Низовцев Юрий Михайлович: другие произведения.

Почему и когда началась промышленная революция? и именно в Европе?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В середине второго тысячелетия нашей эры, начиная с Нидерландов, а затем и Англии, произошел поворот к промышленному производству, довольно быстро уничтоживший средневековье в Европе. Какова истинная причина этого эпохального события? И почему оно случилось изначально лишь в одной - именно протестантской - стране Европы, а не в другой или других, и не в Китае или Индии? Убедительных ответов на эти вопросы пока нет. Поэтому имеет смысл попытаться разрешить эту проблему.

  
  Введение.
  Часть 1. Условия поворота к промышленному производству.
  Часть 2. Характеристика страны - зачинателя поворота к промышленному производству.
  Часть 3. Определение причины поворота к промышленному производству в середине второго тысячелетия нашей эры.
  
  Введение
  
  Еще с XIX предполагается, что промышленная революция началась во второй половине восемнадцатого века по причинам, связанным с началом массового применения машин, урбанизацией и переходом аграрного общества к индустриальному, а завершилась она в конце девятнадцатого века.
  Характерной чертой промышленной революции считается быстрый рост производительных сил на основе высокопроизводительных машин, завершившийся утверждением капитализма.
  Всё это не так, потому что промышленную революцию, точнее, поворот к промышленному производству, спутали с капитализмом.
  Термин "промышленная революция" был введен Жеромом Бланки, хотя более уместен в данном случае термин "поворот к промышленному производству", поскольку революция, по определению, не длится долго, а промышленная революция, как считается, продолжалась около двух веков.
  Если основные плоды этого поворота к индустрии повторяются в дальнейшем в других странах, то это лишь доказывает адекватность совершенного где-то и когда-то впервые поворота к промышленному производству.
  Поворот к промышленному производству произошел на самом деле в конце шестнадцатого века в Нидерландах. И причина его не имеет прямого отношения к технике и индустриализации, что будет показано ниже.
  И только через два века после постепенного развития достижений этого поворота в Нидерландах, а затем в Англии и других протестантских странах возникло капиталистическое производство и соответствующие ему отношения еще в нескольких странах, которые поэтому получили преимущественное развитие, и теперь именуются развитыми.
  Таким образом, поворот к промышленному производству в Нидерландах создал возможности и показала пути их реализации для возникновения и утверждения капитализма.
  Основным признаком промышленной революции считается переход от ручного труда к машинному, но, чтобы этот переход осуществился, надо прежде изобрести и внедрить эти машины, а это в свою очередь предполагает достаточно широкое развитие образования и науки.
  А вот "рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии" - это уже один из результатов поворота к промышленному производству, который характерен для начальной стадии капитализма, а не для поворота к промышленному производству.
  Центр науки в Европе, освобождение труда, собственные изобретения и внедрение в хозяйство прочих высокопроизводительных машин, лидирующее положение в мировой торговле, книгопечатании впервые возникли или стали широко применяться в Нидерландах.
  В этой стране также появились впервые регулярная почта, биржи, газеты. Нидерланды стали центром мировой торговли.
  Благодаря религиозным свободам, которые впервые в Европе были предоставлены правительством Нидерландов, преследуемые протестанты стекались в Нидерланды, в том числе и ученые, вследствие чего Нидерланды превратились в центр европейской науки, который был представлен Лейденским университетом, основанным в 1575 году Вильгельмом Оранским, предводителем Нидерландской революции.
  Книгопечатание в Нидерландах стало ведущим в Европе.
  Ручной труд в большинстве отраслей был заменен машинным в соответствии с местными условиями.
  В частности, ветряные мельницы интенсивно работали на лесопилках, в бумажных мастерских, маслобойках, при производстве пороха.
  Уже в начале XVII века в Нидерландах работало 30 заводов по очистке сахарного тростника. Были организованы целые отрасли обрабатывающей промышленности, связанной с работой порта. По всей стране работали предприятия по обжигу кирпича для снабжения им многочисленных строек.
  В Нидерландах быстро на основе самого продвинутого в мире судостроения образовался громадный капитал, связанный с захватом мировой торговли Объединенной Западно-Индийской компанией, основанной в 1602 году,
  В результате, доход на душу населения Нидерландов стал самым высоким в Европе.
  Таким образом, по всем признакам впервые поворот к промышленному производству произошел в Нидерландах в конце XVI - начале XVII веков.
  Лишь затем он был повторен сначала в Англии, затем в Швеции, США.
  В частности, в конце XVII века Англия начала обгонять мирового лидера - Нидерланды - по темпам роста высокопроизводительных мануфактур, а потом и в мировой торговле. К середине XVIII века Англия превратилась в ведущую капиталистическую страну мира по уровню экономического развития.
