Аннотация: Как и обещала, несколько статей из журнала, который делаю уже 5-й год и с удовольствием. Эта, текстом - давняя и любимая, все в ней "родные" - и мастер, и брат на "Субару"))) ПДФ-ки приложила вместо картинок. Там полезная статья про прикуривание зимой, автор - эксперт журнала. И вторая - моя болталка с забавными данными из солидной статистики...
Клиент в рабочей зоне
Пускать или не пускать клиента в рабочую зону автосервиса? Этот вопрос зародился в тот же день и час, когда появилась первая мастерская по ремонту автомобилей.
Очевидно, что, как организация, сервис на все сто процентов заинтересован в том, чтобы автовладелец был во время ремонта как можно дальше от автомобиля, не мешал ремонтникам советами и замечаниями и не лез под руку.
Однако, тот же сервис постоянно озабочен проблемой привлечения клиентов и под давлением этого аргумента нередко открывает двери ремонтной зоны.
Так ли уж это безобидно?
Вот лишь два случая, о которых рассказал нам многоопытный мастер сервиса. Вряд ли они нуждаются в комментариях.
- Было это года два назад. Хозяин пригнал к нам на сервис довольно свежую иномарку, которая, однако, успела пару зим похлебать нашего антигололедного реагента. Требовалось наше вмешательство в подвеску.
Как и следовало ожидать, гайки успели приржаветь. Чтобы облегчить процесс их откручивания, мы обычно смачиваем резьбу жидкостью ВД-40 и обстукиваем гайки молотком. После этого они откручиваются без проблем.
В этот раз я поступил именно так. Обрызгал резьбу аэрозолем, выждал некоторое время, потом взял хороший слесарный молоток с круглой головкой (чтобы на гранях гаек не осталось забоин), размахнулся... И почувствовал, как на замахе уже за спиной молоток во что-то уперся - и потом это что-то с грохотом упало...
Когда клиент пришел в себя - а это был именно клиент, решивший посмотреть из-за плеча, что там делает мастер с его машиной - он вначале ужасно матерился и все пытался разгладить огромную, на глазах набухавшую шишку точно в середине лба.
Когда же злость (вместе с болью) чуть улеглась, он понял, что во всем был виноват сам. И слава Богу, что понял, и что все обошлось одной шишкой...
А второй случай произошел совсем недавно, месяца два назад.
Человек очень торопился. Он куда-то уже опаздывал - а мы при смене колеса обнаружили, что на его автомобиле до предела изношен наконечник рулевой тяги и настоятельно посоветовали заменить эту деталь.
Известно, что наконечник надо выпрессовывать съемником. А съемник находится в инструментальной кладовой. Я послал туда слесаря, рассчитывая, что на это уйдет минут 10, не больше. И сказал об этом клиенту.
- Какой съемник! - вспылил автовладелец. - Вас что, надо учить, как работать? Я и так опаздываю, а вы тянете кота за хвост! Дайте мне молоток, я сам все сделаю!...
Кто-то из молодых рабочих тут же услужливо протянул клиенту небольшую кувалдочку, килограмма на два с половиной. Никто и ахнуть не успел, как наш торопыга размахнулся и смачно въехал кувалдой... по крылу автомобиля. Промахнулся! Не попал по наконечнику тяги!
Это было так неожиданно и дико, что мы замерли. Никто даже не засмеялся.
Но то, что произошло дальше, было еще неожиданнее.
Ошалевший от своей оплошности клиент, не долго думая, размахнулся еще шире, чем в первый раз и обрушил страшный удар... на ни в чем не повинный бампер.
Из ступора всех нас вывел голос слесаря, вернувшегося из кладовки со съемником.
- А что это вы тут делаете? - спросил он...
На этом мы считаем уместным прервать рассказ мастера из соображений чисто этического характера. А в комментариях этот рассказ вряд ли нуждается.
Как известно, истина рождается в споре. Сторонники мнения, что клиент имеет право быть рядом с автомобилем, приводят свои доводы. Некоторые ссылаются даже на опыт тех стран, где мужчин приглашают наблюдать за родами.
Мы так далеко ходить за примерами не будем. Обратимся к истории, которая произошла с одним нашим хорошим знакомым, владельцем немолодой "SUBARU".
Клиент из "бывалых" посетил небольшой и совсем не именитый сервис. Как и положено "бывалому", он знал дефект, с которым обратился (пыльник шруса, передний внутренний, справа). Он даже знал, сколько это должно стоить и как надо менять пыльники.
Конечно же, он пошел в сервисную зону, чтоб убедиться, что мастера не обидят "ласточку". И обмер.
Грязноватый помощник тащил мастеру мятое ведро и кувалду. Зачем??
Бестрепетные "спецы" пояснили: будут выбивать привод из коробки. Оттуда "хлынет"(!) масло.
Кувалда едва не пригодилась... клиенту. Человек это был молодой, крепкого сложения и горячего темперамента. К тому же машинку свою он любил. Так что "ликбез" готов был начать в самой жесткой и доступной форме.
Обошлось.
Но, согласитесь, нелепо: успокоившийся клиент объяснил, что выбивать не надо, надо аккуратно расшплинтовать. И ведро не надо, масло не пойдет. Дальнейшая работа продвигалась штатно.
Вплоть до момента оплаты.
"Да это вы мне платить должны за обучение ваших дикарей!" - возмутился "бывалый", изучая счет. Работают хуже "Дяди Васи", а дерут, будто "официалы" какие-нибудь! Ноги моей тут больше не будет!"
Ремонт АКПП - дело сложное. Не только в смысле "железной" технологии, но и по работе с клиентом. Дефекты характерны для неновых автомобилей, а для таких цена ремонта может зашкалить за остаточную стоимость машины целиком. Хуже всего то, что окончательный диагноз часто ставится только при разборке АКПП. А вот на дефектацию в ряде специализированных центров клиента не допускают. Или допускают лишь в присутствии старшего мастера смены.
Результат совсем не веселый: сумма первичной сметы, согласованной с клиентом, может внезапно увеличиться вдвое-втрое. Клиент совершенно не понимает причин такого скачка и подозревает примитивный обман. Автомобиль разобран и нетранспортабелен. Впереди - неизбежный конфликт, который может закончится независимой экспертизой, судом, "наездом" - чем угодно. Клиент останется в любом случае недоволен.
А решение - на поверхности. Это дефектация в обязательном присутствии хозяина машины.