Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Ступени осознания. Практическая психология. Глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Ступени осознания. Практическая психология

Ю.В. Новиков

Глава 4. Понимание и познание мира

  
  -- Враждебна ли нам природа?
  -- Упрощение -- суть современной науки
  -- Недостатки и опасности научного метода
  -- Научные модели и реальность
  -- Организующее начало -- основа жизни
  -- Права ли идеология прогресса?
  -- Как мы судим о прошлом?
  -- Стоит ли учиться у предков?
  -- Добро и зло в природе
  -- Стало ли нам лучше жить?
  -- Возможна ли идеальная организация общества?
  -- Основные грехи по отношению к миру
  
  
  
   Никак не может человек законы мира уяснить,
Хотя и поспешил себя царем природы объявить.
 
Нас долго звали мир преображать.
Преобразили... И куда теперь бежать?
    
   Сразу же договоримся, что в этой главе миром мы будем называть то, что обычно имеет в виду под этим термином наука. То есть в данном случае мир -- это природа, изучением которой и занимаются ученые или, как их называли раньше, естествоиспытатели, а также человеческое общество и плоды его труда. Строго говоря, это лишь незначительная часть настоящего, полного мира, которая отличается тем, что более или менее доступна человеческому уму, нашим органам чувств и созданным нами приборам. Конечно, влияние этой части на людей очень велико, ее изучение имеет для нас принципиальное значение, но считать, что кроме нее ничего не существует, было бы крайне легкомысленно.
   Может возникнуть вопрос о том, почему мир (природу и общество) надо как-то отделять от непосредственно окружающих нас конкретных людей, в чем принципиальная разница между ними. На самом деле, конечно же, никакого коренного различия в данном случае не существует, так как весь мир целостен, един, и отношение ко всем его частям должно быть одинаковым. Однако надо учитывать некоторые характерные особенности сознания современного человека.
   Во-первых, непосредственное общение с людьми занимает гораздо большее место в нашей жизни, чем общение с природой или, скажем, с обществом, государством. Точнее, мы сами придаем отношениям с конкретными людьми несравнимо большее значение, сильнее переживаем конфликты сними, сильнее привязываемся к ним, наконец, всем сердцем любим или ненавидим их. А кто обращает внимание на природу? Художники, рисующие пейзажи, писатели, описывающие виды природы, ученые, исследующие природные явления. И, пожалуй, все. Правда, и все остальные люди любят полюбоваться красивым видом и поговорить о погоде, но это уже так, между делом. С обществом мы сталкиваемся тоже не так уж часто, например, нарушении законов государства, уплате налогов, оформлении документов, регистрации брака или рождения ребенка, голосовании на выборах и в других подобных случаях.
   Во-вторых, что значительно важнее, чрезвычайно распространено принципиально различное отношение к природе и к окружающим людям с точки зрения добра и зла. Например, в не столь далекие времена популярным было следующее заявление: "Нам надо стремиться к тому, чтобы такие слова, как война, борьба, покорение, мы бы употребляли только по отношению к природе, а не по отношению к человеку". Очень гуманно, не так ли? Но почему мы обязательно должны с кем-то воевать, хотя бы и с природой, покорять ее, преобразовывать, разрушать, уничтожать? За последние годы стало особенно заметно, что в этой войне страдаем прежде всего мы сами. Однако по-прежнему многие считают, что те действия, которые недопустимы, когда они направлены на человека, вполне оправданы и даже заслуживают восхищения, если они направлены на природу. И то, что в отношениях между людьми однозначно признается злом, не может быть названо таковым, когда речь идет о природе, на которую вообще нельзя распространять никакие нормы морали.
   Хуже того, природа часто однозначно воспринимается как открытый или затаившийся враг, способный на любые подлости. Ведь даже про экологические катастрофы говорят, что это нам "мстит природа". Какая может быть месть и вражда между частями единого мира? Точно так же можно называть местью своего тела боль, воспаление, нагноение, лихорадку от сознательно или нечаянно порезанного пальца. В действительности человек вносит разрушения в мир и потом сам страдает от этого вместе с природой, а месть здесь ни при чем. Мстительность -- это порок, свойственный только таким развитым и свободным существам, как люди.

Читать полностью

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"