  В дальнейшем, в этой стране произошел переход к крупному машинному производству на основе изобретения прядильных машин Аркрайтом, Харгривсом, Кромптоном (1769 год); парового двигателя Уатта (1775 год); а также использования кокса для металлургии в восьмидесятых годах XVIII века.
  Надо полагать, приведенный материал показывает разницу между промышленной революцией, точнее, поворотом к промышленному производству, и капитализмом, и, соответственно, указывает на время этого поворота.
  В связи с этим, причины поворота к промышленному производству, предложенные до настоящего времени, являются лишь констатаций смены одного другим, предпосылками или признаками поворота к промышленному производству.
  Рассмотрим их вкратце.
  А. Сен-Симон считал причиной промышленной революции переход от феодальной и теологической системы к системе промышленной и научной [1, с. 5].
  Это соображение Сен-Симона указывает не на причину промышленной революции, а на внешний поступательный ход мирового хозяйствования.
  А. Тойнби считает началом промышленной революции 1760 год (Англия), указывая, что "до 1760 года в Англии держалась старая промышленная система; ни одно великое механическое изобретение не было еще введено ]2, с. 13]. При этом, Тойнби констатирует, что промышленная революция заключается "в замене средневековой системы регламентации, которой были до сего времени подчинены производство и распределение богатства, конкуренцией (там же, с. 121).
  Соображения Тойнби явственно констатируют то же, что предлагает в качестве причины Сен-Симон, добавляя к этому конкуренцию. То есть он опять же находится на позициях внешнего наблюдателя за ходом общественно-экономического развития, не вникая в существо проблемы, а останавливаясь лишь на внешних признаках процесса становления капитализма.
  Родоначальник экономической истории У. Каннингем находит только предпосылки промышленной революции, а не ее причины. Он видит их в начале Великих географических открытий и борьбе за колонии, в которой победила Англия [3].
  Удивительно, но факт, историки совершенно не желают смотреть в корень. Вот и Каннингем уклонился от выявления причин промышленной революции, отметив лишь некоторые ее предпосылки.
  Французский ученый П. Манту посчитал, что "промышленная революция есть расширение ранее сжатых сил, внезапное распускание и пышный рост зародышей, остававшихся до тех пор в скрытом или дремлющем состоянии" ]4, с. 415].
  Это высказывание и вовсе ни о чем, тем более что Манту не указал, почему эти "сжатые силы" возникли именно в Англии.
  Русский историк экономики И. Кулишер указал целый ряд причин возникновения промышленной революции: потребность в технических улучшениях и способность их удовлетворить в связи с успехами естественных наук, обезземеливание крестьян, явившее готовую рабочую силу, появление расчетливых и инициативных предпринимателей, внедрение машин [5, с. 493].
  Все причины, на которые указывает Кулишер, в лучшем случае являются предпосылками промышленно революции или сопутствующими ей явлениями, поскольку любая из этих якобы причин имеет собственную причину. Например, Кулишер не объясняет, почему возникла потребность в технических нововведениях.
  В свою очередь марксисты полагают, что все революции совершаются в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов, отношения к собственности, обозначая смену общественно-экономических формаций. Тем самым марксистами отвергается идея социального консенсуса, проявляющегося не так уж редко.
  Само происхождение поворота к промышленному производству не из конфликта классов, и из постепенного развития общественного самосознания, приведшего к признанию благости труда и плодов его, опровергает марксистскую идею конфликтности в смене формаций.
  Наиболее близким к определению, по крайней мере, одного условия, способствовавшего возникновению промышленной революции, на наш взгляд, оказался Макс Вебер, который в своем труде утверждал, что лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и оказала влияние на зарождение капитализма, причем характерной чертой протестантских сообществ, предполагает Вебер, является ведение коммерции в качестве добродетельного вида деятельности [6].
  Действительно, Лютер признал труд благостью, а не повинностью, но это высказывание основоположника протестантизма является лишь условием, способствующим возникновению поворота к промышленному производству, но оно не могло его произвести.
  Ниже мы попытаемся выявить не только условия для промышленного поворота, но и истинную причину поворота к промышленному производству, а также место и время его первичного возникновения.
  
  Часть 1. Условия поворота к промышленному производству.
  
  Приобретенная человеком двойственность сознания привела к возникновению наиболее эффективной силы, движущей человеческие сообщества по пути прогресса как культурного, так и технологического [7].
