Влиятельное издание выступило против приравнивания сталинизма к гитлеризму — «двойного геноцида» не было
Сергей Орлов
167
Как известно, Литва приравняла сталинизм к гитлеризму на официальном уровне, приняв законы, запрещающие нацистскую и советскую символику, предусматривающие уголовную ответственность за отрицание и умаление гитлеровской и советской оккупаций. Идеологический фундамент был заложен в прошлом году на Парламентской ассамблее Совета Европы в Вильнюсе, когда депутат Сейма Литвы Вилия Алекнайте-Абрамикене выступила одним из инициаторов резолюции, приравнявшей сталинизм к гитлеризму. И вот на днях во влиятельной британской газете вышла статья известного обозревателя Джонатана Фридланда с таким многозначительным названием «Могу понять, почему литовцев привлекает теория „двойного геноцида“. Но от этого она не менее отвратительна» («I see why 'double genocide' is a term Lithuanians want. But it appals me»).
Особый интерес автора понятен — одна из ветвей его семьи происходит из литовской деревни Байсогала, что под Шяуляем. И вот что увидел Джонатан Фридланд, посетив эту балтийскую республику.
«Я своими глазами увидел, что сегодня в Девятом форте (старинная русская крепость в Каунасе, приспособленная нацистами под концлагерь. — С.О.) есть не только мемориал в память жертв нацистов, выполненный в советское время в стиле соцреализма, но и новая экспозиция, рассказывающая о репрессиях советской эпохи — хотя связь ее темы с этим местом, мягко говоря, не очевидна. Естественно, я понимаю, почему литовцы хотят сохранить память о временах ГУЛага и депортаций в Сибирь. Эти события происходили позже, чем Вторая мировая война, репрессии продолжались дольше, и некоторые из тех, кого они затронули, до сих пор живы. Кроме того, в течение четырех послевоенных десятилетий говорить о пережитых страданиях было запрещено, что лишь усиливает стремление признать эти факты, и увековечить их».
Однако автор признается, что ему не по силам принять тезис о «двойном геноциде». «Во-первых, когда уравниваются преступления нацизма и коммунизма, мы, как правило, не видим честного рассказа о первых, — пишет он. — В табличке на стене Девятого форта, к примеру, говорится лишь о «нацистах и их пособниках». Там не упоминается, что этими «пособниками» были добровольцы-литовцы, с готовностью истреблявшие своих сограждан еврейской национальности. В ходе путешествия по стране — а я посетил целый ряд памятных мест, связанных с войной — я нигде не увидел признания голой, неприглядной правды: тот факт, что доля погибших среди литовских евреев (более 90%) была одной из самых высоких в оккупированной нацистами Европе, в основном обусловлен тем, что гитлеровцам активно помогало местное население. Более того, литовцы начали истреблять евреев 22 июня 1941 года, когда наступающие немцы еще не заняли их территорию.
Во-вторых, даже если теоретически имеется в виду, что надо помнить об обоих «геноцидах», на практике эта «память» очень быстро начинает шутить с вами мрачные шутки. Возьмем Музей жертв геноцида на проспекте Гедимина в центре Вильнюса. Вы, наверно, подумали, что там представлены свидетельства об истреблении евреев, одной из главных арен которого стал Вильнюс. Так вот, вы ошибаетесь. О Холокосте в экспозиции нет ничего. Внимание уделяется исключительно репрессиям КГБ. Снаружи находятся два больших памятника жертвам Москвы. Если вы хотите что-то узнать о гибели 200 тысяч литовских евреев, вам надо покинуть центральную улицу и пройти довольно большое расстояние по переулку: там находится крохотный Зеленый дом, где ютится музей Холокоста — но он закрыт на ремонт, а директора музея власти постоянно пытаются снять с должности".
По признанию обозревателя The Guardian, даже если бы власти скрупулезно соблюдали баланс и говорили всю правду не только о преступлениях коммунистов, но и о нацистских зверствах, он бы не принял теорию «двойного геноцида». Знак равенства здесь фальшивый, считает он. «Никто не стремится занять „первое место“ среди пострадавших, но нельзя и говорить о том, что людей, которых „арестовывали, допрашивали и сажали в тюрьму“ — пользуясь терминологией Музея геноцида — постигла та же судьба, что и убитых евреев, хотя организаторы экспозиции пытаются объединить и тех, и других под одним расплывчатым понятием „жертвы“. Репрессии советского периода были ужасны, но геноцидом их не назовешь: арест и расстрел во рву у форта — не одно и то же. Это несопоставимые вещи, и утверждать обратное — значит лишать понятие „геноцид“ всякого смысла».
