Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

О сходстве и различии людей умных и людей творческих

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Умных людей часто смешивают с людьми креативными, тогда как эти творческие персоны могут быть умными или нет, но они остаются креативными значительную часть жизни, а вот люди умные, образованные, разносторонние, имеющие на всё вокруг свое мнение, очень часто креативностью не обладают, и способны только, в лучшем случае, развивать или поддерживать начинания творцов нового. Поэтому неплохо было бы найти истинное основание, на котором покоятся и те, и другие.

  
  Ключевые слова: сознание, самосознание, неудовлетворенность, ум, креативность, логика, мышление, одаренность, озарение.
  
  Как известно, большинство ученых полагает, что ум человека, заключается в его мыслительных способностях, которые, в отличие от ума животных, ориентированы на познание окружающего мира, позволяя человеку рационально мыслить.
  Это определение, на первый взгляд кажущееся вполне адекватным, на самом деле, относится только к умным людям, которые мыслят именно только рационально, то есть не способны мыслить не рационально. Поэтому они, несмотря на свои, часто выдающиеся мыслительные способности, сказывающиеся в широком охвате и понимании массы различных предметов или, наоборот, в глубочайшем понимании отдельного предмета, значительного объема памяти, быстроте принимаемых решений, работают как бы в рамках заложенных ими самими в себя определенных программ, исключающих поиск абсолютно новых решений, изобретений, открытий, ограничиваясь лиши комбинаторикой, то есть иному сочетанию известного.
  Само по себе, это неплохо, поскольку дает выдающиеся результаты в быту и в технике, существенно улучшая и облегчая жизнь внедрением в нее кофемолок, стиральных машин, хлебоуборочных комбайнов, самопишущих ручек, всяких развлекательных игр, из которых наиболее продвинутой и популярной являются шахматы, массы занимательных литературных произведений и т. п.
  Миллионы выдающихся, умнейших, энергичнейших, высокообразованных, трудолюбивых деятелей в технике, науке, искусств, в сферах обслуживания и производства товаров занимаются подобной рациональной деятельностью, часто добиваясь отличных результатов. Тем не менее, комбинаторика не позволяет выходить на качественно иные уровни познания и развития.
  К тому же, появление компьютеров и интернета с полной очевидностью показало, что, так называемый, искусственный интеллект может делать то же самое и быстрее, и, зачастую, лучше. Более того, этот интеллект оказался способен управлять также многими сложными процессами более эффективно, чем персонал, состоящий из соответствующих специалистов.
  Иначе говоря, деятельность этих умных, образованных людей оказалась подобной работе компьютерных систем, которые так же не настроены на открытие неочевидного знания.
  Таким образом, оригинальные решения, изобретения и открытия дает не сумма накопленных знаний, не академичность, в частности, ученых, а способность привлечь к поиску нужного решения в соответствующий промежуток времени в дополнение к отмеченным какие-то иные человеческие ресурсы. В противном случае, каждый образованный человек при желании смог бы стать первооткрывателем неочевидного нового знания, и, напротив, масса простых людей без особого образования не смогла бы делать выдающиеся изобретения, что не согласуется с получением ими в ведущих странах мира десятков миллионов патентов, достигая тем самым неочевидного технического знания.
  Поэтому таинственный процесс получения нового неочевидного знания в виде изобретений и открытий не только в технической сфере, но и в области науки и культуры относительно немногими персонами был назван творческим (креативным).
  Для того чтобы понять отличие умных людей от креативных и от многочисленных обывателей, на наш взгляд, необходимо обратиться к оценке их сознания, поскольку от его уровня зависит и эффективность проявления ума, которая во многом определяется отбором и преобразованием в нужном ключе именно тех сведений, которые ведут к адекватному решению поставленных задач.
  Однако, мы знаем, что человеческое сознание не является единым, содержа своего рода животный компонент, доставшийся человеку от приматов, и самосознание, проявившееся в гоминидах, из которых через несколько миллионов лет сформировался человек.