  Эгоизм животного (природного) сознания в человеческих сообществах был тем самым противопоставлен альтруизму его самосознания, и этот альтруизм наиболее рельефно выразился в культуре с ее разнообразными интересами, стремлением к прекрасному, и религии, особенно в христианстве, что в совокупности не могло не способствовать цивилизационному прогрессу.
  Тем не менее, этот прогресс был не слишком скорым, длясь несколько тысяч лет вследствие постепенного развития индивидуального и общественного сознания до определенного прорыва, когда появилась возможность, с одной стороны, "выплеснуться" за пределы одного лишь государства на бескрайние земные просторы, а с другой стороны, появилось своего рода разрешение от религии и государства на эффективное и практически неограниченное использование труда и его плодов без всякого торможения в культуре и в сфере технологий.
  Известно, что бытие и сознание непрерывно взаимодействуют, не существуя друг без друга. Поэтому без постепенного накопления данных, создания соответствующих условий человек не способен реализовывать собственные оригинальные идеи, например, в технической сфере, даже если они у него и сформировались.
  Примером этого является Леонардо да Винчи, который изобрел парашют, велосипед, танк, робот, прожектор, выдвинул идеи аэроплана и вертолета, но они оказались невостребованными.
  То есть сознание самого высокого уровня оказывается бессильным перед обстоятельствами, если условия для реализации новых идей и проектов не созрели.
  Каковыми же должны быть условия для начала промышленной революции, точнее, - поворота к промышленному производству?
  Понятно, что при рабовладельческом строе технические решения, повышающие производительность труда, не требовались из-за дешевизны рабочей силы. Структура хозяйствования в эпоху средневековья так же не нуждалась в техническом прогрессе вследствие подневольного труда так или иначе прикрепленных к земле работников, которыми фактически владели феодалы практически во всех странах мира.
  Цеховая разобщенность ремесленников в городах, отсутствие широкого распространения кредитно-финансовой системы так же не способствовали появлению высокопроизводительной техники, лишающей к тому же смысла деятельность ремесленников. Они также не способствовали развитию торговли, ассортимент которой был ограничен в основном сырьевыми товарами и предметами роскоши, причем бедность и униженность почти всего населения препятствовали широкому развитию торговых отношений с высокими оборотами, тем более что торговле мешали отсутствие дорог приемлемого качества, емкого и быстрого грузового транспорта, многочисленные границы между феодальными владениями, грабеж на дорогах.
  Даже плавания португальских и испанских моряков к далеким континентам в конце XV века нашей эры не привели к заметному промышленному повороту.
  Что же тогда вызвало этот поворот?
  Известно, что свободу можно получить только тогда, когда у тебя будут развязаны руки.
  А руки у всех были связаны строгими религиозными установлениями и ограничениями, что было характерно до определенного предела для христианства.
  Конфуцианство в Китае, установившее строгие правила поведения и иерархичность общественных структур более чем на 2000 лет, с его общественной этикой, политической идеологией, научными традициями, в отличие от остального мира, который признавался китайцами, гордившимися своими культурными и структурно-социальными достижениями, варварским, фактически отрезало Китай от остального мира, что в итоге привело его к застою.
  Конфуцианская идея воздаяния, относящаяся лишь к потомкам, и не затрагивающая потустороннее, бессмертие души, являясь по существу примитивным воззрением архаичного типа, естественно, не могла содержать в себе противоречивость как мироздания, так и человеческого сознания. Поэтому китайское сообщество было более склонно к соблюдению традиций, нежели к попыткам производить новое, то есть к креативности, которое, если и проявлялось, то не получало развития. Китайское сообщество и в настоящее время практически только копирует любые инновации, не задаваясь проблемами получения принципиально новых знаний и новых технологий самостоятельно.
  Подобные строгие установления и ограничения характерны, действуя и поныне, для мусульманства, индуизма и буддизма, предлагая пастве жить традиционно, уповать на волю высших сил. Все эти конфессии препятствуют появлению любого нового, которое нарушает установившийся и крайне выгодный для служителей церквей порядок.
  А поскольку власть церквей в то время была непререкаема, постольку любые отклонения от нормы безжалостно подавлялись
  Еретики, изобретатели просто сжигались на кострах или их казнили иными способами, что, например, произошло на Руси при Иване Грозном с изобретателем планера, который совершил с помощью сделанных им крыльев полет с колокольни. Известны также многочисленные примеры "работы" инквизиции.
  Однако ничто не вечно.
  В отличие от остальных континентов, в Европе примерно с ХI века создалась любопытная ситуация.
  Еще со времен античности горожане пользовались значительными привилегиями по сравнению с сельским населением. Эта традиция не угасла и в средневековье. Во многих странах Европы горожане по своему статусу фактически приравнивались к дворянам, в городах активно действовали муниципалитеты, работали парламенты, для молодежи были открыты университеты. В частности, первый университет Европы появился в Болонье в 1088 г.
