Один Современный Автор : другие произведения.

Христианская Церковь. Ч.2. (первые шаги)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение работы "Христианская Церковь". Изложение первых шагов, которые следует совершать человеку, заинтересовавшемуся христианской верой. Краткое описание основ духовной жизни - таких как молитва, чтение Библии, посещение храма, пост и др.


   II.
   (Первые шаги.)
  
   (вступление)
  
   Выше говорилось, что главное для спасения -- это вера в Иисуса Христа, в искупительное значение для нас Его Крестной смерти и Воскресения, внутреннее стремление следовать за Ним, исполнять в своей жизни то, чему Он учил. Но все это предполагает определенный образ жизни, определенные средства, которые поддерживают и укрепляют человека на этом пути. Кроме того, вера, имеющая начало в самых глубинах души человека, некоторым образом должна проявляться в его внешней жизни, в определенных действиях, согласно слову Евангелия "вера без дел мертва". Все это определяет образ жизни верующего (или стремящегося к вере) человека, составляет определенные полезные правила его внешней и внутренней жизни. Мы здесь коснемся именно тех правил, которые полезны на первых этапах духовной жизни, способствуют обретению и укреплению веры. Другие полезные правила, свойственные уже верующим, живущим церковной жизнью людям, будут изложены в следующих частях.
  
   (О молитве.)
  
