Влад : другие произведения.

Ни нация, ни культура без религии невозможны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выступление в форуме Авакса, июль 2002 года

См. также: Наивысшие достижения цивилизации и культуры... (Пара "мыслей вслух")

Ни нация, ни культура без религии невозможны

I Предисловие

Летом 2002-го года меня заинтересовала одна дискуссия в теме "Ни нация, ни культура без религии невозможны", с уточнениями: К моменту публикации моих размышлений, в дискуссии уже прозвучало около полусотни реплик, высказываний и выкриков. Это направление занимало меня тогда, занимает и сейчас. Захотелось выложить здесь, в СИ, сказанное мной тогда.

NB. В опубликованное ранее внесены некоторые изменения:

2002.07.03

II Вступление

  Предложенные для обсуждения цитаты (как, впрочем, и сама тема;) - отлично подходят для лозунгов - "звонкие", но... сложны в дискуссии, в силу очень большой многозначности слов их образующих.
  Т.е. можно говорить почти о чём угодно и, при желании, "притянуть" сказанное: - или к "вере", или к "человеку", или к "нации", или (накрайнЯк;) к "культуре"...
  Что, между прочим, и наблюдается (в определённой степени-с;), причём - без вопросов: "а о чём речь, собственно?"
  Ок, не буду "выпадать из струи" и займусь тем же самым - изложением своих ассоциаций, оными словосочетаниями навеянных... ;)))

  Да, ещё одно отступление (перед тем, как приступить):
  Я не отношу себя (по мировоззрению) ни к верующим, ни к атеистам (антоним слова "верующие"). Я вне этого противостояния (как, например, человек равнодушный к футболу индифферентен и к "Динамо", и к "Спартаку";). Просто я осознаю, что многого (и о-о-очень...;) не понимаю. Но мне достаточно такого осознания и не требуется привлекать другие "не понимаю" (Бог и т.п.) для примирения с осознаваемым...
  Кроме того, я полагаю себя обязанным максимально точно излагать свои мысли и, соответственно, с учётом затрагиваемых вопросов, допускаю, что кого-то могут задеть мои слова...
  По сему, я прошу вас, уважаемые читатели, если вы сомневаетесь в своей реакции на некоторые сочетания слов, пожалуйста, не читайте мои сообщения по этой теме...
  В общем, я вас предупредил.

III Итак...

  Человек,.. как основа, на которую можно "навесить" веру, затем, - "нацию" (точнее, социум), затем, - культуру... и (уж "на сладкое") Бога, в придачу с атеизмом, религией и прочими страстями ;)...

  1. Люди - биологический вид, отличающийся (от остальных животных) способностью манипулировать абстракциями (размышлять и сопоставлять), рождая новые абстракции ("выводы", т.е. то, чего явно не было).
  Разумеется, у людей, как у вида, множество всяческих свойств и особенностей. О некоторых я ещё скажу, другие так и останутся (без моего внимания в этой теме).

  2. Отмечу ещё одну особенность (мне она потребуется позднее;) людей, уже не уникальную, - тяготение к коллективной модели поведения (в коллективе/стае/стаде/общине/социуме/etc. отдельный индивид чувствует себя комфортнее, чем в одиночестве).
  "Одиночество - это здорово(!), но нужен хоть кто-нибудь, кому можно сказать, что `одиночество - это здорово`"...

IV "Вера" (как явление)

  3. Ок. Абстракция... Первыми (из таковых, заслуживающих нашего внимания;) были осознаваемые (запомненные + выдуманные) события/объекты и умозрительные связи/взаимоотношения между. Т.е. знания о.
  Попробуем оценить "качество" абстракций по категориям: "что?", "как?" (каким образом) и "почему?".
  Если с "что" всё довольно просто - это то, что видел/слышал/чувствовал/etc. (реальное + выдуманное, т.е. то, что скомбинировал из реального), то с "как" уже потруднее, но, опираясь на наблюдения, можно, всё-таки, разобраться...
  А уж "почему?" ввергает разум в полный нокаут.
  Между прочим, осознавать, что ты чего-то не знаешь/не понимаешь - неприятно...

