Хоз право кроме 19-37
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
1 ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
Хозяйственное право Украины -- это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам. Институт хозяйственного права--совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт приватизации, лицензирования, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах хозяйственного права, так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.
Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
В системе хозяйственного права можно выделить следующие группы нормативно-правовых актов:
1) конституционные нормы, регулирующие институты собственности, предпринимательства, компетенции высших органов государственной власти и т.п.;
- законы Украины, направленные на регулирование хозяйственных правоотношений. К этой группе относятся Хозяйственный и Гражданский кодексы Украины, законы "О собственности", "О хозяйственных обществах", "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" , " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц -- предпринимателей" и т.п.;
- подзаконные нормативно-правовые акты:
А) среди подзаконных нормативно-правовых актов важное место занимают Указы Президента Украины относительно вопросов хозяйственной деятельности: "Об устранении ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности", "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" и другие;
Б) декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины: "О государственной пошлине", "Положение о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций" и др.;
В) хозяйственные нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти. Эти акты принимаются в виде инструкций, положений, правил и т.п.;
Г) нормативные акты местных советов и местных администраций, относительно хозяйственной деятельности субъектов, принятые в рамках их компетенции;
Д) локальные нормативно-правовые акты -- это акты принятые хозяйственными объединениями, кодексы предпринимателей, уставы хозяйствующих субъектов и т.п.
2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА.
Принципы правового регулирования -- это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства.
В ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины закреплены следующие общие принципы хозяйствования:
-обеспечение экономической многогранности и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;
-свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом;
-свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;
-ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;
-защита национального товаропроизводителя;
-запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.
Кроме указанных принципов в теории хозяйственного права выделяют:
-- принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной
деятельности субъектов хозяйственных правоотношений;
- принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов -- рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов;
-- принцип законности -- в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
3. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Под хозяйственной деятельностью в Хозяйственном кодексе Украины понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнения работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.
- предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов т и прибыли (в 42 ГК Украины);
По признаку предмета деятельности участников соответствующих правоотношений предпринимательскую деятельность можно классифицировать на: производственную предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, в процессе которой вырабатывается определенная продукция, и непроизводственную предпринимательскую деятельность, в рамках которой выделяют:
- деятельность по выполнению работ, оказания услуг (выполнения ремонтных работ, предоставление информационных услуг, осуществления транспортных перевозок);
- деятельность по занятию торговлей;
- другая непроизводственная деятельность, в частности деятельность на финансовом рынке
Классифицировать предпринимательскую деятельность можно также по признаку законности ее осуществления на легальную и теневую, а также по другим признакам.
4. СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Субъектами хозяйствования согласно ч. 2 ст 55 ГК являются:
1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с Хозяйственным кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели
В теории хозяйственного права обоснованная точка зрения, что к субъектам хозяйствования относятся также филиалы, представительства и другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные один низменные), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности Это положение было закреплено в ч.2 55 ГК Украины, однако Законом Украины от 4 февраля 2005 структурные единицы без надлежащих для того во стал и научного обоснования были исключены из числа субъектов хозяйствованияння1.
Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления в соответствии с определением этой компетенции в ГК К и других закона.
Субъекты хозяйствования - хозяйственные организации, которые действуют на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют статус юридического лица, определяется гражданским им законодательством и Хозяйственным кодексами.
Они имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица
5.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕПРИЯТИЙ.
Доминирующее место среди субъектов хозяйствования принадлежит предприятиям Это обусловлено особыми экономическими и социальными функциями предприятия в экономической системе, а именно функциями товаропроизводителя, который удовлетворяет общественные потребности в продукции, работах, услугах Поэтому законодательный институт предприятия как субъекта хозяйствования является центральной частью системы хозяйственного права Украины, его правовой основоою.
Все основные законы и другие нормативные акты законодательства принимаются, исходя из экономического и правового положения предприятия
Понятие \"предприятие\" является обобщающим, или сборным Оно, во-первых, определяет предприятия как субъекты хозяйственного права в отношении всех форм и видов собственности в Украине (организационные формы и виды пи идприемств) Во-вторых, это понятие обще-отраслевым, то есть вообще определяет промышленные (фабрики, заводы, шахты), строительные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятияпiдприємства.
Предприятие как социально-экономический и правовой институт имеет определенную совокупность экономических, организационных и юридических признаков, по которым квалифицируется как субъект хозяйствования и субъект права За вспом мощью этих признаков, систематизированных ч 1 ст 62 ГК, унифицировано определяется правовое положение предприятий всех форм собственности и отраслей народного хозяйстватва.
Согласно ч 1 ст 62 ГК предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения с общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном ГК и другими законамми.
Итак, во-первых, предприятие является самостоятельным субъектом Самостоятельность в принятии хозяйственных решений является одной из основных и необходимых условий деятельности предприятия как товаропроизводителя Юридический аспект и акого определения заключается в том, что предприятие при осуществлении своей хозяйственной деятельности имеет право по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие законодательству Украинни.