  Всё это не могло не повлиять на рост самосознания в основном городского населения, с чем приходилось считаться феодалам, которые к началу XVI века нашли общий язык с горожанами в стремлении отказаться от поборов и всевластия папства, тем более что налицо было полное разложение католической церкви, выразившееся в продаже индульгенций - оплачиваемой грамоты папы римского об отпущении грехов.
  И тут, весьма кстати для властных элит германских государств, нашелся немецкий богослов, осмелившийся в 1517 году выступить не только против индульгенций, но и в обращении "К христианскому дворянству немецкой нации" объявивший борьбу с папским засильем делом всего немецкого народа.
  Таким образом, Европа оказалась единственным местом мира, в котором наглядно и существенно проявился рост самосознания значительной части населения, потребовавшего наконец устранить по крайней мере всевластие папства с перенесением акцента сознательного существования с духовного на мирское, в котором несомненно должно быть и божественное.
  И оно было найдено.
  Обратившись к истокам, Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин Библию, а не церковь.
  Лютер также отверг противопоставление мирского и духовного, указав, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать, поскольку Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты и способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание [8].
  В итоге, произошел раскол католической церкви с образованием нескольких направлений протестантства.
  Идея Лютера о том, что главным призванием человека является прилежный труд, раскрепостила появившуюся протестантскую общественность, позволив ей по-иному отнестись не только к труду, но и к его плодам, особенно новым.
  Во всех протестантских странах было снято запрещение на новинки техники и их использование.
  Поэтому причиной Реформации, произошедшей именно в Европе, оказалась прогрессивность христианства, в котором, в отличие от остальных религиозных направлений, изначально в Нагорной проповеди Христа было заложено противоречие между наличным бытием и "миром" иным - лучшим. Естественно, рано или поздно должна была появиться идея о "верном" приобщении к этому лучшему "миру" через усовершенствование существующего мира посредством эффективных трудовых усилий и их плодов для общего блага, что Бог не сможет не заметить непосредственно,
  Кроме того, унаследовавшая римские традиции и многие культурные черты античности Европа в основном в основанных еще римлянами городах, постепенно копила в себе недовольство дикостью окружающего, помня времена высокой культуры античности, и сохраняя тем самым, как минимум, в потенции стремление к ее образцам, выразившееся в итоге в искусстве Возрождения, начало которого предшествовало эпохе промышленной революции, явившись дополнительным толчком для нее не только общим повышением грамотности и культуры населения, его приобщением к прекрасному в скульптурах, живописи и новой светской словесности вместо богословских трактатов и библии, но и расширением поступающих информационных потоков в умы, которые несли в себе различные идеи креативных членов сообществ по усовершенствованию бытия.
  И возможность подобного улучшения жизни была открыта признанием благости труда.
  Таким образом, сложившиеся уникальные условия в Западной Европе, - большей частью латинской - не могли не способствовать постепенному росту самосознания его городского населения, а противоречивый характер христианства, в итоге приведший к Реформации, официально признавшей благость труда, открыл тем самым "ворота" всем новым идеям и обеспечило возможность их эффективной реализации.
  Широко стало использоваться водяное колесо. Им при обработке металлов приводили в движение молот весом до одной тонны. В бумажном производстве с помощью колеса поднимали и опускали прессы, в горном деле - поднимали руду и откачивали воду из шахт.
  Плавильщики соединили водяное колесо с мехами для вдувания интенсивных потоков воздуха в плавильные печи, что позволило существенно увеличить количество выплавляемого металла.
  Пушки и ружья стали отливать в специальных формах, отверстия в стволах делали с помощью сверлильного станка.
  Средневековью пришел конец. Рыцарские доспехи легко пробивали пули, стены замков разрушали ядра пушек.
  Кроме того, мельницы, использующие в качестве движителя воду или ветер, стали действовать и в сукновальном, и в мукомольном производстве.
  Появилась самопрялка, одновременно вытягивавшая волокно в нитку и скручивающая его, на ткацких мануфактурах заработали ленточные станы, на которых один рабочий изготавливал сразу по 20 лент разных цветов.
  Португальцами были изобретены легкие и маневренные суда - каравеллы. Они оснащались тремя мачтами с прямыми и косыми парусами и могли двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре, но и при встречном.
  Широкое применение нашло изобретение Иоганна Гутенберга отдельных металлических литеров, из которых можно было составлять строки и страницы для оттисков на бумагу. Он же изобрел и печатный станок.
