Обухов Платон Алексеевич : другие произведения.

Первый день рождения Эдуарда Штейнберга после смерти художника: величие Штейнберга становится все более явным, ощущение вклада в искусство - все более значительным

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    3 марта 2013 года исполнилось бы 76 лет великому русскому художнику Эдику Штейнбергу, последователю Казимира Малевича и Эль Лисицкого, жителю Тарусы и Парижа, уникальномуживописцу и прекрасному порядочномучеловеку, который в какой-то степени был живой совестью Тарусы

  Незаметно пролетел год. Год, который мы прожили без Эдика Штейнберга.
  За этот год и в Париже, где он умер, и в Тарусе, где он был похоронен, и в России и в Европе в целом произошло столько изменений, что их даже невозможно до конца вместить в голову. Тектонические сдвиги в политике и экономике, потрясения и пертурбации, на которые раньше требовались десятилетия, а то и столетия -Љ все они произошли всего лишь за какой-то один короткий год. В этом смысле 2012... 2013 год навсегда войдет в историю, и потомки еще долго будут вспоминать это судьбоносное, в прямом смысле слова историческое время. Обжигающее время - столько по-настоящему острых, важных, ключевых вещей случилось за этот период.
  Многому из того, что случилось за этот год, Эдик не был бы рад. Сын дважды брошенного за колючую проволоку Гулага и чудом выжившего поэта Аркадия Штейнберга, он явно испытал бы омерзение от появления на улицах российских городов одиозных "сталинобусов" с портретами усатого грузинского монстра, и с брезгливостью отнесся бы к заявлениям тех, кто, до сих пор не встав в душе с колен, по-прежнему пресмыкается на брюхе и пытается всячески обелить тирана и человекоубийцу - от кинорежиссера-коммуниста Владимира Бортко до Айпербергена Динмуханисирова.
  Главным же позитивным фактором прошедшего года стало появление фигуры Путина как консолидирующей и цементирующей, в полном смысле слова опорной силы. Без Путина не будет России, без Путина не будет стабильного и нормального российского общества. Во всех бушующих передрягах, которые сотрясают Россию, Путин выглядит как якорь, который твердо держит ее, держит благосостояние наших людей, держит жизнь в обществе.
  В этом стабильном путинском российском обществе искусство Штейнберга как никогда актуально и востребовано.
  Ведь искусство Эдика живо и современно. Э.А.Штейнберга уже нет с нами, но его картины живут, дышат, существуют.
  Живые картины - такие, которые заставляют вновь и вновь обращаться к себе, рассматривать, учиться - может делать только талант с большой буквы. Такой, каким был при жизни Эдик.
  Эдика нет, но его картины - живы. Что может быть лучшей наградой художнику?
  Когда-то, на заре своей юности, когда Эдик только учился рисовать, когда в роли его первого учителя выступал его отец, поэт и художник Аркадий Акимович Штейнберг, между ними - отцом и сыном, профессиональным художником и начинающим - частенько возникали разговоры о том, что же такое художник? В чем его призвание? Как состояться в этой профессии? Как сделать так, чтобы твой труд не пропал даром, был нужен людям?
  Все это - проклятые, дьявольские вопросы, которые невольно задает себе каждый художник, но на которые далеко не каждый может ответить внятно или утвердительно.
  Тогда, когда Эдик был совсем молод, он задавал себе эти вопросы, но отвечать на них не мог и не хотел. Он просто работал - надеясь, что когда-нибудь станет художником. Потом, когда он уже стал зрелым, подлинным мастером, он снова не задавал себе эти вопросы. Зачем? Надо просто работать. А о том, стал или нет он художником - по большому, по гамбургскому счету - лучше всего скажет сама жизнь. Об этом скажет История.
  Вот она и рассудила. Огромное количество людей, которым нужны картины Эдика, людей, для которых они - не пустой звук, людей, которые эти картины изучают, живут ими - они и есть ответ на вопрос, каким художником был Штейнберг, и нужно ли его искусство людям.
