Ня : другие произведения.

Раздел 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Раздел 3. МИССИЯ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
  
  
   3.1. Миссия предприятия.
   3.2. Цели предприятия и их классификация.
   3.3. "Дерево целей" и методика его построения.
  
  
   Список рекомендованной литературы:
  
   1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, ЛТД", 1997. - 384 с.
   2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685 с.
   3. Дафт Р.Л. Менеджмент - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 832 с.
   4. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учебник для торг.-коммерческих колледжей и техникумов. - М.: Экономика, 1996. - 191 с.
   5. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1992. - 702 с.
   6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.
   7. Шершньова З.Є., Оборська С.В. Стратегiчне управлiння: Навч. Посiбник. - К. - КНЕУ, 1999. - 384 с.
   8. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. - СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 1999. - 416 с.
  
  
  

3.1. Миссия предприятия

  
  
   Предприятие не может успешно существовать в конкурентной деловой среде, если оно не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему оно стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.
   Миссия - генеральное направление деятельности предприятия, объясняющее целесообразность и причину ее существования.
   Значение миссии:
   1. Привлекает потребителей, деловых партнеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится и чем руководствует в своей деятельности.
   2. Детализирует статус предприятия и определяет направления разработки стратегии деятельности предприятия.
   3. Оказывает влияние на формирование организационной культуры.
   Основой для формулирования миссии является проведение тщательного анализа и оценки существенных для данной фирмы факторов: динамики потребностей рынка, состояние внешней и внутренней среды, главные цели собственников фирмы и др. Их сочетание, с одной стороны, определяет целесообразность выбранного направления деятельности фирмы, а с другой - влияет на ее конечные хозяйственные результаты. Работа по формулированию миссии первоначально осуществляется в процессе создания предприятия, а затем регулярно повторяется при наблюдаемых или планируемых изменениях ее внешней и внутренней среды.
   Формулировка миссии должна отражать следующее:
   1. Определение предмета деятельности предприятия
   2. Характеристика потребителей, на которых ориентирована деятельность фирмы.
   3. Главную цель, к которой стремится (лидерство, сохранение существующих позиций, расширение деятельности).
   4. Характеристика применяемых технологий.
   5. Взаимоотношения с внешней средой.
   6. Ценности организации и принципы ее деятельности.
   Миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, форм и методов его работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности коммерческого предприятия. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.
   Прибыль представляет собой внутреннюю проблему, а миссия должна учитывать, прежде всего, потребности клиентов, которые может удовлетворить предприятие.
   Прибыль - не цель, это условие достижения цели, индикатор успешности деятельности.
  
   Генри Форд, менеджер, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию своей фирмы как предоставление людям дешевого транспорта, а прибыль при хорошей организации дела едва ли пройдет мимо.
   В данной миссии четко обозначена область деятельности компании - транспорт, потребители продукции - люди, а также - ориентация на широкий круг потребителей.
   Точно так же и торговые организации должны видеть свою миссию в обеспечении населения продовольственными и непродовольственными товарами, а прибыль будет получена, если предприятие четко организует свою работу и будет выполнять свою миссию.
   Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко, и как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).
   Миссия может также быть сформулирована в виде девиза или лозунга.
   Для малых фирм существует опасность выбора слишком сложной миссии. Так, если ИБМ может определить свою миссию как удовлетворение информационных потребностей, то небольшая фирма должна ограничиться предоставлением программного обеспечения, совместимого с ИБМ, или оборудования для обработки текстов.
  

Таблица

Примеры формулировок миссии

  
   Коммерческий банк
   Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.
   Ювелирная фирма
   Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком
   Инвестиционная компания
   Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста.
   Компания, производящая оборудование для офисов
   Наша цель - это решение ваших проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда.
   "Дженерал моторс"
   Предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения
   "Шевролет"
   Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков
   "Макдональдс"
   Чистота, качество, сервис, быстрота
   Железнодорож-ная компания
   Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям
  
  
  

3.2. Цели предприятия и их классификация

  
   "Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным" / Сенека
  
   "Если Вы идете без цели, то нет смысла выбирать дорогу" / Р.Эмерсон
  
   "Если Вы не знаете куда идете, то так и не узнаете, что добрались до места" / М .Аллен
  
  
   На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения.
   Цель - это желаемое состояние объекта управления в будущем периоде.
   В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:
   1. Цели отражают философию предприятия, концепцию его деятельности и развития.
   2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности.
   3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников.
   4. Цели сплачивают вокруг себя людей.
   5. Цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельности вызывает неблагоприятные последствия. Так, сооружение АЭС связывается с обеспечением населения электроэнергией.
  