  В Англии в 1589 году была изобретена промышленная вязальная машина. Устройство состоит из иглы с крючком, которые работают, открываясь и закрываясь последовательно, имитируя процедуру ручного вязания. В 1660 году насчитывалось примерно 650 вязальных машин, а в 1844 году - около 43 тысяч.
  В середине второго тысячелетия нашей эры также были изобретены в Европе логарифмическая линейка, микроскоп, телескоп, кремневый мушкет.
  В конце XV века Лука Пачоли предложил в бухгалтерском учете делать двойную запись.
  В XVI веке в Европе были изобретены карманные часы, зернистый порох, водолазный колокол, диэтиловый эфир, колесная яхта с парусами, сургуч, карандаш, ватерклозет, карта мира в новой проекции.
  В начале XVII века в Европе были изобретены арифмометр, паровая турбина, штангенциркуль, жидкостный термометр, барометр, счетная машина, вакуумный насос.
  Наконец нашел широчайшее применение кредит, являющийся основой массового товарного производства, позволяя восполнить недостачу собственных ресурсов и привести капитал в непрерывный оборот.
  Появившаяся возможность массового производства разнообразных товаров требовала развития торговли, нахождения новых рынков сбыта товаров.
  Самым дешевым и эффективным методом торговли была доставка товаров морем. Выход к морю, навыки кораблестроения и мореплавания имели католические страны - Испания, Португалия, Италия, Франция и протестантские - Нидерланды и Англия.
  Однако католические страны по-прежнему находились в средневековье, живя по предписаниям своей церкви, причем во Франции протестанты-гугеноты были частично уничтожены или бежали из страны.
  
  Часть 2. Характеристика страны - родоначальника поворота к промышленному производству.
  
  Поэтому первой страной, последовавшей заветам Мартина Лютера в форме кальвинизма (швейцарский вариант протестантства) и осуществившей скачок капитализму, были Нидерланды, освободившиеся от владычества Испании, и вместе с тем снявшие благодаря протестантизму путы с использования инноваций.
  Кроме того, Нидерланды имели трудолюбивое, грамотное население, ряд крупных городов, в том числе и городов-портов, выход к морю, старые традиции мореплавания, склонность к морской торговле, и могли эти обстоятельства использовать достаточно эффективно благодаря поддержке промышленников и коммерсантов государством, имевшим для того времени самые демократические институты.
  Таким образом, самосознание населения этой страны в силу сложившихся обстоятельств, главным из которых оказалось по протестантской логике новое отношение к труду, поддерживающееся реформированной церковью, достигло к тому времени наиболее высокого по сравнению с другими странами уровня. У граждан этого государства появились новые интересы, расширившие охватывающие их информационные потоки, что само по себе создало поступательный в техническом и культурном отношении тренд, не исчезнувший и к нынешнему времени.
  Этот "золотой век" Нидерландов начался в 1576 году и продолжался около столетия.
  Правительство Нидерландов предоставило большие религиозные свободы своим гражданам, в то время как остальные страны Европы фактически находились в состоянии застоя.
  Из многих стран Европы преследуемые протестанты стекались в Нидерланды, в том числе и ученые, в результате чего Нидерланды стали центром европейской науки.
  Это повлекло за собой достижение высочайшего уровня книгопечатания. Издательство Кристофа Плантена стало в XVI веке крупнейшим в Европе, имея филиалы в Париже и Лейдене.
  В связи с участием Нидерландов в географических открытиях больших высот достигли географическая наука и картография.
  Голландцы наладили две службы, отличающие их от других стран Европы того времени: регулярную почту и информационную газету.
  У страны в силу ее прибрежного положения появился замечательный козырь - ветряные мельницы, и их способы использования отличались большим разнообразием. Они нашли использование в "золотой век" для лесопилок, бумажных мастерских, маслобоек, фабрик для производства пушечного пороха. По всей стране существовали предприятия по обжигу кирпича. Выходцы из Антверпена создали в Амстердаме несколько отраслей обрабатывающей промышленности, связанной с работой порта. Организованные ими мыловарни получили всемирное признание. Заводов по очистке сахарного тростника к 1630 году насчитывалось уже 30. Огранка алмазов также началась в Нидерландах, раскрывшись в полном объеме в следующем столетии.
  Таким образом, голландцы изобретают, внедряют всевозможные новинки в быт и технические отрасли, особое внимание уделяя усовершенствованию кораблей и мореходству, тем самым быстро превратив свою страну в ведущую торговую страну мира. В Нидерландах появляются выдающиеся художники и архитекторы.