  Правда, кроме этих составляющих сознания, отвечающих за поведение человека, в нем имеется и своего рода внутренний компьютер, или интеллект, отвечающий за сохранения и функционирование организма в целом и каждой клетки, в отдельности, организуя, в частности, метаболизм и согласованную работу как отдельных частей организма, так и в целом. Этот процесс позволяет организму быть готовым к разнообразному взаимодействую с окружающей средой, но эта форма сознания не принимает участия в обычном поведении человека, то есть в решении им различных задач и постановке целей.
  Так что, все мы являемся обладателями в плане поведения как животного (низшего) сознания, так и самосознания. Именно самосознание отделило человека от животного мира главным образом тем, что придало ему кроме адаптивности, свойственной всему живому, имеющему лишь инстинктивно-рефлекторную форму сознания, способствующую методом проб и ошибок приспосабливаться к собственному окружению, речевую форму коммуникации, абстрактное и логическое мышление и возможность проявлять креативность.
  В результате, человек, который осознал, в отличие от животных, своё существование в текущем времени, постепенно понял, что он может не только принимать во внимание окружающую среду, но и менять ее для собственных нужд, решая текущие задачи и ставя цели на перспективу, тем самым существенно ускоряя ход времени в собственных поколениях и придя в итоге к сравнительно комфортной общественной форме - цивилизации, противопоставив себя дикому миру природы
  Но вместе с тем человек остался природным существом.
  Таким образом, его сознание стало содержать обе обозначенные выше составляющие, с одной стороны, слитые воедино в одном субъекте, но, с другой стороны, в силу различных оснований этих составляющих, - адаптивного и логико-креативного - они зачастую не проявляют единства в своих намерениях, вызывая внутреннюю борьбу в человеческом сознании, в результате которой на первый план выходит постоянно или на какое-то время то одна, то другая форма сознания, то есть приоритеты и уровень у них могут быть различными.
  Результатом такого взаимодействия, а часто и противодействия друг другу, является более продуктивное соотнесение человеком себя в своих сообществах с окружающей средой, поскольку каждая форма сознания лучше знает, как действовать человеку для получения искомого результата в собственной сфере, но при разногласиях, которые неизбежны в силу различного генезиса этих форм сознания, поведение человека начинает в большей степени контролировать одна из этих форм.
  Тем самым подобное взаимодействие этих форм сознания человека проявляется как новая движущая силой его самого и его сообществ, более эффективная по сравнению с инстинктивно-рефлекторным взаимодействием с окружающей средой прочих живых существ методом проб и ошибок, в котором более проявляется случайность, а не смысл.
  А этот смысл человек постепенно приобрел за счет развития своего управляющего органа - мозга, в котором, кроме лимбической основы природного сознания появилось много других отделов, благодаря которым человек получил способность логически мыслить на основе ассоциаций и непосредственного обмена речевой информацией с соплеменниками, а затем и с помощью тех или иных носителей информации, которая в настоящее время концентрируется в интернете.
  Но, если логическое и абстрактное мышление появилось у человека благодаря возникновению самосознания, то у него не могло не остаться и инстинктивно-интуитивного отношения к реальности, способствующего выживанию любого организма, которому надо немедленно действовать, чтобы его, например, не съели.
  Поэтому человек не утерял полностью такую возможность взаимодействия с окружающей средой. Более того, помощь самосознания этому инстинктивно-интуитивному проявлению низшего сознания дала возможность человеку проникать в самую глубину окружающего мира путем как бы животного озарения, но на базе логичных умозаключений, полученных из экспериментальных данных. Но это новое свойство, проявившееся из всех живых существ только в человеке, и обозначенное креативностью, распределяется в людях неравномерно, проявляясь с особой силой в немногих, людях, а в остальных только на уровне комбинаторики.
  Однако сила, движущая любое активное существо, то есть живое существо, не может быть без источника, который есть непременное свойство активного, не присущее неодушевленной материи, и этим источником движущей силы всего живого является его неудовлетворенность окружающим, а затем и самим собой, требуя не только безопасности для жизни и собственной репродукции, но и улучшения своего положения в имеющейся нише. Потеря этого свойства или пренебрежение им в непрерывно меняющемся окружении в живой природе ведет к деградации и дальнейшей гибели существа.
