Ого-Блин : другие произведения.

Основы фехтования "для чайников"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.31*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшая статья по основам современного "исторического фехтования". В свое время кусками выкладывалась на форуме неформата (http://www.neformat.net/index.php?showtopic=19827). Ничего принципиально нового, всего лишь набившие оскомину прописные истины, разве что только с типологией и классификацией, составленноые моими скромными усилиями. Пока не окончена, так что будут небольшие добавления.

  Для начала подробнее рассмотреть простые удары (кистевые, локтевые, плчевые, с разворотом корпуса, режущие удары за счет движения, и т.п.).
  Не все из них эффективны, да и исползование некоторых из них имеет смысл только с опредиленным оружием.
  Помните, эти удары - всего лишь основы.
  Итак, ПРОСТЫЕ УДАРЫ для одноручного меча и т.п. (классификация по задействуемым при ударе частям тела):
  1) Плечевые. При этом типе удара задействуется вся рука, и, достаточно часто, сопровождается разворотом корпуса. Удары такого типа крайне размашисты и медлительны, как правило, с большим замахом. Предназначенны для тяжелого оружия. Основная ставка на силу. Часто используется задоспешенными щитниками. Основное задействуемое сочленение - плечо. Тип урона - рубящий (чисто теоретически, можно нанести и режущий).
  2) Локтевые - Удар наносится в основном за счет распрямления локтя (плечо и кисть задействованны, но в гораздо меньшей степени). Наиболее универсальные и распространенные. Все показатели-средние. Основное задействуемое сочленение - локоть. Тип урона - Как рубящие, так и режущие.
  3) Линейные кисте-локтевые. Общая схема движения аналогична прямому удару кулаком. Только в руке клин (представьте, что вы бьете противника гардой), и на последней фазе движения изогните кисть, чтобы клин, который в начале и в середине движения был перпендикулярен земле (острие смотрело вверх) (в случае, если плоскость, в которой наносится удар, тоже перпендикулярна земле (ведь удар можно наносить под углом), при завершении удара при развороте кисти стал бы параллелен земле (т.е. кисть распрямлена, а меч бьет противника. По сути, в этом ударе сначала за счет локтя выкидывается вперед кисть с мечом, затем наносится кистевой удар. Особенность данного удара - более высокая дальность и по сравнению с колющим, большая непредсказуемость. Сначало задействуется локоть, затем -кисть. Тип урона - рубящий.
  4) Кистевые. Данный тип ударов наиболее быстр и предпологает легкое оружие. Замах практически отсутствует.При ударе может НЕЗНАЧИТЕЛЬНО задействоваться локтевое сочленение, удар прходит за счет кисти.
  При ударе мы просто изгибаем кисть, чтобы клинок, описав дугу градусов в 90, указывал бы на противника соим острием (если, скажем, противник успел отскочить). Тип урона - рубящий.
  5) Колющие. Думаю, ничего особо объяснять не надо, и так все понятно. В основном задействуются локоть и плечо. Тип урона - колющий.
  6) Корпусные. Удары, осуществляемые за счет разворота корпусом. Используются, как правило, на ближней дистанции, когда замах затруднен, или на него нет времени. Тип урона - чаще режущие, но, порой, бывают и рубящие.
  7) Удары общего перемещения. Это удары, наносимые за счет общего передвижения, или общего разворота. Как правило, при таких ударах рукой практически не двигают. Замаха нет. Тип урона - как правило, режущий.
  Классификацию типов урона (то, как оружие воздействует на объект):
  Колющий (думаю, пояснения не требуются).
  Рубящий (вектор удара примерно перпендикулярен оси клинка, наибольший, по сравнению с другими видами, дробящий (физический) урон).
  Режущий (вектор режущего удара находится под углом к оси клинка около 30 градусов; как правило, режущий удар является возвратным, так как клинок движется в сторону рукояти, движение в сторону острия встречается достаточно редко).
  Вспарывающий (сначала клинок входит в объект на незначительную глубину, затем проводится движение, перпендикулярное оси клинка; оставляет рваные раны).
  Вырывающий (На первой стадии клинок входит в объект подобно колющему, либо под углом; затем приводим клинок в состояние острого угла ось клинка - плоскость тела, затем тянем клинок на себя, сохраняя этот угол; способно вырвать часть объекта).
  Кстати, раз уж я дал основные классификации по ударам, рискну присоветовать свою небольшую тренировочную разработку, призванную уменьшить время между ударами, тем самым увеличив их плотность. Упражнение называется "крест".
  Суть его сводится к тренировке простых локтевых ударов и переходов между ними. Общая последовательность действий такова (для правой руки): вертикальный сверху, вертикальный снизу, горизонтальный справа, горизонтальный слева, диагональный сверху-справа, диагональный снизу-слева, диагональный снизу-справа, диагональный сверху-слева, горизонтальный справа по ногам, горизонтальный слева по ногам, горизонтальный справа на среднем уровне, горизонтальный слева на среднем уровне, горизонтальный справа на верхнем уровне, горизонтальный слева на верхнем уровне. Короче говоря, что-то вроде розы ветров с еще 3-мя горизонтальными линиями. Данное упражнение следует выполнять достаточно быстро и без задержек. Развивает кисть.
