Оксана Глинина: другие произведения.

Легенды великого Севера

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Карины Деминой "Черный Янгар" Однажды холодным февральским вечером я открыла для себя Карину Демину, с тех пор понеслось... Самой моей первой книгой у Деминой была "Невеста", но сегодня речь не о ней, а о другой не менее яркой и сильной ее работе.

  Я отрастил себе клыки и когти отрастил,
  Чтоб ближе тысячи шагов никто не подходил.
  
  Чтобы узрев меня любой дубину, камень брал,
  От жара дома очага и света в страхе гнал.
  
  Во тьму и холод, в лес сырой, где одинокий звук
  Совы ворчание глухой ласкает зверя слух.
  
  Там под обличием другим в компании зверья
  Часть человека сохраню - моё святое Я.
  
  В. Глинин "Зверь"
  
  "Черный Янгар" мне сложно назвать романом из разряда женского фэнтези. Может быть потому, что его отличает ото всех других произведений Деминой певучий мотив повествования, сам сюжет подается как легенда: "Кто не слышал о Янгаре Каапо, прозванном Черным?"
  И тут подается легенда о происхождении Янгара, целая сказка, грустная, но красивая. Надо отдать должное Карине, здесь она не поленилась, не только обратиться к карельскому эпосу, но и сама сочинила довольно много сказок-легенд для полноты описываемой картины мира. За это ей огромный респект, как автору вообще.
  Таким образом, сотканный из сказок и легенд вырисовывается мир Янгара: неоднозначный, жестокий, безумно интересный и невыразимо прекрасный.
  Правят Севером Золотые рода. Стоит над ними кёниг Вилхо. Крепок его трон клинком Черного Янгара, о котором говорят, что нет на Севере бойца лучше. И нет невесты краше, чем Пиркко-птичка, любимая дочь строптивого Тридуба. Как было не связать две нити? Велел кёниг свадьбу играть, а если Тридуба не подчинится, то и гнать его из Оленьего города. И склонил голову перед волей владыки Тридуба, согласился отдать дочь за Янгара. Вот только кто знал, что у него две дочери. И одной из них не жаль.
  Нет смысла пересказывать сюжет книги, потому что сам роман и без того очень интересен. Но с полной уверенностью не могу утверждать и то, что произведение понравится всем без исключения. Само повествование подается в довольно сложной манере написания. Книги Деминой отличает ее особый весьма непростой авторский стиль.
  Главные герои становятся заложниками обстоятельств, а именно интриг Ерхо Ину (Тридуба), они теряют все, в том числе и друг друга. На протяжении всей книги Янгар и Аану сражаются не только с внешними врагами, но и внутренними, они действительно переживают перерождение через смерть, и, как итог, получают свою награду за победу над злом.
  В романе полно символизмов: рождение и смерть, день сменяет темная ночь, на смену холодной зиме приходит весна, раб становится господином, а хозяин превращается в раба. Как тонка грань между жизнью и смертью, волей и неволей. Чего стоит одно только описание свадебного обряда, через который проходят герои в начале повествования, и который является началом собственной истории непосредственно самих Янгара и Аану. Чтобы вступить в новую жизнь, нужно пережить смерть - главный посыл свадебного обряда становится основным лейтмотивом дальнейшего повествования, чтобы обрести свое счастье главным героям придется сначала умереть. Даже Олле проходит через своеобразное "умирание", чтобы стать другим и получить свою награду за страдание. Тот, кто ничем не рискнул, например Ерхо Ину и та же Пиркко, в итоге получают то, что заслужили.
  Аану незаконнорождённая дочь Ерхо Ину от наложницы, живет в доме отца на правах не то рабыни, не то служанки, но никак не на правах дочери. Из-за своего неоднозначного происхождения Аану безумно одинока. Тихая, добрая девушка, жаждущая любви и ласки, она соглашается (впрочем, и выбора-то у нее не нет) на аферу своего отца, понимая, что живой из всего этого не выберется. Зная, что уготовил ей Ину, Аану еще надеется на то, что вдруг все образуется и, возможно, ей удастся обрести свое счастье. Наивные надежды и чаяния девушки имеют весьма трагический финал ее превращения в нежить и последующую борьбу с нечеловеческой сущностью в себе. Аану самый светлый образ всего повествования, пройдя через предательство, разлуку, унижение и боль, она остается добрым и отзывчивым человеком, все также способным на самопожертвование ради близких.