  В человеке это свойство неудовлетворенности действует также в сфере самосознания, заставляя человека пытаться использовать свое окружение в собственных целях, а орудием этого свойства не могут не быть его мыслительные способности, которые у людей довольно сильно отличаются. Поэтому стабильность общества в оболочке цивилизации обеспечивается подравниванием людей единообразным воспитанием и образованием.
  Тем не менее, хозяйственная структура диктует обществу, основанному на отношениях собственности, необходимость выделения из себя различных слоев, главенствующим из которых является управляющий, ассоциированный с идеологическими, судебными и охранно-военизированными подразделениями, а, собственно, трудовой элемент в различных сферах деятельности делится на работников умственного труда и остальных, число которых технический прогресс постепенно многократно уменьшил в результате отхода от сугубо физических усилий на полях и заводах к управлению разнообразными механизмами и аппаратами.
  Однако неравномерность развития отдельных регионов и неравенство людей по умственному развитию привело к возникновению следующей ситуации.
  Большая часть населения, так называемые, обыватели, по разным причинам, которые могут заключаться в отсутствии образования, неразвитости общественных отношений, низком уровне жизненных условий, ведущим лишь к стремлению к выживанию, или же в банальном отсутствии перспектив, поскольку "мест под солнцем" не так уж много, имеет низкий уровень самосознания, который обусловливает сосредоточение человека в основном на проблемах питания, размножения и улучшения существования в собственном окружении, чем человек и удовлетворяется, не стремясь к большему, которое действительно в данных условиях оказывается для него недостижимым. Если эти условия сохраняются длительное время, то целые поколения подобных людей, несмотря на возможную одаренность, оказываются фактически исключенными из процесса развития самосознания за редким исключением.
  Подобные условия жизни также в значительной степени ослабляют и степень неудовлетворенности их животной составляющей сознания, которая не находит смертельных противников в рамках развитой цивилизации.
  Вырваться из этого болота довольно сложно даже при наличии неплохих умственных способностей, которым фактически не дается хода.
  Тем не менее, общество в своем развитии в условии конкуренции различных сообществ и государств требует всё больше учителей, врачей, инженеров, ученых, управленцев, предпринимателей, различного обслуживающего персонала, а сама жизнь не может обходиться без культуры и соответствующих специалистов в ней.
  Всех подобных работников умственного труда, конечно, невозможно назвать интеллектуалами, но они всё же имеют определенное образование, а значит, и мнения как о себе, так и об отношениях, по крайней мере, в собственном сообществе, правда, ограниченное собственной специализацией.
  Конечно, почти все они служат правящему классу, который оплачивает их труд, или делает их подчиненными этому классу. Поэтому свобода их изъявлений ограничена. Те из этих работников умственного труда, которые имеют меньше ограничений, относят себя к свободномыслящей интеллигенции.
  Почти все остальные работники умственного труда, особенно те, труд которых однообразен и бесперспективен, вливаются в ряды обывателей, а они, как известно, заинтересованы большей частью в собственном благополучии, а не проблемами познания.
  В принципе, ум работников умственного труда тех сфер деятельности, в которых не требуется креативность и которых не влечет открытие нового само по себе, может быть развита до очень высокой степени в применении к собственной сфере деятельности.
  Однако отсутствие интереса к творчеству у них обусловлено именно невысокой степенью неудовлетворенности окружающим. Следствием этого у значительной части работников умственного труда уровень и животной компоненты сознания, и самосознания не достигают значений, требующих обновления окружающей среды. То есть такие люди, что бы они о себе не помышляли, относятся к консервативно-конформистской страте общества, обращают внимание только на себя, и стараясь не замечать все беды и несчастья вокруг, а также, не выражая неудовольствия перед начальством, несмотря на все его выходки.
  Иначе говоря, такое поведение этих персон обусловлено тем. что их самосознание сравнительно низкого уровня в плане альтруизма вполне сбалансировано с их животной составляющей сознания, которая так же довольна вполне благополучным существованием.
  Поэтому, несмотря на зачастую неплохое образование и высокий коэффициент IQ, эти люди мало чем отличаются от обывателей в своем поведении и образе жизни.
  Более энергичная и властолюбивая часть образованной публики из разных слоев населения, но преимущественно из высших слоев общества, старается пробиться во властную элиту, и действительно представляет ее в значительной степени.
