Мелкая Вредность : другие произведения.

Мелкая Вредность: Комментарии к рассказам-финалистам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Ну вот и финал. Предполагается, что среди рассказов хороших и разных уже отобраны лучшие, потому и ранжировать я их буду не по техническим достоинствам/недостаткам - в этом отношении большинство из них различается не так уж и сильно, а скорее по воздействию на читателя, в данном случае - на меня, такую-сякую. Естественно, что речь тут пойдет о материях весьма и весьма субъективных, столь же субъективны и мои оценки и комментарии, ну а тем авторам, которым нужна Ее Величество Абсолютная Объективная Истина, помочь, увы, ничем не могу. Руководствуюсь я, конечно же, в основном личными впечатлениями - зацепил рассказ за душу или нет, заставил улыбнуться, задуматься или загрустить либо всего лишь навеял уныние и скуку. Первые оцениваются выше, вторые - ниже. Что касается используемой десятибалльной шкалы, сразу оговорюсь - она не соответствует привычной самиздатовской градации от "шедевра" до "не читать". Самые слабые, на мой скромный вкус, рассказы именно из финальной группы получают оценку 1, самые сильные - 10, остальные так или иначе распределяются между этими крайностями. Честно сознаюсь - на язык я бываю резка, так что заранее прошу прощения у всех, кого могут задеть мои высказывания. Да, и работу над ошибками, как в комментариях к работам первого тура, я устраивать уже не буду. Все-таки финалист - это звучит гордо, посему тыкать пальцем в банальные опечатки, ляпы и огрехи как-то уже не с руки. Так что перечня ошибок не ждите. Рассказы своей (третьей) группы я не вижу смысла заново комментировать, все, что хотела сказать о них - уже сказала, поэтому комментарии к ним просто копирую из предыдущего обзора ради полноты подборки.
  
  Бегемотик для Машки
  Мда... Даже в перечень лишний раз заглянула, думала, по ошибке рассказ в финальную подборку попал. Однако ж нет, и впрямь в списке присутствует. Кому-то, видимо, нравится. Итак, здесь у нас намешаны полубандитские разборки господ бизнесменов, гаденькие подростковые шуточки юного поколения и этого же поколения криминальные наклонности, из-за которых игрушка с малой порцией взрывчатки в брюхе попадает не в те руки, к невинному дитяти по имени Машка, что страдает из-за насмешек братьев и счастливо по уши, что брат с перепугу в кои-то веки по имени назвал, а не унизительной кличкой. Вот это самое "назвал по имени", видимо, и предлагатся считать хэппи эндом - вроде как чудо случилось, совесть у мальчика проснулась, даже зеленкой сестренку помазал. Умничка, медаль ребенку! Угу, как же. Эт не совесть, господа хорошие, эт неожиданность плюс испуг - вот сейчас мама с папой придут, увидят и устроят сладкую жизнь. Особливо если сестренка наябедничает, чем примерные детки в отсутствие родителей занимались. Ну и что тут сказать - издевательство над конкурсом номер очередное, "ударим всем дерьмом нашего (внутреннего?) мира по розовым рождественским соплям". Ударили? Душеньку облегчили? Ну тогда с облегчением вас.
  Оценка: 1
  
  Бомжовая сказка
  Бомж Василий добывает себе пропитание, бросаясь почти под колеса машин и делая вид, что пострадал. Глядишь, виноватый водитель накормит, а то и переночевать в тепле ночку-другую позволит. Но однажды судьба улыбается бомжу и он обретает друга и дом. А читателю наконец открывают, что Василий - кот.
  Добрый и симпатичный рассказ. Вроде и невеселую тему выбрал автор - много ли веселья говорить об одиноких и неприкаянных созданиях, от которых обычно стыдливо отворачиваются, но нет в "Бомжовой сказке" безнадежности, напротив - безо всяких вмешательств свыше два одиноких существа шагнули друг к другу, не посмотрев на внешние различия. И очень уж понравился мне кот - матерый такой зверь, ни при каких обстоятельствах не теряющий достоинства; жаль только, что образ этот толком проявляется лишь на послевкусии, когда рассказ уже дочитан до самого конца.
  В отличие от многих перевертышей, в которых вся изюминка умещается в последнем абзаце, а остальная часть текста играет вспомогательную роль, рассказ не страдает ни бедностью содержания, ни "провисанием" действия - у меня не было ощущения, что автор льет воду, желая огорошить напоследок, а смысл рассказа отнюдь не сводится к банальному "снятию масок". Честно говоря, мне показалось, что маскировочный туман даже помешал автору, не позволил показать Василия во всей красе; оценить, насколько хорош котяра, можно либо при повторном чтении, либо при мысленном "проигрывании" рассказа. Но многие ли читатели вернутся к началу или остановятся на минуту, чтобы разглядеть героев в подробностях? Однако автору не удалось избежать другой ловушки, обычной для перевертышей - некоторые моменты, вполне стыкующиеся с образом бомжа-человека, в применении к коту вызывают недоумение:
  "Мужчины осторожно взяли пострадавшего и стали заталкивать на заднее сиденье.
   -Тяжелый."
  "мужчины вышли из машины и ... мешая друг другу, понесли его к лифту. "
  Мне трудно представить кота, которого мужчины будут таскать вдвоем, все же не тех габаритов зверь. Вот это несоответствие несколько подпортило впечатление. Второе, чем я попрекнула бы автора - "зрительная" бедность текста; есть динамика, действие, но почти нет картинки. Легко понять, почему автор избегает описывать главного героя, но декорации и второстепенных героев, как мне кажется, можно было прорисовать немного поярче. И еще камушек в тот же огород - вроде и не обделен текст эмоциями, а все же при чтении не столько сочувствуешь герою, сколько любопытствуешь - чем же там кончится дело? Интересен рассказ, но не затягивает. Атмосферы, что ли, чуток не хватает, настроения, достоверности - опять же, из-за недостатка деталей.
  Оценка: 6
  
  Будущее
  Одинокая женщина с двумя детьми, беженка, не живет - выживает в глухом селе. А муж... что муж, видимость одна, даже и не расписывались - она, горемычная, полюбила его, в сердце впустила, а он принадлежит войне и только ей. И лишь когда припекло мужика, рак обнаружили, вспомнил, что есть у него семья, отыскал. И женщина вновь его приняла - потому что любит. Первый раз читаешь - да, сурьезная проза, судьбы человечьи, трагизм и все такое, думаешь - есть женщины в русских селеньях! Вон героиня в каких бедах выстояла, детей подняла, мужика умирающего, что побитым псом приполз, не оттолкнула, еще сил хватает и в будущее верить. Восхититься бы - ан нет, неприятный какой-то осадочек остается. Второй раз читала - поняла, почему. Потому что чуть не из под каждой строчки лезет одно и то же - "пожалейте меня". Пожалейте такую хорошую, несчастную, терпеливую. А что ж тебя жалеть, родимая, коли ты начисто инстинкта самосохранения лишена, сама раз за разом голову в петлю суешь, а потом горюешь. Хоть бы на ошибках собственных училась, что ли. Закономерная эволюция девочки, мечтавшей о прекрасном принце - польстилась на "истинного мужчину", теперь плачь, не плачь - толку-то? И сыплет автор соли все больше и больше - тут вам и одинокая ночь, и печь дымит (угу, в деревне редкий мужик печь за поллитру-другую не переложит, но как же не пожаловаться?), и дочку в школе травят, и то, и се, и пятое, и десятое. Жалей, читатель, заливайся слезами. Фигушки! Будет забавно, если автор в конечном итоге окажется мужчиной - отдельные представители "сильной половины" как раз и считают идеальными таких женщин: терпеливых, покорных, бессловесных, как коровы - хоть дои, хоть в плуг запрягай, только башкой рогатой мотнут да будут смиренно тянуть свою лямку, пока мужик живет в свое удовольствие, зная, что покорная дура-баба всегда к его услугам. Нет, не растрогал меня рассказ, это еще одна соплевыжималка из той же серии, что и "Реджина", только написана куда получше и основательно замаскирована под этакий трагический реализм.
  Оценка: 5
  