   На первом месте среди этих средств стоит средство внутреннее -- молитва. Молитва -- это наша внутренняя беседа с Богом, наше непосредственное, происходящее в глубинах нашей души общение с Ним. Поскольку Бог -- Творец всего мира, в т.ч. и нас, с нашими разумом и чувствами, то Он видит нас, все глубины нашей внутренней жизни, и всегда слышит нас, когда мы от всей души, из этих глубин обращаемся к Нему. Поскольку Он -- наш любящий Отец (именно эту весть принес на землю Христос), Он всегда готов помочь нам во всем добром, соответствующем Его воле, полезном для нас, о чем мы Его просим. Поэтому мы можем обращаться к Нему искренне и свободно, как это обычно свойственно нам в беседе с теми, кого мы любим и кто нас любит. По существу, мы можем обращаться к Нему как к близкому человеку, которого мы любим и уважаем -- но только помнить при этом, что Он бесконечно мудрее и выше нас.
   Как и при общении с человеком, о котором только что говорилось, наше общение с Богом, в основном, будет состоять из нескольких основных мотивов. В наших неслышных, внутренних беседах с Ним мы будем Его за что-то благодарить, о чем-то просить, внутренне сокрушаться, если мы били перед Ним в чем-то не правы -- и просто радоваться тому, что Он есть, тому, что мы имеем возможность общаться с Ним. Может показаться, что не только из этого обычно состоят беседы между людьми. Но здесь нужно иметь в виду исключительность положения Бога как Творца мира и нашего Творца, что исключает в большинстве случаев возможность обращения к Нему "на равных". Более глубокие виды молитвы -- молитва-размышление, молитва-беседа с Творцом -- являются тайной внутренней жизни более совершенных в духовном отношении людей, таких, каким был великий пророк Моисей.
   Человеку, только начинающему свой духовный путь, обычно непросто бывает обрести навык молитвы. Чтобы облегчить этот труд неопытному человеку, существуют сборники готовых молитв, которые помогают развить в себе эту способность. Ведь точно так же при обучении науке используются сборники готовых задач, проверенных опытом многих поколений преподавателей и учеников, а при обучении музыке используют сборники таких же готовых "классических" пьес. Так же и такие молитвенные сборники (называемые молитвословы) являются "школой" для верующего человека, помогают ему правильно с самого начала наладить свою молитвенную жизнь. В них собраны лучшие молитвы, составленные в течение прошедших веков достигшими высокой степени соединения с Богом, или святыми людьми.
   Здесь идет речь о молитвословах Православной (или восточной) Церкви, многие из которых составлены на древних языках (в частности, на церковнославянском). Использование древних языков в изложении молитв свидетельствует о древности этой Церкви, которая хранит и в своей современности некоторые черты своей древней истории, и тем сохраняет духовную связь с предшествующими поколениями верующих. Звучание древних языков лишь отчасти затемняет от нас смысл молитв, но ничуть не делает их менее спасительными. Обычно человек сам испытывает потребность вникнуть в смысл древнего языка, прикоснуться к тому, как славили Бога его предки много веков назад. Понимание смысла молитв на древних языках при действительной серьезности намерений человека обычно не представляет особых трудностей.
   Но вернемся к другому виду молитвы -- свободной беседе с Богом, происходящей в глубинах нашей души, без молитвослова. Такую молитву тоже надо в себе развивать, так же, как, к примеру, изучающему науку полезно самому ставить перед собой некоторые задачи и решать их, а изучающему музыку -- самому, помимо игры готовых пьес, пробовать немного сочинять и импровизировать. Выше были перечислены 4 основных вида такой молитвы. Теперь остановимся на них подробнее.
   Молитва благодарения. Она обычно начинается словами -- "Благодарю Тебя, Господи...", или "Спасибо Тебе, Господи..." -- и дальше человек высказывает те или иные слова благодарности. Чувство благодарности -- важнейшее, высшее свойство в человеке. Благодарим мы Бога за те или иные события и обстоятельства нашей жизни, за наши умения и способности, за близких людей, вообще, за все, что мы в этой жизни имеем. Чувство это основано на сознании того, что Он сотворил весь мир, всю природу и самих нас, и на понимании того, что все, что ни есть в нашей жизни -- в конечном счете от Него. Мы можем благодарить Бога даже за саму эту жизнь, за этот мир, за то, что мы в нем живем. На более высоких ступенях духовной жизни человек понимает, что можно благодарить Бога не только за добрые обстоятельства, но даже (как это ни покажется странно многим), за разные несчастья и неприятности, поскольку именно такое расположение души приводит к тому, что эти несчастья в конечном итоге служат нашей же пользе, ведут нас к лучшему познанию Бога.
   Молитва прошения. Такая молитва обычно начинается словами "Помоги мне, Боже..." или "Научи меня, Боже..." и т.д. В такой молитве мы обычно просим у Бога помощи в каких-то непростых жизненных обстоятельствах, сил и разума для того, чтобы научиться правильно поступать в какой-то жизненной ситуации, или, быть может, терпения, чтобы их перенести. Можно просить у Бога помощи в том, чтобы начать и совершить какое-либо дело, наладить свои отношения с какими-либо людьми, или помощи каким-либо людям. Можно просить просто исцеления от болезни -- для себя или для других -- и т.д. Главное в таких случаях, чтобы мы выражали перед Богом свои искренние стремления и чувства, и, кроме того, стремились, чтобы они были угодны Богу, соответствовали Его воле. Это выражает, например, такая молитва: "Господи, помоги мне в том-то и в том-то, дай мне то-то -- но, впрочем, как это Тебе угодно. Сделай для меня так, как Ты считаешь полезным". Или: "Я хочу, чтобы для меня было так и так -- но Ты открой мне Свою святую волю." Таким образом, не все молитвы должны сбываться -- не следует этого слишком поспешно ожидать. И, тем не менее, такое обращение к Богу, с открытием Ему своих нужд и стремлений, согласно опыту множества верующих, приносит душе несомненную пользу.
   Молитва сокрушения, или покаяния. Не секрет, что все мы совершаем в своей жизни ошибки. Обычно мы ощущаем это как некоторое бессознательное чувство неловкости, некоторой собственной внутренней неправды, которое мы называем совестью. Подобные ошибки омрачают нашу внутреннюю жизнь, как бы замутняют наш внутренний взгляд, и, накапливаясь, приводят к серьезным нарушениям в этой внутренней жизни. На повседневном языке верующих эти ошибки называются грехами. Сама их возможность объясняется первоначальным грехопадением, благодаря чему мы можем в своей жизни ошибаться, т.е. не всегда и не во всем творить Божью волю. Но христианская вера дает нам удивительную возможность исправления этих ошибок. Оказывается, нужно просить у Бога прощения за все, в чем мы поступили в своей жизни неправильно, т.е. в чем нас осуждает совесть -- и тогда эти ошибки как бы "снимаются" с нас. Происходит это потому (?), что Бог есть изначальная, совершенная Правда, и таким образом, обращаясь к Нему с сокрушением о том, в чем мы отступили от правды, т.е. от Него, мы "изглаживаем" эти ошибки и возвращаемся к общению с Ним. Происходит это, конечно, не сразу. Молитва покаяния может оказаться долгим трудом, который совершает человек день за днем, в течение долгого времени, постепенно все глубже и глубже разбираясь в себе, в том, в чем же он в своей жизни отступает от Божьей правды. Обычная форма такой молитвы: "Господи, прости", "Господи, очисти", а главное -- "Господи, научи меня жить так, как Тебе угодно". Можно просить у Бога и о прояснении своего внутреннего взгляда, о том, чтобы лучше видеть свои грехи и заблуждения. Помимо личной молитвы покаяния Церковь знает и еще одно, более действенное средство внутреннего очищения, обычно связанное с посещением храма -- это исповедь перед священником. Об этом мы поговорим в дальнейшем.
   Наконец, четвертый вид молитвы, свойственный обычно людям, достигшим некоторой степени внутреннего очищения, представляет собой просто свободное обращение к Богу, содержащее в себе хвалу Ему, радость о том, что Он есть. Обычное выражение этого чувства -- в словах "Слава Тебе, Боже", в восхищении сотворенным Им миром, в стремлении к любви и верности Ему, к тому, чтобы всегда во всем творить Его волю. Конечно, эта молитва близка к молитве благодарения. Да и все молитвы в чем-то близки друг другу -- все они исходят из одного источника, все служат укреплению нашего общения с Богом, все очищают нашу душу. Вероятно, могут быть и другие виды молитвы. Возможно, например, как бы размышление перед лицом Божиим, попытки человека осмыслить себя, свой жизненный путь с Божьей помощью, в присутствии Божием. Возможна и молитва "без слов", просто некое безмолвное общение с Богом, которого достигают люди, находящиеся на достаточно высоких ступенях своего духовного пути. Но все это -- более редкие виды молитвы, свойственные сравнительно немногим. Мы же, только прикасаясь к вере, будем довольствоваться в первую очередь молитвословом, а также свободной молитвой перечисленных четырех видов.
   Во всех перечисленных видах молитвы нужно упражняться. Нужно посвящать определенное время развитию в себе навыка общения с Богом -- быть может, в основном в свободное время, вечером. Не всегда в этом деле все будет просто, не всегда мы будем чувствовать несомненность этого общения. В этом случае надо не разочаровываться и не отчаиваться, а просто по мере сил продолжать молитвенный труд. Вновь вернуться к молитве завтра, через неделю... Молитва -- непростое дело, и, как и всякое серьезное дело, она требует настойчивости. И тогда рано или поздно мы почувствуем, что Бог отвечает нам, и ощутим благотворное действие молитвы, и, таким образом, Божье присутствие будет постепенно все больше и больше наполнять нашу жизнь.
   Таково важнейшее средство познания Бога -- молитва. Теперь поговорим о других средствах такого познания.
  
