|
|
||
Министерство образования и науки Украины
Донецкий государственный университет
экономики и торговли
имени М. И. Туган - Барановского
Германчук А.Н., Шестов С.Н.
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Донецк - 2006
Министерство образования и науки Украины
Донецкий государственный университет экономики и торговли
имени М.И. Туган-Барановского
Германчук А.Н., Шестов С.Н.
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Донецк - 2006
ББК
УДК
Германчук А.Н., Шестов С.Н. Менеджмент: Учебное пособие - Донецк: ДонГУЭТ, 2006.
ISBN
Рассмотрены теоретические основы менеджмента, вопросы формирования и эволюции теории управления. Дается оценка персонала и обосновано его развитие, раскрыты роли и функции руководителя, а также рассмотрены вопросы управления трудовой дисциплиной. Подробно изучается менеджмент персонала на основе маркетинга.
Предложенные концептуальные подходы к управлению персоналом, обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций, сформулированные идеи формирования и развития кадровой политики позволяют существенно повысить подготовку и использование персонала его профессиональное и социальное развитие.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений экономических специальностей.
Книга может быть полезна специалистам, работающим в сфере менеджмента персонала, а также всем интересующимся вопросами менеджмента.
Рецензенты:
ISBN
No А.Н. Германчук, С.Н. Шестов
No ДонГУЭТ, 2006
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|
|
Стр. |
|
Предисловие ....................................................................................... |
5 |
|
|
|
|
Раздел 1 Сущность, цель, задачи и виды менеджмента |
|
1.1. |
Понятие и определения управления ..................................... |
|
1.2. |
Менеджмент как разновидность хозяйственного управления ...... |
|
1.3. |
Цель, задачи и виды менеджмента ........................................ |
|
1.4. |
Основные категории управления .......................................... |
|
|
|
|
|
Раздел 2 Формирование и эволюция теории управления |
|
2.1. |
Исторические предпосылки возникновения научного управления |
|
2.2. |
Школа научного управления............................................... |
|
2.3. |
Административная (классическая) школа в управлении............. |
|
2.4. |
Школа человеческих отношений.......................................... |
|
2.5. |
Школа поведенческих наук................................................ |
|
2.6. |
Математическая школа (количественный подход).................... |
|
2.7. |
Процессный, системный и ситуационный подходы.................. |
|
2.8. |
Развитие управленческой мысли в бывшем СССР.................... |
|
2.9. |
Современная система взглядов на менеджмент........................ |
|
|
Раздел 3 Миссия и цели менеджмента |
|
3.1. |
Миссия предприятия......................................................... |
|
3.2. |
Цели предприятия и их классификация................................. |
|
3.3. |
"Дерево целей" и методика его построения............................ |
|
|
Радел 4 Организации и менеджмент |
|
4.1. |
Организации как объект менеджмента................................... |
|
4.2. |
Уровни управления и звенья руководства.............................. |
|
4.3. |
Внутренняя среда организации и ее переменные...................... |
|
4.4. |
Внешняя среда организации и ее характеристики..................... |
|
|
Радел 5 Функции менеджмента |
|
5.1. |
Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь........... |
|
5.2. |
Сущность, назначение и характеристика функций менеджмента.. |
|
5.3. |
Матрица распределения функций и методика ее построения....... |
|
|
Раздел 6 Типы и условия формирования организационных структур менеджмента |
|
6.1. |
Сущность и общая характеристика организационных структур... |
|
6.2. |
Характеристика механистических организационных структур..... |
|
6.3. |
Характеристика органических организационных структур......... |
|
6.4. |
Оценка эффективности организационных структур управления... |
|
|
Раздел 7 Сущность, содержание и технология процесса управления предприятием |
|
7.1. |
Сущность и содержание процесса управления......................... |
|
7.2. |
Технология процесса управления......................................... |
|
7.3. |
Информационное обеспечение процесса управления................. |
|
|
Раздел 8 Методы управления: сущность и характеристика |
|
8.1. |
Методология научного менеджмента.................................... |
|
8.2. |
Сущность и классификация методов управления..................... |
|
8.3. |
Характеристика методов управления.................................... |
|
|
Раздел 9 Управленческие решения в системе менеджмента предприятия |
|
9.1. |
Управленческие решение и требования, предъявляемые к ним.... |
|
9.2. |
Классификация управленческих решений.............................. |
|
9.3. |
Процесс принятия решений................................................ |
|
9.4. |
Методы принятия управленческих решений........................... |
|
|
|
|
|
Литература..................................................................... |
|
1
6
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры общеэкономических дисциплин СЭТФ ДонГУЭТ
Протокол N 8 от 16.06.2004 г.
ОДОБРЕНО
Учебно-методическим
советом университета
Протокол N от
Раздел 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и определения управления
1.2. Менеджмент как разновидность хозяйственного управления
1.3. Цель, задачи и виды менеджмента.
