Тема культуры, точнее, того, что сейчас понимается под культурой, очень обширна и поистине неохватна. Ведь в самом широком смысле культура -- это все ценности, созданные и создаваемые человеческим обществом. Поэтому в данной главе мы остановимся только на двух вопросах, которые напрямую касаются большинства людей, с которыми все мы сталкиваемся в своей жизни, которые непосредственно характеризуют уровень развития любого общества и во многом определяют будущую оценку любого общества, а именно, на проблемах образования и искусства. Отметим, что организация образования существенно влияет на дальнейшее развитие искусства, а искусство, в свою очередь, представляет собой одну из важнейших составляющих образования, причем не только детей, но и взрослых. Так что связь их между собой несомненна.
Как всем известно, система образования призвана готовить человека к будущей взрослой и самостоятельной жизни. И если уж мы соглашаемся с тем, что главной целью этой жизни является именно выбор между добром и злом, мы должны также признать основной целью образования как раз подготовку человека к тому, чтобы он сам мог сделать этот выбор в любой ситуации. И уж конечно, образование ни в коем случае не должно затруднять человеку этот выбор, уводить его в какую бы то ни было сторону от выбора, затуманивать истинную картину соотношения добра и зла, хуже того, призывать выбирать зло.
Как же обстоят дела с образованием в нашей действительности? Мы не будем здесь обсуждать специфические особенности процесса образования, многочисленные трудности современной школы, разнообразные педагогические приемы, методы изложения материала, возможности индивидуального подхода и т.д. Это интересует в основном профессиональных педагогов. Для нас же в первую очередь важна не технология образования, не средства образования, а цель, точнее, реально достигаемый результат, то, ради чего, собственно, и работает система образования, то есть те знания и те умения, которые она дает ученикам.
Но прежде всего надо отметить следующее. Конечно, человек приходит в мир, рождается в данной жизни вовсе не как "чистая доска", на которой можно написать все что угодно, не как "мягкий пластилин", из которого можно лепить все, что захочется воспитателям и учителям. Такие представления, конечно же, льстят самолюбию воспитателей, они хорошо соответствуют материалистическому пониманию мира, но совершенно не согласуются с действительностью. Каждый ребенок с самого рождения уже несет в себе основные черты своей личности, свои склонности, способности, свою судьбу. Так что не стоит слишком уж переоценивать роль воспитания и образования, сваливать на них ответственность за каждую неудавшуюся судьбу и превозносить их за каждого выдающегося человека. Но направить врожденные особенности ребенка в нужную сторону, помочь ему лучше понять и чутко слушать внутренний голос его совести, внушить отвращение к злу во всех его проявлениях и тягу к прекрасному, к внутренней и внешней гармонии -- это чаще всего вполне реальная задача. То есть можно сказать, что образование не создает, не образовывает личность, как часто считают (даже само слово "образование" говорит об этом), а только направляет и оформляет ее. И ценность образования как раз и состоит в том, куда оно эту личность направит и как ее оформит.
Точно так же с самого рождения ребенок несет в себе зло. Не стоит считать детей безгрешными ангелочками только потому, что они порой не осознают то зло, которое через них проявляется. Не стоит сваливать всю ответственность за приносимое человеком зло на семью и школу. Воспитание и образование в лучшем случае способны только скорректировать поведение ребенка, помочь ему справляться со своим внутренним злом, распознавать внешнее зло и отказываться от него. В худшем же случае они развивают врожденные пороки, проявляют скрытые грехи, создают атмосферу лжи, злобы, насилия, которая может сформировать только негодяя или забитого и запуганного раба.
Ни для кого не секрет, что система современного образования далека от совершенства. Впрочем, ее недостатки -- это всего лишь отражение недостатков нынешнего общества, которое потеряло многие важнейшие ориентиры, не может выделить главное, растерялось перед тем громадным объемом знаний, который предлагает наука. Именно поэтому реформа образования стала чуть ли не ежегодным мероприятием. Каждый новый руководитель считает своим долгом "приспособить образование к нуждам и требованиям современного общества". Но результаты всех этих нововведений почему-то никого не радуют. И все снова чего-то ждут от новых преобразований.
Несмотря на все многочисленные изменения учебных программ, методов, учебников, сроков обучения и распорядка занятий, основные недостатки все-таки сохраняются. И главные черты существующей системы школьного образования, наверное, можно сформулировать следующим образом:
• большая разбросанность, бессистемность обучения; • бессмысленная попытка охватить все существующие знания человечества; • безаппеляционность суждений, отсутствие даже намека на сомнение в истинности написанного в учебниках; • практическая бесполезность знаний.
Одна из основных причин всего этого кроется в повсеместном увлечении идеей непрерывного прогресса человечества, совершающегося непосредственно на наших глазах. Чтобы успеть за ним, быть с ним вровень, может быть, даже опередить его, школа напрягает все силы. Однако еще никому не удавалось учить чему бы то ни было на бегу, впопыхах. Многим кажется, что наших детей ждет жизнь в каком-то совершенно ином мире, который мы и представить себе не можем, поэтому их надо готовить именно к этой будущей жизни, а не к той, к которой привыкли мы. Но в погоне за неясным призраком будущего мы теряем и прошлое, и настоящее, и вечное. А распространенная слепая вера школы в мудрость науки, в неоспоримость всего, что признано ученым миром, приводит к тому, что школа не только не развивает, но даже подавляет самостоятельное мышление учеников, препятствует развитию творческих способностей личности.
То, что получается в результате такого образования, мы видим на каждом шагу, в том числе, и на собственном примере. И если кому-то все же удается преодолеть все или почти все отрицательные последствия образования, то это, к сожалению, лишь редкие исключения из общего правила.
С одной стороны, формируются люди, которые считают, что абсолютно все о нашем мире уже известно (если не им самим, то уж умным-то людям наверняка). Все уже исследовано, изучено, обдумано, попробовано, обо всем написано в умных книгах. Возможно, остались только кое-какие малосущественные детали, в которых продолжают упорно копаться эти зануды ученые, но в общих чертах устройство мира доступно даже подростку. Ничего сложного или принципиально недоступного нашему сознанию тут нет. Все находится под контролем науки, все может быть при желании изменено в нужном направлении.