Ня : другие произведения.

Раздел 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
  
   Раздел 4 ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ
        -- Организации как объект менеджмента
        -- Уровни управления и звенья руководства
        -- Внутренняя среда организации и ее переменные
        -- Внешняя среда организации и ее характеристики
   Список рекомендованной литературы

4.1. Организация как объект менеджмента.

   В толковом словаре Вл. Даль определял "организацию" как само дело или вещь.
   Если существуют устоявшиеся границы организации, если определено её место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института.
   0x08 graphic
   0x08 graphic
ЦЕЛИ
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
ОРГАНИЗАЦИЯ
   0x08 graphic
0x08 graphic
   ЛЮДИ УПРАВЛЕНИЕ
  

Рисунок 1. Основные составляющие организации

  
   Управление мобилизует и приводит в движение потенциал организации для достижения стоящих перед ней целей.
   Исходя из этого, организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определённых целей.
   Организация составляет основу мира менеджеров и обусловливает существование менеджмента.
   Организоваться - значит разрешить другим направлять ваше поведение. Отсюда: Организация - это система для координации поведения, т.е. само поведение является сутью организации.
   Ключевая роль в мобилизации усилий организации принадлежит менеджменту. Менеджмент, как сложное явление, охватывает различные процессы, происходящие в организации, и может рассматриваться с различных точек зрения:
   1. Рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации.
   2. Рассмотрение управления с позиции взаимодействия организации с внешней средой.
   3. Рассмотрение управления организацией как процесса осуществления этой деятельности.
   Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос "Что и как делается в управлении ?", о важными аспектами рассмотрения управления являются такие как:
   - взаимосвязь управления и системы отношений в организации;
   - лидерство;
   - управление и внешняя среда организации.
   Классик 30-40 годов Честер Бернард даёт следующее определение: Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
   Чтобы считаться организацией группа людей должна соответствовать следующим требованиям:
   1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.
   2. Наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы.
   3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
   Приведенное определение справедливо для формальной организации, поэтому, используя слово "Организация" - мы имеем ввиду формальную организацию. Существуют также неформальные организации, включающие в себя группы людей которые спонтанно возникают в формальных организациях. Как правило, у них нет руководителей.
   Почти все организации являются сложными, так как имеют не одну, а набор взаимосвязанных целей.
   Все организации целенаправленно действуют для достижения целей и имеют следующие общие характеристики:
   1. Ресурсы. Для достижения результатов организации преобразуют различные ресурсы. Основными ресурсами являются: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
   2. Зависимость от внешней среды. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурентов и др. (Подробнее будет рассмотрено далее).
   3. Горизонтальное разделение труда. Предполагает разделение всей работы на составляющие компоненты. Так как даже два человека работающие вместе для достижения одной цели, должны делить работу между собой.
   4. Подразделения. Горизонтальное разделение осуществляется за счёт образования подразделений, которые выполняют конкретные задания. Как правило, это отделы или службы.
   5. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие, её необходимо координировать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
   6. Необходимость управления. Именно управление является существенно важной деятельностью для организации. На этом уровне, работа по управлению должна быть чётко отделена от неуправленческой работы. Назначаются руководители с определением круга их обязанностей и ответственности.
   Для успешной деятельности в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. Оптимальный выбор для эффективного руководителя - это выбор того, что наиболее соответствует ситуации, сложившейся в данное время.
  
  
  
  

4.2. Уровни управления и звенья руководства

   Управленческая работа, включая деятельность руководителя, имеет ряд общих характеристик:
   1. Сущность управленческой деятельности. Т.е. в чём состоит работа по управлению в повседневной практике. Характерными для руководителей будут кратковременность, разнообразие и фрагментность.
   2. Роль руководителя. По определению Минцберга: Роль - это набор определённых поведенческих правил, соответствующих конкретной должности или конкретной ситуации. Менеджеры занимают определённые должности в качестве руководителей подразделений, что и определяет их служебное положение.
   (Десять управленческих ролей по определению Минцберга - на ИЗС).
   3. Управленческие функции. Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель. Существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций: Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
   Вместе с тем, не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Примером может служить широкая трактовка определений управления.
   Не зависимо от количества уровней в управленческой иерархии, можно выделить три категории руководителей:
   1. Руководители высшего звена (институционный уровень) - формируют цели, разрабатывают перспективные планы, формулируют миссию организации, её ценности, политику, основные стандарты деятельности и т.д.
   Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей. В настоящее время, с учётом сложностей этих критериев для отдельного человека, высшее руководство реализует их в составе команды.
   2. Руководители среднего звена (управленческий уровень) - заняты управлением и координацией внутри организации. Через подчинённых руководителей они управляют их деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль и т.д. В рамках компетенции решают кадровые вопросы, поощряют или наказывают своих подчинённых.
   Руководители среднего звена представляют собой наиболее бюрократизированную прослойку менеджеров, рост численности которых увеличивает "этажность" управленческих структур.
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
  
   Инсти-
   туционный Управление высшего звена
   уровень
   0x08 graphic
   Управленческий Управление среднего звена
   уровень
   0x08 graphic
   Технический Управление низового звена
   уровень
   0x08 graphic

Рисунок 2. Управленческая пирамида

   Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
   3. Руководители низового звена (технический уровень) - работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Этот организационный уровень связан с повседневным управлением персоналом. В их обязанности входит организация и координация труда подчинённых, обеспечение условий для выполнения заданий, контроль за соблюдением графика работ, содействие рационализаторству, внедрению передовых методов работы.
   Принцип иерархии управления заключается в построении многоступенчатой системы управления.
   Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали. (Рисунок 3).
  