  4. И появился совершенно замечательный ответ: "ПОТОМУ!"
  Эдакий эрзац (иллюзия) знания... Объяснение (по общей схеме): "это так, потому что это так!" (и никак не иначе).
  Между прочим, это слово ("потому") даже не краеугольный камень, нет... Это вообще весь фундамент любой веры... (Ну вот, "вера" у нас уже проклюнулась, "засветилась", впрочем, до "религии" ещё далековато,.. но дойдём и до неё;)

  5. Ок. Первый ключевой момент того, что мне хотелось бы сказать:
  ВЕРА - это набор разнообразных "заглушек" (эрзац знаний) в тех местах осознанного мироздания/мироощущения индивида, где реальных знаний нет, а смириться с очевидным "я этого НЕ ЗНАЮ" разум (по тем, или иным причинам) не может.
  Основная функция (предназначение) веры - утешение... Т.е. это механизм, подаренный нам природой для того, чтобы мы не свихнулись, занимая наш разум поисками недостижимых ответов на занимающие нас "почему".
  Обратите внимание, я говорю о "вере", как личном свойстве отдельных людей (человеков-с). Если речь заходит о "вере" той, или иной группы людей, то строго говоря, в качестве оной "веры" должно рассматривать вектор (или усреднённую сумму) "вер" отдельных людей, составляющих эту группу.

2002.07.04

V "Социум" (иерархия, управляемость)

  6. Я приношу свои извинения уважаемым tu-34 и UnFleshed One, поддержавшим меня (в моём желании высказаться;), НО, я не буду отвечать ДО того, как закончу своё высказывание. Т.к. полагаю это неправильным (отвечать не договорив, хотя и очень хочется;).
  Эти же извинения адресую и тем кто только собирается как-то прокомментировать мой опус... Вот, допишу... и, (гм-м-м...) отведу душу...

  7. Ок. "вера" - это неотъемлемая часть разума человека (отдельного и каждого;). Теперь давайте взглянем на сообщество (таковых;)
  Кстати, попутно, два момента:
  • Я говорю об общих вещах, ergo бессмысленно указывать мне на отклонения (от);
  • Должен отметить, что в нашем языке слова "общество" и "сообщество" (сочетание/объединение "обществ") как-то "обменялись" смыслами. Я буду использовать слово "сообщество". Как? Увидите... ;)
  Итак... "человек", как "социальное животное"... Т.е. коллективное (общественное) поведение.

  8. Что отличает организованную толпу (сообщество) от не организованной? Способность к совместным согласованным действиям (направленным на достижение общей цели)!
  А как (благодаря чему)? Благодаря иерархии (внутри) и способности человека (людей) переключаться между двумя основными моделями поведения (дуализм модели поведения).

  • Иерархия - набор правил и механизмов принятия и исполнения решений в рамках сообщества (касающихся/вовлекающих более одного человека в). Т.е., - нет иерархии, нет и сообщества, а есть множество отдельных людей. Усложнение сообщества (в т.ч. и путём простого роста) невозможно без и неотделимо от усложнения иерархии.
  И ещё... Отдельный человек, как правило, входит сразу во множество сообществ. Т.е. утрата "членства" в каком-либо не приводит к (серьёзному) кризису. И он же (чел) легко "вступает" в новые. ;)
  К слову, я не рассматриваю здесь кризисы (сообщество при формировании или существенном изменении иерархии).

  • Дуализм модели поведения - способность одного и того же человека (в зависимости от обстоятельств) вести себя как "лидер" (ведущий), или как "последователь" (ведомый). Очевидный пример: "тряпка" на работе и "громовержец" дома (в семье). Переключение происходит легко и, обычно, неосознанно (т.е. это природный механизм).
  Между прочим, именно из-за этого дуализма человеку плохо в одиночестве - ни одна из присущих моделей не подходит...

  9. Ок. А к чему же я клоню? А вот к чему... Модель поведения "ведомый" (основная, кстати, по "заЮзанности-с";). Так вот, такая модель имеет непременным атрибутом "управляемость". Т.е. способность (и готовность, осознанная{!}, между прочим;) воспринимать/исполнять чужие ЦУ (кхм) как свои.
  Именно эта особенность ("управляемость"), т.е. готовность (и пригодность;) к манипулированию извне и делает возможным существование (лежит в основе) и семьи, и государства, и много чего ещё....

  10. Ок. Второй ключевой момент того, что мне хотелось бы сказать:
  СООБЩЕСТВО - невозможно (как таковое) без достаточной покорности всех его членов (один, и только один из членов - лидер). Кстати, "нация" - это один из частных случаев (одна из реализаций) сообщества...
  Разумеется, "в жизни всё иначе", а точнее... сложнее. В частности, сложная иерархия может описывать (включать) "подчинённые" сообщества (со своими "лидерами"). Но (для моего изложения) все эти "инАкости" (т.е. детали) не существенны...