  Этому влечению более всего содействует не их глубокий ум, который может присутствовать или нет, а сравнительно с обывателями высокая степень неудовлетворенности их животной компоненты сознания, а также чрезвычайно низкий уровень их альтруистической компоненты самосознания.
  Вместе с тем, некоторая часть выходцев из разных слоев общества, но, большей частью, из когорты людей умственного труда, обладает высокой уровнем самосознания, возникающим вследствие высокой степени альтруистической компоненты их самосознания, и которую они дополнительно развивают в процессе получения знаний и их применения.
  Естественно, они не способны смотреть без возмущения на все несправедливости существующего общественного строя, при котором основная часть населения пребывает в нищете, а наглые нувориши купаются в роскоши, унижают всех остальных не только собственной фактической безнаказанностью, но и просто своим присутствием, концентрируя непонятно для чего фантастические богатства, которые невозможно потратить на себя за тысячу жизней.
  Конечно, эти персоны всегда задумываются об устранении этой несправедливости в пользу гармоничного общества, где всем будет равно хорошо и приятно. Таким образом, появляется неформально-интеллектуальная оппозиция властной элите, противостоящая последней, и не склонная идти на компромиссы с этими, как они считают, лицемерами, негодяями и грабителями.
  Кроме этих персон, в обществе всегда появляются выходцы из разных слоев общества, но, более всего, из людей, занимающимся умственным трудом, интерес которых, несмотря ни на что, сосредоточен на стремлении к новому и необычному. Именно такого рода творцы обеспечивают технологический и культурный прогресс общества.
  Творческие персоны, в отличие от обывателей, власть имущих и интеллектуалов из оппозиции властной элите, гораздо в меньшей степени зависят от условий жизни, проявляя себя в самой суровой обстановке своей изобретательностью, даже не имея никакого образования, а используя свою находчивость. При этом, они могут не иметь какой-то особой одаренности или объемистой памяти. Примеров таких людей множество, так как именно они берут на себя смелость придумывать выход из сложных жизненных ситуаций, изобретя в свое время колесо, рычаг, разрисовывая стены пещер изображениями собственных дальнейших действий, например, охоты, в реалистичной форме, и приручая собак для той же охоты и охраны.
  Таким образом, в чистом виде касты интеллектуалов не существует. Умные люди проявляются везде из всех слоев общества, но, большей частью, из образованной прослойки, представители которой не заняты тяжелым и утомительным трудом.
  Вопрос только в том, как они себя проявляют и почему одним из них удается придумать телефон, автомат, ядерный реактор и компьютер, изобразить Мону Лизу ("Джоконда" Леонардо да Винчи) и сочинить "Анну Каренину" (Лев Толстой), а другие волей-неволей ограничиваются всего лишь организационными мероприятиями, объяснением или толкованием придуманного другими и игрой в шахматы?
  На этот вопрос можно ответить так.
  Раз сознание ведет человека, то его уровень, зависящий от степени и направленности неудовлетворенности как животной составляющей сознания, так и самосознания на окружающее и самого себя, есть истинная основа его стремлений, независимо от внешних воздействий, в частности, образования, воспитания, а также природной одаренности.
  В результате, в обществе появляются индивиды, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от низшего сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования. Это индивидуалистическое чувство сочетается с их высшим сознанием, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и искусства, достигая высокой степени, альтруистично требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
  Но доминирует при этом низшее сознание, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, с минимумом разумности, давая, тем не менее, наиболее креативные персоны из всех живущих.
  Эта категория любого сообщества предпочитает нестандартные жизненные ситуации в силу неприятия ею одних формально-логических подходов к жизни - такая жизнь для них скучна и бессмысленна, как работа на конвейере по закручиванию гаек.
  Они не любят рассуждения, логические построения, стараются избегать аналитико-синтетической работы, ненавидят действия по прагматичным выкладкам; при этом, они, как правило, отнюдь не трудоголики.
  Поэтому им легче применять целевые программы самосознания в сочетании с программами низшего сознания, если, конечно, удается сочетать столь противоречивые формы сознания, для быстрого и решительного изменения ситуации в пользу своей задумки.