   (чтение духовных книг и Священного Писания)
  
   Следующее средство укрепления в вере и познания Бога -- чтение христианских духовных книг. Речь идет о книгах, написанные верующими людьми и принятых христианской Церковью, включенных в ее традицию. Таких книг за всю историю Христианства было написано великое множество. Они касаются самых разных сторон церковной жизни и внутренней жизни человека, и идущий путем веры человек может извлечь из них чрезвычайно много полезного.
   Но на первых порах перед таким человеком обычно встает затруднение -- что же именно из этого огромного моря литературы ему читать. В Церкви могут отчасти помочь такому человеку, порекомендовав ему некоторые особо доступные и полезные книги. Но в действительности эта проблема давно решена, т.к. много столетий назад такие книги (самые важные и полезные, в которых содержится все, что необходимо знать человеку о Боге, мире и о Церкви) уже были собраны в единый сборник, который теперь называется Библией.
   В Библии собраны самые важные и полезные книги из всех, когда-либо написанных людьми. Это творения праведных, святых людей, которые непосредственно общались с Богом, которым Он Сам открывал Свою волю. О Библии мы уже достаточно говорили на предыдущих страницах. Здесь важно лишь сказать, что, поскольку в Библии все описано с точки зрения присутствия Бога в мире и Его участия в делах людей, эта книга дает огромный материал для размышлений всякому человеку, трудящемуся над своей душой, стремящемуся к тому, чтобы в своей жизни творить Божью волю.
   Так же, как и в молитве, необходимы усилия по чтению Библии. Этому нужно посвящать время, обращаться к ней по возможности регулярно. Для начала полезно открыть Новый Завет (вторую, заключительную часть Библии) и прочитать из него одну из первых четырех книг, называемых Евангелиями. Они рассказывают о жизни, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, и, таким образом, содержат основания Христианской веры. Поначалу не обязательно читать все подряд -- достаточно открывать книгу в отдельных местах и читать небольшими отрывками, прислушиваясь к тому отклику, который она вызывает в душе. Лишь впоследствии полезно переходить к систематическому чтению -- прочитать одно из Евангелий целиком и подряд.
   Одновременно полезно обратиться к Ветхому Завету (первой части Библии), в котором содержится много полезного для познания Бога, как Его познавали люди еще до пришествия Христа. Здесь лучше начать с чтения книги Бытие. Также полезна для чтения ветхозаветная книга Псалтирь. В дальнейшем возможно знакомство с другими новозаветными и ветхозаветными книгами (Церковь имеет некоторый опыт того, какие именно книги в первую очередь и в какой последовательности полезно читать. Он может быть выражен в ориентировочных списках библейских книг. Возможный вариант такого списка будет предложен и здесь, в конце этих страниц.)
   При чтении Библии нужно иметь в виду, что, поскольку содержание этой Книги очень глубоко и полезно, ее нужно читать внимательно и не торопясь. Лучше всего читать понемногу -- не более одной страницы (или одной главы) в день, но с размышлением о читаемом, стремлением понять, какое отношение это может иметь к твоей собственной жизни. Поскольку чтение Библии служит познанию Бога, то оно естественно должно быть сопряжено с молитвой. Перед началом чтения полезно помолиться о том, чтобы Господь открыл нам смысл читаемого -- и к такой же молитве прибегать и впоследствии, в процессе чтения. Хорошо чередовать чтение Ветхого и Нового Завета. Для чтения Библии лучше всего выделить какое-то время в течение дня -- лучше всего вечером.
   Если таким образом подходить к чтению Библии, то оно окажется, несомненно, полезным, и со временем произведет в нашей жизни благотворные действия. Многое в Библии побуждает нас вглядеться в себя, поразмышлять о своей жизни и даже -- приложить усилия к некоторым изменениям в ней. Это связано с тем, что Библия -- действительное Слово Божие, обращенное к каждому человеку, живущему на земле, независимо от места и эпохи, в которые он живет. В этом, быть может, главное значение для нас чтения Библии.
  
   (о пути в храм и общении с верующими)
  
