Аннотация: Маск признал: --- к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы Марса смогут вернуться на Землю.
Глава компании SpaceX Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.
Это сообщение Маск сделал во вторник, 27 сентября 2016 года на Международном астрономическом конгрессе, трансляция велась на сайте SpaceX.
Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors, а также инициировал проект Hyperloop.
Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity.
Терра-формирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Маск полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли реки.
По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше других планет солнечной системы, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко.
Путешествие к Марсу будет выглядит так:
Многоразовая ракета доставит на земную орбиту космический корабль с людьми и багажом, без топлива для дальнейшего путешествия.
Затем, та же самая ракета приземлится на площадку SpaceX на мысе Канаверал в США, дозаправится и с полными баками вылетит обратно к марсианскому кораблю; и так несколько раз - до тех пор, пока горючего на борту корабля не будет достаточно для того, чтобы достигнуть Марса и сесть на его поверхность
Предполагается, что SpaceX сможет использовать n-ое количество раз. Она, как и космический корабль для путешествия к Марсу, будет оснащена двигателями Raptor
Мой комментарий к этому пункту ITS.
Что касается возврата на землю разгонного бустера.
Неправильный концепт - как поднялся, так и приземлился - грохнулся!
Главный принцип инженерии - включить отрицательный фактор, как фактор технической поддержки.
Атмосфера земли мешает стартовать - (отлично!) - пускай поработает, как демпфер - подушка безопасности при посадке. Первая ступень должна быть оснащена очень лёгкими карбоновыми раздвижными крыльями, почти такими, как у стрекозы. Это будет единственный одноразовый сменный узел. После отработки своей программы подбрасывания полезного груза на орбиту земли, первая ступень зачехляет свой нос передним обтекателем и начинает спуск по замысловатой траектории движения.
Сначала она исполняет танец брошенного плоского камня на поверхности воздушного океана. Затем, как парус начинает подхватывать и отпускать набегающий постепенно уплотняющий воздушный поток. Достигнув скорости 500-600 км/час, она переходит на полёт обычного планера и подходит к аэродрому приёмки. В океанах этими аэродромами могут быть авианосцы (всё равно ничего полезного для людей не делают) На суше это специальная космическая приёмная полоса. Весь процесс посадки контролирует специально разработанная программа, которая в интерактивном режиме отслеживает все текущие параметры конкретного приземления.
Или, хотя бы в минимальном объёме, использовать плотность нашей атмосферы
для стабилизации акта приземления - выдвигать из переднего обтекателя узел 2х небольших винтов, которые раскрутит набегающий поток. Эти винты, вращающиеся в противоположные стороны, поддержат на большом рычаге корпус в момент касания разгонного блока земли своими ногами.
Далее:
Концепция ITS основывается на нескольких технологиях:
- многоразовости,
- дозаправке кораблей на орбите
- использовании марсианского топлива.
В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.
Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.
Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части - 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере.
Маск утверждает, что путешествие на Марс окажется приятным: в полете можно посидеть в ресторане и насладиться нулевой гравитацией.
Для создания устойчивой колонии на Марсе потребуются около миллиона человек - это около десяти тысяч рейсов туда-обратно, примерно за 40 лет. При этом, первые покорители Марса явно не смогут быстро (а возможно, и вообще никогда) вернуться на Землю. Маск признается, что первые путешествия на Марс могут быть чрезвычайно опасными для колонистов.
"Вы готовы умереть?
Если с этим проблем нет, вы отличный кандидат [для первых путешествий]", - сказал он, представляя марсианский план.
Как именно будет устроена жить поселенцев на Марсе - и что SpaceX предлагает сделать для улучшения тяжелых условий жизни на планете, атмосфера которой не пригодна для дыхания, Маск не рассказал... (не считая теоретических разговоров о нагревании атмосферы Марса термоядерными взрывами.)
Маск оценивает стоимость путешествия к Марсу в 10 миллиардов долларов на одного человека; реальная колонизация возможна только при снижении стоимости перелета до 200 тысяч долларов .
"Мы стараемся сделать так, чтобы полететь мог любой.
Может быть пара дней тренировок", - заявил Маск. (мой коммент - это нонсенс!)
Он добавил, что к 2035 году на Марс можно будет долететь за 80 дней
Говоря об инвестициях в проект, Маск оценил затраты на межпланетный полет в $10 млрд.
Первый полет SpaceX на Марс может состояться в 2022 году.
Отправка людей на Марс запланирована на 2024 год.
Космический корабль Маск хочет назвать "Heart of Gold", так же называлась космическая яхта президента Вселенной Зафода Билброкса из "Автостопом по галактике".
Маск считает, что и 10 миллионов за полёт - это слишком дорого.