  Вишенка сладкая
  Сидит в тишине благополучная, добившаяся в жизни всего, чего хотела, женщина, бизнес-леди. И вдруг, перебирая старые фотографии, понимает, что упустила что-то важное, уже невозвратимое - всего лишь любовь. Хороший рассказ, Как ни прост он внешне, но отсутствием идеи и чувства его никак не попрекнешь. Старый, как мир, вопрос - что такое счастье, в чем оно? Казалось бы, грех жаловаться героине - обеспечена, свободна, сама, своим умом и трудом выбралась из грязи и сделала карьеру. Волевая, сильная женщина, далеко не размазня. И вдруг - рыдания над старой фотографией. Почему? Не потому ли, что поняла неожиданно для самой себя - не в том счастье? По меньшей мере, не только в том. Да, наверно наступит трезвое утро и женщина лишь пожмет плечами, вспомнив минутную слабость. Но все равно останется в ней эта скрытая пустота, тоска по любви и теплоте. Не слишком ли часто мы стали подменять внутреннее внешним, гнаться за внешним благополучием, забывая, что истоки счастья - внутри нас, в способности любить и отвечать на любовь, в способности находить радость в самых простых вещах, а не гнаться за блестящей мишурой?
  В "техническом" плане к рассказу никаких претензий, он не страдает картонностью, написан хорошим языком, в меру эмоционален, хотя автору и не удалось избежать некоторой мелодраматичности.
  Общее впечатление: Несложный по замыслу, но хороший рассказ.
  Оценка: 7
  
  Вместе с пробелами
  Очень странное впечатление остается от этой миниатюры. Стиль - великолепен, могу только восхищаться, потому что это - почти недосягаемая высота. Если говорить о стиле, то большинство конкурсных рассказов рядом с этой миниатюрой выглядит серенькими мышками рядом с царственным львом. Поразительно яркие образы, завораживающие; когда читаешь, будто видишь все вживе. Дочитываешь, оглядываешься, пытаешься понять - стиль-то стилем, а сказать что автор хотел? И не находишь ответа. Пусто. Великолепно выполненная абстракция. Повесить на стенку и восторгаться. Пером автор владеет блестяще, но моему скудному уму не дотянуться до высот, где парит его вдохновение; мне, грешной, кроме безупречной формы, еще и смысла, чувства живого хочется. Предпочла бы вовсе не оценивать эту миниатюру, но конечная оценка считается по сумме, а не среднему арифметическому, так что придется хоть что-то ставить. И высоко оценивать нет желания, потому что миниатюра эта - как нарисованный огонь, можно сколько угодно восхищаться картиной, но рядом с ней не согреешься, мне больше по душе уютный скромненький костерок. Но и опускать это произведение ниже умных, добрых, теплых, но значительно уступающих в мастерстве исполнения рассказов тоже совестно. Поэтому, скрепя сердце:
  Оценка: 9
  
  Возвращенный Ангел
  Сестренка Миши тяжело больна, а бабушка говорит, что ее покинул Ангел. Мальчик сочиняет письмо Деду Морозу и просит вернуть Ангела сестренке, но по дороге на почту натыкается на этого блудного Ангела и приводит его к сестре сам. Хэппи энд. Странное впечатление осталось от этого рассказа. С одной стороны - вроде и добрый, и отношение брата к сестре очень радует, и вообще здорово, что мальчик, уповая на чудо, сам делает все возможное, чтобы это чудо приблизить, а не сидит, сложа ручки. В замысле много тепла, надежды и веры в человека. Но читаешь - и остается гаденький такой слащавый привкус. Почему? Больше всего, наверно, из-за образа Ангела. Такое впечатление, что Ангел - умственно отсталый. И карикатурность этого образа да еще, пожалуй, какая-то прямолинейность, упрощенность действия весь рассказ превращает в нечто карикатурное и за версту отдающее фальшью. И второй серьезный минус - язык. Без особых провалов, но сухой, рубленый, уже с первых же предложений он заставил меня досадливо морщиться: "Маша серьезно заболела. Уже несколько дней она лежала в больнице. Около нее постоянно находилась мама. Иногда приходил папа, и мама уходила ненадолго, чтобы отдохнуть" Ну будто школьник пишет, ей-богу! И только вот этот фрагмент меня совершенно очаровал (ох, если бы автор весь рассказ сумел в таком стиле выдержать!): "А чуть позже произошло удивительное событие. Ранним утром, когда чувствуется близость вселенной, а весь мир кажется таким ясным и чистым, в комнату, где спали брат с сестрой, вошел Бог. Он подошел к Маше, нежно провел по ее волосам. Потом приблизился к Мишиной кровати, постоял немного, о чем-то, раздумывая, улыбнулся, сказал:
   -Ты написал замечательное письмо, - и вышел."
  Общее впечатление: замысел простенький, но по-своему симпатичный, а реализация, увы, подкачала.
  Оценка: 3
  
  Дед-Морозы не торопились
  Типа юмор. Типа чернушный. Идут где-то там по межреальности три Деда Мороза, один другого карикатурней, и превращают встречных-поперечных в игрушки/сувениры - они, мол, все были плохие. А потом, надо понимать, эти игрушки детям дарить будут. Смеяться после слов "летающая тарелка". Нет, можете считать меня законченной занудой, но такой, с позволения сказать, юмор я не понимаю и не принимаю. Идея могла бы оказаться любопытной, будь она прилично обыграна, а в таком виде - нечто мутное и малосъедобное; это только для потребителей американских шоу а-ля тортом по морде.
  Оценка: 2
  
  Его День Рождения
  Сидит на больничном подоконнике немолодая женщина, задумалась - ни о чем и обо всем сразу. А за окном лежит снег... Не сюжетный рассказ, скорее зарисовка, настроение - и вот оно-то создано умело. Печаль, одиночество, прощание... а все равно, за душу не взяло, хотя и должно бы по идее. То ли к собственному настроению не пришлось, то ли сбили с толку два момента в тексте. Первое, что вызвало некоторое недоумение - последовательность событий: "именно благодаря им она сидит на подоконнике" - "Саша, ну разрешите...нашей самой лучшей и красивой пациентке хотя бы в окно посмотреть" - "Она позволила ему подхватить себя на руки и усадить на подоконник". Сначала женщина сидит на подоконнике, а потом ее на него усаживают - на этом-то я и вылетела из текста, начала соображать, как это так? Второе, что прозвучало для меня диссонансом:
   "Господи, какой тебе подарок ангелы хороший сделали, засыпав землю детей твоих собственными крыльями. Наверное, им тоже очень больно. Но чего не сделаешь, когда любишь?
   Сегодня она решила не молиться - нечего отвлекать Его от поздравлений."
  Не могу назвать себя глубоко верующим человеком, но в невежестве своем я полагала, что Бог и любовь - понятия неразделимые. А здесь возникает образ скорее некоего жестокого божества. Возможно, я сейчас полную чушь несу, но все равно этот момент окончательно добил все впечатление от рассказа.
  Вот такие пироги с котятами: вроде и хорошая зарисовка, и атмосфера в ней есть, и язык прекрасный, мягкий и образный, все на месте - а впечатления как-то не произвела.
  Оценка: 5
  