  11. Ну-с... Две компоненты ("вера" и "нация") уже (в достаточной степени, для меня;) обозначены/описаны (т.е. пригодны для дальнейшего применения).

2002.07.05

  12. Между прочим, обдумывая подходы к "культуре", я заметил (вдруг;), что уже могу явно и внятно высказаться по поводу второй цитаты (второго уточнения к теме) "с потерею веры в Бога, теряется вера и в человека"...
  Так вот, приходится признать, что эта цитата - ложное утверждение.
  Точнее, в ней примерно столько же смысла, что и во фразе "без бузины в огороде нет в Киеве дядьки". :)))
  Бо "вера" - неотъемлемая (не утрачиваемая;) часть человека (см. п.5. выше), а замена "заглушки" с надписью "Бог" (на какую-либо другую;) не может непосредственно повлиять на состояние "заглушки" с надписью "человек".

  Слышу, слышу крики: - "А как же быть с 'Всё есть Бог'?" Не знаю.
  Бо НЕ ЗНАЮ, что такое "БОГ", кроме того, что это - абстракция (игра ума-с, т.е. часть человека, эфемерная-с)...

VI "Культура" (отдохновение разума)

  14. Ок. Целей стало поменьше (две - тема и первая цитата;). Присмотримся к "культуре"...

  Небольшое отступление. Из всех слов в предмете обсуждения, - "культура" - самое многозначное. Я попробую объяснить, как понимаю то его значение, которое мне кажется наиболее соответствующим духу темы и цитат.

  Ок. Вспомним п.1. (в секции III, выше).
    "1. Люди - биологический вид, отличающийся (от остальных животных) способностью манипулировать абстракциями (размышлять и сопоставлять), рождая новые абстракции ("выводы", т.е. то, чего явно не было)."
  К слову, эта способность обычно называется... разумом.

  15. Отметим очень важное свойство разума - непрерывная деятельность (неотключаемость, как и у сердца, и у прочих внутренних органов). Сон - это просто другая форма (другой режим) оной деятельности.
  Основная деятельность разума направлена на решение практических задач (в общем виде - таких, решение которых будет полезно владельцу). Обозначим такую деятельность, как работа разума.
  НО... Имеющихся в наличии "практических задач" совершенно недостаточно (гхм, у большинства людей;) для ПОЛНОЙ "загрузки" разума. А возможность "отключения" (блокирования) разума природой не предусмотрена (я не говорю об экстремальных ситуациях;)...
  В результате, в паузах между работой, разум занимается тем же самым - манипулирует абстракциями, но ЭТА деятельность уже не имеет практической цели. Т.е. это "праздная" деятельность. Далее, для удобства, я буду называть такую деятельность "развлечением" разума. Эдакий "активный отдых". ;)

  16. Наблюдаемые явления такого развлечения - это и есть явления культуры.
  Некоторые из оных явлений (в первую очередь материализованные) имеют свойство накапливаться... Рисунки, там, заблуждения, "хоумпейджи" и т.п.
  Некоторую совокупность таких явлений (например, какой-либо группы людей) обычно называют "культурой" (этой группы).
  Обратите внимание - взгляды на такие явления ни как не меняют их статуса. Т.е. страничка безвестного "Пупы Васькина" - это... явление культуры. Так же, как и страничка (кхм, кхм) уважаемого Авакса или дивный сайт lib.ru... ;)))
  В общем, если "цивилизация" - результат работы разума, то "культура" - "мусор после развлечения" (его же).

  17. Ок. Третий ключевой момент (того, что мне хотелось бы сказать):
  Культура - это явления развлечения разума человека (побочные продукты/отходы жизнедеятельности). Т.е. если есть человек, то культура обязательно будет...
  Явления культуры бесполезны (по определению), по крайней мере, в первом приближении. Например, пение в процессе работы - может помогать, повышая настроение, а может и мешать - отвлекая.
  Очевидное занятие "развлекающегося" разума - обслуживание "заглушек" (веры). Т.е. среди прочего, вера - это явление культуры.

  18. С "культурой" (в какой-то степени;) определились.
  Теперь можно заняться производными от уже имеющегося.

