От нищего и до царя мы все творенья Бога. Различий мало меж людьми, а сходства очень много.
Но если кто-нибудь решит людей всех уравнять, Добьется только одного -- заставит всех страдать.
После того как мы достаточно глубоко осознали себя, вполне логично перейти к осознанию других людей. Точнее, попробовать трезво проанализировать и критически пересмотреть свое сложившееся мнение об окружающих людях. Ведь все мы считаем себя в этом вопросе большими знатоками, легко и просто беремся объяснять и предсказывать поведение каждого человека в любых заданных обстоятельствах. А когда объяснения не находится, и наши предсказания не сбываются, мы спешим отнести данного человека к исключениям из правил, объявляем его ненормальным, непредсказуемым, даже опасным для окружающих. Лишь бы только не признаться себе в том, что о других людях мы, как правило, судим слишком поспешно, поверхностно, неправильно.
Почему осознание других людей так важно? Все очень просто: именно общение с родными, друзьями, знакомыми, сослуживцами, клиентами занимает самое значительное место в нашей жизни. Многие уделяют общению с людьми даже больше времени, чем изучению самого себя. И несмотря на это, очень мало кто может похвастаться, что действительно понимает всех окружающих. Количество предрассудков в этой области нашей жизни поистине огромно. А ошибки в понимании людей довольно часто приводят к настоящим трагедиям, ломают многие жизни, способствуют торжеству пороков, мешают полноценному развитию человека.
Самое главное, что надо помнить, -- все люди представляют собой части мира, а следовательно, они неисчерпаемы, ничуть не проще нас самих, и поэтому их невозможно познать до конца. Следовательно, все претензии на то, что наконец-то найден ключ к поведению любого человека в любых обстоятельствах, не имеют под собой никаких оснований. Все психологические теории, все попытки свести психологию к внешним факторам или особенностям тела человека, или его прошлым переживаниям, или проблемам его предков не полны, не универсальны, а зачастую просто ложны. Люди всегда оказываются неизмеримо сложнее любых теорий о себе. Конечно, какие-то общие закономерности в поведении людей подметить можно, какую-то классификацию типов людей производить допустимо, но делать на основании этого уверенные выводы во всех жизненных ситуациях довольно легкомысленно. И точно так же каждый человек не должен слишком полагаться на свой собственный, пусть и обширный, опыт общения, на свои жизненные наблюдения и сделанные на их основании выводы, иначе серьезные ошибки неизбежны.
Итак, людей невозможно понять до конца. Как и во всех подобных случаях, когда проявляется наша ограниченность, мы заменяем выбранную часть мира (то есть окружающих людей) упрощенной моделью и в дальнейшем имеем дело именно с этой моделью, более или менее успешно заменяющей нам реальность. А так как ближе всего и понятнее всего нам модель самого себя, модель других людей мы строим именно на основании этой самой модели себя. Проще говоря, в подавляющем большинстве случаев обо всех остальных людях мы судим по себе. Причем точно так же поступают и создатели всех, даже самых сложных, теорий, призванных объяснить поведение людей. Именно поэтому главная или даже единственная ценность любой такой теории состоит в том, что она хорошо характеризует личность своего создателя. А искать что-то большее в них не имеет особого смысла.
Создав свою модель окружающих людей, мы в дальнейшем при любом общении строим свое поведение исходя именно из этой модели, то есть общаемся не с реальными людьми, а с их образами в нашем сознании, нашими представлениями о них. Модель выполняет при этом роль своеобразного фильтра, отсекая ненужное, окрашивая в тот или иной цвет все пропускаемое через себя. Причем фильтр этот работает в обоих направлениях, обрабатывая как то, что исходит от нас, так и то, что приходит к нам. А так как модели для разных людей у нас разные, все утверждения о том, что возможно одинаковое отношение ко всем людям без исключения, бессмысленны.