  
  
  

0x08 graphic

Генеральный директор

0x08 graphic

0x08 graphic

Заместитель

0x08 graphic
генерального директора

0x08 graphic

Начальник отдела

  

Рисунок 3. Уровни управления

  
  
   Все органы управления разных уровней от низшего до высшего, образуют в совокупности единую иерархическую систему органов управления.
   Принцип обратной связи означает поступление информации от объекта к субъекту управления, что обеспечивает возможность контроля за результатами функционирования системы управления.
   Сущность управления заключается в сознательном и планомерном воздействии управляющей системы (субъекта) на управляемую систему (объект), для реализации поставленной цели.
   Как правило, организации имеют большой объём управленческой работы, который требует её разделения:
   - горизонтальное разделение труда - расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;
   - вертикальное разделение труда - приводит к формированию уровней управления по вертикали.

4.3. Внутренняя среда организации и её переменные

   Внутренняя среда - это ситуационные факторы внутри организации.
   Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, её культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.
   К основным переменным в организации относятся:
  -- цели;
  -- структура;
  -- задачи;
  -- технология;
  -- люди
   Рассмотрим эти переменные:
   1. Цели - это конкретное состояние или желаемый результат организации.
   "Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех". Эти слова крупнейшего японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.
   2. Структура - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организации.
   Структура включает в себя:
   - специализированное разделение труда - закрепление работы за специалистами, т.е. теми, кто способен её выполнить лучше всех - (по горизонтали);
   - сферы контроля - число лиц, подчинённых одному руководителю - (по вертикали).
   Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то речь идёт о широкой сфере контроля (плоская структура управления).
   Если сфера контроля узкая (руководителю подчиняется мало людей), то это многоуровневая структура.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic

Президент

0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

Вице - президент Вице - президент

0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

   Технический Директор
   0x08 graphic
директор по производству
   0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
   Начальник цеха "А" Начальник цеха "Б"
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
   Мастер Мастер
   1-го участка 2-го участка
  

Рисунок 4. Организационная структура управления

  
   На данной схеме организационной структуры представлены:
   - 5 уровней управления;
   - 9 руководителей, каждый из которых имеет сферу контроля равную 2.
   Г. Саймон из Технологического института Карнеги -- Меллона указывает, что "ограничение диапазона контроля входит в конфликт с принципом минимизации числа уровней в организации". Он утверждает: "Если вы увеличите диапазон контроля, вы уменьшите число уровней, а если уменьшите диапазон -- увеличите число уровней. Для организации численностью 6500 работников средний диапазон контроля 3 потребует девяти уровней иерархии (38 = 6561 плюс один дополнительный уровень для высшего руководителя); средний диапазон контроля 9 потребует пять уровней (94 = 6561). Это означает, что снижение диапазона контроля может быть достигнуто ценой некоторого увеличения числа уровней, а снижение числа уровней -- ценой некоторого увеличения диапазона контроля".
   Расчеты Г. Саймона могут привести к неверным выводам, если не принять во внимание, что 6500 работников составляют только исполнительский уровень. Восемь уровней над ними вмещают еще 3280 человек управленческого персонала, так что общая численность работников организации составит 9841 человек -- в полтора раза больше. Этот момент иллюстрируется на рис. 6, где штат руководителей также составляет 50% количества исполнителей. Если установить диапазон контроля 9, общий штат аппарата управления составит только 820 человек. В целом отношение численности управленческого персонала к исполнителям снижается при увеличении диапазона контроля. Это очень важно, поскольку диапазон контроля проявляет тенденцию к росту с увеличением размеров фирмы. Так, в обследованной М. Хейром группе фирм, имевших от 20 до 50 работников, на одного руководителя приходилось 11,5 подчиненных. Когда же размер этих фирм вырос до 200 работников и более, средний диапазон контроля увеличился до 21, а удельный вес работников высшего и среднего звена аппарата управления снизился с 13,6% до 4,1%.
  
   3. Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
   С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
Цели Структура
   0x08 graphic
   0x08 graphic
Должность,
   задачи
  

Рисунок 5. Взаимосвязь должностей, структуры и целей

  
  
   Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией.
   4. Технология - это средство преобразования сырья (люди, информация, материалы) в искомые продукты и услуги. (Чарльз Перроу).
   Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. (Люис Дейвис).
  