Во-вторых, закон определяет, что предприятие - это предприятие Суть определения \"предприятие\" заключается в том, что предприятие является товаропроизводителем, трудовой коллектив которого на профессиональные й основе (промысел) производит и реализует свой товар с целью получения прибыли Как хозяйствующий субъект предприятие осуществляет производственную, научно-исследовательскую торговую и иную хозяйственную деятельность Как правило, предприятия относятся к коммерческим, направленных на прибыль, организаций (в отличие от неприбыльных организаций - религиозных, объединений граждан и т.п.), хотя могут создаваться и для нек омерцийнои деятельности (ч. 2 ст 62 ГКч. 2 ст. 62 ГК).
Предприятие - это уставный предприятие Устав (модельный устав) предприятия как локальный акт хозяйственного законодательства нормативно определяет цели и предмет деятельности отдельного пред ства, отклоняться от которых без изменения устава предприятию запрещено Устав также определяет пределы специальной правоспособности предприятия как юридического лица Это один из важнейших правовых актов предпр иемствтва.
Предприятие располагает необходимым для предприятия имущество - основные и оборотные средства, другие ценности, которыми оно владеет, пользуется и распоряжается на определенном правовом титуле (на праве власнос сти, хозяйственного ведения или оперативного управления) Это имущество юридически отграниченное, как правило, от имущества владельца предприятия и закрепленное за предприятием как субъектом права Основные и оборотные к ошты находящихся на самостоятельном балансе, деньги - на текущем счете предприятия в банкку.
Предприятие имеет печать со своим наименованием и идентификационным кодом
Предприятие является самостоятельным субъектом права С одной стороны, закон определяет его компетенцию (права и обязанности) как субъекта хозяйствования, с другой - отмечает, что предприятие является юридическим лицом, как ка не имеет в своем составе других юридических лиц (ч 4,5 ст 62 ГК) Этим предприятие существенно отличается от объединений предприятий, в состав которых входят юридические лицсоби.
Виды:
2 Виды и организационно-правовые формы предприятий
Законодательство Украины о предприятиях оперирует такими понятиями, как виды, организационные формы и категории предприятий Каждое из них употребляется для классификации предприятий по определенным признакам
Вид предусматривает классификацию предприятий в зависимости от форм собственности, определенных Конституцией Украины и Хозяйственным кодексом, и от способов разграничения в предприятиях отдельных форм собственности и управления имуществом
В зависимости от форм собственности ч 1 ст 63 ГК выделяет следующие виды предприятий:
- частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);
- предприятие, действующее на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);
- коммунальное предприятие, которое действует на основе коммунальной собственности территориальной общины;
- государственное (в том числе казенное) предприятие, которое действует на основе государственной собственности;
- предприятие, основанные на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности)
В случае если в уставном капитале предприятия иностранная инвестиция составляет не менее десяти процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями Предприятие, в уставном капитале как кого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием Это название является условным, поскольку такое предприятие создается и действует на территории Украины согласно ее законодательства аа1.
Следует иметь в виду, что согласно действующему на момент создания предприятий законодательства в Украине были созданы и действуют до сих пор и другие виды предприятий: индивидуальные, семейные, совместные (в том м числе с иностранными инвестициями) предприятия.
зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного капитала ч С в 63 ГК разделяет предприятия на унитарные и корпоративные
Унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует соответственно закону уставный капитал, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет д доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на принципах трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации пред тва Унитарными являются предприятия государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности основателя (ч 4 ст 63 ГКГК).
Корпоративное предприятие образуется, как правило, двумя или более учредителями по их совместному решению (договору), действует на основе объединения имущества и / или предпринимательской или трудовой деятельности основанные овникив (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через органы, создаваемые ими, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предпр иемства Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, которые создаются в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или би льше лиц (ч 5 ст 63 ГКГК).
зависимости от количества работающих и объема валового дохода вол реализации продукции за год предприятия могут быть отнесены к категории малых предприятий, средних или крупных предприятий (ч 7 ст 63 3 ГКК).
Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реал лизации продукции (работ, услуг) за идей период не превышает янв-десяти миллионов гривен.
Большими предприятиями признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает двести пятьдесят человек, а объем валового дохода от реализации продук укции (работ, услуг) за год превышает сумму сто миллионов гривен.
Все остальные предприятия признаются средними
В случаях существования зависимости от другого предприятия, предусмотренных СТ 126 ГК, предприятие признается дочерним (ч 8 ст 63 ГК)
6. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ПОНЯТИЕ , ВИДЫ
Статья 80. Виды хозяйственных обществ
1. К хозяйственным обществам принадлежат: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества.
2. Акционерным обществом является хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций одинаковой нарицательной стоимости, и несет ответственность за обязательствами только имуществом общества, а акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости надлежащих им акций.
3. Обществом с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несет ответственность за своими обязательствами только своим имуществом. Участники общества, которые полностью уплатили свои вклады, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах своих вкладов.
4. Обществом с дополнительной ответственностью является хозяйственное общество, уставный фонд которого разделенный на доли определенных учредительными документами размеров и которое несет ответственность за своими обязательствами собственным имуществом, а в случае его недостаточности участники этого общества несут дополнительную солидарную ответственность в определенному учредительными документами одинаково кратном размере до вклада каждого из участников.
5. Полным обществом является хозяйственное общество, все участники которого согласно заключенному между ними договора осуществляют предпринимательскую деятельность от лица общества и несут дополнительную солидарную ответственность за обязательствами общества всем своим имуществом.