  Иначе говоря, они предпочитают не длительные размышления, не систематизацию фактов и явлений, то есть не рассудочные действия, а действия спонтанные, или действия, при которых поставленная цель может быть достигнута одномоментно как бы по наитию, хотя, конечно, им приходится предварительно потрудиться в приобретении ремесленных навыков и набирания опыта.
  Именно из такого рода персон, как бы бессознательно стремящихся к изменениям всего и вся любыми способами, получаются те, которые делают открытия, создают шедевры поэзии, живописи, изобретательства, становятся выдающимися полководцами. То есть их деятельность замыкается в основном на креатив, который привлекает их отнюдь не с позиции потребления каких-то благ - им интересен сам процесс.
  Увы, массово результаты их деятельности весьма посредственны как в отношении качества всего, произведенного ими, так и из-за недостатка опыта и частой лени, а иногда - бестолковости и невежественности; но поражения их особенно не тревожат. Им приятно пользоваться своим талантом или умением, часто весьма посредственным (графоманы) для получения результата без особого напряжения собственного ума.
  И они снова принимаются за старое, подобно карточному игроку, который никак не может отойти от ломберного стола.
  Тем не менее, именно среди них находятся создатели нового как в области технологий, так и культуры.
  Таким образом, для подобного рода креативных деятелей, вырисовывается один из главных стимулов развития - стремление выбраться из рутины за счет поиска интересного, соответствующего имеющимся представлениям данного креативщика.
  Иначе говоря, креативной персоне претит то, что есть, а причина этого состояния - перманентная неудовлетворенность собой и окружающим в текущих обстоятельствах.
  Естественно, в таком случае человек стремится приступить к поиску того, чего еще нет, что еще не испытано, то есть попасть в те перемены, которые принесут, возможно, нечто приятное, а может быть, и нет, но - непременно новое: откроют какую-то тайну, отвлекут от мерзостей жизни, то есть привлекут именно своими отличиями от каждодневной рутины, и, возможно, выведут на сущность вещей и явлений.
  Получается, что за интересом всегда стоит неудовлетворенность нынешним, а интересное есть продукт интереса.
  В интересном ищется удовлетворение, но никогда не находится окончательно потому, что, остановившись на одном, можно потерять остальное, чего нельзя допустить, иначе не получить нового удовлетворения в ином интересном, да и само открытое интересное не способно принести полного удовлетворения в силу несовпадения его с первоначальным образом влекущего к себе.
  Возникшая соразмерность интереса и способностей человека в благоприятных условиях может дать персон, способных произвести революцию как в науке, так и в экономике, и культуре.
  Таким образом, если в своей основе к подобной креативной персоне добавляется образование и одаренность, которые резонируют с ее интересами, то тогда и получаются деятельные таланты, которых, конечно, сравнительно немного, так как такие совпадения, не так часто случаются.
  Зато довольно часто, хотя и не сопоставимо с числом обывателей, встречаются люди, наделенные необыкновенной сообразительность, быстротой реакции, великолепной памятью и способностью к адекватным логическим умозаключениям. Именно такого рода ум, а не иной, под названием интеллект стало возможным измерять, применяя соответствующий тестом на сообразительность, под которой понимался уровень умственного развития. Для этого был использован так называемый коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient), который впервые ввел в обиход немецкий исследователь Вильгельм Штерн в 1912 году.
  Этот коэффициент, по мнению ряда ученых, количественно показывает уровень ума, по сравнению с уровнем ума среднестатистического человека. Среднестатистическим человеком считается тот, который имеет тот же возраст и развитие, что и человек, у которого этот коэффициент измеряют, то есть IQ показывает соответствие или отклонение уровня ума от среднего.
  На самом деле, этот тест не был способен показывать уровень ума в плане одаренности данной персоны, которая не поддается никаким техническим измерениям, но, он вполне адекватно отражает объем памяти и быстродействие в части сообразительности. В этом отношении этот тест действительно применим к характеристике ума достаточно образованных людей, не обладающих креативностью подобно искусственному интеллекту, но имеющих, как и искусственный интеллект, неплохую кратковременную память, способность к логическим заключениям и адекватному изложению определенных суждений.
  В основе такого рода ума лежит, так же как и для ума любого человека, степень проявления и направленность неудовлетворенности животной составляющей сознания и самосознания на окружающее и самого человека.