1.4. Основные категории управления.
Список рекомендованной литературы
-- Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1999. - 239 с.
-- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Длт", 1997. - 384 с.
-- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685 с.
-- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск.: Издательский центр "ЭКОНОМПРЕСС", "Финансы, учет, аудит", - 1998. - 284 с.
-- Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: АО "Бизнес-школа", 1994.
-- Теория управления. Учебное пособие / Составители: Полонская Л.А., Сардак Е.В., Шестов С.Н., Гасило Е.А. - Донецк, ДонГУЭТ, 2004, - 98 с.
-- Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.
-- Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. - К.: Товариство "Знання", КОО, 1998. - 512 с.
1.1. Понятие и определения управления
Управление тесно связано с такими понятиями как система, организация, и является их важной составной частью.
В самом общем виде, управление - это целенаправленное воздействие на какую либо систему с целью перевода ее из одного состояния в другое. Управление - постоянное свойство, присущее человеческому обществу на любой ступени его развития.
Слово (англ.) "управление" первоначально обозначало умение объезжать лошадей. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управление), который происходит от латинского "manus" (рука). Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. Термин "менеджмент" буквально означает "руководство людьми". В переводной литературе "менеджмент" и "управление" встречаются как слова синонимы.
Развитие общества, возникновение коллективной деятельности привели к необходимости выделения управления как специфической формы труда. Во всех случаях применения совместного коллективного труда возникает необходимость в управлении. В результате одна часть людей занимается непосредственно трудом по производству материальных благ, а другая управлением. Как только люди стали объединяться для осуществления совместных действий, появилась необходимость в тех, кто взял бы на себя координацию их действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управленцах.
Управление, как наука, основывается на древней практике, относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры (древняя Шумерия: на глиняных табличках записаны сведения о законах и коммерческих сделках). Что свидетельствует о существовании практики управления еще на заре цивилизации.
Начало развития науки управления связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства.
Идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований является относительно новой. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Швейцарский экономист Г. Кендэ говорил, что "В то время, как ХIХ век был веком промышленности, ХХ век уже занял место в истории как век административный". Управление становится не только необходимо, оно требует разработки определенной теории, которая позволила бы осуществлять руководство экономикой и производством на основе научных рекомендаций. Значимость менеджмента была осознана в 30-е годы когда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
Термин "управление" трактуется довольно широко. Распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.
В настоящее время существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Большинством экспертов в области управления принято следующее определение: Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури "Основы менеджмента").
Ведущий мировой теоретик в области управления Питер Ф. Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
На наш взгляд, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.
Приведенные формулировки дают возможность говорить, что управление является элементом социальных изменений и перемен.
1.2. Менеджмент как разновидность
хозяйственного управления
Существуют различные виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения хозяйственного управления в настоящее время в мировой практике используется термин "менеджмент". Он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности.
Возникновение управления было связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей.
С развитием общества, экономики понятие "Менеджмент", естественно, трансформировалось. Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность в особого рода деятельности - управленческой. Таким образом, менеджмент превратился в самостоятельную форму человеческой деятельности - управлением.
Современный менеджмент - это группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и управленческие функции. В русском языке эквивалентом этого понятия является слово "руководство".
Практическая реализация этих функций также называется менеджментом и может рассматриваться в двух аспектах:
-- С одной стороны - это управление организацией.
-- С другой стороны - это управление самостоятельным видом деятельности.
Менеджментом называется и учебная дисциплина (преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон). В настоящее время на Западе менеджмент существует как одно из самых распространённых направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста. В третьем тысячелетии такой подход становится актуальным и для экономики Украины.
Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей как экономика, организация, маркетинг, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент определяется как:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умения и административные навыки;
- орган управления, административная единица.
Менеджмент подразумевает не только сферу деятельности, область знаний, процесс, но и профессионалов-менеджеров, осуществляющих функцию управления.
Понятие "менеджмент" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые направления исследования науки управления.
1. Менеджмент как функция или вид деятельности человека, направленной на достижение определенной цели.
2. Менеджмент определяется как информационный процесс с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура в рамках которой реализуются функции управления.
4. Менеджмент рассматривается как категория людей занятых управлением.
5. Менеджмент как наука и искусство.
Менеджмент - достижение целей предприятия посредством скоординирован-ных усилий работающих в нем людей.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей посредством рационального использования ресурсов.
Менеджмент - это управление, которое основано на учете объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном предприятии.
Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики. Для него характерно:
- ориентация предприятия на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства и сбыта тех товаров, которые пользуются спросом и способны приносить предполагаемую прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности деятельности предприятия: при наименьших затратах получение оптимальных результатов;
- хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия;
постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- конечный результат деятельности предприятия выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", однако "управление" намного шире, поскольку применяется к различным видам деятельности (управление автомобилем, управление государством). Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях.