  Кроме новинок других стран Европы, у голландцев были и свои изобретения: карманные часы Петера Хенляйна (1510 год), карта мира Герарда Меркатора (1569 год), микроскоп Захария Янсена (1590 год), маятниковые часы Христиана Гюйгенса (1657 год), линзы для микроскопа Антони Ван Девенгука (1673 год).
  Ведущей отраслью объединенных провинций стало судостроение, которое вывело страну на первое место в мире по размерам и качеству военного и торгового флота.
  Самым передовым был финансовый рынок Нидерландов, в городах действовали товарные и фондовые биржи. Однако экономическое процветание стране обеспечивала международная торговля.
  Быстро образовавшиеся громадные капиталы связаны в основном с деятельностью Объединенной Западно-Индийской компании, основанной в 1602 году, что позволило максимально скоординировать судоходство и торговлю сначала с Юго-Восточной Азией, а затем с Индонезией, Японией, Тайванем, Шри Ланкой, Южной Африкой. Впоследствии эта компания захватила торговлю с Западной Африкой и Америкой. В результате, эта компания являлась долгое время крупнейшим торговым предприятием мира.
  Появившийся громадный торговый капитал вывел Нидерланды в страну с самым высоким доходом на душу населения в Европе.
  Единственным конкурентом Нидерландов в это время в торговле являлась также протестантская страна Англия.
  Тем не менее, статус Нидерландов был настолько велик в то время, что в 1689 году английский парламент обратился к штатгальдеру Нидерландов Виллему III с просьбой занять английский престол.
  Ведущая роль Нидерландов в мире фактически была подорвана победой над ее армией англичанами в войне в конце XVII века. "Золотой век" этой страны завершился, и ведущая роль в промышленном повороте перешла к другой протестантской стране - Англии.
  Флаг поворота к промышленному производству был поднят еще выше более мощной протестантской Англией, но с запозданием на век, поскольку признание труда и плодов его благостью было затруднено более консервативной системой управления и более мягкой формой протестантизма в Англии по сравнению с Нидерландами.
  Во главе государства в Англии стоял монарх, являвшийся вместе с тем и главой независимой Англиканской церкви, хотя и отделившейся ближе к концу XVI века при королеве Елизавете от Римско-католической церкви, но сохранившей в себе элементы католицизма (англо-католицизм), и поэтому не приветствовавший первоначально радикализм Лютера, занимая позицию между протестантством и католицизмом.
  Тем не менее, "39 статей" англиканской веры были проникнуты протестантским духом, отрицавшим чистилище, индульгенции, власть Папы Римского, и представляя спасение не только в одном стремлении к духовному, но и в мирских деяниях, то есть фактически снимали все ограничения, наложенные папством, в частности, на свободное предпринимательство и восприимчивость к нововведениям в науке и технике, хотя и повторяли все каноны священного писания.
  Поэтому не сразу, а постепенно и государство, и церковь не только прекратили препятствовать развитию торговли и промышленности, но и стали всячески способствовать развитию образования, науки и техники.
  К концу XVIII века в Англии были изобретены вязальная машина, паровой двигатель, стали широко использоваться доменные печи.
  Спрос на металлические детали прядильных станков, паровых машин, сеялок и прочих механизмов привел к изобретению токарного и фрезерного станков для эффективной и быстрой металлообработки.
  Оттеснение Нидерландов на второй план в мировой торговле и захвате колоний, развитие крупного машинного производства привели к росту производительности труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, а смещение масс населения из аграрного сектора в индустриальный постепенно превратило Англию в ведущую индустриальную страну - главную страну капитализма того времени.
  
  Часть 3. Определение причины поворота к промышленному производству в середине второго тысячелетия нашей эры.
  
  Итак, средневековье могло завершиться лишь при возникновении следующих условий.
  Снятие строгих религиозных установлений и ограничений, препятствующих частной инициативе, научному и техническому прогрессу.
  Признание труда не повинностью, а благом.
  Появление самодеятельной и образованной части населения в рамках централизованного и независимого государства.
  Возникновению первого условия поспособствовало явственное разложение католической церкви к середине средних веков, которая опозорила себя торговлей индульгенциями, лицемерно утверждая при этом свою приверженность духовному.
  В итоге, подобный провал папства не мог не вызвать возмущения у образованной и честной религиозной общественности.
  Это возмущение выразил впервые Мартин Лютер, категорично отвергнувший подобного посредника между Богом и мирянами, но он не остановился на этом, а указал на невозможность противопоставления мирского и духовного, поскольку Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты и способности, и тем самым он осуществляет определенный замысел.
  Отказ от церковных ограничений и признание труда благом, как и плодов его, повлекло за собой снятие пут с частной инициативы, открыло дорогу разнообразным креативным идеям, послужив тем самым научному и техническому прогрессу, в том числе изобретению и использованию высокопроизводительных машин.