  Оно нужно людям гораздо больше, чем искусство тысяч других художников. Это искусство стало частью нашего художественного ландшафта. Вырвавшись за границы Тарусы, за границы России, за границы Парижа, где творил и где умер художник, оно облетело весь мир.
  Малевич давно умер. Но незримое зная великого творца Черного Квадрата подхватили другие. И сквозь полосу и пелену забвения, сквозь непонимание, замалчивание, отрицание и шельмование пронесли вперед и утвердили на сияющем Холме искусства.
  Сколько сломали копий на том, что абстрактное искусство не нужно некоему, тоже абстрактному, "народу", не нужно людям, не нужно советскому человеку.
  А оказалось, что абстрактное искусство нужно ВСЕМ. И что тоньше и сложнее этого искусства сложно что-либо себе представить. Что именно это искусство будит мысль, ведет вперед, определяет наше настоящее и будущее.
  Штейнберг был одним из абстракционистов. Гонимых, презираемых, непонимаемых. Чуждых советскому зрителю и человеку. А стал - одним из наиболее любимых и востребованных художников современности.
  Точно так же, как и Малевич, он "доказал" свою полезность, свою нужность, хотя совсем и никогда не стремился ничего "доказывать". Он просто жил, творил свое искусство - и оно в конце концов и сказала свое веское слово.
  Слово, которое звучит сейчас, как набатный колокол, и будет звучать в веках.
  Нам, живущим сейчас, не дано предсказать, что и как будет через столетия. Заглянуть вперед невозможно никому, даже Богу.
  Но мне кажется, что и через двести, и через триста лет имя Штейнберга и его искусство будут звучать и красоваться весомо и действенно. И что человеческий и художественный подвиг Эдика будет пылать в умах и сердцах людей, и будет вызывать все новых и новых подражателей.
  Ловлю себя на мысли: мне очень не хватает Эдика, не хватает общения с ним. он говорил не слишком много, но всегда - веско. Один наш Президент сказал, что его слова отливаются в граните. Насчет себя он, конечно, пошутил. А вот слова Штейнберга западали в душу. С ним можно было посидеть, поболтать - и словно прозреть. Увидеть и понять какие-то простые, но важные вещи. Он умел буквально в нескольких словах очертить то время, которое мы переживали, те проблемы, которые стояли перед народом, перед страной. Он говорил, как простой человек, незатейливо и коротко. И всегда - в точку. И теперь, в еще более бурную эпоху, не хватает Штейнберга-поводыря, который несколькими точными словами сумел бы дать направление, почувствовать свое место в этом мире, осознать, куда же все-таки идти.
  Да, есть Президент, есть знамя, есть страна, а Эдика - не хватает. И только и остается вспоминать драгоценные в подлинном смысле слова минуты встреч с ним. Выскребать из сусеков памяти его замечания. Вспоминать его мудрые реплики. И жалеть, что мы о чем-то не договорили, не дообъяснились, что он мне чего-то не дорассказал...
  
  Вспоминается его 70-летие, которое отмечали в Тарусе. Стояла жуткая, ненастная погода. На ледяной снег с хмурого неба лил такой же обжигающе-ледяной дождь. Ноги не шли по ледяной дороге, разьезжались, машины падали в кюветы. Ока угрожающе дремала под спудом льда, грозя жутким разливом. было очень холодно, зябко, неуютно. Колючий ветер резал лицо.
  Но было почему-то ясно, что впереди, и очень скоро - весна. Весна священная, весна человеческая.
  И она настала. Скорая, теплая, прекрасная, осененная замечательными картинами Э.А.Штейнберга - звучными, яркими, красочными, как само весеннее небо над головой.
  Эдика Штейнберга уже год как нет с нами. В этом году мы могли бы отметить его 76-летие, но эту дату придется отмечать без него. И все равно, Эдик - как живой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"