  елка
  Очень хороший рассказ, ни о чем дурного слова сказать не могу, но вот не легло к душе. Бывает такое - все прекрасно, но просто не в настрой, не удается в мирок рассказа войти.
  Оценка: 8
  
  Жизнь кончается
  Жили-были Дедушка, Бабушка и Маленькая Собачка. А потом Маленькая Собачка состарилась, разболелась и пришлось ее усыпить, да она и сама была не против избавиться от мучений. А Дедушка с Бабушкой остались печалиться о Собачке и уходящей жизни да коротать оставшиеся дни. Вот тоже странный рассказ: при первом чтении - да, трогательный какой, чувствительный и светлый, не горькая безысходность, а мудрость и всеприятие добрых стариков. А второй раз читаешь и понимаешь, что как-то слишком много в тексте трогательности да умильности, вроде и хорошие, правильные мысли автор пытался донести до читателя, да вот незадача, больно сладко вышло. Да и нарочито упрощенный язык мне не очень понравился. На мой скромный вкус, переборщил немножко автор и с умильностью, и с "рассказочным" слогом.
  Оценка: 4
  
  Записки мертвого Деда Мороза
  Видимо, действие происходит после ядерной войны. Вечная зима, больные, не живущие, а выживающие люди. И среди них - чудак, с малолетства мечтавший стать Дедом Морозом и с нетерпением ждавший каждого Нового года; в страшном, умирающем мире он так и не утратил свою мечту и каждый месяц надевает красную ватную шубу и вызнает, кому что подарить. Он обязательно добудет подарки, именно те, что заказаны - даже если ради этого ему придется умереть. Своеобразный рассказ, печальный и строгий, словно распорядитель на похоронах, весь пронизанный чувством безысходности и в то же время один из самых человечных на конкурсе. Пусть весь мир похож на кошмарный сон, пусть смерть стала привычной гостьей в любом доме, но как бы страшно и плохо ни было все вокруг, герой его упрямо, ни на что не надеясь и ни на что не рассчитывая, приносит людям радость - беценные крохи тепла и света посреди вечной зимы. В этом рассказе веры в человека, в неистребимую доброту его больше, чем во всех розово-сопливых миниатюрах вместе взятых. Одно из очень немногих произведений, где герой не ожидает в безделии чуда, а творит его сам - просто потому, что иначе не может; пусть на малую, почти незаметную толику, но делает мир лучше.
  Что обрадовало, рассказ не только глубок по содержанию, но и практически безупречен по форме. Четкая композиция, выдержанный стиль, прекрасный язык, в героях - ни следа картонности. И хотела бы придраться - не нашла бы, к чему.
  Оценка: 8
  
  Заступничество Снеговика Феди
  Чудеснейшая сказка, хоть сейчас в любой детский сборник вставляй! Это надо ж было ухитриться в семь килобайт столько всяких перипетий вместить, да безо всякой торопливости, нигде не скомкав. Вроде и возраст уже не тот, а читала я, затаив дыхание - что же, что же будет с героями? Выручит ли их Федя, успеет ли Дед Мороз? Замечательная сказка:)
  Оценка: 9
  
  Канун рождества
  К старику, лежащему в больнице, приходит человек, якобы новый лечащий врач. Он говорит, что старик поправился и уже выписан, отводит его домой, попутно сообщая о приезде добрых шестьдесят лет назад потерянной сестры. И только у дверей дома, старик понимает, КТО приходил к нему в канун Рождества. Вроде простенький совсем рассказ да и приемы использованы достаточно избитые, но за душу почему-то берет. Совершенно иррациональную симпатию вызвал - вроде бы и не особо выдающееся произведение, если подумать, но зацепил. Тот самый случай, когда доводы рассудка уже как-то не срабатывают - нравится, и все тут. Наверно потому, что с любовью написан, автор не слезу из доверчивого читателя выжимает, а сам сочувствует герою. А может я и ошибаюсь, кто знает. Но рассказ все равно мне по душе.
  Оценка: 7
  
  Коврик
  История жизни одного коврика. Маленькая, теплая и уютная сказочка из серии "из жизни вещей". Незамысловата она, без всяких изысков или морализаторства, но от нее становится тепло на душе - а что еще требовать от сказки? А уж среди сваленных в кучу проблем рода человеческого встретить такую простенькую историю вдвойне приятно.
  Оценка: 9
  
  Колыбельная для звезд
  Очаровательная детская сказка, не претендующая на глубокомыслие, но очень теплая и добрая. И к тому же написанная замечательным языком. Тут, в общем-то, и рассуждать особо не о чем, могу лишь посоветовать прочесть - не пожалеете:)
  Оценка: 7
  
  Крадущаяся Елка, Затаившийся Заяц или Сказка для самых маленьких
  !!!:))))) Ну спасибо, от души посмеялась! А то ж в какой рассказ ни ткни - сплошные жизненные трагедии, больницы или плюшевые мышки-мишки, а тут такое чудесное ехидство:) Вроде и проста сказочка-то (а пересказывать не буду, не хочу удовольствие тем, кто не читал еще, портить), а до чего ж добротно написана. Каждая деталь, каждая фраза выверена, слог прекрасный, идея - кого как, а меня изрядно позабавила; читать - одно удовольствие. Пусть бросят в меня чем-нибудь те, кто возрыдал над горькой участью зайчика, а девятку этому рассказу я все-таки поставлю - уж больно хорош:)
  Оценка: 9
  
  Лабиринт волхвов
  Сидят в кофейне на Кузнецком некие волхвы, упиваясь сознанием собственной значимости, и тут вдруг какой-то пьянчуга тыкает пальцам в небо - Вифлеемская звезда, мол. И волхвы, вмиг осознав всю тщету своего бытия, идут кланяться новорожденному Спасителю. Бррррр! Первый же вопрос: если эти волхвы по временам шатаются, как по бульвару, что ж они о рождении Спасителя только спустя две тысячи лет-то узнали? Неприятное впечатление оставляет текст: длинные и скучные высокопарные рассуждения на тему "какие мы могущественные, ну почему ж все впустую?", этакая высокомерная поза - и вдруг здрасьте вам, осенило, пьянчуга истину возвестил! Ура, прозрение: знания - ничто, Вифлеемская звезда - все. Ходульный текст, неуклюжий, пафосный и непродуманный.
  Оценка: 1
  
  Лед и пламя
  Метеостанция у черта на куличках, мужчина и женщина - рядом и все же порознь, разделенные стеной отчужденности и равнодушия, сменившей былую любовь, и потерявшийся между ними ребенок. И чтобы разбить стену, понадобилось чудо, возвращеные морозом и ветром слова любви, что когда-то не были услышаны. Грустно, ей-богу - счастлив, кому не знакомо такое вот стояние по разные стороны стены, но почему только чудо может вновь соединить людей, почему мы сами, без вмешательства свыше, никак не можем шагнуть навстречу друг другу, а? Хороший в общем-то рассказ, нет у меня особых претензий ни к построению, ни к героям, ни к языку (а язык довольно своеобразный, даже не могу понять, нравится мне этакая изысканность или не очень). И в то же время чего-то мне для счастья в нем не хватило. Не зацепило и все тут.
  Оценка: 6
  