6. Коммандитным обществом является хозяйственное общество, в котором один или несколько участников осуществляют от лица общества предпринимательскую деятельность и несут за его обязательствами дополнительную солидарную ответственность всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскания (полные участники), а другие участники присутствуют в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчики).
7. Участниками полного общества, полными участниками коммандитного общества могут быть лишь лица, зарегистрированные как субъекты предпринимательства.
7.ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 5. Порядок регистрации физических лиц - плательщиков налогов и иных обязательных платежей
В Государственный реестр вносится информация о лицах, которые:
постоянно проживают в Украине, имеют объекты налогообложения, предусмотренные действующим законодательством, и обязаны уплачивать налоги и иные обязательные платежи;
не имеют постоянного места жительства в Украине, но в соответствии с действующим законодательством обязаны уплачивать налоги в Украине.
В Государственный реестр не вносится информация о лицах, которые вследствие своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы".
Регистрация физических лиц - плательщиков налогов и иных обязательных платежей проводится государственными налоговыми инспекциями по районам, районам в городах и городам без районного деления по месту постоянного жительства плательщиков, а для лиц, не имеющих постоянного места жительства в Украине, по месту получения доходов или по местонахождению другого объекта налогообложения.
При регистрации в учетную карточку физического лица - плательщика налогов и иных обязательных платежей вносятся следующие данные:
фамилия, имя и отчество;
дата рождения;
место рождения (страна, область, район, населенный пункт);
место жительства;
место основной работы;
виды уплачиваемых налогов и иных обязательных платежей.
Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки, другие финансово-кредитные учреждения, физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, другие органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию (лицензирование) физических лиц - субъектов предпринимательской и иной деятельности, обязаны в месячный срок представлять в государственные налоговые инспекции по месту постоянного жительства плательщиков налогов и иных обязательных платежей, а для лиц, не имеющих постоянного места жительства в Украине, - по месту получения доходов или по местонахождению другого объекта налогообложения, сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, для присвоения идентификационного номера физическому лицу, за исключением лиц, которые вследствие своих религиозных или других убеждений отказались от принятия идентификационного номера и официально уведомили об этом соответствующие государственные органы.
На основании сведений, представленных предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки, другие финансово-кредитные учреждения, и физическими лицами -субъектами предпринимательской деятельности, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, другими органами, Главная государственная налоговая инспекция Украины присваивает физическому лицу - плательщику налогов и иных обязательных платежей идентификационный номер и направляет в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица или по месту получения доходов либо по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером.
Образец карточки физического лица - плательщика налогов и иных обязательных платежей, порядок ее выдачи устанавливаются Главной государственной налоговой инспекцией Украины.
Изменения и уточнения по данным, внесенным в Государственный реестр при регистрации, вносятся государственными налоговыми инспекциями по месту постоянного жительства плательщиков налогов и иных обязательных платежей, а для лиц, не имеющих постоянного места жительства в Украине, - по месту получения доходов или по местонахождению другого объекта налогообложения.
Порядок проведения государственной регистрации юридического лица
Государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления документов, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица, без рассмотрения обязан проверить эти документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица.
Проверка на отсутствие оснований для отказа осуществляется с использованием сведений из Единого государственного реестра.
При отсутствии оснований для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица государственный регистратор должен внести в регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица идентификационный код в соответствии с требованиями Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации юридического лица на основании сведений этой регистрационной карточки.
Дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации юридического лица является датой государственной регистрации юридического лица.
Срок государственной регистрации юридического лица не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации юридического лица.
Не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации юридического лица государственным регистратором выдается (направляется заказным письмом) учредителю или уполномоченному им лицу один экземпляр оригинала учредительных документов с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации юридического лица и выписка из Единого государственного реестра.
Порядок передачи государственному регистратору идентификационных кодов Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины для внесения их в регистрационную карточку определяется специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере статистики.
Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица.
Основанием для взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица.
8. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Санация предприятия - это способ вывести предприятие из кризиса. Санация представляет собой систему мероприятий, которые направлены на восстановление нормального функционирования предприятия при наступлении признаков банкротства.
При принятии решения о санации предприятия ему оказывают финансовую поддержку, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение или собственники предприятия, или кредиторы, или органы исполнительной власти.
Существуют два вида санации, в зависимости от кризисного состояния предприятия:
с сохранением статуса юридического лица предприятия - применяется для предприятий, у которых кризисное состояние рассматривается как временное явление;
с изменением статуса юридического лица предприятия - это реорганизация предприятия, которая направлена на смену формы собственности предприятия, изменение его организационно-правовой формы деятельности. Применяется для предприятий в глубоком кризисном состоянии.
9. ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Процедура ликвидации предприятия состоит из таких основных пунктов: принятие решения о ликвидации предприятия, назначение ликвидационной комиссии, сбор и предоставление в налоговую службу всех необходимых документов для ликвидации предприятия, закрытие банковского счета, проверка предприятия органами налоговой инспекции на наличие задолженности государству, передача штампов и печатей ликвидированного предприятия в соответствующие инстанции, предоставление документов для исключения юридического лица из ЕГР (единого государственного реестра).
