве, а также не производящего в сообществе кардинальных перемен.
  Отклик в виде существенного возмущения (исчезновение пассивности населения) происходит в следующих случаях: при постепенном накоплении недовольства крайним отягощением жизни в сообществе (повышение налогов, усиление наказаний, тотальное воровство чиновников, потеря управления властной элитой и т.п.); при внешних катаклизмах: нашествия, неурожаи, истощающие затяжные войны; а также при сочетании того и другого.
  Таким образом, существенный (поворотный) отклик невозможен без соответствующего переполнения сознания неудовлетворенностью природного сознания, что вызывает инстинктивные действия масс людей, которые могут поддерживаться оппозицией, если таковая имеется, причем отдельные группы людей и отдельные личности могут использовать это массовое недовольство в собственных целях (Наполеон, Ленин).
  Приведенные выше примеры показывают также, что со временем в случае роста самосознания населения и соответственно - интеллектуальной элиты, последняя, в лице неформальной оппозиции, все чаще принимает участие в инстинктивных действиях масс в критических точках, а в случае существенных компромиссов между управляющей элитой и неформальной интеллектуальной элитой ход развития сообщества может быть более плавным - без катаклизмов и даже без резких изменений. Последнее, в частности, происходило в Западной Европе после Второй мировой войны.
  Сообщество в этом жизненном цикле, который разделяется критическими -сравнительно кратковременными - периодами, может распасться в одном из них полностью (низкий уровень коллективистского самосознания), но, большей частью, в этих точках меняется коренным образом политическая и экономическая система управления вместе со сменой властной элиты. Удачная смена приводит к длительному подъему; неудачная или равноценная смена элиты - приводит либо к гибели в виде поглощения сообщества соседями, либо, в случае высокого уровня самосознания (китайское сообщество), упадок длится до следующей критической точки и возможного последующего выхода на подъем, который сменяется снова через определенное время упадком, ведущим к следующей критической точке в развитии сообщества, и т.д.
  Между этими точками, наряду с фазами подъема и упадка могут - но не обязательно - располагаться сравнительно длительные периоды плавного (эволюционного) развития сообщества.
  Таким образом, развитие сообщества идет прерывисто, но в целом - поступательно, судя по явному технологическому и культурному прогрессу, исключая случаи остановки роста самосознания сообщества по тем или иным причинам, например, тем, которые проявились в истории ассирийского сообщества, сосредоточившегося на применении силы без объединительного культурного подъема коллективного самосознания разнородного населения, что привело при исчезновении этой силы к полному распаду сообщества.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"