Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Добро и зло - кому и для кого?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



   В вопросах добра и зла существует множество ложных стереотипов. И эти стереотипы порой не только затрудняют понимание истины, но даже способны полностью истину перевернуть. Причём некоторые из них стали уже настолько привычными, что никто даже и не пытается их анализировать, все считают их чем-то само собой разумеющимся.
  
   Один из самых характерных таких стереотипов - это представление о том, что добро и зло могут быть "кому-то" или "для кого-то". То есть, например, считается, что некое событие, явление, поступок для одного человека будут добром, для другого - злом, а для третьего - ни добром, ни злом. Или, например, считается, что можно делать добро или зло персонально какому-то человеку, а другим это вовсе безразлично.
  
   Здесь мы имеем дело с типичным случаем подмены понятий. Настоящие, истинные, объективные добро (гармония мира) и зло (разрушение гармонии мира) подменяются субъективными представлениями людей, о том, что такое добро и зло. Люди же зачастую считают добром то, что им приятно, полезно, помогает в делах. А злом они считают то, что им неприятно, вредно, мешает добиться какой-то цели. И в данном случае возможны три основные ситуации.
  
   1. Представления человека о добре и зле полностью совпадают с истинными добром и злом. Например, врач вылечил человека от опасной болезни - это и субъективно, и объективно относится к несомненному добру. Или наоборот, грабитель отнял у человека деньги - это и субъективно, и объективно относится к злу.
  
   2. Представления человека о добре и зле не имеют прямого отношения к настоящим добру или злу. Например, мужчине нравится женщина, а она на него не обращает внимания. Он считает это злом, но на самом деле никаким злом это не является. Или, например, человек куда-то опаздывает, прибегает на остановку автобуса, и тут же подъезжает нужный автобус. Он считает это добром, хотя добром это не является.
  
   3. Представления человека о добре и зле оказываются полностью противоположны истинным добру и злу. Например, наркоман считает наркомафию несомненным добром, а на самом деле она зло. Или чиновник, берущий взятки, считает борьбу с коррупцией большим злом, хотя на самом деле она добро.
  
   Поэтому опираться в своих рассуждениях о добре и зле на представления людей совершенно бессмысленно. Они разнообразны, противоположны, изменчивы, запутаны.
  
   А вот настоящие, истинные, объективные добро и зло всегда одинаковы, универсальны, неизменны и ясны. И они никогда не бывают "кому-то" или "для кого-то".
  
   Если, например, человек помогает старушке перейти дорогу, он делает добро не только самой старушке, он делает добро всему миру и всем его частям. А если мошенник выманивает у этой же старушки пенсию, он делает зло не только самой старушке, но и всему миру в целом и всем его частям.
  
   Если кто-то помогает чиновнику брать взятки, он делает зло всему миру и всем его частям, хотя и он сам, и чиновник-взяточник считают это добром. Если депутат купил себе учёную степень, это зло для всего мира, хотя сам депутат и продавец дипломов очень довольны друг другом. Если больной излечился от опасной болезни, это добро для всего мира, а не только для самого больного, как ему может показаться. Если полицейский поймал убийцу, это опять же добро для всего мира, хотя убийца с этим категорически не согласен, считает, что ему сделали зло.
  
   Поэтому в отношениях между людьми лучше лишний раз не употреблять слова "добро" и "зло". Лучше говорить о помощи, поддержке, содействии, подарке, услуге, о приятном, или, наоборот, о препятствовании, пресечении, противодействии, помехе, сдерживании, о неприятном и т.д.
  
   Ведь в зависимости от ситуации, например, помощь может оказаться как настоящим добром, так и настоящим злом. И точно так же добром или злом может оказаться препятствование, противодействие.
  
   А иногда и помощь, и препятствование вообще не относятся прямо ни к добру, ни к злу. Например, если в магазине открыта только одна дверь, то в момент входа в неё человек мешает пройти всем остальным покупателям, но это нельзя считать злом. А если в поезде два человека помогают друг другу скоротать время разговором о погоде, это нельзя считать настоящим добром.
  
   И вот при таком подходе, при правильном понимании добра и зла становятся абсолютно бессмысленными вопросы типа: "Человек сделал мне зло, должен ли я ему отвечать тоже злом?".
  
   Если речь в данном случае идёт о простой помощи и противодействии, то не надо называть это добром и злом. А раз так, ваши взаимоотношения с этим человеком - это ваши личные проблемы. И тогда рассуждать о том, как поступать надо, а как недопустимо - бессмысленно. Любое ваше решение не окажет прямого и гарантированного влияния на добро или зло. Единственно, что надо помнить, что даже незначительные трения, непонимания, мстительность, интриги, накапливаясь, способны, в конечном счёте, привести к вражде, злобе, которые уже будут прямо служить злу.
  
   Если же речь идёт о настоящих добре и зле, то ситуация в корне меняется. Допустим, человек вас обманул, унизил, избил, оклеветал, заразил и т.п. В этом случае он совершил настоящее зло, увеличил количество зла в мире, послужил злу. Это его выбор в сторону разрушения гармонии мира, за который он будет отвечать, понесёт наказание. Допустим, вы отвечаете ему подобным же злом. Тогда вы тоже вносите свой вклад в разрушение гармонии мира, тоже служите злу. Вам кажется, что вы этому человеку противостоите, а на самом деле вы вместе с ним дружно служите злу.
  
   Это можно сравнить с такой ситуацией. Люди плывут на корабле. И вот один из пассажиров, желая навредить другому, пробивает дыру в борту корабля в каюте своего недруга. А тот отвечает той же монетой - пробивает дыру в каюте своего обидчика. Оба довольны собой, считают себя сильными и решительными, а корабль с удвоенной скоростью идёт ко дну. То есть, желая навредить кому-то одному, они вредят всем и себе в том числе.
  
   Ещё один часто встречающийся вопрос такого же типа: "Человек сделал мне добро, должен ли я делать ему добро в ответ?". Опять же всё очень просто.
  
   Если это мелкая услуга, незначительная помощь, не надо называть её добром. Как и ваши ответные услуги. Это всего лишь проблемы ваших взаимоотношений.
  
   Если же речь идёт о настоящем добре, то оно уже обязательно зачтётся тому, кто его сделал, вне зависимости от ваших дальнейших действий. А будете ли вы делать настоящее добро в ответ или делать его просто так - абсолютно не важно. Любому человеку, вообще-то, для того и дана жизнь, чтобы творить добро и бороться со злом. И ждать какого-то повода для делания добра совсем не надо. В этом высшее наслаждение, и в этом наш долг. Хорошо, конечно, если ваше доброе дело напрямую коснётся того, кто сделал добро, напрямую коснувшееся вас. Но если нет, то это всё равно будет добро.
  
   Так что вывод из всего сказанного очень простой. Настоящие добро и зло - всегда для всех и всегда всем. А если только "кому-то" и только "для кого-то", то это не добро и зло. Или же мы просто не понимаем, чему служит данный поступок - добру или злу, не понимаем его причин и последствий.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"