Решение о ликвидации
Первым этапом на пути к прекращению предпринимательской деятельности является принятие решения о ликвидации предприятия, ход этого процесса зависит от того, что послужило предпосылкой для прекращения работы. Решение о ликвидации предприятия может быть принято как самостоятельно, в таких случаях оно оформляется в виде протокола общего собрания соучредителей, так и органами исполнительной власти, то есть судом, чаще всего это обусловлено объявлением предприятия банкротом.
Далее следует назначение ликвидационной комиссии, при чем назначить её может только орган, которым было принято решение о ликвидации.
После назначения комиссии, в обязательном порядке должен быть установлен срок и приведен план ликвидации предприятия. Согласно законодательству, срок ликвидации предприятия должен составлять не менее 2 месяцев со дня принятия решения, но эти действия приемлемы во всех ситуациях кроме тех, когда ликвидацию назначает суд в связи с банкротством юридического лица.
План ликвидации предприятия
План ликвидации это предусмотренный законами алгоритм придерживаясь которого можно завершить этот процесс в кратчайшие сроки, практически для всех предприятий он включает в себя следующие пункты:
Назначение комиссии, занимающейся ликвидацией, составление документов о сдаче и приеме всех реквизитов предприятия;
Распространение информации о ликвидации, эта процедура необходима для оповещения кредиторов о сроках предъявления своих требований в случае наличия незакрытых счетов у ликвидируемого предприятия;
Составление смет по кредитной задолженности и доходам предприятия, а также взыскание долгов, при недостатке средств для полного расчета по задолженности, в первую очередь выплате подлежит задолженность государству;
Проведение оценки всего имеющегося имущества предприятия;
Составление документа о финансовом состоянии предприятия на день принятия решения о ликвидации, эту бумагу в обязательном порядке должны подтвердить своей подписью владельцы или соучредители компании;
Далее о ликвидации уведомляются все государственные органы, оформление таких уведомлений различно.
Документы при ликвидации предприятия
Государственный регистратор, здесь необходима копия решения о ликвидации заверенная у нотариуса, а также документы, подтверждающие оплату объявления о ликвидации;
Налоговая инспекция, для уведомления этой инстанции пакет документов больше: заявление юридического лица, оформленное по форме N8-ОПП, справка формы N4-ОПП, копия решения по ликвидации, копия решения о назначении комиссии, ведомость от государственного регистратора, подтверждающая внесение в реестр отметки о ликвидации, далее в течение 10 дней, необходимо предоставить финансовый отчет, то есть ликвидационный баланс.
Следующий этап, это подача заявлений для снятия юридического лица с учета во все государственные органы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д. Подача заявления должна быть осуществлена в срок не позднее, чем 10 дней, с момента принятия решения о ликвидации;
Рассмотрение требований заемщиков, в случае недостаточного количества денежных средств на счету у предприятия, комиссия производит расчет с помощью продажи имущества предприятия;
Взыскание и выплата задолженности по дебету;
Разрешение кадровой ситуации на предприятии;
Внеплановые выезды и проверки налоговой инспекции;
Произведение подсчетов корректности уплаты предприятием налогов и взносов в государственные фонды, в случае обнаружения задолженности или неполного её погашения, предприятие обязано выплатить всю сумму;
Выдача владельцам предприятия справки об отсутствии задолженности в бюджет государства, выдается органами налоговой службы и является действительной в течение месяца со дня её получения;
Аннуляция всех банковских счетов предприятия, исключение составляет лишь один счет, который используется для ликвидации. Для проведения этой процедуры в банк необходимо предоставить следующие документы: заверенная нотариально копия решения о ликвидации, документ с образцами подписей всех соучредителей, а также членов ликвидационной комиссии, эту бумагу предварительно следует засвидетельствовать у нотариуса;
Подача заявления в органы налоговой службы об аннуляции регистрации предприятия, спустя 10 дней после этого НС должна предоставить решение об аннуляции;
Составление итоговой ликвидационной сметы и её предоставление для подписи государственному регистратору;
Аннуляция и сдача всех реквизитов предприятия в МВД;
Составление акта комиссии по ликвидации предприятия;
Сдача в архив всех документов предприятия;
Справка о ликвидации предприятия
После удачного завершения всех вышеуказанных процедур, государственному регистратору необходимо предоставить справки об отсутствии задолженностей из всех государственных инстанций, справку из архива, акт ликвидационной комиссии с прикреплённым ликвидационным балансом, свидетельство о государственной регистрации, оригиналы учредительных бумаг. По завершению процесса, и вынесении предприятия из Единого реестра государства, государственный регистратор выдает уполномоченному лицу справку о ликвидации предприятия.
10. Право собестенности в Украине: понятие и содержание
Институт права собственности занимает центральное место в гражданском праве. Его основные положения обуславливают содержание всех остальных разделов гражданского права (обязательственное право, наследственное право и др.).