  Подобного рода тренд был также поддержан самостоятельностью и образованностью городского населения, поскольку в крупных городах Европы уже с XI века функционировали университеты, работали парламенты и муниципалитеты.
  А наибольшую поддержку этому протесту первоначально оказало правительство Нидерландов, освободившихся от владычества Испании. Именно в Нидерланды устремились все гонимые в большинстве стран Европы протестанты.
  Вот там и началась первая в мире промышленная революция, точнее, поворот к промышленному производству, о чем подробнее было рассказано выше.
  Таковы условия, способствовавшие этому повороту сначала в одной протестантской стране, а потом и в остальных протестантских странах - Англии, Швеции, США.
  Тем не менее, всё эти условия, без которых этот поворот не состоялся бы в определенное время и в определенном месте, не открывают причину его возникновения тогда и тут, тем более что причина часто бывает тщательно скрытой и отдаленной от события.
  Самосознание, отличающее человека от всех прочих живых существ, отразилось на возникновении в человеческих сообществах религии - консервативной части самосознания, и - культуры с включением в нее науки, технологий и искусства, - либеральной части самосознания.
  В свою очередь, двойственность сознания как основная движущая сила человека и его сообществ [7] выразилась через религию в отношении их к собственному бытию - мирскому, и некоему одухотворяющему его - потустороннему, а в культуре эта двойственность проявилась в интересе к новому, приобретя свое законченное выражение в креативности [9].
  Наиболее пронзительно и четко соотношение мирского (бытия) и духовного (потустороннего божественного) в их неразрешимых противоречиях было явлено христианством между тем, что есть, и тем чему надлежит быть.
  В Нагорной проповеди Христос рельефно обозначил эти противоречия, которые отчасти были осознаны только через полторы тысячи лет впервые Мартином Лютером.
  "Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное". (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 3).
  По существу, тут речь тут идет о горизонте, к которому каждому человеку нужно стремиться, ибо в Царстве Небесном нет собственности, за которую здесь все цепляются, там нет борьбы за те или иные блага. В этом Царстве все понимают и любят друг друга. Более того, там всё является единым целым.
  Поэтому тот, кто будет стараться отринуть соблазны материального мира, приблизится к состоянию чистого духа, и значит, к Царству Небесному.
  Кажется, что в нашем греховном мире это невозможно, а те немногие, которые пытаются это искренне совершить, зовутся блаженными.
  Если христианская церковь в ее основном части - католической - поняла это высказывание как неизбывное стремление человека от "грязи" мирского к "чистоте" духовного, сделав акцент на последнем и противопоставив его мирскому, то Лютер уловил иную грань этой иносказательной мысли Христа.
  Он заявил, что раз Бог создал человека для стремления к духовному и для реализации этой цели наградил человека теми или иными способностями и талантами, то единственным реальным способом для проявления этого божеского дара может быть только труд.
  Этим самым Лютер представил труд не как повинность, а как благодать, сняв здесь противоречие между мирским и духовным.
  Подтверждением данной идеи Лютера является также следующая сентенция Христа: "Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю". (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 5), из которой следует, что благом является собрание кротких людей, у которых нет предмета для споров и которые спокойно живут и трудятся на земле для общей пользы.
  Таким образом, именно двойственность сознания в форме борьбы низшей (природной) его составляющей и высшей внеприродной (самосознания) привела к формированию религиозного общественного сознания, в котором первоначально была сделана попытка полностью устранить низшее сознание, заместив его одним только даром от Бога - самосознанием, то есть победить плоть ради духовного.
  Подобный отрыв от природной сущности человека не мог не привести церковь, в частности христианство, к поражению, ввиду нарастающего лицемерия ее служителей, не способных заместить животную сущность человека одной духовной, несмотря на все усилия.
  Такое разложение христианской церкви в лице ее наиболее мощного крыла - католичества - к середине второго тысячелетия нашей эры дошло до самого последнего края - продажи индульгенций, то есть документов от церковной власти, временно избавляющих католика от наказания за совершенные грехи.
  Терпеть далее подобную профанацию веры было невозможно.
  Поэтому Лютер предложил устранить опорочившую себя католическую церковь как посредника между прихожанами и Богом, и восстановить равновесие между мирским и духовным, признав главным содержанием жизни мирского труд на благо общества.
  Тем самым от протестантов в лице Лютера и либерального правительства страны сосредоточения в то время протестантизма (Нидерланды) появилось своего рода разрешение на получение любых "плодов" труда и их использование для вящей пользы общества, несмотря на возможные нарушения сложившихся традиций, открыв дорогу научным открытиям и инновациям.
