Уговорили меня написать несколько критических обзоров творчества, публикуемого на Самиздате. С одной стороны - дело простое, так как разбирать "по косточкам" чужую работу, это не самому писать и выкладывать выстраданное творчество на всеобщее обозрение и поругание. А с другой стороны - сложно объяснить аффтору, чем же именно его произведение мне не нравится, что автор у себя в тексте мог бы подправить. Поэтому начну издалека и попробую разобрать основные, на мой взгляд, ошибки авторов, пишущих в жанре "фантастика/фэнтези". Итак, что именно меня больше всего раздражает в произведениях этого жанра? Начнем с фентези.
1. Внутренняя нелогичность произведения. Т.е. когда автор придумывает свой мир, имеющий некие особенности, отличающие этот мир от нашего, но ленится продумать, как именно эти особенности скажутся на вроде бы обычных и естественных для того мира вещах. Например, некий автор придумывает мир, в котором дождь идет снизу вверх (по причине ебанутости тамошнего демиурга или архивеселой шутки какого-нить архимага). Возникает вопрос: как изменится реальность того мира, по сравнению с нашим? Ответ: очень и очень сильно. Начиная с того, что вместо зонтов люди будут использовать модные кожаные (или прорезиненные) штаны с сапогами и, заканчивая тем, что такой "обратный дождь" будет не насыщать землю влагой, а наоборот высушивать, со всеми вытекающими отсюда последствиями для сельского хозяйства. А какими "добрыми" словами будут поминать шутника-архимага крестьяне, у которых вдруг высохло поле или горожане, обнаружившие болото в родном подвале - можете додумать сами. Пример, конечно, хреноватый, но очень хорошо показывает, какие интересные формы может принять вроде бы обыденная вещь, попав в необычные условия. Правда есть еще один пример, так сказать из классики: вопрос, что жрали несметные полчища орков, при условии что Мордор - это типа бесплодная пустыня? Насколько я помню, профессору этот вопрос не задавали, ну да ладно. Толкиен, как ни крути, один из первопроходимцев жанра, так что ему можно. А вот всем остальным - нельзя!
2. Книги из серии "наши там" здорово раздражают практически повсеместной долбанутостью и неприспособленностью главного героя (или что чаще - главной героини) к жизни. Автор, ваяя своего персонажа, обычно забывает о некоторых особенностях человеческой психики. Например, если автор никогда в жизни не попадал в так называемую "экстремальную ситуацию" то и главный герой, которых процентов 99% авторов не мудрствуя лукаво, пишут с себя любимых, ведет себя в чужом мире как на пикнике с друзьями. Авторам такого "творчества" хочется посоветовать проехать в гордом одиночестве из Москвы в (хотя бы) Питер без денег и документов. Если останутся, живы - написать подробный отчет. И прикинуть, что бы с ними, такими красивыми было, если бы их выкинуло без бабла, документов и знания языка, где нить, хотя бы в почти соседней и достаточно спокойной Германии или Франции. Не говоря уже про Латинскую Америку или Центральную Африку. Причем, прошу обратить внимание, дело происходило бы на Земле, географию которой обыватели более-менее знают. А про абсолютно чужой мир и говорить нечего - неизвестно откуда взявшийся человек, без денег, сопроводительных грамот (если они в том мире есть и если там вообще используют понятие документов, а то ведь роль документа может исполнять какая-нибудь клановая татуировка) и тому подобного проживет очень недолго.