По мнению профессора Эгидиюса Александравичюса из университета имени Витовта Великого в Каунасе, многим литовцам нравится думать, что их предки убивали евреев в качестве «возмездия» за все беды, что причинили им коммунисты. Преподаватель идиша Давид Кац из Вильнюса предполагает, что дело в геополитике: «Это „большая дубинка“ против современной России». Кац считает также, что литовцы хотят видеть себя «идеальным» народом с незапятнанной репутацией, а признание правды об участии в Холокосте угрожает этой концепции.
«Международному сообществу надо занять принципиальную позицию, — пишет Джонатан Фридланд. — Литва — член ЕС и НАТО. И ее партнерам по этим двум альянсам необходимо четко заявить Вильнюсу: ему нужно посмотреть в глаза правде о собственной истории, какой бы горькой она ни была. Только тогда призраки прошлого оставят страну в покое».
Понятно, что литовским политикам, придерживающимся теории «двойного геноцида», непродуктивно дискутировать с влиятельным лондонским изданием, поэтому пока что вильнюсские СМИ противопоставили его позиции точку зрения британского политика, бывшего евродепутата Даниэля Ханнана, который опубликовал в The Daily Telegraph ответ Фридланду: «Точно ли преступления Сталина были менее страшными, чем Гитлера?»
«Встает важный моральный вопрос, — пишет он. — Является ли классификация людей по доходам и образованию более оправданной, чем классификация по расовому или религиозному признаку? Нацисты и советская власть убивали людей определенных категорий, а не как индивидов». Ханнан напоминает: в ГУЛАГе и в ссылках погибло немало людей. Однако из-за манипуляции цифрами, смыслами и подмены объекта спора возникают сомнения и по поводу его аргументации в целом. Так, британский политик явно стремится усугубить преступления сталинизма, сообщая, что «когда в 1940 году Красная армия оккупировала балтийские страны, были сосланы или убиты 130 тысяч мужчин, женщин и детей». Но если говорить о Литве, а спор-то о ее истории и ее концепции «двойного геноцида», эти показатели в тот период реальности были в разы ниже.
Автор манипулирует словами «сослали» и «убили». На самом деле «сослали», но правда и то, что часть депортированных погибла от лишений в ссылке. Не оправдывая сталинских репрессий, следует заметить, что депортации, оставаясь ужасным преступлением, все же не являются ежедневным массовым убийством литовскими националистами мирных людей у расстрельных ям. На эту разницу постоянно обращают внимание литовские интеллектуалы, но профессиональные «патриоты» делают вид, будто не замечают.
Что касается цифр, то по данным Центра исследования геноцида и резистенции жителей Литвы, за весь период 1940—1953 гг. г. из Литвы было депортировано около 132 тысяч человек, хотя Ханнан уверяет, будто позднее, «в 1944 году, когда вернулась советская власть, в течение десятилетия арестовали еще 400 000 человек», запутав вовсе, имеет ли он в виду Литву или Прибалтику в целом. К тому же он утверждает: «Во время нацистской оккупации 1941−1944 гг выслали или убили еще 300 тысяч человек — в основном евреев, и в основном из Литвы». А это прямая ложь обратного свойства. Евреев не высылали, а убивали. Цифры занижаются, и снова приравниваются слова «выслали» и «убили», только уже в пользу нацистов. Потому что на самом деле убили. И в одной только Литве — больше 200 тысяч евреев, не говоря уже о десятках, если не сотнях тысяч русских военнопленных: недавно выяснилось, что только в одном лагере под Вильнюсом нацисты уничтожили не несколько тысяч военнопленных, как считалось ранее, а 100 тысяч. А еще были лагеря под Клайпедой, в Латвии — Саласпилс, в Эстонии — Клоога. И сеть мелких лагерей во всех трех республиках.
В Латвии и Эстонии тоже было уничтожено почти все еврейское население — кроме тех, кто успел сбежать. И тысячи военнопленных разных национальностей… Если же добавить сюда жителей коренной национальности, действительно сосланных на работы в Германию, то 300 тысяч Ханнана не выдерживают вообще никакой критики. Но неискушенному читателю преподносят, будто в сталинский период было «сослано и убито» больше, чем в гитлеровский.
«Надо заметить, что независимая Литва всячески избегает преследования участников геноцида евреев — Холокоста, а некоторые напоминания о трагических страницах истории, связанных с деятельностью „лесных братьев“, трактует как посягновение на святую память борцов за свободу. Если проявить ретивость в исследовании этого вопроса, можно заработать срок за умаление советской оккупации», — считает вильнюсский обозреватель Егор Бурчалов.