  
  
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
Технология Цели Структура
   0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
Задания

Рисунок 6. Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

  
  
   Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии:
   1. Промышленной революцией.
   2. Стандартизацией и механизацией производственного процесса.
   3. Применением конвейеров
   Рассмотрим две классификации технологии:
   Классификация технологии по Вудворд. (Джоан Вудворд - британская исследовательница управления).
   1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство - изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий.
   2. Массовое или крупносерийное производство - изготавливается большое количество изделий идентичных или очень похожих друг на друга.
   3. Непрерывное производство - круглосуточное использование автоматизированного оборудования.
   Классификация технологии по Томпсону. (Джеймс Томпсон - социолог и теоретик организаций).
   1. Многозвенные технологии - характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно.
   2. Посреднические технологии - характеризуются встречами групп людей, которые хотят быть взаимосвязаны.
   3. Интенсивная технология - характеризуется применением специальных приёмов, навыков или услуг, чтобы произвести определённые изменения в материале.
   Взаимосвязь классификаций Вудворд - Томпсон:
   Многозвенные - Массовое производство
   Интенсивные - Индивидуальное
   5. Люди. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:
   а) способности;
   б) предрасположенность, одарённость - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы;
   в) потребности - недостаток чего-либо;
   г) ожидания - люди формируют их относительно результатов своего поведения;
   д) восприятие - это интеллектуальное собрание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное;
   е) точка зрения;
   ж) ценности - это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни
   Основное усилие менеджмента в организациях направлено на людей.
  
   Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, так как они имеют два компонента: социальный компонент - людей и технический компонент - внутренние переменные.
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
Технология

0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

   0x08 graphic
0x08 graphic
Люди Цели Структура
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
Задачи
  
   Рисунок 7. Взаимосвязь внутренних переменных организации:
  
   Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, так как они имеют социальный компонент - людей и технический компонент - технологии и технологический процесс.

4.4. Внешняя среда организации и её характеристики

   Значение внешнего окружения и необходимость учитывать эти силы относится к концу 50-х годов. Менеджерам необходимо учитывать среду, поскольку организация, как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров и потребителей.
   Руководство организации должно учитывать в первую очередь те факторы которые решающим образом влияют на организацию. Для этого предлагается так называемый СВОТ - анализ. СВОТ (CWOT) - сокращённое слово, образованное из начальных английских слов "мощь" (capacity), "слабость (weakness), "возможности" (opportunity) и "угрозы" (treat). В соответствии с этим подходом для определения состояния фирмы необходимо проанализировать следующие факторы:
   - мощь - по отношению к внешней среде;
   - слабость по отношению к внешней среде;
   - возможности, проистекающие из внешней среды;
   - угрозы, исходящие из внешней среды
   Затем, ставятся задачи по развитию фирмы и уменьшению слабостей, с тем чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.
   Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации и её служб. Вместе с тем, организации могут не только приспосабливаться к изменениям среды, но и в определённой мере влиять на неё.
   Внешняя среда включает в себя :
   1. Факторы (среда) прямого воздействия - ближайшее окружение.
   2. Факторы (среда) косвенного воздействия - общее окружение.
   К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К ним относятся:
   1. Собственники в настоящее время с развитием акционерного капитала оказывают существенное влияние на развитие организаций.
   2. Законы и государственные органы - в рыночной экономике государство оказывает на организации косвенное влияние через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, а также прямое влияние - через законодательные акты.
   3. Поставщики, партнёры и посредники - к этой категории относят:
   а) поставщики материалов, энергии, оборудования и комплектующих;
   б) поставщики капитала и финансовых услуг;
   в) трудовые ресурсы
   4. Заказчики, клиенты, потребители - на современном маркетинговом этапе развития менеджмента данный фактор рассматривается как его основа.
   5.Конкуренты. Зачастую не потребители, а конкуренты определяют, какой товар и по какой цене можно продавать.
  
   Факторы косвенного воздействия - относятся к общему окружению организации и не оказывают прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
   Поскольку среда косвенного воздействия сложнее чем среды прямого воздействия, то при её исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
   1. Экономическое окружение - характеризуется уровнем развития и состоянием экономики.
   2. Политическое окружение (способы и цели управления экономикой страны является результатом политических целей и задач находящегося у власти правительства).
   3. Технологическое окружение . Технология является одновременно и внешним фактором организации и внутренней переменной. Как внешний фактор технология отражается уровень научно-технического развития.
   4. Социально-культурное окружение - данные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда.
   5. Международное окружение - эти факторы влияют прежде всего на организации, действующие на международном рынке.
  
   Изменения внешней среды ведут к соответствующим изменениям в управлении. Оценка состояния факторов внешней среды позволяет сопоставить состояние системы управления с изменившейся средой.
  

СЛОЖНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ
И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

  
   Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой.
   Взаимосвязь факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
   Сложность внешней среды - это число факторов на которые организация обязана реагировать.
   Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
   Исследования показывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. А для организаций работающих в области компьютерной, авто и биотехнологии - среда особенно подвижна. Кроме того, различные подразделения организаций имеют разную подвижность. Например: плановый и коммерческий отделы.
   Неопределённость является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой. Поскольку бизнес становится глобальным занятием, всё больше требуется информации, однако уверенность в её точности снижается.
   Раздел 4. Организации и менеджмент
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"