   Требования, предъявляемые к целям менеджмента:
   1. Конкретность и измеримость. Цели должны по возможности быть представленными в количественных и качественных показателях. Такие цели легче воспринимаются людьми, их легче согласовывать, устранять между ними конфликты, они являются хорошей основой для составления планов.
   2. Реальность, достижимость целей. Установление целей, которые превышает возможности предприятия из-за недостаточности ресурсов или из-за внешних факторов может привести к катастрофическим последствиям.
   В одной из западных фирм менеджер подсчитал, что для выполнения всех предложенных руководством задач, рабочая неделя его и его подчиненных должна составлять не менее 100 часов. Единственный результат изначально недосягаемой цели - ухудшение морального состояния сотрудников.
   При этом следует иметь в виду, что постановка простых целей ведет к снижению мотивации работников по их достижению.
   3. Четко определенный период времени. Постановка целей предполагает указание периода времени, за который они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних сроков, лат, к которым необходимо получить поставленные результаты.
   4. Гибкость, способность к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно изменяющимися условиями деятельности организации.
   5. Проверяемость, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать работников.
   6. Совместимость целей друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентирующих работников на действия противоречащие между собой.
  

  

Таблица 3.

Классификация целей менеджмента

Критерии классификации

Группы целей

Характеристика целей

  
   1. Степень важности

Стратегические

   Ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно изменяющих деятельность предприятия (выход на международные рынки, диверсификация)
  
   Тактические
   Промежуточные по отношению к стратегическим целям, отражающие отдельные этапы их достижения
  
   Оперативные
  
  
  
   2. Содержа-ние
   Маркетинговые
   Завоевание тех или иных рынков сбыта, привлечение новых покупателей, клиентов, продление жизненного цикла товаров, достижение лидерства в ценах
  
   Кадровые
   Рост производительности труда, сокращение текучести кадров
  
   Производствен-ные
   Выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости
  
   Финансовые
   Укрепление финансовой устойчивости, рост прибыльности, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала
  
   Администра-тивные
   Достижение высокой управляемости предприятием, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе
  
   Технологичес-кие
   Компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий
  
   Социальные
   Создание благоприятных условий труда работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, обеспечение работников высококачественным медицинским обслуживанием
  
   Научно-технические
   Создание и внедрение в производство новых и усовершенствование существующих образцов продукции, доведение их до уровня мировых стандартов
   3. Среда
   Внутренние
   Создание системы мотивации труда, повышение рентабельности, создание службы маркетинга
  
   Внешние
   Выход на новые рынки сбыта, поиск новых поставщиков
   4. Форма выражения
   Количествен-ные
   Рост товарооборота на 5%
  
   Качественные
   Достижение благоприятного психологического климата, повышение культуры обслуживания
   5. Уровень управления
   Предприятия
  
  
   Подразделений
  
  
   Работника
  
   6. Повторя-емость
   Постоянные
  
  
   Разовые
  
   7. Период времени
   Долгосрочные

Свыше 5 лет

  
   Среднесрочные

От 1 до 5 лет

  
   Краткосрочные

До 1 года

   Что касается долгосрочных (стратегических) целей, следует отметить, что в свое время именно пятилетние планы вывели страну из послевоенной разрухи. Да и в настоящее время благополучные капиталистические страны, прежде всего Япония, развиваются, реализуя многочисленные планы и программы, то есть путь этот проверен и во времени, и в пространстве.

3.3. "Дерево целей" и методика его построения

  
  
   Для отображения целей используется комплексный подход, который позволяет создать систему целей, отражающую потребности предприятия с точки зрения как внутренней и внешней среды.
  
   "Дерево целей" - это наглядное, графическое изображение подчиненности и взаимосвязи целей, которое демонстрирует разбиение общей (генеральной) цели предприятия на подцели, задачи или отдельные мероприятия.
   В основе метода упорядочения целей находятся следующие характеристики, присущие целям управления:
   - соподчиненность означает, что одни цели обусловливают другие. Стратегические цели обусловливают тактические, а перспективные цели предшествуют средне- и краткосрочным.
   - развертываемость - это способность изображения какой-либо общей цели несколькими конкретными целями. Выражается в том, что более общая цель (по содержанию, по времени или по уровню) конкретизируется несколькими более частными целями.
   - соотносительная важность состоит в том, что различные цели имеют неодинаковое значение, "разную оценку". Это позволяет ранжировать цели, устанавливать приоритет, выделять наиболее важные.
   Дерево целей состоит из нескольких уровней, которые изображаются в виде иерархии: нулевой уровень, 1-й уровень, 2-й уровень, 3-й уровень сверху вниз.
   Значение методики построения дерева целей заключается в следующем:
   1. Позволяет систематизировать запись всех этапов достижения главной цели.
   2. Позволяет выявить необходимые пути достижения целей и избежать лишних мероприятий.
   3. Позволяет оценить возможность достижения целей, учитывая имеющиеся ресурсы.
   4. Позволяет установить приоритет целей.
   5. Помогает определить конкретных исполнителей, характер и размер их работы.
  