  Янгар очень далек от совершенства легендарного героя в начале. Его желание жениться на дочери из Золотого рода Ину - в первую очередь показано, как каприз, желание возвыситься и стереть рабское прошлое. Самодур, истерик, со своими притязаниями, не слышащий советов и предостережений мудрого Кейсо. В итоге Янгар поплатился за свое тщеславие. Снова лишившись всего, он понимает, что самым бесценным подарком за всё была Аану. Янгу мучается угрызениями совести и пытается наказать виновников, больше всего наказывая самого себя. А ведь все потому, что еще мальчишка, самоуверенный до крайности, до нелепости верящий в свою удачу. Только самое страшное не в этом, а в том, что он так и не повзрослел, так как и ребенком никогда не был. Янгар это старик с зимой душе, которую растопила, принесшая в его сердце лето, Аану. На протяжении книги мы видим метаморфозы, происходящие с ним: под давлением обстоятельств Янгар меняется, взрослеет, начинает не только прислушиваться к Кейсо, но принимать вполне зрелые решения самостоятельно.
  Кейсо - это персонаж, не нуждающийся, в каком бы то ни было, объяснении. В первую очередь он является наставником Янгара, его совестью и ножнами его мечу, который норовит вырваться в самый не подходящий момент. Но автор не была бы сама собой, если бы не приготовила нам сюрприз. В итоге, мы выясняем, что и Кейсо не так прост, и его отцовская привязанность к беспризорному мальчишке - это попытка искупить давнюю застарелую вину. И, тем не менее, Кейсо замечательный персонаж в романе этакий своеобразный Гендальф или Дамблдор, только, не обладающий магией, воин.
  Пиркко - кажется этакой безликой, избалованной дочерью Тридубы (Ину). Совершенно никак себя не проявившая изначально. Пиркко вступает в игру и начинает играть сугубо по своим правилам. И, если Аану ведет нелегкую борьбу со своей нечеловеческой натурой и выигрывает, то Пиркко поддается своим темным желаниям, в итоге окончательно дав волю инстинктам, окончательно превращается в монстра.
  Нельзя не упомянуть Олле, который является одним из ключевых звеньев повествования. На его примере очень хорошо показан переход из различных социальных слоев общества и влияние этого перехода на становление его личности. В начале повествования Олле предстает сыном и наследником рода Ину, великим воином и гордостью своего отца. Обстоятельства превращают его в раба. Такой поворот не радует Олле, он теряет смысл жизни, но со временем находит его в дружбе с Янгаром, который не видит в нем раба, в отличии от родного отца. Под конец романа Олле сознается Аану, что не жалеет о том, что с ним произошло, так как увидел все по-другому и обрел истинные ценности. Как итог Олле тоже получает свою награду.
  Ерхо Ину жадный циник и интриган, рвущийся к власти, не жалеющий для этого никаких средств. Собственно получает именно то, что заслужил.
  Вилхо хороший кениг только тем, что его власть поддерживалась мечом Янгара. Как только этот меч устранили, правление Вилхо постепенно перешло в чужие руки. Безвольный, тяжело больной, капризный из-за этого легко управляемый правитель, ставший жертвой нездоровых амбиций Золотых родов и собственной жены.
  Кроме описания легенд и обрядов, в романе очень много символов тотемного характера. Чаще всего здесь проводится аналогия между животными и людьми. Аану олицетворяет медведицу, маленькую, но очень мужественную и выносливую, Янгар - это змей, потомок великого Полоза, Пиркко - вначале сопоставляется с птичкой, в итоге превращается в нечто наподобие гарпии.
  Мир в романе подан весьма колоритно - здесь и легенды, и предания, и обряды, и разнообразные обитатели болот и ночного леса. Возможно, не хватило характеристики мироустройства самого Севера, его соседей и обитателей. Но книга и без этого насыщена большим количеством событий, что углубление в политику и международные отношения только бы испортило ее.
   "Черный Янгар" - это действительно песня о великом мужестве и всепоглощающей любви, которая способна не только разрушать, но и исцелять, спасать, побеждать! Это история любви маленькой Медведицы и великого Полоза, которые сначала обрели друг друга, затем потеряли, а потеряв, обрели гораздо больше.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"