Отношения собственности, будучи общественными, регулируются правом, в силу чего они становятся правовыми. Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в результате реализации материальных благ гражданами, юридическими лицами и государством, которые наделяют субъектов права собственности равными правами и обязанностями по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Право собственности принято рассматривать в двух смыслах: объективном и субъективном. В объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Указанные нормы содержатся в Конституции Украины, ГК Украины, в Законах Украины "О собственности", "О предприятиях в Украине", "О местном самоуправлении в Украине" и др. В субъективном смысле право собственности рассматривается через основные правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Собственнику свойственны три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения. Право владения представляет собой правомочие собственника, заключающееся в фактическом обладании имуществом (вещью). Это правомочие собственник может осуществлять не только лично, а и передавать право владения другим лицам (по договору), сохраняя при этом право собственности на имущество. Право пользования - это более емкое по сравнению с правом владения правомочие собственника. Оно заключается в том, что собственник имеет право извлекать из вещи полезные свойства, получать доходы и т.д. Пользование имуществом может осуществляться в различных, не противоречащих закону, формах и способах. При осуществлении этого полномочия нельзя причинять вред или какое-либо неудобство другим лицам. В правомочии пользования заложена возможность удовлетворения личных, бытовых, хозяйственных и других потребностей. Право распоряжения - это способность собственника решать правовую судьбу имущества (определять его правовой статус), изменять его по своему усмотрению, т.е. изменять или прекращать отношения собственности (продать, подарить, заложить, потребить и т.д.). Право распоряжения может осуществляться в разнообразных правовых формах при условии, что оно не должно противоречить закону. Это правомочие собственник может передать другим лицам. В совокупности все три правомочия составляют содержание права собственности.
Субъектами права собственности в соответствии с Законом Украины "О собственности" являются:
народ Украины;
граждане;
юридические лица;
государство;
совместные предприятия;
международные организации;
граждане других государств и лица без гражданства.
В Конституции Украины закреплены частная, государственная, коммунальная и другие формы собственности.
2. Римским юристам принадлежит приоритет в разработке основ права частной собственности. Впервые о частной собственности в Украине было сказано в "Декларации о государственном суверенитете Украины" в 1990 г., затем в законе "О собственности" и в 1996 г. в Конституции Украины - Основном законе. Кроме того, в ст. 41 Конституции Украины закреплено право коммунальной собственности. Право коммунальной собственности регулируется законом Украины "О местном самоуправлении".
Право частной собственности - это исключительное право физического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Исключительным данное право является потому, что оно нераздельно, т.е. принадлежит только собственнику, который ни с кем его не делит.
Субъектами права частной собственности являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются равными правами и несут обязанности в отношении принадлежащего им на территории Украины имущества наравне с гражданами Украины. Объектами права частной собственности могут быть предприятия, жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, насаждения на земельном участке, средства производства и т.д.
3. Право коллективной собственности возникает на основании:
добровольного объединения имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и объединений;
передачи государственного имущества;
преобразования государственных предприятий в акционерные и другие общества;
безвозмездной передачи имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива;
государственных субсидий;
пожертвований организаций и граждан;
иных гражданско-правовых соглашений.
Субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, религиозные и иные организации, являющиеся юридическими лицами. Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, садоводческие общества, сельскохозяйственные акционерные общества, в том числе созданные на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий (ст.20 закона "О собственности").
Объекты права собственности коллектива арендаторов, коллективного предприятия, кооператива (колхоза), акционерного общества, хозяйственного объединения и т. д. предусмотрены в ст.22-30 указанного закона.
Коллективный собственник самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему объектами собственности. Право коллективной собственности осуществляют высшие органы управления собственника (общие собрания, конференции и т.д.). Отдельные функции по хозяйственному управлению коллективным имуществом могут быть возложены высшими органами управления собственника на создаваемые ими органы.
4. Согласно ст.31 закона Украины "О собственности" к государственной собственности относятся общегосударственная, республиканская (Республики Крым).
Субъектом права общегосударственной, республиканской собственности является государство в лице Верховной Рады Украины и Верховной Рады Республики Крым.
Объекты общегосударственной собственности составляют: земля, имущество обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и образуемых ею государственных органов; имущество Вооруженных сил, органов государственной безопасности, пограничных и внутренних войск; оборонные объекты; единая энергетическая система; системы транспорта общего пользования, связи и информации, имеющие общегосударственное значение; средства государственного бюджета; различные государственные банки и фонды; имущество высших и средних специальных учебных заведений; имущество государственных предприятий; объекты социально-культурной сферы или иное имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие.
В общегосударственной собственности может находиться также иное имущество, переданное в собственность другими государствами, юридическими лицами, гражданами (ст.34 закона "О собственности").
Ведению Республики Крым в лице ее высших органов законодательной власти подлежит осуществление неотъемлемого права использования земли, недр, растительного и животного мира, рекреационных, водных и других природных ресурсов, находящихся на территории Республики Крым и прилегающей к ней части континентального шельфа Украины.
Закон Украины "О местном самоуправлении" установил порядок формирования коммунальной собственности, полномочия органов местного самоуправления по управлению коммунальной собственностью и другие вопросы.
Коммунальная собственность представляет собой собственность соответствующей территориальной громады, которая рассматривается как совокупность жителей, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно - территориальными единицами, или добровольного объединения жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.
Субъектами права коммунальной собственности являются территориальная громада, а от ее имени представительный орган местного самоуправления (совет), который избирается жителями города, села, поселка или объединения сел. По своей экономической природе коммунальная собственность является коллективной формой, так как отражает отношения коллективного присвоения жителями городов, поселков, и сел средств, объектов и имущества этой собственности.