Менеджмент базируется на основных положениях макро- и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли психология, социология, педагогика, кибернетика, математика. Вместе с тем, сам менеджмент служит основой для изучения маркетинга, коммерческой деятельности и ряда других прикладных дисциплин, связанных с управлением торговым предприятием.
В рыночных условиях хозяйствования возникает необходимость управления коммерческими предприятиями, что объясняется следующими обстоятельствами:
1. Повсеместное создание акционерных обществ вызвало необходимость введения новой должности - управляющего или менеджера.. Менеджеры не являются собственниками имущества того или иного АО, они могут обеспечить его прибыльное использование в интересах акционеров.
2. Постоянно изменяющееся внешнее окружение фирмы требует от руководителей способности к своевременному реагированию на эти изменения, принятию управленческих решений в условиях неопределенности, риска.
3. Обострение конкурентной борьбы требует заинтересованного участия в делах фирмы всех ее сотрудников и т.д..
1.3. Цель, задачи и виды менеджмента
Целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации хозяйственно-торговой деятельности, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Предметом науки менеджмента являются:
1. Законы, принципы и методы построения и функционирования предприятия.
2. Законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении предприятием.
3. Деятельность руководящих работников по управлению предприятием.
4. Личностные требования, которым должен отвечать руководитель.
5. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Задачи менеджмента:
1. Определение конкретных целей развития того или иного предприятия.
2. Выявление приоритетных задач, их очередности и последовательности решения.
3. Разработка стратегии развития предприятия.
4. Разработка комплекса мероприятий для решения возникающих проблем в управлении предприятием.
5. Оценка необходимых ресурсов и источников их обеспечения.
6. Установление контроля за выполнением поставленных задач.
Рис. 1.1. - Виды и уровни менеджмента
Менеджмент классифицируется по двум признакам: уровням (макро- и микроэкономика) и сферам его функционирования.
Общий менеджмент характерен для макроэкономики, т.е. для всей системы хозяйствования. Он включает три вида менеджмента: практический, инновационный и стратегический. Как можно видеть из схемы, практический менеджмент распространяется на все сферы управления. Инновационный менеджмент (управлением разработками нововведений) и стратегический менеджмент (разработка и реализация стратегии) представляют собой управленческую деятельность, направленную на совершенствование практического менеджмента.
Практический менеджмент подразделяется на производственный (предприятия, фирмы, корпорации и прочее, что относится к микроэкономике), финансовый (управление финансовыми потоками) и маркетинговый менеджмент (управление сбытом, реализацией товаров).
Содержание курса:
1. Сущность, цели, задачи и виды менеджмента.
2. Формирование и эволюция теории управления.
3. Организации и менеджмент.
4. Миссия и цели менеджмента.
5. Функции менеджмента.
6. Типы и условия формирования организационных структур управления.
7. Сущность, содержание и технология процесса управления.
8. Методы управления: сущность и характеристика.
9. Управленческие решения в системе менеджмента предприятия.
1.4. Сущность и основные категории управления
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Субъект управления - это совокупность элементов управления, которая предназначена оказывать управляющее воздействие на объекты и их действия. Это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением и т.п. Им может быть отдельный человек или группа людей.
Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления.
Объект управления - всё то, на что направлено управляющее воздействие; это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение.
В теории управления в качестве объекта управления обычно рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определённых целей.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Субъект и объект управления в совокупности с системой прямых и обратных связей образуют систему управления. В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей.
Таким образом, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.
Этими результатами деятельности является цель управления.
Цель управления - это предполагаемое желательное состояние объекта управления в будущем периоде.
На достижение целей, стоящих перед организацией направлен процесс управления.
Процесс управления - это последовательная смена этапов управленческого воздействия субъекта на объект управления.
Процесс управления характеризует динамику управленческой деятельности в отличие от её статики, которую отражает понятие "система управления". Формирование цели управления является исходным, а её достижение - конечным пунктом процесса управления.
Управление представляет собой процесс, направленный на достижение целей организации. Этот процесс заключается в последовательности управленческих действий по решению ряда конкретных задач. Эти действия получили название управленческих функций. Слово "функция" латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность.
Функции управления можно определить как относительно обособленные, самостоятельные участки управленческой деятельности.
В категориях научного управления функциям принадлежит центральное место. Они являются своего рода материализацией управленческих законов и принципов.
Принципы управления - это основные правила, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении управления.
Механизм управления представляет собой совокупность отношений управления, в основе которых лежит целенаправленное воздействие управляющего объекта на управляемый.
Методы управления - это способы достижения целей управления.
Организационная структура управления - это категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчинённости.