2002.07.06

VII "Религия" vs культура (оценки, мотивация)

  19. Ок. Давайте посмотрим ещё на одно свойство человека, присущее всем живым, - наличие механизма оценки. Да/нет, нужно/безразлично, полезно/вредно, плохо/хорошо, (хе-хе;) гуманно/бесчеловечно-с...
  Этот механизм непрерывно выдаёт (точнее, обеспечивает) оценки, необходимые для принятия решений и последующих действий (бездействие - это тоже действие, никакое;).
  Подавляющее кол-во оценок/решений/действий идёт мимо разума (сознания) - эволюция-с. Всё уже настроено/отлажено. Т.е. "типовые" задачи > "типовые" оценки > "типовые" решения > "типовые" действия > "типовые" результаты... Разум привлекается для разрешения действительно серьёзных проблем (с неочевидными прогнозами). Например, сказать ли "гадость" жене, или похвалить... ;)

  20. Ещё один момент. Формирование оценок невозможно без надлежащих (или хоть каких-нибудь) критериев. Критерии для нижних уровней (принятия решений) "зашиты" природой и (слава Богу) недоступны. А вот критерии для верхнего...
  Человек получает (при рождении, среди прочего) некий минимум в наследство, ну а дальше... - "опыт, сын ошибок трудных" (и свой, и чужой;)...
  В общем, мировоззрение - это полное собрание критериев и готовых оценок, к которому обращается разум за справкой, занимаясь проблемой.
  Кстати, решение, "обложенное" оценками называется мотивацией. Если решение принято "к исполнению", а оценки его у исполнителя низкие, то имеет место быть ;) "низкая" или "плохая" мотивация. Ну и исполнение... соответствующее...

  21. Именно из-за этого предназначения мировоззрения (база критериев и оценок) человеку неприятно осознавать, что он чего-то не знает. Т.е. имеется не обустроенное "почему?", т.е. чел не знает, как ему относится к (реагировать на) нечто.
  И именно поэтому, человек пытается найти ответы на ВСЕ "почему?" (с которыми сталкивается) - "на всякий случай"... То, что какие-то ответы, скорей всего, никогда ему не понадобятся, - не имеет никакого значения. А вдруг(?), а он не готов...
  И не найдя искомое, чел "рисует" очередную "заглушку" (см. п.5.), или "подновляет"/корректирует уже имеющиеся так, что бы "прикрыли" очередное "почему?". Но... человек же не дурак (хотя и очень может походить на такового;). Он ощущает, не обязательно осознавая, что такие критерии/оценки - это ненадлежащие критерии/оценки (эрзац-с).
  Поэтому, узрев (общение-с, с себе подобными-с;) наборчик, на его же взгляд более привлекательный, чем его собственный. Так вот, узрев модный наборчик знаний и "заглушек", человек без особых затруднений "вставляет" найденное чужое на нужное место у себя ;).

  22. "Модный" (т.е. распространяемый без принуждения, по личной инициативе), полный (в определённом смысле) комплект "заглушек" (т.е. комплект эрзац знаний) называется суеверием.
  Кстати, "атеизм" (там, где он не насаждается насильно) - это именно суеверие... Так-то вот!..
  Ок, а теперь... Давайте-ка сопоставим то, что нам уже известно о сообществах (иерархия, там, управляемость членов) и о человеке (мотивация-с)...

  23. Между прочим, сообщество (любое) "заинтересовано" в высокой/хорошей мотивации его членов! Ну, какая радость от управления-с, если исполнители ползают "как сонные мухи", бросая злобные взгляды на меня, любимого? Не хорошо-с... ;)))
  Вот тут и появляется ("как тать из кустов";) "религия" - такое же суеверие, НО НАСАЖДАЕМОЕ (навязываемое извне)! Как средство унификации (приведения к НУЖНОМУ единообразию) взглядов членов сообщества. Дабы не только делали, но и ХОТЕЛИ(!) делать, как нАда...
  Обратите внимание: - сообщество может быть (существовать) без религии, например, опираясь на суеверие, но религия без (вне) сообщества невозможна. А человек хорошо "приспособлен", среди прочего, и к такой форме внешней манипуляции.
  Мимоходом... Попробуйте заценить последствия (гипотетической-с;) возможности подмены извне критериев для нижних уровней принятия решений в человеке (в его теле;)... И ещё. Подмена/коррекция приоритетов (критериев для) у животных называется... дрессурой... Так то...