   Выше (в 1-м разделе) было сказано о пользе посещения храма. Тем более это необходимо для человека, выбравшего путь веры. Храмы -- места особого присутствия Божия, места, специально предназначенные для общения с Богом. В повседневной жизни мы не всегда бываем достаточно собраны, не всегда среди прочих дел находим время для молитвы. Поэтому чрезвычайно важно, что есть особые места, в которые мы можем приходить специально с этой целью.
   Несколько слов о том, как возникли христианские храмы. Первоначально Церковь, конечно, их не имела. Она была просто собранием верующих людей, объединенных верой в своего Учителя -- Иисуса Христа. Верующие исполняли все порядки современного им общества, в т.ч. и религиозные, а своих собственных религиозных форм еще не имели. Они собирались на квартирах, в других удобных для этого местах, читали Священное Писание, молились, наставляли друг друга, проповедовали, совершали общие трапезы и первые Таинства своей Церкви. В некоторых странах вера была гонима, христиан преследовали, и о существовании открытых, официальных храмов, конечно, не могло быть и речи. Но с течением времени в некоторых местах Христианская вера утвердилась, завоевала признание, в том числе и со стороны государства. Тогда-то и появилась возможность строить специальные здания для своих собраний, в которых совершать богослужение и таинства, и куда мог прийти каждый, проявляющий интерес к Христианской вере. Таким образом, храмы -- это места собраний. Кроме того, это места научения и наставления людей, только приходящих к вере, да и всех верующих, независимо от этапа духовного пути, на котором они находятся. В них все -- обстановка, изображения, звучащая музыка, одежды священников -- служат этой цели. Кроме того, в них продаются духовные книги, звучит проповедь. Поэтому пришедший к вере человек через какое-то время обязательно должен прийти в храм.
   Но, быть может, в вашей местности нет христианского храма. Быть может, в силу различных обстоятельств христианская вера еще не получила в вашей местности достаточного распространения, не имеет достаточного числа приверженцев, или подвергается гонениям (в последнем случае прежде построенные храмы могут быть, но они могут быть закрыты). В этом случае нам вновь нужно вспомнить о Церкви как о собрании, или обществе верующих людей. Нужно искать собрания верующих, или отдельных верующих людей, чтобы к ним присоединиться. Церковь существует как общество людей, между верующими людьми непременно должно происходить общение. И человек, обретший веру, непременно должен искать этого общества, непременно должен стремиться так или иначе к нему примкнуть.
   Но как узнать, к какому именно обществу, или к какой группе верующих людей присоединиться? Ведь не секрет, что в настоящее время в мире существует множество самых разных христиан, часто весьма различающихся и даже находящихся иногда в довольно натянутых отношениях друг с другом? Какую же группу верующих выбрать?
   Автор этих страниц свидетельствует, основываясь на собственном опыте и опыте множества других людей, что человек во всяком случае не ошибется, если из множества христианских конфессий и церквей выберет древнюю Восточную, или Православную Церковь. Это связано с тем, что она предлагает своим членам особенно надежное и традиционное учение, идущее от самих Апостолов и бережно пронесенное через череду веков. Сам смысл существования Православия -- в сохранении Апостольской веры в ее первоначальной чистоте. Понятно, что в процессе исторического развития Церкви могли происходить отступления от этой чистоты. Каждый новый человек или группа людей, приходящие в Церковь, вносят в церковную жизнь что-то свое, некоторые особенности своих понятий и взглядов. Но Церковь, как единый организм, созданный Самим Христом, обладает способностью распознавать эти отклонения и при необходимости отстранять их от себя. Таким образом и происходило постепенное выделение Церкви, которая в главных вопросах верна первоначальному церковному преданию, которая в своем устройстве и традициях наилучшим образом сохраняет ту жизнь, которая была у первых христиан. В этом смысл существования Православия, сама внутренняя суть этой Церкви. Таким образом, в самых простых словах, Православная Церковь в наибольшей степени представляет собой ту Церковь, которую создал Сам Христос, в то время как другие христианские группы возникли в результате тех или иных отступлений.
   Разумеется, в реальной жизни все не так просто. Без сомнения, есть много добрых черт и у других христианских церквей и конфессий. Также, без сомнения, и в жизни Православной Церкви, как и любого человеческого общества, есть свои недостатки и несовершенства. Но в целом Православие предоставляет человеку более надежные и несомненные средства познания Христа, соединения с Ним, чем другие конфессии. В рамках православной традиции, ее богослужения, накопленных за многие столетия молитв, песнопений, духовных книг душа человека чувствует себя свободно, она расправляется, расцветает. В сущности, выбор Православия связан для человека с серьезностью его христианских намерений. Если в нем сильна решимость следовать за Христом, если он действительно считает это самым важным, выбирает в своей жизни этот путь, то перед ним, естественно, встает вопрос, в какой же церкви эти его намерения могут получить наилучшее осуществление. И на этот вопрос есть столь же естественный ответ -- в той Церкви, которую создал Сам Христос, которая наилучшим образом хранит древние традиции, к которой принадлежало множество явленных миру христианских Святых, т.е. в Православной Церкви. В сущности, принадлежность к Православию -- это как бы "гарантия" того, что ваш путь приближения ко Христу не прервется на какой-то средней стадии (по не зависящим от вас обстоятельствам, в силу особенностей той или иной христианской конфессии или общества), но, в меру собственных ваших усилий, имеет возможность прийти к самой цели.
   Таким образом, в какой бы местности мы ни жили, вам для полноты вашей духовной жизни следует искать собрания верующих христиан. При этом конечной целью наших стремлений должно быть присоединение к Православной Церкви. Если поблизости от вас нет ни православного храма, ни какой-либо группы православных людей, то возможно посещение собраний какой-либо другой конфессии, но при этом имея в виду внутреннюю цель стремления к Православию. Она может осуществляться посредством чтения православных книг, периодического посещения православных собраний где-нибудь в других местах. Дальнейший ваш духовный путь в этом случае следует доверить Богу. Вновь повторим, что поиск неофициальных собраний верующих людей следует предпринять лишь в случае неблагоприятной для Церкви ситуации -- гонений на Церковь или малой распространенности Христианства в вашем районе. В обычной современной ситуации, реализующейся в большинстве местностей, Христианская вера бывает официальной, и местом христианских собраний являются доступные для всех храмы.
  
   (о посещении храма)
  