Согласно ст.60 Закона Украины "О местном самоуправлении" органам местного самоуправления принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, доли в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания, другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.
5. Гражданско-правовая защита права собственности осуществляется в исковом порядке судом. Нарушителем права собственности может быть любое лицо из числа окружающих собственника. Конституция Украины гарантирует всем субъектам права собственности равные условия защиты независимо от форм собственности.
Основным способом защиты права собственности является предъявление двух видов исков: виндикационного и негаторного. Виндикационный иск - это право собственника требовать возврата своего имущества из чужого незаконного владения. Собственник может истребовать только свое имущество. Предметом виндикационного иска является имущество, обладающее индивидуально - определенными признаками. Для истребования имущества из чужого незаконного владения важно знать о том, у добросовестного или недобросовестного владельца истребуется имущество. Добросовестным владельцем признается лицо, которое не знало и не должно было знать о том, что имущество приобретено у лица, не имеющего право его отчуждать (ст.145 ГК Украины). У такого владельца собственник вправе истребовать имущество лишь в случаях, когда оно было утеряно собственником, либо похищено у него, либо выбыло из владения иным путем помимо воли собственника и приобретено владельцем безвозмездно. Недобросовестным признается владелец, который знал или должен был знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права на отчуждение. У недобросовестного владельца имущество изымается в любом случае и передается собственнику. Но деньги и ценные бумаги на предъявителя изъяты быть не могут.
Следующим вещно-правовым способом защиты права собственности является негаторный иск, который представляет собой требование собственника об устранении препятствий в осуществлении права собственности, т.е. о прекращении таких нарушений, которые не связаны с лишением права владения имуществом. Ответчиком по данному иску является тот, кто каким-то образом мешает собственнику осуществлять свое право. Ответственность по этому иску сводится к обязанности нарушителя прекратить неправомерные помехи.
Иски о признании права собственности также являются одним из способов защиты права собственности. Примером такого иска являются иски о признании права собственности на часть домовладения или иного имущества, приобретенного за счет совместных средств субъектов, оформленного ненадлежащим образом.
11. Формы собственности в Украине: субъекты и объекты
2.1 Разновидности форм собственности
Собственность характеризуется многообразием форм. Это многообразие объективно обусловлено уровнем развития производительных сил (развитием разделения труда, уровнем технической оснащенности, степенью концентрации производства, потенциалом общечеловеческой экономической культуры). Многообразие форм собственности является основой рыночной экономической системы в целом, и предпринимательской деятельности как одной из важных её составляющих в частности. Оно объективно обуславливает и многообразие предпринимательской деятельности.
Различают три основных формы собственности [1]:
общая;
частная (индивидуальная);
смешанная.
Общая собственность означает, что отношения между людьми строятся как отношения равноправных собственников. Эта форма собственности имеет несколько видов:
общинная (собственность родовой общины);
семейная (собственность семейной общины);
общенародная.
Частная собственность означает, что средства производства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Различают два вида частной собственности:
трудовая;
нетрудовая.
Частная трудовая собственность основана на личном труде собственника средств производства. Результаты труда принадлежат ему. Частная нетрудовая собственность основана на использовании чужого труда (т.е. отчужденного от средств производства). Результаты труда достаются собственнику средств производства.
Смешанная собственность - это такая собственность, в которой сочетается трудовая, нетрудовая и общественная формы собственности.
Для более эффективного действия экономики, основывающейся на трёх основных формах собственности, следует учитывать важность следующих факторов:
Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.
В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.
В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.
В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство. Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.
2.2 Особенности форм собственности в Украине
В статье 2 Закона Украины "О собственности", пункт 4, приводятся следующие формы собственности:
Частная (приватна);
Коллективная (коллективна);
Государственная (державна);
Здесь так же говорится, что все формы собственности в Украине являются равноправными, и государство создаёт условия для равномерного развития всех форм собственности [5].
Украинское право собственности имеет достаточно разветвлённую систему. Она представлена на схеме в Приложении А. Учитывая переходное состояние экономики Украины в данный период, необходимо так же знать, от чего отталкивается такой переход, ведь он осуществляется в Украине не революционным, а эволюционным путём. Для этого в Приложении .Б рассматривается для сравнения система форм собственности в Украине во времена СССР.
Таким образом, здесь возникает первая особенность Украинского права собственности: государственная форма собственности имеет своего рода два сегмента - собственно государственная собственность и коммунальная собственность. В тоже время статья 31 Закона Украины "О собственности" не разделяет эти понятия на две различные формы собственности [5]. Здесь понятие государственная собственность является более широким, включающим в себя понятие коммунальной собственности. При этом, субъекты права коммунальной собственности являются самостоятельными экономическими субъектами и имеют права владения, пользования и распоряжения на объекты этой собственности.
Этим законом закрепляется существование двух видов субъектов права собственности, имеющих возможность распространять это право на одинаковые объекты.
В Гражданском Кодексе не регулируются так называемые формы собственности, которые являются сугубо правовой категорией. Но это не исключает наличия специфики в приобретении, осуществлении и прекращении теми или иными субъектами права собственности на то или иное имущество.
Кроме того, некоторые правоведы считают недопустимым существование института коллективной собственности, так как, по их мнению, к субъектам права собственности невозможно отнести коллектив или другую совокупность людей, а не одного человека [1, с. 314-316].