3. Опять же про "наших там". Кроме того, помимо крайне слабого представления авторов о реалиях жизни (которые, к слову сказать, зависят не от мира, а от человеческой натуры, которая в разных мирах одинакова) здорово раздражает еще и нелогичность и нереальность, с точки зрения психологии, поведения этого самого главного героя, зачастую женского пола. С одной стороны горе-авторов можно понять, так как писАть хочется, а идей нет, вот и приходится отправлять главного героя собирать рояли по кустам. Но, каким бы непоседливым и своенравным не был реальный человек (а главный герой должен быть живым - картонные персонажи раздражают до невозможности), оказавшись в незнакомом мире, он (или она) будет сидеть как мышь под метлой. И ни за что не отправиться неведомо куда в поисках приключений на свой зад. Кроме того, подобная импульсивность и непоследовательность характера у героев чудесным образом сочетается с периодическими припадками здравого смысла. По принципу: когда взяли за жопу, имеет место быть разумное поведение. Как только все наладилось - ГГ снова отважно лезет сломя голову, куда не просят. Потом героя снова берут за жопу, у него просыпается разум и так далее. Такое поведение, мягко говоря, не свойственно человеческой психике. Т.е. в реальности такие граждане, конечно, бывают, но, как правило, до первого облома (кстати, надо уточнить, что для некоторых граждан первый крупный облом становится и последним и они переезжают на ПМЖ на кладбище, а в фентезийно-средневековом мире такой исход гораздо вероятнее, чем в нашем, относительно цивилизованном и благополучном мире). А ГГ, который (или чаще которая) подобным образом поступает более одного-двух раз, вызывает, мягко говоря, неприязнь и желание набить этому самому ГГ рожу, если он мужеска пола или крепко выпороть ремнем, если ГГ пола женского. В результате в автора летят тапки, ботинки, сапоги и валенки. Если автор непонятливый (по типу "вы все унылое завистливое говно, а Я ТАК ВИЖУ!") то в автора летят ведра с дерьмом.
4. Опять же про ГГ, которые, из разряда "наши там". В подавляющем большинстве произведений данного типа совершенно непонятно, чего же хочет ГГ - то ли вернуться на родину, то ли устроиться в тамошнем мире более-менее комфортно. Цинично рассуждая, комфортно устроиться в средневековом мире современный человек вряд ли сможет, ну да спишем подобное поведение ГГ на тамошних магов, которые и горячую воду в дом проведут, и сортир теплый обустроят. А вот ГГ, который с непонятным упорством прется, хрен знает куда, хрен знает, зачем да еще в компании неких сопровождающих зачастую остроухой национальности ("нет ума - пиши про ельфов!!!") вызывает удивление. Хотя бы, потому что не понятно за каким хреном его с собой взяли? На мясо? Или чтобы скрасить нежным геройским телом холодные ночевки у костра? Кстати, практически ни в одном произведение жанра фентези из разряда "наши там", главную героиню в другом мире ни разу не изнасиловали. Что, учитывая средневековое отношение к женщине, как к чему-то среднему между домашней скотиной и предметом мебели (что было, то было, се ля ви) несколько удивительно. Да и в более развитом обществе уровень цивилизации обратно пропорционален расстоянию до центров этой самой цивилизации. Из разряда "наши там", более-менее неплохо, хотя и не без огрехов, пишут Мусаниф ("Темная сторона медали") и Панкеева.
5. Недостоверность описанного мира (не путать с нелогичностью). Для примера: не может быть в средневековых реалиях разведывательной службы современного типа. Просто не может быть, ибо нет ни ресурсов для создания такой службы ни задач. Или, скажем, в том же фэнтезийном средневековье не может существовать развитой науки (даже магической) ибо банально не хватает ресурсов (т.е. кормить некому). Если же описываемый мир соответствует не средневековью, а скажем новому времени или, допустим, 19-му веку, только с магией вместо техники, то там уже есть свои заморочки, перечислять которые долго и сложно. Кстати, для тех, кто хочет примеры правильно описанных миров, рекомендую почитать Громыко и Панкееву. Несмотря на некоторое количество ляпов, несоответствий практически нет.
6. Неизмеримая круть ГГ. Раздражает до невозможности. Автора опять же понять можно, герой это можно сказать любимое творение и прописывать ему пиздюлей руками-ногами-рогами всяких нехороших существ не очень приятно. Но вот когда герой крутеет не по дням, а по часам, то это очень напоминает прохождение игры с чит-кодами. Поначалу неплохо, а потом надоедает. Не знаю, как оно - писать про мега-крутого ГГ, но вот читать про него скучно. Блин, хотели бы крутого ГГ, писали бы сразу про Кхтулху, который зохавал вселенную.