   Давайте теперь снова зайдем в православный храм. Что мы видим здесь? Мы находим величественную архитектуру, иконы на стенах, горящие свечи, прекрасные, яркие одежды священников. Мы слышим здесь мерное духовное чтение, гармоничное пение, в церковной лавке -- множество духовных книг. Все это -- результат глубокой и древней традиции. Храм словно "вобрал" в себя все, что служит духовному исцелению, что помогает нашему общению с Богом. Храм -- это как бы школа, в которой недавно пришедшие к вере люди могут обучаться ей -- причем с помощью самых разных и зрительных, и слуховых, и иных образов, не только с помощью разума. Человеку, особенно еще не окрепшему в вере, нужно определенное усилие, чтобы среди обычной повседневной жизни возвести свою душу к Богу, настроиться на общение с Ним. Именно поэтому с давних времен верующие особенно заботились о местах своих молитвенных собраний, обставляя их так, чтобы в них все -- и то, что видит глаз, и то, что слышит ухо -- напоминало о священном, помогало нам обратить свою душу к Богу. Храм -- это место, где Церковь встречает нас. Опыт столетий христианской жизни побуждает обставлять их так, чтобы они являлись для нас "школой" нашего общения с Богом.
   Выше было сказано, какую роль в церковной жизни играет общение верующих людей. Но какое общение с близкими по духу людьми больше всего может быть свойственно верующему человеку? Конечно, это общение в молитве. Верующие люди чувствуют, что их соединяет именно их устремленность к Богу, что именно в этом основа их единства. И поэтому храмы -- это места именно молитвенных собраний верующих.
   Кроме самостоятельной, личной молитвы, в церковной жизни огромную роль играет молитва общественная. Именно она и создает, и объединяет собой Церковь. Когда верующие люди совместно воссылают свои молитвы к Богу, Он становится особенно близок им, они достигают особой степени познания Его.
   Богослужения в храме проходят в особом порядке, складывавшемся веками, являющимся выражением древнего церковного опыта. Он представляет собой особую последовательность действий, церковных песнопений, молитв. В нем все полезно для души человека, все наилучшим образом способствует ее общению с Богом. Но приходящему в первый раз в храм обычно трудно его понимать -- его сознание пока еще не воспринимает всего богатства церковного опыта, заложенного в богослужении. Такому человеку просто полезно стоять в храме, с благоговением воспринимая все, что делается вокруг (в том числе относящееся к убранству храма и его обстановке) -- и впоследствии постепенно, собственными усилиями, с помощью чтения церковных книг и общения с более опытными церковными людьми все более и более познавать все, что относится к смыслу и порядку богослужения.
   В православном храме мы встречаем и много других, не столь важных традиций. К ним относится, например, обычай ставить свечи перед иконами, целовать иконы, писать записки о своих ближних, брать святую воду, просфоры, освящать на молебнах крестики и другие предметы. Приходящему к вере человеку все это поначалу трудно запомнить и понять. Он может встретить в храме людей, которые придают особое значение соблюдению именно этой, внешней стороны веры и будут побуждать его исполнять все эти правила и обряды. Здесь нужно помнить, что в храме, как и вообще в вере, есть вещи главные и второстепенные. К главным относится сама вере в Бога, богообщение -- и многое из того, что было перечислено на этих страницах. Все внешние формы веры или богослужения во многом второстепенны, они, несмотря на их важность, могут быть теми или иными. В своей духовной жизни, на своем пути к вере нужно в первую очередь обращать внимание на главное. Если какие-то вещи отвлекают от этого наше внимание, рассеивают его, приковывают к соблюдению каких-то отдельных внешних правил -- то от этих вещей поначалу лучше отвлечься, с тем, чтобы сосредоточить свое внимание именно на главном. Впоследствии, по мере нашего продвижения, все эти правила и обычаи постепенно станут нам понятными. Пока же не следует уделять им чрезмерного внимания, торопиться исполнять все правила и традиции, которые приняты в православных храмах. Приходящему в них человеку, как уже было сказано, лучше просто стоять благоговейно, воспринимая богослужение и все, что происходит в храме, и ощущая здесь присутствие Того, Кто наполняет Собой все, Кто слышит нас и всегда готов помочь. Из перечисленных частных традиций ему, пожалуй, полезна только традиция ставить горящие свечи к иконам. Тогда посещение храма принесет ему несомненную пользу, храм станет для него местом общения с Богом -- понимание же всех остальных правил и традиций придет потом.
  
   (другие средства познания Бога)
  