  Прежде чем заводить речь о более сложных вещах, будет более чем уместно поговорить о защите и стойках.
  Итак, защита. Защита бывает пассивная (блоки и уклонения (которые также делятся, соответственно, на активные и пассивные уклонения) и активная (встречные атаки, контратаки и т. д.). Активная защита будет рассмотрена нами отдельно.
  К пассивным уклонениям относят разного рода уклонения и смещения БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ вашего оружия. Уклонения без ухода с линии атаки: отступление (наиболее частый и универсальный), выгибание тела назад (против ударов в голову), выгибание корпуса назад (втянуть живот и изогнуться буквой с (соотвентственно, проттив ударов в корпус)), подпрыгнуть или убрать (поднять) впереди стоящую ногу (от ударов по ногам), также изредко от ударов в верхней полусфере делают широкий отступ назад с переносом веса на заднюю ногу и переходя в нижнюю стойку.
  Также существуют уклонения с уходом в сторону от линии атаки. В целом они подобны уклонению с широким отступом (на этот раз в сторону). Более сложные виды уклонения нами не рассматриваются, так как требуют очень высокой скорости, ловкости и координации движений, а посему большинству недоступны, или не эффективны в их исполнении.
  Уклонения с использованием оружия будут рассмотрены нами в разделах активной защиты и групповых (в других трактовках, круговых) стилях.
  Блоки. Учиться ставить блок по каким-либо учебникам практически бесполезно. Единственный учитель в этой области - практика. Также отсутствуют одиночные упражнения для развития блоков (по этой причине двумечный бой гораздо предпочтительней для самообучения, нежели прочие стили). Но вот дать пару советов в этой области я могу. Ставя блок, всегда помните о том, что меч вашего противника может соскользнуть по клинку и попасть по пальцам не смотря на гарду. Поэтому довольно часто используют так называемые верхние блоки, когда меч наклонен острием к земле, в результате чего риск соскальзывания вражеского клинка на ваши пальцы практически отсутствует...Впрочем, еще можно держать меч нижним хватом.
  ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО при видении боя, опирающегося на скорость и технику - никогда не держите свой клинок в соприкосновении с клинком противника большее время, чем это необходимо.
  Стойки.
  Что важно в любой стойке в первую очередь? Ее основа. Или, грубо говоря, положение ног. Во многих руководствах и наставлениях даются сотни советов, рекомендаций, и прочих указаний о единственно вером поставлении ног. Плюньте на них. Вот так, с кондачка, принять подобную позиуцию, да еще в ней передвигаться (я уж молчу про ведение боя) невозможно. Принимая стойку, стремитесь встать так, чтобы соблюсти три правила:
  1) вам должно быть удобно
  2) вы должны свободно перемещаться
  3) вы должны быть устойчивы.
  Стандартная стойка должна соответствовать всем трем пунктам в равной степени. Остальные виды основ стойки образуются за счет либо усиления устойчивости (более широкие стойки), либо за счет усиления подвижности (соответственно, более узкие). Таким образом, в соответствие с постановкой ног, стойки бывают основные, широкие и узкие.
   К этому стоит добавить, что стойки делятся на левосторонние и правосторонние. Таким образом, при левосторонних плечо руки с мечом оказывается направленным на противника, а при правосторонних - от противника (все это характерно для правши, для левши, соответственно, на оборот). Перечислять положения рук можно очень долго, но основных положений руки не зависимо от стороны стойки семь. Они могут незначительно изменяться в зависимости от ситуации, но я рассматриваю только базовые типы. В конце концов, одномечное фехтование не требует учета многих мелочей, в отличие от двумечного.
  Положения ниже будут рассматриваться для правши - для левши все это будет наоборот.
  Только для верхнего хвата!!!
  Положение первое - клинок опущен, острие направленно к земле. Угол к земле от 90 до 45 градусов. В правосторонней стойке держите меч так, чтобы он был скрыт вашим телом. В таком положении меч держат слегка "на отлете".
  Положение второе - рука распрямлена и параллельна земле, клинок смотрит на противника - дистанцирующая стойка. --- В правосторонней стойке - тоже самое, только рука чуть наклонена вниз. Используется в основном, при нанесении плечевого диагонального удара снизу (возможно как "замах" "плети") с поворотом корпуса на 60 градусов и атаке с ходу.
  Положение третье - рука согнута под углом примерно в 135 градусов, так, что кисть руки параллельна земле, а клинок смотрит вверх и находится под углом к кисти примерно в 120 градусов. \_/ В правосторонней стойке рука слегка приподнята, так, что не кисть, а предплечье параллельно земле, таким образом, клинок оказывается занесенным над головой.
Оценка: 6.31*16  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"