7. Органично связанно с шестым. Неизмеримо крутые помощники/соратники/покровители ГГ. Начиная от местного архи-мага и заканчивая мега-творцом мега-вселенных. В принципе тот же рояль в кустах, только многоразовый и вызываемый по первому требованию. Либо появляющийся весь в белом, когда герою вот-вот должен наступить кирдык. Раздражает. Сюда же относится и невероятная везучесть главного героя. Мало кто из авторов не любит создавать своему герою подлянки, чтобы тому жизнь не казалось пресной, а читателям - скучной.
8. И что сильнее всего меня раздражает в фантастике/фентези так это то, что ГГ отправляют спасать весь мир. Либо в одиночестве, либо в компании трех-четырех типа помощников. Причем обставлено это с таким понтом, что мама не горюй! "Вы пятеро последняя надежда мира!", бля. Особенно это радует когда ГГ - тупая истеричка только что переместившаяся из нашего мира.
9. Фанфики. Фанфик это типа приквелы, сиквелы и вбоквелы известных произведений, написанных восторженными читателями. Типа прочитал кто-то хрен-знает-сколькологию про очередную борьбу бобра с ослом и решил написать проду. То ли для того, чтобы выделится, то ли для того чтобы было что почитать - неизвестно. В теории все выглядит неплохо, но на практике хороших фанфиков мне практически не попадалось. А то что можно назвать хорошим фанфиком, это скорее уже заимствования авторами друг у друга различных сюжетных находок, персонажей или сущностей, причем не в неизменном виде, а с некими дополнениями/искажениями. Вроде тех же толкиеновских эльфов, которые вместе со своим Вечным Лесом кочуют по страницам мировой фантастики уже хрен знает сколько лет.
9.1. Другой вариант фанфика - заимствование удачных миров. Скажем, придумал автор некий удачный мир - с внутренней логикой, без ляпов и недоработок и пустил по этому миру шляться своего героя. Через некоторое время автору герой поднадоел, и автор по тому же самому миру пускает другого героя. В принципе хорошо прописанный мир и не слишком крутые герои способны кормить автора как бы не всю жизнь - при наличии фантазии выдумывать новых героев и пускать их в раз и навсегда сделанный мир можно многократно. Для примера можно взять ту же Громыко с ее белорскими хрониками - мир то один, а вот героев много. Но вот рано или поздно появляется восторженный фанат и решает наваять что-нибудь свое. Т.е. берет авторский мир и пускает туда своего героя. Что имеется на выходе? В лучшем случае неплохой, на мой взгляд, "вбоквел" вроде "Эмбера" Шумила, в худшем случае нечто нечитабельное. Конечно, можно поспорить, где имеется плагиат, а где "заимствования удачных ходов", конторе, кстати, в российской фантастике/фентези крайне распространено. Даже название для такого нашлось - "пасхальные яйца", типа автор в своем произведении делает намеки на чужое творчество. Но одно дело - заимствование некоего антуража, сущностей или второстепенных героев, что понятно и простительно (в конце концов, придумать что-то абсолютно новое сложно) а совсем другое дело - заимствование главных героев, поворотов сюжета и тому подобного. Это мерзко и глупо.
9.2. Теперь хотелось бы адресно пнуть некоторое количество фан-райтеров.
9.2.1. Во-первых, тех, кто пишет различные приквелы, сиквелы и прочее по Толкиену, причем частенько выворачивая авторский замысел наизнанку, типа "Фродо - агент (или наследник) Саурона". В лучшем случае - бодрый трэш, в худшем - нечитабельное дерьмо.
9.2.2. Во-вторых, мощного пинка заслуживают те, кто пишет различные фанфики по Перумову. Перумов и так автор не так чтобы очень хороший (до Толкиена или хотя бы до Уланова ему как до Китая раком), а тут еще и фанфики по нему пишут. Да и вообще - писать плагиат с плагиатора это пошло. А если кто считает что Перумов не плагиатор, значит, он мало читал чего-либо помимо Перумова. Как-то так.