   Молитва, чтение Библии, посещение храма -- важнейшие средства познания Бога, особенно для человека, который только приобщается к вере. Но кроме них существуют и другие средства, тоже достаточно важные, которые полезны всякому верующему человеку. Они делают его жизнь более глубокой и содержательной. Выше, например, в связи с чтением Библии говорилось о чтении других духовных книг. Если поначалу чтением верующего человека должно быть преимущественно Священное Писание, и в первую очередь Евангелие, то впоследствии и эти книги должны занять в его духовной жизни свое место. Таких книг, как уже было сказано, было написано великое множество за 2000 лет существования Церкви. В них так или иначе отразились церковное учение, опыт духовной жизни Церкви. Некоторые из этих книг, как написанные более близкими нам по образу мыслей и жизни людьми, или по некоторым частным, интересующим нас вопросам, могут оказаться понятней и ближе нам, чем Священное Писание. Вопрос только в том, как такие книги выбрать. Дело в том, что среди множества книг, написанных верующими людьми, есть более высокие и более низкие по качеству, более или менее полезные в деле спасения -- а также те, которые по своим темам или манере изложения в настоящий момент более или менее близки нам. Именно в этом смысл, как уже было сказано, особого сборника древних духовных книг, необходимых для каждого верующего, получившего название Священного Писания. В выборе же прочих полезных для чтения духовных книг нам приходится руководствоваться традициями той группы верующих людей, к которой мы, в результате своего прихода в храм, приобщаемся. Священник и прихожане нашего храма, вероятно, дадут вам некоторые рекомендации насчет книг, чтение которых полезно для человека, приходящего к вере. Кроме того, существуют и списки таких книг, составленных верующими людьми, которые бывают полезны для человека в период его прихода к вере. Здесь для примера дается список таких книг, более-менее отражающий церковную ситуацию в конце XX --> [Author:U] века в России.
   Выше, когда мы говорили о молитве, мы обратили внимание только на духовный смысл этого дела (живое общение с Богом), и на само содержание молитв. Но по опыту мы знаем, что польза и результаты любого дела во многом зависят от физического состояния человека. Так, для любых серьезных занятий -- физических ли, умственных ли, творческих -- мы так или иначе себя готовим. Нам, например, трудно думать или заниматься каким-либо делом на сытый желудок. Это имеет самое прямое отношение и к делам веры. Для подготовки к успешным духовным усилиям (в первую очередь к молитве) служит пост. Пост -- это определенная система ограничений себя в пище с целью собраться и сосредоточиться, с тем, чтобы духовные усилия наши принесли наибольшую пользу. Обычно пост состоит во временном отказе от самой тяжелой пищи -- мясной. Возможны и другие подобные ограничения как в ее составе, так и в количестве. У Церкви существует (вследствие ее огромного двухтысячелетнего опыта) множество правил, или "уставов" поста, большинство из которых неисполнимы для только приходящего к вере человека, да в действительности и не нужны ему. Для такого человека пост поначалу, видимо, должен заключаться в том, чтобы не переедать, чтобы вовремя вставать из-за стола, не стараться съесть что-нибудь "вкусненькое", а только необходимое -- и, таким образом, сохранять свои тело и ум в более чистом состоянии, пригодном для молитвы. Смысл физического поста в том, чтобы отказаться от того, что "хочется", что, казалось бы, является потребностью, но в действительности не так уж необходимо -- и таким образом утвердить некоторую независимость от физической, телесной стороны нашей жизни, в пользу жизни духовной. Но физический пост -- далеко не единственная, и даже не самая важная форма поста. Не менее важен духовный пост, состоящий в отказе от дурных мыслей, слов, поступков, который мы можем совершать постепенно, по мере усилий по духовному познанию самих себя. Мы можем себя ограничить в чтении пустых, бессодержательных книг, смотрении телевизора, пустых разговорах -- вообще во всем, что рассеивает нашу душу, разрушает ее. Конечно, усилия поста -- как духовного, так и физического, требуют времени. Они должны быть соединены с усилиями покаяния, о котором говорилось прежде.
   Мы упомянули о средствах познания Бога, связанных с содержательным чтением и ограничением себя в пище. Есть и другие средства, касающиеся буквально всех сторон человеческой жизни. Так, если мы вспомним про нашу способность видеть окружающий мир, то вслед за этим сразу вспоминаются святые иконы. Это -- специальные изображения, созерцая которые, мы можем сосредоточиться на молитве, возвести свою душу к Богу. В Церкви издавна возникла традиция писания святых икон, чтобы оказать нам таким образом помощь в познании Бога. Опыт показывает, что человеку поначалу трудно бывает настроиться на молитву, особенно в домашних условиях, и что в таких случаях священные изображения могут оказать сильную помощь. Иконы -- это изображения Самого Спасителя, Божьей Матери, других святых и праведных людей, написанные по определенным канонам, выработанным Церковью в течение веков. Поэтому некоторые такие изображения нам полезно приобрести. Не обязательно, чтобы их было много -- достаточно, быть может, двух-трех -- важно, чтобы они нам были дороги и помогали в молитве. Пользоваться иконой при молитве нужно, конечно же, в основном, только на первых порах. Впоследствии, по мере приобретения навыка в молитве, она все более будет совершаться уже без внешней помощи, посредством обращения непосредственно к Богу. Но при первых шагах веры (а также в периоды ее охлаждения) священные изображения очень полезны, они помогают нам достигнуть нужного духовного состояния, настроя.
   Вспомнив про зрение, мы, конечно, вспомним про слух. Без сомнения, на своем пути к Богу нужно ему тоже давать достойную пищу. С этой целью существует церковная музыка. Музыка -- важнейшее из искусств, оказывающее чрезвычайно сильное воздействие на человека. Как можно разрушить свою душу, слушая музыку, в которой выражены разрушительные, недобрые чувства, так же можно ее и исцелить с помощью музыки, вызванной к жизни святыми чувствами. За многие века церковной жизни возникла особая музыка, церковная. Она посредством звуков сосредотачивает наше внимание на божественном, возводит душу к Богу. Кроме того, чтобы слушать ее на богослужениях, полезно приобщаться к ней и дома. Теперь существует много записей церковной музыки, которые мы можем приобрести. Так, окружая себя впечатлениями, подкрепляющими нашу веру, возводящими душу к Богу, мы будем постепенно более успешно совершенствоваться в своей вере. Конечно, количество этих впечатлений не должно быть чрезмерным. Нужно помнить, что все это -- только средства познания Бога, причем второстепенные, главную же ценность в духовной жизни составляет непосредственное общение с Богом, т.е. молитва. Но на первых порах все это действительно может оказать большую помощь, и потому приходящему к вере человеку естественно обустроить свою внешнюю жизнь так, чтобы все эти средства присутствовали в ней.
   Мы не будем говорить о том, что для такой нашей способности, как обоняние, в Церкви существуют тоже святые, возвышенные ощущения в виде благоухания ладана. Если в храме применение ладана обычно, то в домашней, повседневной жизни верующих он используется сравнительно редко. Лучше снова поговорим о молитве -- точнее, о молитве сокрушения, или покаяния. С ее помощью мы очищаем свою душу от грехов, делаем ее более светлой, чистой. Но в Церкви существует и особое средство, связанное с этим, называемое исповедь. Оно связано с потребностью человека, чувствующего тяжесть на душе, кому-нибудь об этом рассказать. После такого рассказа, даже если это просто рассказ знакомому, мы обычно чувствуем себя легче. На исповеди человек рассказывает служителю Церкви (т.е. человеку, посвятившему себя Богу, имеющему тесное общение с Богом) о том, что его тяготит (это и есть наши грехи), и, таким образом, очищается от них и приходит в более тесное общение с Богом. Во время исповеди происходит прощение грехов.
   Таинство исповеди чрезвычайно действенно. Это связано с тем, что мы созданы Богом именно для того, чтобы жить вместе, что мы представляем собой не отдельных людей, а именно человеческий род. В Церкви это особенно явно, здесь многое основано на искреннем общении между верующими людьми. Подчеркивая важность этого, Христос говорил: "Исповедайтесь друг другу". В современных условиях для совершения исповеди выделены священники, т.е. особые служители Божии, посвятившие свою жизнь Богу. Приходящему к вере человеку нужно в какой-то момент пойти на исповедь -- и предметом этой исповеди сделать всю свою прежнюю жизнь, все недоброе, что он совершил в ней, все, что лежит какой-либо тяжестью у него на сердце. Это необходимо для его будущего прихода в Церковь. Впрочем, подробнее о таинстве исповеди мы поговорим в дальнейшем.
  