  Довольно любопытно, что степень неудовлетворенности животной составляющей сознания для подобных "интеллектуалов" ненамного выше степени неудовлетворенности животной составляющей сознания обывателей - довольно слабой, и, к тому же, ориентированной, как и у них, как правило, на собственное благополучие. Что касается степени неудовлетворенности их самосознания, то она является более высокой, чем у обывателей, но, тем не менее, она значительно ниже степени неудовлетворенности самосознания креативных персон, поддерживая ориентацию неудовлетворенности животной составляющей сознания на всё то же личное благополучие, тогда как неудовлетворенность самосознания креативных персон направлена в сторону общественного блага.
  По этой причине страстное желание к познанию нового и упорство в его обнаружении у них отсутствует, хотя многие из этих "интеллектуалов" трудятся в сфере науки и у них могут быть определенные способности.
  Отсутствие такого рода желания не может не вести их, в частности, в науке, в лучшем случае, к проверке, обоснованию и дальнейшему развитию новых идей и явлений, обнаруженных креативными персонами, но часто они ради укрепления собственного статуса и благополучия стараются под разными предлогами или пользуясь связями, либо начальственным положением примазаться к первооткрывателям или просто имитируют творческую деятельность.
  Такого рода "интеллектуалы", действительно могут быть очень умны, обладая развитым логическим мышлением, неплохой памятью, способностью моментально ориентироваться и связно излагать те или иные суждения. Поэтому они прекрасно чувствуют себя, занимаясь обучением детей, молодежи и студентов. Их много и в среде деятелей культуры, которой они стараются руководить или, по крайней мере, наставлять художников и писателей, не понимая собственную ограниченность, но составляя довольно многочисленную в развитых странах рать, так называемой, интеллигенции, хотя они предпочитают именовать себя интеллектуалами.
  Все эти персоны могут испытывать интерес к той или иной деятельности, иметь неплохие умственные способности в плане логики, обладать сильной волей, абстрактным мышлением, прекрасной памятью, большим и разнообразным опытом и даже некоторой одаренностью. Но отсутствие креативности, основывающейся на соотношении высокой степени неудовлетворенности животной составляющей сознания и почти такой же степени неудовлетворенности альтруистической составляющей неудовлетворенности самосознания, может поднять этих "интеллектуалов" в плане познания лишь на уровень комбинаторики, а также толкового объяснения того, что уже открыто или изобретено другими.
  Поскольку мозг является наиболее действенным орудием сознания человека, постольку в его структуре можно отыскать то, что подтвердит принадлежность того или иного человека к умнейшим, но не творческим людям.
  Сравнительно недавние исследования мозга человека показали, что многократные (до 40 раз) различия морфофункциональных центров головного мозга вполне могут создавать неспособность значительного числа людей быстро и творчески соображать, тем более что совокупность характеристик мозга, обеспечивающих, в частности, высокую степень креативности или даже сообразительности, встречается не так часто.
  Таким образом, структурные особенности мозга позволяют привязать их к отдельным типам сознания, которые не просто указывают на неравенство людей по их умственным, креативным и эмоциональным способностям, но и дают возможность продемонстрировать их принадлежность к различным общественным группам, так или иначе влияющим на ход развития цивилизации.
  В частности, со стороны особенностей генома недостаточное развитие локусов ДНК может оказывать определенное влияние на влечение к творчеству, которое оказывается так же недостаточным, хотя на способность к логическому мышлению, память, сообразительность и быстродействие в принятии адекватных решений эта особенность генома не оказывает воздействия, что и показывает коэффициент IQ, который может быть высоким именно для людей, не обладающие влечением к творчеству.
  Кроме того, достаточное количество гормона радости (дофамин) так же не способствует проявлению творческих усилий с адекватным результатом, хотя и не мешает логическому мышлению.
  Размер лобной доли, отвечающей за абстрактное и творческое мышление, у таких "интеллектуалов" имеют обычные размеры, как и нижняя теменная доля мозга, отвечающая за математическое и пространственное мышление.
  Вместе с тем, такие участки мозга, которые имеют отношение к логическому мышлению, как левая префронтальная кора головного мозга, левая височная доля и левая теменная кора, могут быть более развиты у этих умных людей по сравнению с остальными.