9.2.3. В-третьих, хорошего пинка заслуживают те, кто пишет фанфики по сериалам типа Гарри Потного. Блин, мало того, что автор пишет со скоростью взбесившегося принтера, так и еще и фанаты стараются. Вы бы еще по Дарье Донцовой фанфики писали, угу, "бренд сивой кобылы".
9.2.4. В четвертых. Хочется пнуть тех, кто в процессе ваяния фанфиков выворачивает на изнанку авторский мир. Для справки - хорошо прописанный мир это 90% успеха книги. И редкие удачные фанфики это как раз те, где дух авторского мира более-менее сохранен. А вот когда автор начинает на битву магов тащить танковую роту - это отпад. Хочется тебе проверить кто круче - боец с КПВТ или боевой маг, ну так напиши свое произведение в нужном поджанре, а чужой мир не порти. Как-то так.
10. Лютый бешеный плагиат или воровство идей. Причем воровство глупое и не к месту. Достало то, что стоит какому-нибудь автору придумать удачного персонажа, как этот персонаж тут же копируется и растаскивается, чуть ли не по всем свеженаписанным книгам. Для примера можно взять ту же "лошадь с зубами", которую придумала то ли Громыко то ли Бушков (во втором, емнип, "рыцаре из ниоткуда" упоминаются сильванские "плотоядные лошади", даже название похожее) то ли еще кто-то. Ну, источник то этой идеи, как и большинства, кстати, идей в мировой фэнтези, известен - сказки народов мира. Но вот Громыко очень удачно лошадку описала, и умело совместила с образом героини. И началось - чуть ли не все так называемые "молодые авторы" начали снабжать своих героев или чаще героинь зубастыми лошадьми с отнюдь не лошадиным интеллектом. Или какими нибудь мега-лютыми жеребцами. Причем авторы то ли не знают, то ли забывают, что на жеребцах ездить достаточно сложно, поскольку они (по крайней мере, большинство) крайне злобные и трудно дрессируемые - обычно ездят или на кобылах или на меринах. Но большинство авторов в лошадях разбираются примерно так же как я в работе токамака - то бишь чисто на картинках видели.
Причем пример с "зубастой лошадью" пожалуй, если не самый распространенный, то уж точно один из самых "свежих", но далеко не единственный. Поэтому возникает закономерный вопрос - дорогие авторы вы, что вконец охуели что ли? Ну ладно, понимаю - сложно придумать что-то свое, как ни напиши, но один хрен у кого-то похожее уже было - не у Толкиена, так у Лавкрафта. Но вот когда некоего персонажа впихивают в книгу по принципу "шоб було" - это вызывает раздражение. Ну, вот какого хрена пихать в книгу, допустим, эльфов, если всю книгу эльфы только и делают, что печально вздыхают в уголке или бренчат на лютне? У Толкиена эльфы были своего рода "стабилизирующим фактором" в придуманном им мире (кстати, эльфов он прописывал с любовью, даже язык им придумал по всем правилам лингвистики - хуле, олд скул) но вот когда тех же самых эльфов лепят в книгу явно не от большого ума, это вызывает раздражение. Причем большинство вопросов к начинающим авторам возникает не по поводу компоновки текста - в конце концов, это чисто авторское дело, что и куда пихать, а по поводу внутренней логики мира, ну да про это я уже писал. Воровство же идей вещь в принципе понятная (сам грешен) и простительная, но только при условии оправданности. Т.е. грубо говоря, если получился у вас мир, куда прямо таки просится парочка Темных Властелинов и десяток Белых Магов - ну так соприте, у кого ближе лежит, главное чтобы эти властелины и маги не выпирали на фоне вашего мира как, прошу прощения, прыщ на жопе.