  Лошадка для Мишки
  "Если вы хотите, чтоб реклама была успешной, в ней должны быть дети, щенки и женщины". Ребенок имеется, роль щенка исполняет шерстистый помощник Деда Мороза, женщина (которая мама) мирно спит на кровати; все условия выполнены, читатели обязаны умилиться и восторженно размазывать сопли. Первый же вопрос, который возник у меня по ходу чтения: а автор живого, не рекламного грудничка хоть раз видел??? Если дитятку еще и дно кроватки не опускали, то вот такие упражнения - "Подтягиваемся, упираемся ножками, переваливаемся - и на полу" - ему просто не под силу. В самом невероятном случае, если дите таки сумеет вывалиться, это ж такой "бух-тарарах" в сопровождении рева получится! Метелица, Вы хотя бы высоту детской кроватки представляете? О координации движений у грудничков я вообще молчу. Рассказ производит впечатление чего-то неимоверно фальшивого и, впридачу, присыпанного сахаром. Всяческие пушистые руки из-под кровати, "наверно захотевшие маминого молочка", "игогошки" и т.п. лишь придают рассказу слащавость. Даже если не вспоминать о чисто фактических ляпах, совершенно взрослый строй мыслей и словарный запас гениального дитяти просто поражает. В общем и целом - сплошная фальшь и розовые сопли.
  Оценка: 2
  
  Митя и Миха
  К семилетнему мальчику Мите бабушка приглашает Деда Мороза, и тут-то внезапно выясняется, что мальчик всерьез верит в чудеса. А подаренный Дедом Морозом плюшевый мишка на долгие годы становится Митиным другом. Вроде и хороший рассказ, и добрый, а все равно не зацепил совершенно. Может быть потому, что как-то равнодушно, плоско рассказывает автор, не вкладывая особо чувства в повествование, вот и вопринимается рассказ так же спокойно и без эмоций. И придраться не к чему, и не по душе.
  Оценка: 6
  
  Настоящий дед Мороз
  Мальчишки, изнывающие от нетерпения - что же за подарки приготовили им родители; вот один из них сталкивается с мамой в самый неподходящий момент, оба смущены; сын вдруг осознает себя мужчиной, мама понимает, что с ним происходит, и радуется, и все равно расстроена, что исчез из их жизни еще кусочек сказки... При всей внешней простоте очень емкая идея, здесь много человеческих чувств, переживаний, целый мир... наверно, слишком большой для объема 7кб. Сюжет построен аккуратно и довольно четко, разве что относительно затянут первый диалог мальчиков, но рассказу, как мне показалось, катастрофически не хватает красок, образов; единственная картинка, возникшая у меня в голове при чтении - мерцающая в полутьме елка. Весь остальной объем съеден диалогом и потому рассказ выглядит скорее чем-то вроде сценария, едва разбавленного авторскими ремарками. Что же до самих героев: мальчишки живые, настоящие, пока читала - верила и нетерпеливой егозливости младшего и напускной "взрослости" старшего, а вот добралась до мамы - споткнулась, что-то не стыкуется тут. Детки все же великовозрастные, любая нормальная мама, думаю, должна догадываться, что эти юные проныры прекрасно знают, что откуда берется под елкой (ох, моя-то пятилетняя - и та вовсю объясняет, откуда всякие чудеса берутся; но, что забавно, в Деда Мороза, который настоящий, а не дядя на садовской елочке, все равно верит:). И когда раскрывается обман... огорчение, растерянность - да, но горькие слезы? Такое впечатление, что истинные причины маминого расстройства так и остались за кадром, не влезли в рассказ, а неожиданная встреча с сыном в неподходящий момент оказалась не столько причиной, сколько "спусковым крючком", и потому реакция мамы кажется неестественной, слишком бурной для описанной ситуации. Общее впечатление: идея хорошая и емкая, а реализация малость подкачала - скорее всего, из-за ограниченного объема.
  Оценка: 5
  
  Новогодняя встреча.
  Еще одна зарисовка и опять больничная; в жанре, пожалуй, стоило указать "мемуары". Автор вспоминает, как в молодости пришлось встречать Новый год в больнице, как плохо и тоскливо было и сколько радости доставили в этот момент замеченные за окном бегуны в карнавальных костюмах. И напоследок призывает помнить о больных, одиноких и несчастных и желает всем радости и здоровья. Ох... уважаемая Ksu, и пишете Вы правильные вещи, и пером прекрасно владеете, и за пожелания Вам спасибо, но все равно - не тянет эта зарисовка на рассказ и в качестве миниатюры не особенно впечатляет. Во-первых потому, что у каждого, наверно, хватает подобных воспоминаний и перебирать свои всяко интересней и приятней чем читать подобные же, но чужие. А во-вторых, потому что в конце, как мне показалось, немножко переборщили с пафосом; охотно верю, что и в мыслях не держали самолюбованием баловаться, однако же рассказ о "так много пережившей, шестнадцатилетней девочке", полных сумках освященных куличей и яблок и непрестанных молитвах о больных и одиноких лично на меня произвел не лучшее впечатление, невзначай этакий намек на трагическую позу получился - еще раз повторю, охотно верю, что неумышленно. Мне кажется, что настолько личные вещи вообще не стоит высталвять на конкурсы, под издевательства злоязыких жюрей (это я о себе).
  Оценка: 4
  
  Новогодняя сказка
  Некий г-н Белотелов из-за лося, выскочившего на дорогу, улетает на своей машине в глубокий снег. Но тут появляется в компании зайчиков-волчков-лисичек добродушный снеговик и ведет сего господина к Деду Морозу. Естественно, за незадавленного лося полагается награда, все счастливы, хэппи энд. Ну и на кого, интересно, эта сказочка рассчитана? Писали явно не для детей, впрочем, не думаю, что она сумела бы заинтересовать ребенка, а взрослому читателю тут и вовсе, по-моему, ловить нечего - сюжет до предела плоский и примитивный, пищи для ума тоже не наблюдается, ни мысли, ни чувства. Если бы хоть хорошим слогом сказочка похвастать могла - так и того нет. Ни то, ни се.
  Оценка: 2
  
  Пельмени
  Автор торжественно обличил жестокосердную девочку Аню, что не пожалела голодного побирушку, но пельмени бедолаге все-таки купила, чтоб отвязался противный мальчишка. Где-то там же присутствуют и мотивы "яблочко от яблони недалеко падает", "за жестокосердие Бог наказал"; вроде как высокоморальный рассказ из серии "не будьте такими, люди". Ну да, осуждать кого-нибудь - милое дело, конечно, вот только никакого живого отклика рассказ у меня не вызвал - злой он, как и его героиня, колючий и жесткий. Не сочувствие к побирушке пытается вызвать автор и даже не задуматься заставляет о тех, кто обделен счастьем и удачей, просто клеймит плохих равнодушных девочек и их столь же равнодушных мам. Души не увидела я в рассказе, человечности. Да впридачу еще и слог хромает на обе ноги.
  Оценка: 3
  
  По дороге
  И вновь зарисовка, не сюжет, но настроение. Человек едет в аэропорт, в общем-то просто так, в абстрактной надежде - вдруг вернется любимая женщина. Ритуал своего рода? А по дороге придумывает людей - там спекулянт, там музыкант, там маленькая девочка или старуха... Попадаются хлесткие, точные характеристики, яркие образы, тщательно создано настроение - и снова глухая тоска, одиночество, стена между человеком и миром. По-моему, после этого конкурса аллергия на чужую печаль мне гарантирована, ностальгические миниатюры с безнадежно одинокими героями уже просто вызывают отторжение. Не могу ни в чем, кроме разве отдельных языковых странностей, придраться к миниатюре, не попрекать же ее отсутствием сюжета или там идейности, зарисовка же, настроение, но и особого впечатления она на меня не произвела. Извините, но не могу я столько печалиться за компанию с одиноко страдающими авторами, душа уже не принимает этого смиренного пессимизма.
  Оценка: 4
  
