Гарри Поттер - литературный персонаж, рожденный воображением англичанки Джоан Кэтлин Ролинг, ученик школы волшебства, сирота, чудом спасшийся от Темного Лорда - по популярности своей сегодня превосходит многих суперзвезд, шоумэнов, политиков. В чем причина столь феноменального успеха?
В феномене Гарри Поттера пытались разобраться многие, на страницах прессы время от времени появляются статьи в поддержку той или иной версии о причинах популярности юного волшебника. Всех высказывающих свое мнение в адрес Гарри Поттера условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Дж. Ролинг написала детский бестселлер, что серия книг о Гарри Поттер достойна занять почетное место в ряду лучших детских книг; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания, пиар-проект, продукт книжного рынка. Однако более справедливым представляется утверждение, что феномен Гарри Поттер - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Ролинг мира и персонажей, живущих в нем. Необходимо обозначить эти факторы и попытаться разобраться в каждом из них.
1) Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла сказок о школе магии и чародейства. Когда мы говорим о литературных критериях, приложимых к произведению, то необходимо вспомнить в первую очередь об особенностях жанра, в нашем случае это а) особенности детской литературы, обусловленные спецификой детского восприятия литературного произведения; б) специфические жанровые черты английской литературной сказки.
Неоспоримым сегодня является тот факт, что "Гарри Поттер" навсегда вошел в мир детской литературы и соседствует с "Винни-Пухом", "Питером Пэном", "Мэри Поппинс".
Попытаемся представить формулу литературного произведения для детей.
Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделен теми же привычками, слабостями, у него могут возникать такие же проблемы в отношениях с родителями, со сверстниками.
Читатель знакомится с Гарри Поттером в день, когда последнему исполняется одиннадцать лет. К концу всей истории главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним (по российским критериям). Основная масса читателей сказки - дети, и они растут вместе со своим героем. Главной проблемой книги в этом отношении является несовпадение временных промежутков взросления героя и читателя: с момента выхода первой книги (1996 год) прошло уже 8 лет, а Гарри Поттер "вырос" лишь на 5 лет. Сохранится ли интерес к истории полюбившегося героя у повзрослевшего читателя? Особенность литературной сказки Джоан Ролинг в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Сказка Ролинг адресована всем мечтателям, независимо от возраста
Сюжет детского произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. (Обычно книга разделена на главы и каждая новая глава - это новое событие из жизни персонажей). В то же время фабула произведения невероятна проста и схематична. Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной (литературная сказка допускает присутствие отдельных элементов других жанров). Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволят читателю скучать.
Время в детской литературе, как правило, весьма условно: события могут происходить во все времена, и лишь предметно-вещный мир указывает порой на принадлежность к тому или иному веку. Однако время не должно нарушать своего логичного хода и календарно-сезонное течение обычно не ходит за пределы реальности. Исключение здесь составляет нарушение логичности на уровне приема: классический пример - сказка "Двенадцать месяцев" или путешествия в будущее и прошлое. События в книгах Ролинг происходят в современную эпоху, о чем свидетельствуют такие реалии как метрополитен, телефон, телевизор и тому подобное. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Использование Гермионой Грейнджер маховика времени в книге "Гарри Поттер и Узник Азкабана" - прием нарушения естественного хода времени, который выполняет сюжетоорганизующую функцию.
Пространственная организация детского произведения такова: мир делится на "свой" и "чужой", реальный и волшебный, причем границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в "Гарри Поттере", противостоящий миру маглов, существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.
Как мы видим, Джоан Ролинг создает произведение, отвечающее всем законом жанра детской литературной сказки.
Относительно национальных традиций литературной сказки вспомним, что именно Англия подарила миру большую часть сказочных сюжетов и героев: Л. Кэролл, Дж. Барри, Кл. Льюис, Лофтинг, Д. Даррел, П. Трэверс, Дж. Толкиен - далеко не полный список мастеров детской прозы. Специалисты выделяют следующие черты, отличающие английскую литературную сказку от сказок других стран:
А) герой - ребенок;
Б) герой сам приходит к своему создателю;
В) авторы, как правило, не были детскими писателями;
Г) обращенность одновременно к детям и к взрослым;
Д) одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;
Е) разнообразие языковых приемов, словесная игра;
Ж) пародия;
З) отступление от правила "счастливого конца".
Нетрудно определить, что всеми вышеперечисленными чертами обладают и сказки Дж. Ролинг.