   (о Крещении)
  
   Выше говорилось об основных средствах, служащих для очищения души, которыми полезно пользоваться всякому человеку, приходящему к вере, в целях совершенствования и укрепления в ней. Но существует еще одно важное средство, необходимое каждому верующему человеку, чьи намерения относительно его веры действительно глубоки и серьезны, и знаменующее начало нового этапа в его духовной жизни. Именно, в процессе знакомства с Христианской верой и исполнения первых, рекомендуемых здесь духовных упражнений, у человека может возникнуть чувство, что вера действительно много значит в его жизни, что он готов полностью соединить с ней свою жизнь, посвятить эту жизнь полностью служению Христу. Этот момент, ввиду его особой важности, особым образом отмечается в Церкви. В случае такого намерения происходит присоединение человека к Церкви, или крещение.
   Крещение -- это одно из древнейших таинств Церкви, существующее в ней с самых первых дней ее основания. В день первой проповеди Апостолов (см. книгу Деяний Святых Апостолов, гл. 2) в результате проповеди апостола Петра во Христа уверовало и присоединилось к Церкви (крестилось) несколько тысяч человек. В тот момент большинство крестившихся уже достаточно хорошо знали Библию (Ветхий Завет), исполняли принятые в то время религиозные традиции, знали, в основном, обстоятельства земной жизни Христа -- поэтому для их крещения было достаточно лишь веры в Него. В наше время, особенно в среде неверующих, необходима подготовка к крещению, предварительное приобщение к той духовной традиции, из которой выросла и в которой существует Христианская вера -- с этим и было связано все, о чем было написано прежде.
   О своем желании креститься нужно сказать священнику. Он объяснит, что необходимо для этого и назначит день. Хорошо, если самому крещению будет предшествовать еще некоторый период подготовки. Это время может быть посвящено чтению Евангелия, несложной литературы -- в том числе и о самом таинстве, а также более глубокой молитве и посту. Продолжительность этого времени зависит от решения священника и от обстоятельств.
   В день крещения ничего не нужно есть. Нужно заранее приготовить белую рубашку и нательный крестик. Об остальном, что нужно будет для совершения таинства, вам скажут в храме.
   Крещение -- не просто формальный обряд, не просто "прием" в некоторую организацию. Это -- таинство, обладающее огромной силой. Многие люди свидетельствуют, что они действительно изменились, что в этот момент для них действительно началась новая жизнь. Вновь и вновь люди самых разных эпох, живущие в самых разных концах Земли свидетельствуют об этом. Как это происходит -- остается тайной. В Церкви вообще многое таинственно, не поддается разумному объяснению. И одной из таких тайн является крещение -- "вход" человека в Церковь, его приобщение, присоединение к Церкви.
   Теперь он -- член Церкви, т.е. таинственного общества людей, некогда созданного Иисусом Христом с целью их спасения, т.е. внутреннего соединения с Богом. В первую очередь для человека это означает необходимость борьбы с грехом, стремление к тому, чтобы в своей жизни творить волю Божью. Он теперь в этом не одинок, поскольку он член Церкви и получил от нее новые силы. Но дар, полученный таким образом, человеку надо хранить. Крещение -- лишь начало напряженной и ответственной жизни, еще более серьезных усилий самого человека на его пути ко Христу. В сущности, внешне они те же, что были и прежде и которые уже описаны на этих страницах. Но теперь они наполнены новым смыслом -- это не просто знакомство с новой областью жизни -- теперь это предмет для человека глубокой ответственности. Жизнь его теперь -- перед Богом, он встал на путь служения Ему, это требует ответственности и серьезности. С этого, собственно, начинается его христианский путь. Все, о чем говорилось прежде, было скорее приготовлением к нему. Разумеется. Такое приготовление не всегда обязательно, и если, какими-то таинственными путями, человек сразу приходит к осознанию своей потребности в крещении, то все, о чем говорилось прежде, он узнает уже на своем церковном пути. Здесь все это было предварительно изложено для постепенного знакомства с областью Христианской веры, необходимого, в основном, тем, кто был с ней совершенно раньше не знаком. В любом случае, крещение -- поворотный, центральный момент в жизни христианина. С этого момента начинается его новая жизнь, его новый, духовный путь. Теперь уже не столько он сам идет, сколько Сам Бог ведет человека. Многое на этом пути зависит от времени. Господь Сам, когда Ему будет угодно, откроет ему все то, что необходимо ему для спасения. Важно, что человек стоит на этом пути, что он член Церкви, и что Церковь молится о нем.
  