  Приближалось Рождество
  В архиве какого-то немецкого городка найдена коробка с тысячами карточек, а на них - выписки из писем угнанных во время войны в Германию людей, бережно собранные и сохраненные подневольным цензором. Стихи, раздумья, слова любви - живой голос человеческой души, который ничто не смогло задушить, ни война, ни рабство, ни унижения. Выписки (а автор подчеркивает, что они подлинные) поражают, редкая выдуманная история способна так задеть, как вот этот безыскусный рассказ, потому что он правдив, в нем слышны настоящие голоса давно умерших людей. И хочется поблагодарить автора за возможность их услышать. Но ругать и придираться все равно буду: не к содержанию - к форме. Если вначале автор безошибочно выбрал верный тон - отстраненный, малоэмоциональный тон газетного очерка, лишь подчеркивающий пронзительно живые интонации подлинных текстов, то в самом конце сорвался - милый флирт молодых людей прозвучал для меня фальшивой нотой, привнес в рассказ оттенок некоторой пошлости, что ли. Мне кажется, стоило сохранить первоначальный стиль, сила рассказа - именно в правдивости и безыскусности, а эта финальная завитушка изрядно подпортила впечатление.
  Оценка: 8
  
  Призраки генерала Кострова
  Мда. И что с этим прикажете делать? Вообще-то я военную прозу предпочитаю не оценивать и, тем более, не разбирать. А придется... Итак: генерал в отставке встречает Новый год один, в обществе бутылки водки и призраков солдат, которые когда-то воевали под его началом и в смерти которых генерал винит в том числе и себя. Бьют куранты, призраки уходят, зато появляется ошибшийся дверью Дед Мороз. А спустя несколько минут, видимо, в качестве Снегурочки - медсестра из санатория для ветеранов, где побывал летом генерал Костров. Идеи я даже касаться не буду, не та тема, о которой я считаю себя вправе рассуждать, а говорить мы будем только о форме. А вот о ней-то я едва ли смогу сказать что хорошее. Во-первых, сразу же портит впечатление сухой казенный слог; это язык газетной статьи, максимум информации при минимуме эмоций, для рассказа он мало подходит. На мысли о наспех сделанной газетной статье наводят и многочисленные штампы ("ныли его старые раны", "ночь ... была кровавым кошмаром", "бросил полный душевной боли взгляд" и т.п.) Не удивлюсь, если автор окажется журналистом. Повествование построено по тому же "газетному" образцу: сухо излагаются события, происходившие в жизни генерала, но автор старательно избегает лезть в душу к собственному герою, не дает никаких описаний, никакой "лирики" - факты и только факты. Опять же, такой стиль - не для рассказа. Кроме того, не слишком удачно, на мой взгляд, построено само действие: воспоминания, воспоминания, воспоминания, вдруг бах - и появляется ряженый Дед Мороз с мешком подарков (это спустя считанные минуты после боя курантов???). Его появление резко выбивает из уже созданного худо-бедно настроя, а нужно оно здесь разве для того, чтобы чуть ниже провести параллель между Снегурочкой и медсестрой. По-моему, неуместен тут этот Дед, переход от воспоминаний к явлению медсестры был бы, на мой взгляд, куда естественней без него. Все эти предфинальные звонки в дверь здорово отдают "роялем в кустах". Сам же финал приводит в недоумение: А суровый Костров молча любовался своим юным новогодним подарком, и ему почему-то верилось в ту минуту, что сегодня его призраки приходили в последний раз... . В огороде бузина, а в Киеве дядька. Ну пришла вдруг медсестричка, спустя полгода вспомнила о пациенте ни с того, ни с сего (наверно. Новый год встретить не с кем было), а герой уже делает далеко идущие выводы. Смотрится это еще одной натяжкой.
  Общее впечатление: тема - темой, а исполнение - значительно ниже среднего.
  Оценка: 2
  
  Пушкинские горы
  И что у нас тут? А тут у нас пересказ сравнительно любопытной истории о том, как Александр Сергеевич к декабристам ехал, "чтобы слиться с мятежниками" (это не мои слова, упаси боже! это цитата из рассказа), а ушастый заяц ему дорогу перебежал, на том поездка и кончилась. Пересказ плавно сменяется байкой о том, как герой, чрезвычайно озаботившись судьбой памятника пресловутому зайцу, принялся названивать двоюродному братцу посреди ночи и задавать дурацкие вопросы. Братец, не будь дурак, спустя месяц-другой отплатил герою тем же. Вот и все. Для хмельной беседы, под очередной стаканчик история могла бы и неплохо пойти, а вот для рассказа, по-моему, замысел дохловат, на таком сюжет не больно-то выстроишь - просто рассказывать особо не о чем. Само же повествование довольно беспорядочно и оставляет ощущение некоторой неряшливости: долгое, занимающее добрую половину рассказа вступление; собственно события, произшедшие с героем, изложены кое-как - пьяные посиделки внезапно переходят в некую рождественскую ночь (когда одно успело смениться другим?), времена скачут, повествование идет то в прошедшем, то в настоящем времени, все это перемежается посторонними, в общем-то, отступлениями на тему "с какими известными людьми доводилось встречаться герою". Каша, да и только. Могла бы эта байка и заиграть за счет четкости построения, хорошего слога, юмора, того огонька, который может из самой незамысловатой истории сделать блестящий анекдот - но увы, ничего этого я в рассказе не заметила. А без него рассказ показался мне совершенно бесцветным и неинтересным. Подпортил впечатление и слог - в целом достаточно вялый и "невкусный", он местами просто коряв (например: "не хочу описывать Пушкинские горы и памятники ... , но вот об один - зацеплюсь", цитата, что приведена выше, и т.д.), к тому же текст не вычитан и настолько пестрит ошибками, что это начинает раздражать (например: "Костя Яковлев, который об Александре Сергеевиче знает все, утверждает, что так он и было!"; "к этой пятерке должен был примыкнуть и Пушкин." и т.д.). И наконец - рассказ просто не соответствует теме конкурса: ни к Новому году, ни к Рождеству, ни к чему-либо, связанному с этими праздниками, он вообще-то не имет отношения.
  Общее впечатление: "пациент скорее мертв, чем жив".
  Оценка: 1
  
  Пьяный Дед Мороз. Шизосказка.
  Новый год, Дед Мороз пьян в доску, Снегурочка в панике ищет кандидатов на замену. Приходят дед Мазай, Ковпак и Иван Сусанин, но ни один из них не следует положенному сценарию, каждый извращается в меру своего разумения. Снегурочка в отчаянии, дети в слезах, но тут наконец то является протрезвевший Дед Мороз - и все счастливы. Небольшой фарс, местами не лишенный некоторого остроумия, но особо смешным я бы его не назвала, грубоват юмор-то. Одноразовое чтение, причем, на мой скромный вкус, не высшего качества.
  Оценка: 3
  
  Раз в месяц
  В московском метро дожидаются некоего ребенка три Деда Мороза не совсем обычного вида, вручают дары и с чувством выполненного долга уходят своей дорогой. Ну да, волхвы, святой младенец и воздушный шарик в роли Вифлеемской звезды. И таинственные намеки на какие-то спрятанные до поры в мешках "нехорошие, страшные вещи", что подождут до следующей эпохи. И все. Что хотел сказать автор, к чему все это накручивал - а бис его знает. Сюжет невнятный, построение не показалось мне удачным - долго и со вкусом обсасываются во всех подробностях наряды Дедов-волхвов, потом вдруг суматошное сюсюканье вокруг ребенка и малопонятные намеки невесть на что и сразу рассказ обрывается в финальные пужалки - а что там еще-о у волхвов припрятано, на вам, детки, я этого не скажу, а то испугаетесь. Мучительные потуги на юмор еще больше портят и так не особо хорошее впечатление, а ворох ошибок вообще добивает насмерть. В среднем и целом - довольно невнятное и бестолковое ерничанье, поданное под видом чего-то эзотерического.
  Оценка: 1
  