   Общие методические приемы построения дерева целей:
   1. Цели каждого уровня должны быть сравнимы по масштабу и значению.
   2. Формулировка целей должна обеспечивать возможность количественной и качественной оценки достижения цели.
   3. Основным принципом построения дерева целей является полнота редукции, т.е. каждая цель определенного уровня должна быть изображена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность подцелей давала полное представление о начальной цели.
   4. Формулируя цели различных уровней необходимо описать желаемые результаты, а не способы их получения.
   5. Подцели каждого уровня должны быть независимы одна от другой и не должны выходить одна из другой.
   6. Признаком завершения построения дерева целей является формулирование таких понятий, которые определяют альтернативные способы достижения целей. Сами они не являются целями, это мероприятия по достижению целей более высокого уровня.
  
   Конъюнкция описывает совокупность подцелей одного уровня, которые можно объединить словом "и".
   Дизъюнкция описывает совокупность подцелей одного уровня, которые можно объединить словом "или".
  
   В основе методики построения "дерева целей" лежит ранжирование целей.
   Ранжирование целей - это определение значимости отдельных целей менеджмента.
   Некоторые цели невозможно измерить или их показатели не сравниваются друг с другом. Однако оценка целей необходима, поскольку она служит ориентиром установления важности достижения той или другой цели.
   Проведение оценки целей необходимо во время установления целей и при выборе программы действий по достижения поставленных целей и распределении необходимых для этого ресурсов.
   При распределении ресурсов по целям учитывается два аспекта:
   - необходимо поступиться одними целями для достижения других;
   - взаимная поддержка целей - выполнение одной цели способствует достижению другой.
  
   Методику построения "Дерева целей" целесообразно использовать также при формировании и достижении личных целей персонала предприятия. Процесс превращения мечты работника в цель должен включать в себя:
   1. Сначала убедитесь, что цели, над достижением которых вы работаете, действительно ваши и только ваши.
   2. Затем сформулируйте свои цели, используя следующую формулу, которая обозначается как BEST:
   B (believable) - ваши цели должны быть сложными, но достижимыми.
   E (energize) - формулируйте цели, которые воодушевляют вас и наполняют энергией.
   S (specific) - точно определите, что вы подразумеваете под словом "успех".
   T (time) - установите сроки достижения целей.
   3. Запишите свои цели и часто их перечитывайте. Это повысит уровень вовлеченности и заставит вас думать яснее.
   4. Живите сбалансированной жизнью - установите цели во всех основных областях жизни ( карьера, семья, отдых, здоровье, общество, личные отношения, самоуважение, духовная жизнь).
   5. Необходимо установить приоритет - не противоречат ли цели друг другу. Убедитесь, что, агрессивно добиваясь достижения одной цели, вы в действительности не усложняете достижение другой.
   6. Цели следует превратить в план действий - сформулируйте промежуточные цели. Чаще всего, планы действий - это проекты, реализация которых занимает более одного дня, но менее года.
   7. Личные цели нужно регулярно обновлять. Если обстоятельства изменяются, следует отбросить старые цели и установить новые.
  

Таблица 3.

Жизненный цикл предприятия

  

N

п/п

Стадии жизненного цикла

Главная цель предприятия

Основная задача

1.

Рождение

Выживание

Выход на рынок

2.

Детство

Кратковременная прибыль

Укрепление положения

на рынке

3.

Юность

Ускоренный рост объемов продаж и прибыли

Захват своей части рынка

4.

Ранняя зрелость

Постоянный рост объемов деятельности

Диверсификация деятельности (освоение дополнительных направлений деятельности)

5.

Зрелость

Формирование имиджа предприятия и сбалансированный рост

Укрепление положения предприятия на освоенном рынке

6.

Старение

Сохранение позиций

Обеспечение стабильности хозяйственной деятельности

7.

Возрождение

Оживление (поиск дополнительных импульсов деятельности предприятия)

Омоложение (техническое перевооружение; новые поставщики; внедрение новых технологий)

  
   "Цель - это очередная высота, которую необходимо фирме взять с боем"
   Одна из заповедей ИБМ
  
   "Бывают такие руководители, которые умеют сделать достижение цели своего предприятия кровным делом трудящихся. Таким предприятиям наверняка гарантирована вечная юность"
   Р. Уотерман
  
  
   Раздел 3. Миссия и цели менеджмента
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"