1
Раздел 1. Сущность, цель, задачи и виды менеджмента
4
Общий менеджмент (макроэкономика)
Финансовый менеджмент
Маркетинговый менеджмент
Практический менеджмент
Производственный менеджмент (микроэкономика)
Стратегический менеджмент
Инновационный менеджмент
Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Исторические предпосылки возникновения научного управления
-- Школа научного управления
-- Административная (классическая) школа в управлении
-- Школа человеческих отношений
-- Школа поведенческих наук
-- Математическая школа (количественный подход)
-- Процессный, системный и ситуационный подходы
-- Развитие управленческой мысли в бывшем СССР
-- Развитие управленческой мысли в Украине
-- Современная система взглядов на менеджмент
Список рекомендованной литературы
2.1. Исторические предпосылки возникновения научного управления
История управленческой мысли связывается с существованием организаций, возникших несколько веков назад. До нас дошли глиняные таблички древней Шумерии датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых записаны законы и сведения о сделках. Достижения крупных организаций в древности свидетельствуют о том, что в этих государствах были созданы довольно развитые системы управления. Примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.
Во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте фараоном Хаммурапи был введен свод законов, содержащих более 250 законов управления государством.
Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей, считая его важнейшим условием жизнеобеспечения общества. Аристотель в своем учении о домохозяйстве указывал на необходимость обучения рабовладельцев искусству управления рабами. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.
Формы проявления современного управления можно проследить в процветавших организациях древности. Примером организации, которые управлялись так же, как и организации в наше время является церковь. Простая структура, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время (католицизм - папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник). Современные военные организации тоже во многом похожи на организации древнего Рима.
Однако характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Было меньше руководителей среднего звена, зачастую руководство осуществлялось одним человеком. Это были в основном рекомендации по государственному управлению. Людей интересовало, как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.
Поиски теоретических подходов начались в эпоху становления капитализма. Основной силой, обусловившей интерес к управлению, явилась промышленная революция, которая началась в Англии в конце XVIII в. По мере роста крупных предприятий, специальное внимание стало уделяться подготовке управленцев. Затем в Америке впервые зародилась идея того, что управление само может внести существенный вклад в успешное развитие организаций.
Основным вопросом того времени было: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям ? Англичане Томас Гоббс в 1651 г. и Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.
Английский экономист Адам Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принцип "экономического человека", главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Однако дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, тогда как к славе - почти 40 %.
Промышленная революция явилась результатом развития производительных сил, совпавшим с возможностями, которые предоставили им зарождающиеся новые производственные отношения. При этом управление, критерием эффективности которого стала экономическая выгода и прибыль, не только непосредственно влияло на ход этой революции, но и само получало мощные импульсы для дальнейшего развития. Примером тому является жизнь английского социального утописта по духу, менеджера по характеру деятельности, прародителя современного менеджмента по управлению персоналом в науке Роберта Оуэна (1771 - 1858). Возглавляемая им фабрика в Шотландии и интерес к практическому менеджменту позволили значительно улучшить условия труда простых рабочих. Стержнем своей политики реформ Оуэн считал кадровую политику. Он решительно отказался от карательных мер, прибегал лишь к административному и воспитательному воздействию, убеждению и примеру, проявляя выдержку, терпение и благотворительность. Все это явилось составной социально-экономической системы управления, которая включала также сеть образовательно-воспитательных учреждений для детей и взрослых, элементы социального обеспечения и страхования, соревнования, воспитания чувства общности и гордости за предприятие, развитие социальной активности рабочих, нравственное осуждение провинившихся, частичное самоуправление.
Роберт Оуэн
Как видим, Оуэн еще задолго до Э. Мэйо и других представителей школы человеческих отношений не только поставил вопрос о значении человеческого фактора для предприятия, но и успешно пытался его реализовать.
Отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 год, когда бизнесмен Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом "Инженер как экономист". В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.
Родиной менеджмента являются Соединенные Штаты Америки. Менеджмент возник в Америке с появлением первых переселенцев. Первоначально он означал умение рационально вести хозяйство или выполнять какие-либо работы.
Зарождению менеджмента в США способствовали следующие основные предпосылки:
-- Отсутствие предрассудков происхождения и национальности.
-- Поощрение способности заработать.
-- "Утечка умов" из Европы.
-- Образование для всех.
-- Государство не вмешивалось в бизнес и предпринимательство.
-- Система налогообложения.
-- Америка на пороге ХХ века - самый крупный рынок (завершено строительство основных железнодорожных линий).
Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.
Развитие научного управления не представляло собой серию последовательных шагов. Это было несколько подходов, которые часто совпадали. Можно выделить четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Таблица 2.1
Подходы в развитии управления
Подходы |
Временной период |
в управлении |
1885 |
1920 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"