  Разведчик "Далян"
  Едем дальше, на этот раз куда-то в галактические дали. Мда... стоило так далеко ехать... Вся идея рассказа сводится к тому, что едва сообразительные детки не без помощи домашнего (пардон, корабельного) робота разоблачили папу-Деда Мороза, как в шлюз постучался Дед Мороз-инопланетянин. Фантастика - фантастикой, а с логикой все равно напряг: ой много дела внеземным осьминожкам до наших поверий. Неинтересным показался сам замысел, вымученным. Как и многие другие перевертыши, рассказ неуравновешен - долгое нудное вступление, набор объема, а вся эта словесная река льется исключительно ради последнего абзаца. В результате приходится долго (спасибо ограничению объема - не очень долго) скучать, чтобы добраться наконец до этого последнего абзаца, хмыкнуть и забыть рассказ через полчаса. Хотя дети и мама на протяжении всего рассказа вертятся перед глазами, так и не возникает ни одного цельного образа, ни одного живого человека - в моем восприятии все они так и остались механическими куклами, послушно проговаривающими слова по указке автора. Их создали, двигаться и говорить научили, но душу вдохнуть не позаботились. Слог без особо серьезных провалов (во всяком случае я их не заметила), но сух и безвкусен, как хлеб, забытый на столе на пару дней.
  Общее впечатление: с горем пополам есть можно, но очень уж невкусно.
  Оценка: 3
  
  Самый главный подарок
  Стилизация, притом весьма неплохая, тут вам и слог, и характеры... Но рассказ оставил меня совершенно равнодушной. Да, прекрасно сделанная вещица, посмотреть приятно, только слишком уж далеки от меня страдания этого юноши, потому, видимо, и не трогают. Некоторые рассказы называют "женской прозой", а вот этот я бы назвала как раз "мужской":)
  Оценка: 6
  
  Самый настоящий праздник
  История о том, как два мышонка, мечтавшие о празднике, этот праздник все-таки получили. Ну что тут скажешь... милая такая, плюшевая сказочка, без какого-либо подтекста, без особого морализаторства - детям, наверно, должна понравитбся. А взрослому читателю тут, по-моему, ловить нечего, разве что ностальгически вздохнуть, припомнив свои дошкольные книжки с картинками. Написано неплохо, есть совершенно очаровательные моменты - дворничиха Автосирена; домовёнок, деловито подчищающий тарелки, очень позабавила реплика "Сева, не смей смотреть футбол! Освободи нас от этого кошмара хотя бы в новогоднюю ночь!.." А вот вторичность мышиного короля не особенно порадовала, все-таки после того же "Щелкунчика" не воспринимается этот образ в ином антураже; кроме того стоит подчистить текст, встречаются огрехи - не совсем удачно построенные фразы, вечная самиздатовская ошибка с "не" и "ни"; впрочем, оставим это на совести автора, а я обещала не устраивать работу над ошибками:) В среднем и целом: очень мило и симпатично, но на шедевр не тянет.
  Оценка: 6
  
  Санта На Ветке
  Если совсем уж краткое содержание: Санта Клаус повесился. Потому что в таможне замучили, в чудеса никто не верит, а детишкам нужно не волшебство, а подарки - и побольше, побольше. Очень грустный рассказ. И еще грустнее от того, что жизненный - как ни печально, но я не вижу в нем натяжек, случись настоящему Санте или Деду Морозу явиться в нынешний мир во плоти - ведь примерно так все, наверное, и выглядело бы. Зачем нужны сказки и чудеса миру, который больше не верит в волшебство, который превыше всего и вся ставит параграф инструкции? Миру, в котором даже дети, едва выпутавшиеся из пеленок, уже знают, что почем и откуда подарки под елкой? В котором живут не по собственному разумению, а по "так положено"? Читаешь этот рассказ и придраться-то не к чему - да, пожалуй, все так и есть, утрировано, каонечно, но подмечено верно. Только отчего-то совсем не хочется верить автору, как бы убедительно он ни писал; душа не принимает - и все тут. Что же до формы - на мой скромный вкус, она практически безупречна; никаких претензий ни к композиции, ни к языку, а персонажи прорисованы и вовсе замечательно, какого ни возьми - даже те, что появляются мельком, отнюдь не кажутся картонными. И по всему тексту рассыпаны маленькие детальки-жемчужинки: "святые люди", купившие телевизоры для интерната; девочка Эмилле, бухтящая стишок у трупа Санты; великолепная фраза мамы Эмилле. Своеобразное сочетание: мрачнейшее содержание и ненавязчивая, хотя и злая ирония.
  Оценка: 8
  
  Своевольница
  В бисероплетении есть хорошее правило: блестящего материала не должно быть слишком много, иначе блеск сольется, изделие потеряет вид. Вот именно это и произошло с рассказом. Сплошные словесные завитушки, красивость на красивости, так, что даже во рту приторный привкус остается, а под ними - ничего. Ни сюжета, ни идеи. Даже в стилизации, по-моему, надо меру знать.
  Оценка: 5
  
  Седьмая ворона
  Некая новорусская компания выезжает в лес, желая вспомнить молодость и встретить Новый год на свежем воздухе. Господа бизнесмены старательно безобразничают, сосны на спор валят, но какие-то загадочные силы вдруг превращают гадких варваров в ворон, а заодно убирают все следы безобразия. Человеческий облик оставляют только "панковатой" дочке одного из этих господ хороших, видимо потому, что девица деревья пожалела. Последний кадр - дочка неспешно топает по якобы собственным, но опять же произволом неведомой силы возникшим следам, а где-то в ментале (ой какие слова автор знает! медаль ему, умничке!) несется мысль таинственного существа: "Сейчас она (девица) ясно понимает, куда нужно идти" Типа хэппи-энд. Мораль сей сказки: дети, любите деревья, иначе вам будет а-та-та; эльфы форэва, панки тоже. Ни чувства, ни сколько-нибудь интересных идей в тексте не обнаружено.
  Что касается технической стороны... первое же ощущение: не иначе, автору производители автомобилей и алкогольного пойла приплачивают за рекламу. То и дело мелькают всякие "Порше Кайенны" и "Ред Лэйблы" - дяденька/тетенька, а с чего вы взяли, что каждый читатель обязан разбираться в марках машин и спиртных напитков? Лично я спотыкалась на этих названиях, потому как большая их часть для меня - неведомы зверушки, и вместо того, чтоб следить за сюжетом, пыталась сообразить - а это-то еще что за зверь вылез из текста и что с ним делать? С логикой в рассказе не очень хорошо; конечно, автор волен вершить любые чудеса, но скажите мне, пожалуйста, что ж это такие-сякие сверхмогущественные силы тихо мирятся со всем экологическим безобразием и в то же время взъедаются именно на этих пьяных дураков? Тут уж либо глобальные потрясения устраивать, либо могущество загадочным природолюбам очень сильно урезать, а то нестыковочка получается, стрельба из пушки по воробьям. С героиней тоже не все ясно - дитятко разухабистого бизнесмена, с сигаретой в зубах и банкой пива в руке страдающее над срубленной сосной, но при этом спокойненько так воспринимающее исчезновение отца и его приятелей, а минуту спустя целенаправленно и безо всяких эмоций шагающее куда-то по цепочке следов. При этом автор заботливо сообщает устами одного из неведомых существ, что девушка "совсем молода и ещё не успела очерстветь душой". Да уж, на редкость чувствительная натура! Хоть в ворону меня превращайте, но представить себе эту чудо-девицу я не могу, тут насильственно смешаны черты совершенно разных людей, хвост от рака, голова от щуки. К тому же, что за глубокие выводы и каким образом сделала эта девица, что теперь она "ясно понимает, куда нужно идти"? Она-то может, и понимает, а я вот, тугоумная - нет. Остальные персонажи также не блещут: новорусские господа карикатурны и собраны из набора штампиков (джипы+бутылка+мат+пистолет+баксы = бизнесмен); природа загадочных сил не проясняется вообще - то ли эльфы пришлые, то ли лешие местные, то ли вообще зеленые человечки с Марса. Декорации также прорисованы грубовато. Слог более-менее гладкий, но это - единственное его достоинство. Попадаются мелкие нелепицы, вроде "двадцатипятилетнего дерева" (девушка собственноручно его сажала или кольца на измочаленном топором пеньке считала?) или оставленных "горе-лесорубами" пней "высотою в полтора метра" (это как же рубить-то надо? мне сушняк-то валить случалось, но вот этого представить не могу - неудобно же!) В общем - не рассказ, а недотыкомка какая-то.
  Оценка: 1
  
