Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Зеркало света. Древнеарийское учение. Глава 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   ГЛАВА 7. ДРЕВНЕАРИЙСКОЕ УЧЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Хоть мир, придуманный тобой, и интересен,
Живи в нем сам, а для других он тесен.


Отношение большинства современных людей к философии двойственное. С одной стороны, практически все уверены, что философия -- это что-то чрезвычайно умное, недоступное пониманию простых людей и относящееся к компетенции выдающихся гениев и мудрецов. Но с другой стороны, те же люди убеждены, что философия не имеет никакого отношения к обычной жизни, и из нее нельзя извлечь абсолютно никакой практической пользы. "Философствовать" в обыденной речи обычно означает "впустую тратить время на бесплодные разговоры", "прикрывать демагогией свое нежелание работать" или нечто в том же духе. Считается также, что профессиональные философы -- это что-то близкое к дармоедам, нахлебникам и приспособленцам. Так что же это за такая очень мудрая штука, которая оказывается в действительности никому не нужной?

В соответствии с современной классификацией сфер человеческой деятельности, философия считается наукой. Но это не совсем верно: в отличие от большинства современных наук она не дает никакого практического выхода, не ставит экспериментов, не пользуется математическими моделями для описания предмета своего изучения. К тому же философия претендует не на изучение какой-то одной отдельной части мира, как все другие науки, а на познание наиболее общих принципов устройства мира и взаимодействия его частей. То есть она стремится построить всеохватывающую универсальную модель мира для общего использования. В этом смысле философия гораздо ближе к религии, чем к науке. Ведь в вопросах глобального характера практически ничего нельзя доказать не только математически, но даже и логически: человеческий разум не может охватить мир в целом и никакие эксперименты для проверки истинности своих взглядов здесь просто невозможны. Однако кое-какое отношение к науке философия все-таки имеет. Ей присущи те же внешние формы, что и науке (ученые степени, конгрессы, симпозиумы, научные труды и т.д.), та же ориентация на временные, преходящие авторитеты, на тех философов, которые в данный момент признаны наиболее умными и уважаемыми. Философия так же как и наука объявляет о своем непрерывном развитии (и это действительно так, если считать развитием постоянную смену авторитетов и ориентиров). Таким образом, можно сказать, что она представляет собой нечто среднее между наукой и религией.

Отметим также, что существует философское учение, которое провозглашает себя высочайшим достижением человеческого разума, заявляет, что оно впитало в себя всю мудрость, накопленную тысячелетиями, и поняло, наконец, окончательно, как устроен этот мир. Речь, конечно, идет о марксистско-ленинской философии, той самой, которая так хорошо известна всем в России и других странах бывшего СССР. Еще бы: ее изучали везде, начиная со школы. В техникумах, училищах, институтах, даже на курсах машинописи помимо основных предметов обязательно была эта самая философия или производные от нее науки: история КПСС, в которой практически не было исторической правды, политэкономия, которая "доказывала" преимущества экономики социализма и скорый экономический крах капитализма, наконец, научный коммунизм, содержание которого вообще не поддается сколько-нибудь связному пересказу. Даже на производстве, в научных институтах, учреждениях, конторах, уже никак не связанных с хоть какой-нибудь учебой, обязательно проводились так называемые политсеминары, где работники должны были по очереди убеждать друг друга, что они тоже знают это самое передовое и до конца верное учение, основанное на философии марксизма. Все эти науки, наверное, не любил никто, в том числе, и те, кто искренне верил в их истинность. Все относились к ним как к неизбежному злу, о них забывали сразу после сдачи экзамена или окончания семинара. И никому даже не приходило в голову извлечь из всего прочитанного, услышанного, пересказанного хоть какую-то реальную пользу. Так что теперь мало кто жалеет, что все это кончилось. Многие даже считают исчезновение этого идеологического гнета самым главным завоеванием нашего времени и готовы терпеть большие лишения, только бы он не возвращался уже никогда.

Но философия-то, тем не менее, осталась, остались философы, есть люди, серьезно интересующиеся теми вопросами, которые принято называть философскими. Поэтому можно сказать, что после ухода коммунистов от власти у нас образовался не только духовный, но и философский вакуум. А такой вакуум долго существовать не может. Он обязательно заполнится другими учениями, предлагающими свой взгляд на те же проблемы. Весь вопрос только в том, что это будут за учения.

Помимо близости к науке и религии, философия имеет также очень много общих черт с личными моделями мира каждого человека. Правда, личные модели мира предназначены обычно для индивидуального использования и не претендуют на применение их в другое время и в других обстоятельствах, а также на полную истинность. А вот философские учения, построенные практически тем же самым путем, объявляют о своей универсальности, о постижении ими высшего смысла жизни, главных законов мира. Конечно, философские учения отличаются от большинства личных моделей тем, что они формируются не только на основе жизненного опыта одного человека, но и на базе множества предшествующих философских учений. Однако надо учитывать, что эти самые учения в свою очередь также представляют собой не более чем такие же личные модели других философов. То есть принципиальной разницы между философией и личными моделями не существует, и любую личную модель можно вполне считать философским учением, если она излагается другим людям с целью чему-то их научить. Так что все мы с вами философы, только не каждый стремится донести свою личную философию до других. Поэтому древнеарийское учение не признает такой профессии, как философ. Человек не должен заниматься только этим всю свою жизнь и к тому же получать еще за это зарплату.

Если посмотреть на историю философских учений, то нетрудно заметить одну интересную закономерность: своего расцвета, пика развития философия всегда достигала там и тогда, где и когда приходила в упадок, теряла свое значение, уходила в тень религия, которая решает, как уже отмечалось, сходные задачи. (Обратное, вообще говоря, неверно: упадок религии отнюдь не всегда приводит к расцвету философии, наглядный пример тому -- наше время).

Читать полностью
http://dobro-i-zlo.narod.ru/knigi/zerkalo/gl7.htm
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"