Таким образом, можно выделить следующие существенные особенности форм собственности в Украине:
Хотя законодательство Украины относительно права собственности считается завершённым, существует ряд противоречий в некоторых понятиях и категориях;
Отсутствие чётко скоординированного и прописанного законодательства относительно некоторых видов собственности (например, интеллектуальная собственность);
Незавершённость формирования законодательно-закрепленных институтов форм собственности (к примеру, мораторий на частную собственность на землю);
Наличие коммунальной собственности наряду с государственной, при том, что экономический смысл и, в частности, эффективность, этих двух форм собственности одинакова;
Спорное, с точки зрения правоведов, положение коллективной формы собственности, притом, что она за период независимости Украины получила достаточно широкое распространение (так, в середине 90-х годов преобразование государственного предприятия в акционерное общество, акции которого часто покупались его работниками, было широко распространено);
Формирование, в результате незаконных схем, административно - коррумпированных форм собственности при приватизации.
2.3 Способы изменения форм собственности
Существует множество случаев, когда какой-либо объект собственности должен быть передан в собственность другому субъёкту хозяйствования. В Украине это, прежде всего, необходимо для осуществления перехода от плановой экономики к рыночной, от абсолюта государственной собственности к демократическим, рыночным формам собственности, на основе которых и будет строиться украинская экономика в дальнейшем.
Переходом собственности из одной формы в другую с намерением перенести право собственности, называется её передача собственности одним субъектом другому, принадлежащему к другой форме собственности. В качестве примера можно привести покупку государственного магазина частным предпринимателем.
Правила относительно передачи как условия возникновения права собственности свидетельствует про разграничение обязательств (договора) и права собственности.
Правила щодо передачi як умови виникнення права власностi свiдчить про розмежування зобов'язання (договору) i речового права (власностi).
Основным способом изменения формы собственности в Украине, как и во всех постсоциалистических странах, стало разгосударствление. Кроме того, существуют и другие способы перехода: кроме покупки собственности у государства хозяйствующими субъектами, они могут при необходимости передавать свою собственность государству. Так, например, было с предприятием Криворожсталь, когда оно сначала было приватизировано, и, когда было зафиксировано невыполнение новым инвестором своих инвестиционных обязательств, лежавших в основе договора о приватизации, предприятие было снова переведено в государственную форму собственности с целью более эффективной продажи.
Кроме того, предприятие коммунальной формы собственности может переходить в акционерное общество, как с участием государства, так и без этого. Акции предприятия коллективной формы собственности теоретически могут быть скуплены постепенно одним собственником. В любом случае, все такие переходы должны быть зарегистрированы, нотариально подтверждены и законны.
12. Основания возникновения права собственности
Основания возникновения и прекращения права собственности.
Исходя из избранного критерия разграничения, к первоначальным способам
приобретения права собственности можно отнести следующие:
1. Производство -- такой способ возникновения права собственности, при
котором оно возникает в связи с изготовлением или созданием какой-либо, ранее
не существовавшей, вещи. Собственником в этом случае становится тот, кто
изготовил или создал эту вещь для себя. Момент возникновения такого права
собственности зависит от того, какая вещь создана -- движимая или недвижимая.
Так, право собственности на движимую вещь возникает с момента ее создания, а
на недвижимую -- с момента ее государственной регистрации в установленном
законом порядке.
2. Спецификация или переработка -- это создание новой вещи путем
переработки материала, принадлежащего другому лицу, а не ее создателю. При
этом право собственности у спецификатора возникает только при наличии
одновременно двух условий: стоимость созданной вещи значительно превышает
стоимость использованных материалов, и спецификатор не знал и не мог знать, что
он использует чужой материал. Но в этом случае собственник материалов может
требовать от спецификатора возмещения убытков, причиненных ему переработкой.
Если же спецификатор знал или должен был знать, что создает вещь из чужого
материала, то собственником такой вещи становится собственник материалов,
который также может требовать от спецификатора возмещения причиненных ему
убытков. Данный способ возникновения права собственности не закреплен в
действующем законодательстве, однако он предусмотрен в проекте ГК а пока
применяется по аналогии.
3. Отделение плодов и доходов -- способ возникновения права
собственности, при котором их собственником становится лицо, которому
принадлежит вещь, приносящая плоды и доходы, если иное не установлено законом
или договором с другим лицом (ст. 133 ГК Украины). Здесь нужно различать
естественные плоды, приносимые в результате органического развития
плодоносящей вещи (приплод животных, шерсть, яйца, молоко и др.), и доходы,
появляющиеся от использования вещи в гражданском обороте (дивиденды по ценным
бумагам, арендная плата и т. д.). Право собственности на плоды и доходы
возникает у собственника вещи с момента их отделения. Это право возникает у
собственника и в том случае, если вещь находилась в незаконном недобросовестном
владении другого лица. Плоды и доходы, полученные добросовестным незаконным
владельцем до того момента, пока он узнал о неправомерности своего владения,
принадлежат ему, а с момента извещения его о незаконности владения --
собственнику вещи.
4. Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, т. е. на
имущество, которое не имеет собственника или собственник которого не найден.