И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает.
НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, относится к проекту с осторожностью.
Как именно будет устроена жизнь поселенцев на Марсе - и что SpaceX предлагает сделать для улучшения тяжелых условий на планете, в частности с атмосферой, которая не пригодна для дыхания, Маск не рассказал.
Затем Илон ответил на вопросы:
На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.
Высота корабля составит 49,5 метров, диаметр - 17 метров.
Выводить его на орбиту будет гигантская ракета - больше знаменитой ракета Атлас-5, доставившей американских астронавтов на Луну. Прототипом марсианской ракеты станет уже разработанная Falcon 9, но гораздо крупнее и мощнее - высотой 77,5 метров. На ней предполагается установить 42 двигателя Raptor, испытания которых Маск уже ведет.
Маск признал:
--- к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы Марса смогут вернуться на Землю.
Путешествие на Марс он сравнил с открытием и заселением Америки.
Историческая справка:
Колумб потратил в первой попытке достичь Америки почти два с половиной месяца.
В середине XIX века пересечение Атлантического океана занимало шесть недель, но неблагоприятный ветер и плохая погода могли удвоить срок.
Я не поленился сосчитать количество людей в этой "толпе"--- их всего около 70,
включая капитана и ещё нескольких персон, стоящих на палубе под навесом.
Из этого видно, что экипаж в 100 человек представляет собой очень серьёзную угрозу для съестных припасов,
которые Маск соизволит погрузить на свой корабль.
Большую часть этого времени пассажиры проводили внутри корабля.
Борясь со скукой и страхом, - они играли в карты, беседовали и десятки раз перебирали свои сундучки с документами и убогими эмигрантскими вещами.
Это всё, что у них осталось от покинутой навсегда Родины.
Если погода позволяла, пассажиры поднимались на верхнюю палубу.
Предназначенное для них место располагалось в самой худшей части корабля, но здесь можно было дышать свежим воздухом и видеть солнце.
1847 по 1852 сорок три эмигрантских корабля не добрались до пункта назначения. Они утонули.
Редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов, так прокомментировал проект Маска:
"SpaceX напоминает ракету-носитель Н-1,
которую разрабатывали в СССР и планировали использовать для создания собираемой на орбите марсианской станции. Н-1 так и не полетела - не удалось создать надежную первую ступень ракеты. Но то, что идеи SpaceX можно теоретически реализовать, еще не значит, что в ближайшие десятилетия компания сможет осуществить что-то из задуманного."
Вы готовы умереть? - это главный вопрос программы Илона Маска.
Всё же,- нужно отдать должное энтузиасту ITS Илону Маску, который сказал, что он сам готов первым умереть на жестокой красной планете.
Мысли random:
Илон пообещал приятную прогулку сотне человек в космическом корабле длиной 49,5 метров и диаметром 17 метров(max)... при этом 2/3 корабля занимает двигательная установка и топливный бак; значит, полезная длина корабля составляет - 17 метров.
Напомню, флот Колумба имел такие параметры:
1"Санта-Мария"
Длина судна - 23,0 метра, ширина - 6,7 метров, осадка - 2,8 метров, максимальный экипаж 90 человек. Паруса прямоугольные
Водоизмещение - 101,2 тонн
2. "Пинта"
Длина судна - 17,3 метра, ширина - 5,6 метров, осадка - 1,9 метров, , максимальный экипаж 40 человек. Паруса прямоугольные
Водоизмещение - 52 тонн
3. "Нинья" - (малышка) - трёхмачтовое, однопалубное судно с латинскими (треугольными) парусами
Длина судна наибольшая - 20,1 метров, ширина - 7,28 метров, осадка - 2,08 метров, , в те времена испанская tonelada - бочка была равна примерно 5/6 метрической тонны, максимальный экипаж 65 человек.
Водоизмещение - 60 тонн
Всего на Санта-Марии, Нинье и Пинте отправилось в плавание 90 человек.
Общее водоизмещение - 213,2 тонн.
Теперь ещё раз данные Маска:
Высота всей конструкции,- составит 122 метра.
Высота марсианского корабля - 49,5 метров.
Полезная нагрузка 450 тонн.
Вроде бы нормально - но в полезную нагрузку входят запасы еды на весь полёт, запас кислорода на 100 человек, запас еды для пребывании на Марсе, пока не начнётся производство продуктов питания и кислорода на новом месте жительства.
При этом еды (исходя из земной нормы) на сто человек, при длительности полёта 150 суток потребуется:
- 4кг x 100 x 150 = 60000кг. (60т.)
Кислорода исходя из нормы 1 литр жидкого кислорода в сутки.