  Сеня
  Ой... Ну вот... Распереживалась чуть не до слез. Теперь слов нет - сплошные эмоции. Совершенно замечательный, наичудеснейший рассказ, и разбирать его по косточкам совсем не хочется - ну не воспринимаю я его в виде кучки деталек-составляющих, только весь сразу, целиком, а не сюжет-стиль-герои, здесь то, здесь се. Мелькнули какие-то стилистические шероховатости, ну да бог с ними. Рассказ меня совершенно очаровал - вроде и простенько все, банальнейшая ситуация, но настолько он затягивает, что читала с замиранием сердца, а в конце чуть сама вместе с Сеней не разревелась:) Ведь удалось же автору настолько проникнуть в мир ребенка, да еще и читателей увести за собой, заставить сопереживать! Великолепный рассказ.
  Оценка: 10
  
  Сказ про обиду и прощение
  Ой, красота-а! Сказ про то, как мальчик Данила в лес пошел тайну вызнавать, чтоб отцу, лесиной зашибленному здоровье вернуть. Вызнал тайну, со всем народцем лесным перезнакомился - а там и батька на поправку пошел. Действительно рождественская сказка - и добрая, и волшебная, и мораль тут как тут. Замысел-то, если приглядеться, простенький, незатейливый, но обыгран замечательно. Весь рассказ пронизан духом доброго волшебства и написан настолько "вкусно", ярко, что оторваться невозможно. И тут же вспоминаются сказы Бажова - не на них ли оглядывался автор, пока писал? Возникает объемная, яркая картинка, вживе видится и заснеженный лес, и древние, языческие еще персонажи, почти забытые, только в сказках их еще и встретишь иногда. И то - все реже и реже. Я очень рада, что хотя бы изредка, но все же случаются рассказы, в которых "русским духом пахнет" и слышен пусть и ставший (увы) уже архаичным, но живой русский язык, не выхолощенный канцеляритами и англицизмами. Единственное, чем попрекну, пожалуй - со стилизацией языка, по-моему, автор немного переборщил. Местами всяческие "дак, нонче" и т.п. немного режут слух, делают речь слишком нарочитой. Ну и со знаками препинания не все ладно.
  Общее впечатление: чудеснейшая сказка! Непременно для дочки распечатаю.
  Оценка: 10
  
  Сказка или 17 мгновений из жизни Ивана Денисовича, рассказанные им самим в форме анекдота с прологом и послесловием
  Мда. У кого Новогодний и Рождественский, а у автора этого рассказа, похоже, все еще трэш-конкурс продолжается. Дяденька/тетенька, ау! Декабрь-месяц на дворе! Или вы адресом случайно ошиблись. Ладно, подрядилась, так буду разбирать на косточки и прочее, что там найду в этом рассказе. Итак, что у нас там. А там у нас мизантропические рассуждения на две трети объема, катастрофа в метро, кровавая каша, но герой-таки выживает на пару с некой девицей и спустя N дней их, как ни удивительно, спасают (да уж, не зря жанр "сказки" указан: в любом другом жанре я бы назвала это грубым логическим ляпом, а сказка... ну да, в сказках и печки летают). В больнице выясняется, что герой спасен, по всей видимости, молитвами сей девицы, а девица - не иначе молитвами героя. Их выписывают в один день, звонит колокол, Рождество. Восторг и счастье - рассказ кончился. Таким образом, большую часть рассказа занимают мысли героя о том, что мир - та еще бяка, а длинный язык до добра не доведет, а также описание кровавой каши в подземке; упоминание молитвы в конце производит впечатление посторонней вставки из серии "ой, вспомнил - вы там доброго и светлого хотели?". Причем, надо отдать должное, пишет автор умело, вниманию читателя "уходить" не позволяет, слог вполне приличный, хоть и не люблю я этакую отрывистость да и нарочитую грубость тоже, но это уже мои личные проблемы. Но все это растрачено на неинтересный, кое-как слепленный замысел. Полную неправдоподобность событий спишем на жанр. Впрочем, именно эта неправдоподобность - единственное, что связывает данный рассказ со сказками, во всех остальных отношениях жанр этот к рассказу - сбоку припека; сказка все же подразумевает и довольно специфические построение и слог, и некоторую нравоучительность, и яркие типажи. Здесь же все это отсутствует. Т.е. выбор жанра некорректен и служит только для оправдания логических натяжек - еще один минус рассказу. О "живости" героев рассуждать не будем, они там по замыслу полумертвые; отмечу, правда, что некоторой индивидуальностью своего несчастного героя автор все же позаботился наделить. На героиню, видимо, уже терпения не хватило или не посчитал нужным. Итого - рассказ написан не то, чтоб вовсе без таланта, но талант в данном случае, как мне кажется, потрачен впустую, овчинка выделки не стоила. К теме конкурса рассказ никакого отношения не имеет, а если вспомнить пожелания организаторов, то послан на конкурс, по всей видимости, издевательства для. И на какую оценку, интересно, автор рассчитывал?
  Общее впечатление: завернуть в пакетик, перевязать ленточкой и аккуратно перенести на трэш-конкурс.
  Оценка: 3
  
  Станционный смотритель
  Сломалась у человека машина под самый Новый год, да еще и у глухого полустанка, где и поездов-то - раз, два и обчелся. Разговорился о жизни со станционным смотрителем, любовь первую, несчастливую, помянул. Вспоминает человек, сам не зная, чего ему надо, а надо-то всего лишь - прощения. Замечательный рассказ - неторопливый, обстоятельный и задуматься много о чем заставляет. Очень понравилось, что автору не только есть, что сказать, но и преподнести он свою мысль сумел спокойно, ненавязчиво, без мелодрам и нудного морализаторства, и о декорациях не забыл - изумительно живая картинка получилась, да и герои все тоже живые, без следа картонности. Один из наиболее симпатичных мне рассказов на конкурсе.
  Оценка: 9
  
  Сыпать, или не сыпать?
  Байка о том, как сообразительный мужик, воспользовавшись забытым почти обычаем, себе водочки добыл. Маленькое такое столкновение современной жизни со старым, кажущимся нелепым в этой жизни обычаем, и в центре внимания - классический хитрющий мужичок, без которого не обходится добрая половина народных сказок. Вообще (извините за отступление; авторов поругиваю за них, а сама?:) забавно, как Ванька-дурак, Емеля или тот же находчивый солдат постепенно эволюционируют, превращаясь во всяческих сантехников дядь-Васей и другие вполне обычные для городского пейзажа фигуры. Времена меняются, меняются декорации - а старые добрые типажи остаются, приспосабливаются к новым условиям. Впору специалистов с Беса звать, с архетипами разбираться:) Но вернемся к нашим баранам. И сама история достаточно забавна, и обыграна она весьма неплохо. Хорошо выстроен сюжет, без затянутых отступлений и без лишней торопливости, очень точно передана атмосфера послепраздничного утра, а персонажи этой байки не выглядят марионетками, каждый наделен индивидуальностью. Слог весьма и весьма приличный, разве что попадаются длинноватые предложения, которые так и хочется где-нибудь разбить точкой. И, что меня порадовало, юмор не кажется натужным.
  Общее впечатление: чудесная байка, читать приятно. А вообще, кто знает - не подобные ли байки через столетие-другое будут называться "русскими народными сказками"?;)
  Оценка: 8
  