   (заключение)
  
   Крещение -- важнейшее событие в жизни человека, поворотный пункт в его жизни. После этого начинается уже собственно его христианский путь, его жизнь как члена Церкви. О некоторых чертах этой жизни мы, по возможности, постараемся рассказать в дальнейшем. Пока же еще раз окинем взглядом то, что мы приобрели, придя к вере и присоединившись к Церкви, какие главные изменения в нашей жизни это произвело.
   Первое, что мы обрели -- это вера в Единого Бога-творца. Мир теперь не представляется нам бессмысленным, но сотворенным единой и мудрой волей. И сами мы в нем -- не случайные гости, Поскольку Бог -- наш любящий Отец, а мы являемся Его любимым творением, созданным для того, чтобы творить Его волю. Мы знаем, что все зло, которые есть в этом мире, имеют причиной наш же собственный грех, нашу разрушенную связь с Богом -- и поэтому имеем самое реальное средство бороться с этим злом. Даже Сам Бог дал нам самое действенное средство этого -- это вера в Иисуса Христа, который пришел от Бога, чтобы спасти род человеческий, чтобы восстановить эту утраченную связь. Обретая веру, мы становимся на новый, духовный путь, на котором Бог нам помогает -- и все же многое в движении по которому зависит от нас. В этом -- Божие уважение к человеческой свободе, которое с особой силой раскрывает нам именно Христианская вера. На этом пути нам помогает весь опыт Церкви, накопленный столетиями до нас, вся ее двухтысячелетняя традиция. Помимо общения с Богом мы получаем возможность общения с верующими людьми, т.е. людьми, стремящимися к познанию Богу, в жизни которых, в силу этого, присутствует больше добра и правды. С ними мы встречаемся в храмах, на прекрасных богослужениях, которые тоже служат нашему спасению, очищают и возвышают наши души. Общение с этими людьми помогают нам в наших духовных усилиях, поскольку мы чувствуем их молитву и поддержку. Такую же роль исполняют таинства Церкви -- и в первую очередь благотворное таинство исповеди. Те отношения, которые возникают между людьми в Церкви, по существу, являются самыми глубокими из всех возможных человеческих отношений -- поэтому потребность общения бывает для человека полностью удовлетворена. Теперь ему всегда есть куда пойти -- в храм ли на богослужение, или на встречу близких верующих людей -- так что теперь он никогда уже не будет совершенно одинок. Вслед за отношениями между людьми возникает возможность совместной деятельности (церковного характера, т.е. состоящей в заботе друг о друге и о нуждающихся в этом людях, в усилиях по распространению веры) -- так что человек обретет здесь и поле приложения усилий, наилучшую реализацию своих способностей. Короче, путь Христианской веры способен наполнить не только внутреннюю жизнь человека, но и его внешнюю жизнь, все ее стороны. Он в полном смысле является подлинным, действенным, может стать для человека реальным жизненным путем. Здесь мы назвали лишь некоторую часть следствий, которые приносит в нашу жизнь вера -- в основном, внешние и лишь в самых общих чертах. Внутренние следствия еще более важны, но о них довольно трудно говорить, и к тому же они у каждого свои. Нужно просто идти путем веры -- и с благодарностью принимать от Бога все, что он каждому из нас даст.
  
   * * *
  
   Эти страницы были посвящены изложению некоторых главных основ христианской веры, и описанию средств, с помощью которых неравнодушный человек может постепенно её обрести. Без сомнения, зарождение веры в душе человека и постепенное ее развитие в нем -- глубокая тайна, которую невозможно изложить в какой-нибудь схеме, или "системе". Здесь многое происходит незримо, в самых глубинах души -- и в этом процессе многое зависит не только от человека, но и от Бога. И все же существуют как некоторые основные сведения, которые нужно человеку о вере знать, так и некоторые закономерности на его духовном пути к ней, некоторые общие черты, которые, в общем, могут повторяться у разных людей, и которые поэтому могут быть описаны. Во всяком случае, существуют некоторые рекомендации, которые полезны человеку на первых порах, и которые действительно отражают опыт Церкви. Некоторую часть этого всего и была предпринята попытка изложить на этих страницах.
   Разумеется, все здесь написанное несовершенно. Это лишь самое общее и поверхностное описание некоторых положений веры и всего того, как может поступать на первых порах такой человек. Цель этих страниц -- скорее лишь вызвать интерес к вере и "дать человек в руки некоторые инструменты", с помощью которых он дальше уже сам сможет продвигаться по избранному пути. Заканчиваются эти страницы приходом человека ко крещению. Если это произошло, то следует уже отложить подобные пособия, и руководствоваться источниками более надежными и ответственными. Как уже было сказано, если раньше был лишь интерес к вере, лишь первые шаги к ней -- то теперь начинается период неизмеримо более серьезный и ответственный -- по сути, сама церковная жизнь. Теперь у человека не будет недостатка в руководствах и руководителях -- задача будет, скорее, в том, чтобы не заплутаться в огромном море книг, сохранить трезвость во множестве советов "спешащих прийти на помощь" духовных братьев и сестер. Вот здесь тоже могли бы прийти на помощь эти страницы. Все-таки в них выделено нечто главное, некоторые основные ориентиры, следуя которым, можно, независимо от внешних обстоятельств, получать пользу для своей духовной жизни и постепенно приближаться к цели, к которой желаете прийти. Остальное же неизбежно будет следствием уже внешних обстоятельств, живыми чертами Вашего неповторимого духовного пути. Тогда все изложенное здесь (быть может, несколько упрощенно), благодаря Вашим усилиям и совершенно неповторимым, свойственным только Вам образом осуществится уже не на бумаге, а в жизни.
  

_ _ _ _

  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"