  24. Ну вот. Осталось "поплясать" ;) на "нации" и можно делать выводы (кхм, орг.?;).
  Кстати, уже можно определиться с частью темы для обсуждения: - "ни нация, ни культура без религии невозможны". Т.е. уже можно оценить утверждение "культура без религии невозможна".
  Так вот. Всё "с точностью до наоборот". ;) Это религия (явление культуры, нашедшее практическое применение в некоторых сообществах) невозможна без культуры.
  Т.е. (как минимум) часть утверждения (часть названия) в теме обсуждения - это ложное утверждение.

2002.07.07

VIII "Нация" vs религия (+атеизм)

25. Ок. Осталось последнее слово/понятие (в предмете дискуссии) - "нация" (с которым нужно определиться, прежде чем)...
  Увы. Мне не интересна (меня мало занимает) та область "почему?", в которую входит понятие "нация". Т.е. у меня нет ясных/устоявшихся взглядов на (как, например, нет таковых и в области ядерного синтеза;). Громоздить цитаты (и явные, и скрытые), как замену собственных взглядов мне, как-то неудобно.
  По сему ограничусь чисто формальным подходом к этому слову ("нация"). Попутно отмечу, - это самое "мутное" из рассматриваемых понятий. Из-за сильной востребованности в политике (т.е. для массовых манипуляций).

  Итак. За отсутствием понимания ;), я обратился к словарям... Слово "нация" - встречается сравнительно часто;). Воспользовавшись "свободой воли", я ограничился тремя толкованиями (см. словари: "Толковый словарь Ефремовой") "Современная энциклопедия" и "Юридический словарь",
  После сравнения, я остановился на определении из "Юридического словаря":
    НАЦИЯ (лат. natio - племя, народ)
    1. В теории права - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом Н. является понятие "народ";
    2. В конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех граждан".
  Слегка помедитировав над этим определением, я рискну предположить, что "религия" может быть "компонентом" "нации", а может и не быть ;). Т.е. (на мой взгляд) это не обязательный компонент.

  26. Кстати, использование/применение атеизма, в качестве религии, - вполне возможно. Но общая эффективность (соотношение затраты/результаты) будет ниже, чем при использовании более распространённых суеверий: "христианство", "ислам", "коммунизм" и т.п. В силу того, что суеверие "атеизм" ("Бога нет") - деструктивно, т.к. опирается на отрицание (другого суеверия "Бог есть").
  Обратите внимание - я ничего не говорю о "качестве" (степени проработки) этих суеверий, т.е. об общей привлекательности этих комплектов "заглушек" для людей;).

  К слову, побродив в сети наткнулся на (довольно точно соответствующее моим взглядам) описание значения слова "вера". "Иллюстрированный энциклопедический словарь": ВЕРА
  1. ...
  2. В философии и методологии науки принятие какого-либо знания без непосредственно эмпирических и рациональных обоснований.
  3. ...
  И вот это мне показалось занятным. "Толковый словарь Ефремовой": ВЕРА ж.
  1. Признание чего-л. истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики.
  2. Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью.
  3. ...
  Но самое замечательное, на мой взгляд, определение понятия "вера" встретилось мне вот тут (в подвале): "Психология, словарь, А, В"
    Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу.
    Что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал Кант в своей критике разума: «Я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («Критика чистого разума»).
  Возможно, вас развлечёт и толкование слова "суеверие". ;)

IX Выводы

  1. Утверждение: "с потерею веры в Бога, теряется вера и в человека" - значение: ложно (см. п.12);
  2. Утверждение: "там, где побеждает атеизм - умирает нация" - значение не определено (для меня неясна связь между понятиями: "атеизм" и "нация"). Предположительное (более вероятное) значение - ложно.
  3. Утверждение: "ни нация, ни культура без религии невозможны" - состоит из двух утверждений/частей (объединённых конъюнкцией): "нация без религии невозможна" и "культура без религии невозможна". Первая часть - значение не определено. Вторая часть - значение ложно (см. п.24). Общее значение - ложно.
  ... В общем-то, я сказал всё, что собирался. По сему:

  "Прошу к столу. Вскипело!" (с) М. Жванецкий ;)))
  "Зацените этот бред" (Кажется, так у Авакса? Ну, или похоже-с;)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"