Право собственности на такое имущество согласно статье 137 ГК Украины
возникает у государства. Нужно отметить, что данное положение не отвечает
рыночной экономике с ее равенством всех форм собственности, а поэтому оно
должно быть изменено путем законодательного закрепления приобретательской
давности. Согласно приобретательской давности, если лицо открыто и с намерением
установить право собственности владеет вещью определенный срок, то оно
приобретает право собственности на эту вещь.
5. Присвоение общедоступных даров природы (ягоды, дичь, рыба и др.)
имеет место, когда оно допускает
ся в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или
местным обычаем. Право собственности на указанные вещи возникает у лица
осуществившего их сбор или добычу. [
6. Находка -- вещь, выбывшая из владения собственника или иного
управомоченного на владение лица помимо его воли, вследствие потери и кем-либо
обнаруженная. При находке случайность имеет место как на стороне потерявшего,
так и на стороне на-^ шедшего вещь. В соответствии с действующим
законодательством (ст. 138 ГК Украины) лицо, нашедшее утерянную вещь, обязано
немедленно уведомить об этом собственника или титульного владельца и
возвратить найденную вещь. Если собственник или титульный владелец
неизвестен, то нашедший вещь обязан заявить в органы милиции или орган
местного самоуправления. В том случае, когда собственник или титульный владелец
не объявится в течение шести месяцев, тогда вещь безвозмездно переходит в
собственность государства. Данное положение является устаревшим.
Представляется, что на нынешних условиях право собственности на находку по
истечении определенного времени должно возникать у лица, нашедшего вещь.
7. Безнадзорный пригульный скот возвращается собственнику согласно статье 139
ГК Украины. В случае, если собственник или его местопребывание неизвестны,
лицо, задержавшее скот, обязано заявить об этом в милицию или орган местного
самоуправления не позднее трех дней с момента задержания.
Вышеуказанные органы обязаны принять меры к розыску собственника скота. На
время такого розыска скот передается в ближайший колхоз или совхоз. Если же
в течение шести месяцев с момента заявления о задержании крупного рогатого
скота и двух месяцев других животных их собственник не будет обнаружен и не
заявит свои права на них, право собственности на этих животных переходит к
колхозу, где содержится это животное или к государству, которое передает его
соответствующему колхозу. Вышеизложенное правило не соответствует
современным экономическим отношениям, складывающимся в обществе. В связи с
этим более целесообразным было бы оставление скота у лица, его нашедшего, и
признание за ним по истечении определенного времени права собственности.
8. Клад -- зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или иные
ценности (в том числе и валютные), собственник которых неизвестен или в силу
закона утратил на них право. В отличие от находки, при которой вещь из владения
собственника или иного управомоченного лица выбывает помимо их воли, кладом
можно считать лишь намеренно скрытые ценности. Согласно статье 140 ГК Украины
лицо, обнаружившее клад, обязано сдать его государству. При этом ему выдается
вознаграждение в размере 25 процентов от стоимости клада, кроме случаев, когда
раскопки и поиск ценностей входят в круг его служебных обязанностей. Однако
указанное правило также не согласуется с провозглашенным принципом равенства
всех форм собственности. Поэтому, думается, что клад должен переходить в
собственность в равных долях лицу, которому принадлежит имущество, где клад был
сокрыт, и лицу, обнаружившему клад. Представляется, что в случае попытки
скрыть клад, имеющий историческое или культурное значение, либо в случае
разрушения каких-либо ценностей государство вправе предъявить к такому лицу
иск о возмещении причиненных убытков.
9. Самовольная постройка в случае последующего ее узаконивания
некоторыми авторами также выделяется как первоначальный способ возникновения
права собственности (Гражданское право, Ч. 1.-- С.-- П.,1996).
Рассмотрев первоначальные способы возникновения права собственности, перейдем
к производным, которые, как указывалось выше, основаны на правопреемстве.
1. Первым из таких способов является национализация -- безвозмездное
обращение в собственность государства имущества, принадлежащего физическим и
юридическим лицам. Данный способ применяется достаточно редко и характерен для
возникновения права государственной собственности. Этот способ использовался в
основном во времена становления Советской власти, а также в период
провозглашения независимости Украины, когда было национализировано имущество
компартии.
2. Конфискация -- безвозмездное изъятие имущества у собственника в
пользу государства по приговору суда, арбитража или другого компетентного
органа в виде санкции за совершенное правонарушение (п. 4 статьи 55 Закона
Украины "О собственности"). Следует отметить, что конфискация -- это
карательная мера, свойственная нормам публичного, а не частного права, но все
же являющаяся основанием возникновения права собственности у государства.
3. Для возникновения права государственной собственности характерен также такой
способ, как реквизиция -- изъятие государством имущества у
собственника в интересах общества с выплатой ему реальной стоимости имущества
к моменту прекращения права собственности, включая и неполученные доходы.
Данный способ законодательно закреплен в пункте 3 статьи 55 Закона Украины "О
собственности" и применяется при обстоятельствах чрезвычайного характера.
4. Все виды гражданско-правовых договоров, направленные на возникновение
права собственности (продажа, мена, дарение и др.). Право собственности
лица, приобретшего вещь по договору, всегда основывается на праве
собственности отчуждателя вещи. Для возникновения права собственности у
приобретателя необходимо соблюдение для данного договора всех существенных