-1кг x 100 x 150 = 15000 кг.(15т.)
Вес путешественников 70кг(с одеждой) x 100 = 70000кг. (70т.)
Кроме того, для текущего ремонта во время полёта космического корабля, нужны запасные детали и агрегаты, возьмём их хотя бы в объёме ~ 25 тонн.
Итого 170 т.
В полезную нагрузку входит загруженный топливный танкер - 380 тонн
Всего 550 т.
Итак, первый очевидный просчёт - 550 потребных тонн... только для полёта - против 450 предусмотренных. На деле этот весовой дифферент будет конечно больше, ведь колонизаторы согласно такой прикидке - совсем "голенькие" - они ещё не притащили весь свой скарб, который на каждого будет составлять не менее 50 кг, - а ведь в реальной жизни, каждый человек нуждается в десятках предметов и вещей, без которых он будет себя чувствовать, как заключённый попавший в концентрационный лагерь.
Теперь о прелестях приятного путешествия на Марс.
Во время старта с космодрома, посадки и выхода в открытый космос космонавты обязаны надеть специальные подгузники.
100 человек в подгузниках...из них человек 10-15 сделают всё то, на что способны - далее им придётся составить особую когорту отличившихся в первом бою товарищей, которым придётся пройти ряд процедур по приведению своих чресел и гениталий в исходное состояние.
Про ресторан и "приятно посидеть"
Отрывок из книжки К. Е. Циолковского "Вне Земли"
"Но к чему нужен стол, когда посуда не падает никуда?
К чему стулья и кресла, когда человек не нуждается в поддержке и не двигается, пока
его не толкнут?
Но вы все равно не усидите в ваших креслах, не улежите в ваших кроватях, если вас к ним не привязать! Привязывать приходится и тарелки, и графины, и даже самое кушанье. Вы положите вилку или ложку на стол, а они подскочат и полетят к соседу: хорошо если вилка не выколет глаз и острие ножа не ударит по носу! Все должно быть на привязи.
Даже на привязи - кушанье. Оно будет качаться на ниточке или описывать дуги, пачкать стол и физиономию соседа. Рыхлое, рассыпчатое будет при резании разлетаться в разные стороны, попадая то в нос, то в рот. то в глаза и уши, то в волосы и карманы соседей. Соседи будут чихать, кашлять, протирать глаза, стирать с лица жир...
Вы захотите налить стакан воды, - вода не польется; вы откидываете голову назад, чтобы выпить рюмку вина, но оно по инерции вылетает из рюмки в виде нескольких шаров и несется, куда не нужно; смачивает бороду и платье обедающих, попадает в рот тому, кто не собирался пить.."
От себя добавлю - длинные и слега завитые волосы женщин будут стоять дыбом и напоминать змей на голове Медузы Горгоны.
А что? - оригинально!
Надо думать... такая копна понравится многим женщинам и они начнут состязаться между собой, придумывая варианты космических причёсок.
...
Ещё один экскурс в недалёкую историю быта обитателей летящих по волнам океанов прекрасных, как бабочки - каравелл...
Санитарные условия на этих кораблях в течение столетий вызывали ужас.
Мытье тела долгое время считалось занятием предосудительным.
На галерах оно просто было запрещено, так как надсмотрщики боялись, что руки гребцов потрескаются от соленой воды и тем самым будет причинен ущерб живому приводу, машущему веслами.
На морских парусниках пресной воды всегда было в обрез. Использование ее для мытья расценивалось как преступление. Можно было только ежедневно слегка смачивать ею горло. .
Такое отношение к воде будет и в реальном полёте на корабле Маска!
Главная особенность жизни на кораблях - это тяжелый запах, нечто среднее между запахом гниющей рыбы и человеческого пота. Если на открытой палубе этот запах еще как то можно было переносить, то в душных, непроветриваемых трюмах и кубриках от него можно было сойти с ума.
Компанию путешественникам составляли - крысы, блохи, пауки и скорпионы. насекомые и животные, едва попав на корабль, начинали интенсивно размножаться и обычно к концу многодневного путешествия из Европы в Америку трюмы кишели тварями, которые жрали груз, корпус корабля и друг друга. Забиваясь в самые узкие щели корпуса, в тюки парусины и канатные ящики, насекомые и крысы начинали планомерное уничтожение корабля. Крысы прежде всего добирались до корабельных запасов муки и зерна, а затем начинали грызть паруса, древесину, канаты. Команда боролась с крысиной бандой как могла. В ход шли и традиционные способы - охота и кошки, так и экзотические, вроде "крысиного короля", когда крысу морили голодом, и затем приучали есть себе подобных.
Свежие фрукты наполняли корабельные запасы лишь в начале путешествия.