  Внешне все эти свойства сознания для умных, но нетворческих людей отражаются в таких свойствах индивидуальности, как высокая степень сообразительности, отличная память, средний уровень чувствительности, впечатлительности, решительности, любопытства, доминантности, настойчивости, и таких свойств личности, как способность ассоциативно и вместе с тем логически мыслить, достаточные волевые качества. Но интересы их в большей степени связаны с обретением собственного благополучия, а стремление к знаниям связано большей частью не с процессом познания, а с приобретением более статусного положения в обществе.
  Если сравнить эти внешние особенности сознания подобный умных людей с внешними особенностями сознания креативных персон, то последние, в дополнение к указанным особенностей того или иного уровня, обязательно обладают со стороны индивидуальности высокой степенью любопытства, подкрепляемого со стороны самосознания столь же высокой степенью любознательности, проявляющейся в формировании интересов к новому и необычному, а их прирожденные способности, если таковые имеются, соответствуют общественным интересам.
  Отмеченное сочетание особенностей индивидуальности и личности отдельных персон с развитым логическим мышлением, но не склонных к творчеству, указывает на то, что с глубинной стороны их сознания системообразующим фактором является сочетание неудовлетворенности животной составляющей сознания, близкой к средней степени, приходящей к ним от лимбической структуры мозга, со столь же средней степенью неудовлетворенности их самосознания.
  В результате, эти "интеллектуалы", прекрасно понимающие свое творческое бессилие, не страдают избытком альтруизма собственного самосознания, и поэтому, за редким исключением, служат власть предержащим, получая соответствующие бонусы, а в науке и культуре они, как правило, играют ведущие роли, благодаря свойствам своего расчетливого ума, не распыляющегося на энергозатратные творческие свершения.
  У креативных персон с глубинной стороны их сознания системообразующим фактором является сочетание максимально возможной степени неудовлетворенности животной составляющей сознания с высоким уровнем альтруизма их самосознания, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и культуры, требует распространять достижения цивилизации и культуры на всех.
  К всеобщему сожалению, со временем, довольно часто креативные персоны теряют свой творческий потенциал. Особенно хорошо это заметно по деятелям искусства - творчество писателей мельчает, художники повторяются. Объясняется это явление не какими-то существенными изменениями в их глубинном сознании, а тем, что с возрастом число нейронов мозга, в том числе и отделов, отвечающих за процесс творчества, убывает, связи между соответствующими нейронами нарушаются, и тем самым возможности мозга падают. Примеров этому несть числа. Такие люди, конечно, желают вернуться к творчеству, но сделать это уже не в состоянии, попадая в результате в категорию просто умных людей, поскольку достаточно обширные связи, обеспечивающие логическое мышление, имеют большую вероятность сохраниться.
  В частности, Альберт Эйнштейн за последние несколько десятилетий своей жизни так и ничего существенного открыть или разработать не смог, занимаясь большую часть времени политикой и общественной деятельностью. Лев Толстой на склоне лет в основном сочинял религиозные и квази-философские трактаты, а также наставления для простого народа и критиковал правительство.
  Конечно, бывают и исключения, например, Леонардо да Винчи, у которого, по-видимому, к старости структура мозга существенно не изменилась и продуктивные связи между нейронами сохранились, еще в возрасте 64 лет - за три года до смерти - работал над картиной "Иоанн Креститель", а позже занимался архитектурно-строительным проектированием в районе замка Шамбор во Франции.
  Что же касается людей умных со склонностью к логическому мышлению и высоким коэффициентом IQ, то они переместиться в прослойку людей творческих не способны при всем желании именно по той причине, что с глубинной стороны их сознания системообразующим фактором является сочетание неудовлетворенности животной составляющей сознания, близкой к средней степени, приходящей к ним от лимбической структуры мозга, со столь же средней степенью неудовлетворенности их самосознания. А этот фактор позволяет им, в лучшем случае, перетасовывать известное, то есть заниматься комбинаторикой, что особенно характерно для научных исследований, в которых принимают участие миллионы высокообразованных ученых, а открытия и эпохальные изобретения делают немногие.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"