Но для того, чтобы литературное произведение стало феноменом в мире литературы, недостаточно только следовать нормам и соответствовать образцам. Внося вклад в развитие литературы, произведение должно содержать элементы новаторства в той или иной области поэтики. Ролинг создает свой волшебный мир, в котором действуют свои законы и правила. Мифология Ролинг основана на мифологических и литературных традициях предшествующих поколений, и в то же время, это принципиально новое оформление уже известных образов, сюжетов, мотивов.
Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейно основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: А) основная идея стара как мир - это борьба Добра и Зла; Б) книга отражает суть жизни европейский школ-интернатов и главная проблема в ней - адаптация детей к школьной жизни; В) история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; Г) история Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем самостановления, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. Д) "Просто будь собой!" - главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения. Все приведенные высказывания справедливы в отношении сказки Дж. Ролинг, но не правомерно отдавать предпочтение одной из них: они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения. Но нам хотелось бы отметить другую особенность сказки - это новый взгляд на категорию детства. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в "Гарри Поттере" не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека. Детские характеры, созданные Джоан Ролинг, поражают своей психологической сложностью. Так книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателями чудесных приключений, но всем своим содержанием повествует о перипетиях и сложностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от укоренившейся традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Ролинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений, но правда, лишь тех взрослых, которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни (то есть магов, а не маглов).
Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.
2) Вторым фактором феномена Гарри Поттере является история жизни автора - Джоан Кэтлин Ролинг. Мать-одиночка без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Ролинг утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо было бы придумать. (В основе биографии Ролинг тот же архетипический сюжет о Золушке; линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая "в чулане под лестницей", они в один прекрасный день просыпаются богатыми и знаменитыми).
Фактор самой Джоан Ролинг важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоан Ролинг.
3) Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное. Книги Ролинг появились в конце ХХ - начале ХIХ века, в дни расцвета рыночной экономики и торговых отношений. Правомерно ли называть рекламу, являющуюся лишь закономерным явлением современным жизни, главной причиной успеха "Гарри Поттера"? Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено чуть больше времени.
Фильм Криса Коламбуса является хорошей иллюстрацией к печатному изданию сказки о Гарри Поттере. И хотя режиссер счел необходимым внести кое-какие изменения в некоторые эпизоды и детали, общая концепция произведения была сохранена. Об удачной постановке можно судить из высказываний Ролинг, согласно которым герои фильма явились именно такими, какими их создало авторское воображение.
Так как сага о Гарри Поттере еще не закончена, интересно отметить и обратный процесс влияния фильма на некоторые детали тех частей книги, которые вышли в свет уже после того, как зритель увидел экранизацию первых частей. Так в первых четырех томах нет указания на то, что нападающий команды Гриффиндор по квиддичу Алисия Джонсон - черная девочка. И лишь после того, как Крис Коламбус в силу своего американского менталитета счел необходимым сделать эту героиню представительницей негроидной расы, в пятой книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" мы читаем: "..............."
Из другой производной продукции достойными являются некоторые книги: "Квиддич: сквозь века", "Волшебные твари и места их обитания", А. и Э. Кронзек "Настольная книга чародея. Путеводитель по волшебному миру Гарри Поттера", Д. Колберт "Волшебные миры Гарри Поттера".
Созданы ролевые игры по модели школы Хогвартс.
Специалистами NLP как направления психологии Шугалей Еленой и Косулиной Ольгой создана уникальная программа "Мир Гарри Поттера", в которой удалось замечательным образом соединить "развитие когнитивных способностей ребенка, выработку коммуникативных навыков и техник психологической самокоррекции с восхитительной сказочной игрой, с увлекательным путешествием в неизвестное и загадочное. Учителя школы приобщают детей к истории культуры, мифологии, символики, учат видеть мир вокруг себя, учат общению с природой, фитотерапии, ритуалам сна и снятию психического напряжения."
Примечательным является тот факт, что, спустя непродолжительное время после выхода в свет сочинения Ролинг, появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия" Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько и другие. Достойными пародии оказываются всегда лишь действительно уникальные явления культуры.
Итак, нами выделены и проанализированы три главных составляющих феномена Гарри Поттера, а именно: 1) литературно-художественные достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Ролинг; 3) рекламная кампания и производная продукция.
См статьи Мамаевой Н. Н. "Светлее алмазов горят в небе звезды" (английская литературная сказка как явление) // Известия УрГУ, N15 и Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж. Р. Р. Толкиена) // Известия УрГУ, N21
Высоцкая Н. "Феномен Гарри Поттера или НЛП и дети" //www.humans.ru