  Тысяча ночей и одна новогодняя
  Сидит в обшарпанной комнатке некий человек, тысячу ночей сиднем сидит, а на тысячу первую новогоднюю ночь приходит некто и выводит горемыку на свет божий. И все сразу становится хорошо, хэппи энд. Мда... ни два, ни полтора. Для иносказания - слишком много подробностей, для реалистической прозы - слишком много нестыковок (ага, сидел, не ел, не пил, до ветру не ходил), для притчи - слишком мало смысла. Не рассказ, а вопль тоски, такое впечатление, что кроме "как мне, одинокому, плохо, выведите меня кто-нибудь, чтоб стало хорошо!" автору и сказать-то особо нечего, вот и толчет бедолага воду в ступе. И ждет доброго дядю, чтоб вывел несчастного героя из узилища. Сочувствую, конечно, но все равно, на мой скромный вкус, это не рассказ - это пустые страдания у незапертой двери.
  Оценка: 3
  
  Чебуречная рапсодия
  Таксист, по милости повара из любимой забегаловки возмечтавший за компанию о настоящих греческих чебуреках, пришел в ресторан и обнаружил, что чебуреки - вовсе не греческое блюдо. И, лишившись своей мечты, конечно решил потоптаться и по чужой. Неплохо написанный рассказ, разве что к построению придерусь - вставка с аэропортом показалась посторонним довеском к основной сюжетной линии, а так все аккуратненько и даже довольно колоритно. Но, по-моему, выше крепкой хорошей серединки рассказ не тянет - не увидела я в нем никакой "изюминки", чтоб зацепила, запомнилась; хорошо, но и только. Да и к теме конкурса он, в общем-то, отношения не имеет.
  Оценка: 6
  
  Чудо новогоднее
  Безыскусная, но хорошая идея; мягкий добрый рассказ с внятным сюжетом, живыми людьми и написанный хорошим языком. Пустячок, а приятно:) Серьезных провалов не вижу, можно удивиться разве странности поступка Васи, но ведь влюбленные, как известно - люди сумасшедшие, такие и впрямь в Новогоднюю ночь в лес за елкой рвануть могут. Теплый рассказ и герои его доверяют друг другу, вот это мне и понравилось в нем больше всего. Может быть, кто-то и попрекнет героиню излишней доверчивостью, но мне она близка и понятна - сама родным людям привыкла доверять и другим того желаю.
  Впечатление - кому как, а мне понравилось:)
  Оценка: 7
  
  Шампанское для домового
  Приятный, спокойный и уютный рассказ, даже байка скорее; сидят себе люди беседуют, пожилая соседка о домовых рассказывает - кто такие, да чем живут, да как их уважить. Ну а герой слушает и на свой современный лад осмыслить пытается. Непритязательная история, но симпатичная, и написана неплохо, но впечатление портит некоторая грубоватость языка - то словечки сленговые проскользнут, то метафора не слишком удачная, то тихонечко так в самом конце душком экологического митинга потянуло - капельку совсем, а все ж неприятно было. Шедевром не назову, но читала не без удовольствия. Но текст стоило бы, по-моему, почистить.
  Оценка: 7
  
  Шапка
  Ну как всегда: как ругать - так хоть знаешь, за что именно, а как хвалить - так и слов не подберешь:) Хороший рассказ. А пересказывать не буду, чтоб удовольствие читателям не портить /считайте, что тут нарисована рожица с высунутым языком/. Любопытная деталь: хотя повествование идет от третьего лица, читатель видит происходящее глазами героя, "слышит" его мысли и воспоминания - и вот тут-то получается интересная штука. Образ героя как бы раздваивается, одна половинка - то, как герой видит себя сам, его самооценка, если угодно; другая складывается из обмолвочек, мелких деталек и т.п. - и из всего этого вырисовывается уже совсем другая сторона его личности. И вот из наложения этих половинок складывается живой образ, объемный характер. Пожалуй, это единственный из прочитанный мной конкурсных рассказов, где использован настолько умело и четко такой прием. И что еще весьма порадовало - что к финалу рассказ не скатился в мелодраму (а я, грешным делом, побаивалась насильственно приметанного белыми нитками хэппи-энда), концовка логична и закономерна, на портрет героя ложатся завершающие штрихи, а перед читателем появляется во всей красе последний (по времени "выхода на сцену", но отнюдь не по важности) персонаж - мамочка героя, исполняющая роль кукловода. И вновь нельзя не отметить умение автора создавать характеры: если образ самого героя проявлялся постепенно, складываясь из множества мелочей, то мама его прорисована буквально несколькими мазками-фразами - а характер не менее ярок. Что же касается придирок, то - только по мелочам. Где-то в серединке автор запутался с именами (вместо Нади вдруг появилась какая-то Катя), в самом начале попалась очень уж тяжеловесная фраза ("Олег чувствовал себя пепельницей, полной окурков, ореховых скорлупок и фантиков, забытой нерадивой официанткой на столике в кафе"), да еще смутила "чешуя здравого смысла". Вот и все.
  Общее впечатление: отличный рассказ!
  Оценка: 8
  
  Шар
  Ностальгическая такая миниатюра, не то воспоминания пополам с околофилософскими размышлениями, не то имитация оных. Поделился автор настроением, почитала я, покивала, ан не прониклась. Да, ностальгия - но не моя. Не понравилось построение рассказа - череда фрагментов, кусочков, причем выдержанных в довольно-таки разном стиле, будто пару разных бус случайно рассыпали, а потом снизали на одну нитку, как получилось. То и дело меняющийся шрифт даже глаза раздражает. Замысел показался мне довольно расплывчатым и столь же расплывчатое и невнятное осталось впечатление - вроде и слог хорош, и образы ярки, и настроение есть, а рассказа-то вроде и нет, так - череда чужих воспоминаний.
  Оценка: 5
  
  Santa_Moroz
  А что, когда автор название рассказа набирал, у него русская раскладка клавиатуры отключилась? Или он буквы русские забыл? Могу букварь подарить, в порядке гуманитарной помощи. Итак, что здесь... Здесь у нас мальчика отправили к бабушке в деревню, а посреди Новогодней ночи постучался странный старик с провалами в памяти, подарил самодельную игрушку и ушел. Бабушка сказала, что старик когда-то свалился с неба в санях, ударился головой, все забыл и с тех пор каждую зиму бегает по деревням и подарки раздает. Надо понимать, это Дед Мороз, страдающий амнезией. Да, жалко дедушку, одиноко ему, бедолаге. Вероятно, автор пытался вызвать сочувствие к старику и задуматься, быть может, о тех, кто коротает праздничную ночь в одиночестве и неуюте, но, увы, облечь мысль в сколько-нибудь приличную форму ему не удалось. Ни настроения в рассказе, ни атмосферы, ни образов, герои совершенно безлики. Язык мертвый, на уровне пятиклассника, ни разу в жизни не читавшего художественных книг; сплошь рубленые короткие предложения, словно автор запятых боится (правильно боится, наверно, там еще и грамматических ошибок хватает). Разбирать-то даже нечего, оценивать тоже. Общее впечатление: да никакое.
  Оценка: 4
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"