11. Хреновая система магии. Одним из основных отличий фантастики от фэнтези, на мой взгляд, является наличие в фэнтезийном мире магии. То есть некоей непонятно то ли силы то ли энергии, которой могут рулить разумные (и не только) существа и делать с ее помощью всякое. Если же при наличии магии есть объяснение что это такое и откуда оно взялось, без нарушения известной картины реального мира - то это уже фантастика, может быть не научная, но все же фантастика. Но в любом описание магии должно обладать внутренней логикой, о чем писатели фэнтезятины частенько забывают. Примеров? Их есть у меня - начиная с того, что некое туловище (почему туловище? а потому что без головы), попавшее в чужой мир вдруг резко становиться сильно круче всех местных магов, вместе взятых и заканчивая тем, что некий "молодой, но способный" маг в поединке валит заслуженного мастера. Ну не бывает такого, ибо это противоречит обычной, скажем так, житейской логике. Если же в созданном автором мире подобное возможно - то автор должен сделать пояснение о том, почему это возможно и как тамошние люди с этим живут. Сюда же относится вопрос по поводу всяческих мега-артефактов, наделяющих своих носителей невероятной силой и способностью повелевать стихиями - во-первых, это относится к категории "немерянно крутых ГГ" (см. выше) а во-вторых - вы шо таки думаете, что такой сильный артефакт просто так где-то бросят. Угу. Десять раз.
12. Теперь мне очень хочется пнуть авторов так называемой "фантастики" или даже "научной фантастики". Почему в кавычках? Да потому что ни фантастикой, ни тем более НФ это творчество не является.
12.1. Во-первых, авторы как-то забывают школьный курс физики и химии. Причем не какие-то там очень сложные вещи, а банальщину, вроде третьего закона Ньютона. Для примера: ГГ со товарищи на космическом корабле летит от одной звездной системы до другой. Корабль медленно и печально разгоняется, потом прыгает через гиперпространство, а потом, уже в другой звездной системе бодренько подруливает к планете и садится. Прошу пардону, а скорость куда делась? Если корабль на входе в гипер шел со скоростью в пару сотен километров в секунду, то и на выходе из гипера эта скорость никуда не делась. Если же гиперпереход тормозит корабль, то на это надо указать.
12.2. Авторы, видимо насмотревшись типа фантастических боевиков, как-то забывают, что лазерный луч, к примеру, в вакууме не видим. А в атмосфере такой луч рассеивается и если ГГ пальнет из ручного лазера мощностью в пару сотен мегаватт, то герою придется покупать новые глаза. Помимо этого авторы фантастики частенько допускают другие неимоверные ляпы, вышеприведенные просто наиболее распространены, на мой взгляд.
13. Авторы фантастики, описывая далекое будущее, частенько по-глупому экстраполируют современные политические дрязги лет на сто, а то и на тысячу вперед. Типа через тысячу лет США и Россия по-прежнему будут основными геополитическими конкурентами. Ага, двадцать раз. Хотя бы историю учили. Сто лет назад была такая Британская Империя, типа нынешних США. Ну и где она теперь? Вот именно. Так что с политическими прогнозами авторам НФ желательно быть поосторожнее. Иначе возникает ощущение, что авторы не фантастику писали, а политический пасквиль.
14. Неправдоподобное общество. Ну, про это я уже говорил применительно к фэнтези, хотя авторы НФ занимаются моделированием общества ничуть не меньше, а то и больше. При этом они как-то забывают, что люди не особенно меняются с течением времени и от количества технических приблуд, окружающих хомо сапиенса извилин у этого сапиенса не прибавится. Поэтому авторы, которые описывают будущее общество, в котором фигурируют какие-нибудь абсолютно чуждые обычным людям киборги с компом в башке - скорее всего, ошибаются.
15. Касается не только фантастики и фентези, но и литературы вообще. Мнение автора, что, дескать, наличие в тексте некой "идеи" может окупить чисто литературные недостатки текста. По принципу "пофигу, что у меня герои картонные, мир нелогичный и язык хуже, чем в сочинении пятиклассника-второгодника, главное у меня в тексте есть ИДЕЯ". Это, мягко говоря, неправильно. Поскольку текст пишется в первую очередь для читателя, то надо учитывать интересы этого самого читателя. А читателю на идею, по умолчанию, плевать. И чтобы читатель к этой идее хотя бы прислушался - надо чтобы текст был как минимум интересен. Для примера можно назвать произведения Эльтерруса Иара, которые интересны даже тем, кто изложенные в тексте идеи воспринимает в штыки.