Но вместе с ними на борт попадали и различные насекомые и пауки, а также скорпионы. Вскоре после отплытия фрукты начинали гнить и запах гниения делал и без того тяжелый воздух на корабле просто невыносимым. При очистке трюмов немало моряков погибали от укусов ядовитых паразитов, а их личинки планомерно разрушали деревянные конструкции кораблей.
На кораблях единственны источником свежего мяса были домашние животные. Корабельное стадо было небольшим и мяса хватало только на офицерский стол. Большая часть моряков питалась сухими галетами и вяленным мясом. Обычная суточная порция еды моряка состояла из 700 граммов галет и 250 граммов сушеного мяса - и это на весь день, на 16 часов изнурительной работы.
Вот перечень наиболее распространенных запасов, которые находились на борту корабля:
-Солонина.
-Соленая рыба.
-Сыр.
-Бочки с пресной водой.
-Засоренные насекомыми мука и рис.
-Плоды хлебного дерева.
-Дикие яблоки помогали морякам избавиться от анемии.
-Манго.
-Бананы.
-Копченое мясо.
Скоропортящиеся продукты - мясо, рыба - крепко просаливались и затем хранились в пивном рассоле, который хоть немного, но предохранял продукты от гниения.
-Вино.
-Бренди.
-Ром. Ром пили не только в чистом виде, но и делали из него известный коктейль "Удар дьявола". Ром смешивался с бренди, чаем, соком лайма или лимона и сдабривался различными специями - корицей, гвоздикой, сушеными травами.
Этот напиток не только валил с ног самых крепких моряков, но и был своеобразным обезболивающим средством, применяемым судовыми врачами.
-Лайм и лимон помогали морякам избежать цинги и рахита.
Ежедневное потребление рома способствовало уничтожению микробов, но приводило к безпробудному пьянству.
Фактически моряки пили пива и рома больше, чем простой воды.
В традиционный рацион входили:
Сушёное мясо, хлеб, вымоченный в вине или в воде, или тюря из хлеба, заправленная маслом и чесноком(происхождение закуски 'альйоли'); похлёбки готовили из бобов. Часто на кораблях в длинные путешествия также брали кур, - чтобы были яйца. А юнгам для поддержания сил полагалось 'лакомство'- порция белка-БЫЧИЙ ГЛАЗ... и стакан горячего шоколада.
Всего этого не будет на марсианском корабле (на один раз-то возьмут и икру и белорыбицу и омаров и бифштексы и шампанское) - но это всё!!! - дальше режим суровой экономии и пакетиков, с нарисованным на них очагом из каморки у папы Карло!
Колумбу понадобилось 2,5 месяца, чтобы под куполом неба, пронизанного морскими ветрами, из последних сил добраться до райских островов Карибского моря.
Мигранты проекта Mars-direct, запертые в тесном гудящем пространстве яйцевидной скорлупки Маска, ограниченные в питье, еде и кислороде, лёжа в своих норках ~500 дней и ночей, теряя костную и мышечную массу, будут с нарастающей тревогой ожидать развязки своего приключения --- примарсения.
Поскольку для бритья тоже нужна вода, отказались и от бритья.
На кораблях не было помоек и ям для нечистот. Всё кидали прямо за борт.
Такая вольность обращения с мусором,- выгодно отличает условия жизни морской братии от братства тусовщиков, расценивающих полёт на Марс, как увеселительную прогулку.
Для отправления нужды матросы усаживались на релингах, крепко держась за ванты. Случалось при этом иной раз, что они срывались за борт. Поэтому испанцы в эпоху Великих географических открытий ввели на своих кораблях специальный стульчак, который подвешивался над релингами. Пользование этим открытым воздушным клозетом требовало смелости и ловкости. К тому же сидящий на стульчаке служил отличной мишенью для насмешек своих задушевных приятелей.
В конце концов на кораблях стали строить отхожие места. Отдельно для команды и для офицеров. Их конструкция основывалась на принципе свободного падения отработанного организмом топлива. Отверстия выходили непосредственно в пространство под кораблем, и пользование этими гальюнами в штормовую погоду большого удовольствия не доставляло.
Когда только зарождалась космонавтика и полёты были короткими и выполнялись в большинстве своём в скафандрах, первые устройства для сбора твёрдых и жидких отходов представляли собой эластичные трусы со сменными гигроскопическими прокладками - предтечами подгузников.
Ещё с первых орбитальных станций "Скайлэб" и "Салют-3" для гигиены космонавтов был предусмотрен душ. Однако на Международной космической станции (МКС) душа нет, космонавты умываются с помощью влажных салфеток или воды из-под крана с мылом, упакованным в тюбики.