  С другой стороны, двойственность сознания в форме борьбы низшей (природной) его составляющей и высшей внеприродной (самосознания) привела не только к Реформации, но и к появлению значительного числа креативных людей.
  Самосознание всё время требует расширения информационных потоков, которые и получает за счет сознательного преобразования людьми окружающего в виде образования искусственной среды, которое тем лучше получается, чем больше человек знает и понимает, как функционирует окружающий его мир. Познание требует образования. Появляются школы, университеты.
  В Европе к моменту воззвания Лютера как раз в крупных городах сложилась прослойка интеллектуалов и достаточно грамотных людей с широкими интересами и немалой креативностью, которым не давали хода, принуждая заниматься исключительно богословием.
  Креативность характерна переполнением индивида глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей его среде.
  Она приходит к человеку от низшего (природного) сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования.
  Однако это чувство сочетается в человеке с высшим сознанием (самосознанием), неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и искусства, достигая высокой степени, требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
  Но доминирует при этом низшее сознание, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, с минимумом разумности, давая, тем не менее, наиболее креативные персоны из всех живущих.
  Получив соответствующее "разрешение" от реформированной церкви, эти креативные персоны не замедлили интенсифицировать научные исследования, предложив в результате массу технических и организационных новинок.
  Возникло машинное производство, усовершенствовались корабли и навигация, оживилась торговля, появились почта, газеты, расширились связи между континентами.
  А страной, в которой первоначально всё это проявилось наиболее интенсивно и быстро, были Нидерландыy конца XVI, начала XVII веков.
  В подтверждение наших тезисов следует отметить, что еще в начале первого тысячелетия нашей эры в Китае были придуманы мельницы, насосы, появились новые технологии сельскохозяйственного производства, были изобретен компас, сейсмограф, порох, бумага, технология изготовления шелка, многоярусные здания. Однако поворот к промышленному производству там не случился именно вследствие подневольного труда и рабовладения в тогдашнем китайском сообществе. То есть само по себе проявление самосознания в форме креативности недостаточно для поворота к индустрии. Требуется также проявление самосознания в форме освобождения труда для основного населения страны.
  Поэтому поворот к промышленному производству произошел не в Китае, а в Европе через полторы тысячи лет. Накопившаяся неудовлетворенность образованного человека в его самосознании требует большего, чем комфортное существование, высокое положения: она толкает его через борьбу низшего сознания с его примитивными требованиями к высокому, в данном случае - к определенному освобождению труда и его креативному использованию, что стало возможным впервые в Нидерландах конца XVI века.
  И этот поворот перевел замедленное развития цивилизации к ускоренному последовательно в протестантских странах, а потом, по их примеру, и во многих остальных, приведший к столь масштабным и впечатляющим достижениям человеческой цивилизации к настоящему времени именно вследствие определенного освобождения труда.
  Таким образом, неудовлетворенность и двойственность сознания в форме борьбы низшей (природной) его составляющей и высшей внеприродной (самосознание) через христианство в лице Лютера, и посредством протестантской страны (Нидерланды), которая была определена к тому высокой степенью развития в ней культуры и науки, привела к своего рода резонансу реформированного христианства и креативных умов, содержащих в потенции технологическую культуру,
  Тем самым борьба низшего (природного) сознания и самосознания, введя в резонанс реформированное христианство и креативность в технологической сфере в конце XVI веке, повернула мир к промышленному производству, задав направление к капитализму.
  
  Библиография
  
  1. Сен-Симон А. О промышленной системе. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1948.
  2. Тойнби А. Промышленный переворот в Англии в 18-им столетии. М., 1898.
  3. Каннингем У. Западная цивилизация с экономической точки зрения. М., 1903
  4. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М., 1937.
  5. Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы в 2-х томах. Т. 2. Челябинск. 2004, с. 493
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. "Избранные произведения". Москва, издательство "Российская политическая энциклопедия". 2006
  7. Низовцев Ю.М. Движущая сила и источник развития человека и его сообществ. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  8. Сирота А. Закономерности в немецкой истории. Партнер (Дортмунд), Љ6 (105) maranat.de (2006)
  9. Низовцев Ю.М. Почему и за счет чего проявляются интерес и интересное?
  Сборник "Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном". 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Последняя петля 4"(ЛитРПГ) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) Н.Лакомка "Я (не) ведьма"(Любовное фэнтези) М.Снежная "Академия Альдарил: роль для попаданки"(Любовное фэнтези) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) М.Боталова "Невеста под прикрытием"(Любовное фэнтези) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) В.Старский "Трансформация 1"(ЛитРПГ) Е.Мэйз "Воровка снов"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"