Окунев Юрий Бенцианович : другие произведения.

Глава 4. Три вершины или Как бороться со злом - иудейский и христианский ответы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евреи - наши старшие братья по вере! Папа Римский Иоанн Павел II

На сайте представлены отрывки из книги Юрия Окунева 'Ось всемирной истории'. Полная версия здесь. Ось всемирной истории
  
  
  
  Гора Заповедей
  
  
  Дорога вилась между библейскими холмами Галилеи - мы спускались из Цфата, святого города каббалистов и мистиков, что на высокой горе, к Тивериадскому озеру. Наш гид, Марина Фельдман - ныне весьма известная в туристическом бизнесе, а в то время начинающий экскурсовод, - объясняла, что у озера есть еще три названия: Кинерет (по-еврейски арфа, которую озеро по форме напоминает), Генисаретское (по названию плодородной долины Гиносар, примыкающей к озеру), и, наконец, Море Галилейское.
  Вокруг Кинерета - сплошная мозаика исторических и святых мест позднего иудаизма и раннего христианства.
   В Тверии - святом для евреев городе, построенном тетрархом Галилеи Иродом-Антипой во времена Иисуса Христа, был подписан Иерусалимский Талмуд - величайшее литературно-философское произведение раннего средневековья. Здесь жила еврейская принцесса Береника - дочь иудейского царя Агриппы I, в которую здесь же, на берегу Моря Галилейского, влюбился будущий римский император Тит Флавий. Принцессе было 39, а императору 26 лет. Их страстная, романтическая любовь длилась 12 лет.
   Покинув свой родной галилейский город Назарет со словами:
  
  "Нет пророков в своем отечестве",
  
  пришел на берега Генисаретского озера никому еще не известный еврейский проповедник Иешуа - будущий Иисус Христос. Здесь, в синагоге древнего Капернаума - святого для христиан города, Иисус впервые успешно проповедовал.
  
  "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним".
  
   Здесь же, на берегу Моря Галилейского, Иисус нашел среди местных еврейских рыбаков и других своих лучших учеников - первых христиан и будущих Апостолов христианской церкви. Из двенадцати Евангельских Апостолов одиннадцать были галилеянами, и десять из них, вслед за Иисусом, были казнены римлянами или римскими вассалами за непонятную, а потому опасную, упорную и жертвенную веру. Иисус уговорил этих простых парней стать ловцами душ человеческих и увел их с собой в Иерусалим. Увел для свершения дотоле беспримерного подвига, на страдание и торжество, увел на мучительную и позорную смерть через распятие на жутком римском кресте - к вечной славе и бессмертию.
   В древней Магдале на берегу озера родилась и жила Мириям - сначала простая еврейская блудница, а затем святая Мария Магдалина - женщина, дошедшая со своим учителем до Голгофы и первой возгласившая вечное:
  
   "Иисус Воскрес".
  
   Здесь, в водах Иордана, втекающего в озеро и вытекающего из него, яростный еврейский проповедник Йоханан крестил Иисуса, за что был прозван Иоанном Крестителем, и
  
   "отверзлись ему небеса... и се, глас с небес глаголющий:
  Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
  
   Слабеньким ручейком потекло взращенное иудеями христианство из Моря Галилейского вверх к подножию Иерусалимского Храма. Укрепившись духом в неимоверных страданиях, потоками обездоленных, изгнанных, благих и нищих незаметно и непышно разлилось оно из Иерусалима по всему Средиземноморью, а затем, накопив мощь морскую, гигантским вселенским потопом затопило весь мир.
   Мы едем среди кипарисов, оливковых рощ и огромных финиковых пальм, вдыхая этот святой воздух, и благостный восторг заполняет душу.
   Слева на высоком холме прямо над Морем Галилейским возникает утопающий в субтропическом саду храм - классический купол с крестом покоится на белом основании, окруженном легкой белой аркадой. "Слева, на Горе Заповедей, - поясняет Марина, - вы видите церковь. Она поставлена на том месте, где Иисус Христос произнес своим ученикам Нагорную Проповедь".
   Боже, едва не задыхаюсь я, та самая, Нагорная Проповедь, квинтэссенция христианства, непротивление злу - тема, волнующая меня всю жизнь. "Мы остановимся здесь?" - поспешно спрашиваю я и слышу в ответ: "Нет, здесь остановка не запланирована".
   "Никогда не смогу простить себе, что не остановился здесь", - думаю я и хрипло заявляю: "В таком случае, высадите меня здесь одного". Все оборачиваются ко мне, и Марина, улыбаясь, говорит шоферу: "Хорошо, остановимся здесь на двадцать минут".
   В церкви шло песнопение. Католики из Южной Африки, белые и черные, вместе пели религиозные песни в стиле спиричуэлс. Поняв, по-видимому, мою озабоченность и взволнованность, монахини в черно-белых одеждах пытаются объяснить по-испански, что же именно проповедовал здесь Иисус, а я, в свою очередь, пытаюсь объяснить им по-английски, что могу понять слова Иисуса только в переводе на русский. Удивительно, но они вполне понимают меня, быстро куда-то исчезают, а затем появляются вновь с Библией на русском языке, открытой точно там, где надо - Евангелие от Матфея, Глава 5.
  
   "Гул затих. Я вышел на подмостки.
   Прислонясь к дверному косяку,
   я ловлю в далеком отголоске,
   Что случится на моем веку..."
  
  и..., обратясь лицом к Морю Галилейскому, читаю не громко и не тихо, но так, что окружившие меня монахини слышат, как звучат по-русски хорошо им знакомые великие слова, произнесенные первоначально на арамейском диалекте еврейского языка, переведенные потом на греческий и латинский, а затем уже на все другие языки мира:
  
  "...Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
   Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
   Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
   Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
   Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
   Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
   Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
   Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
   Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать...
   Вы - соль земли ... Вы - свет мира...
  Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела.
  
   Не думайте, что Я пришел нарушать закон или пророков;
  Не нарушать пришел Я, но исполнять...
  
   Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб".
   А Я говорю вам: не противься злому.
  Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
  И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
  
   Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ".
  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
  
   Да будете сынами Отца вашего Небесного;
  ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных...".
  
   Прямо внизу, отражая солнечное небо, уходит вдаль теплая, синяя гладь Арфы-Кинерета, справа и наверх до Назарета - цветущая вечнозеленая долина Гиносар, слева и вдали амфитеатром - мягкие желто-палевые отроги Голан.
  Покоряющая религия всечеловеческой любви родилась здесь, среди этого сладкого, умиротворяющего пейзажа, на этой земле со следами бесконечной череды мыслителей и пророков, в этом уголке мира, где все пронизано библейским светом.
  Возможно ли было сказать какие-либо другие слова на этом месте в состоянии благостного экстаза перед алчущими любви и добра учениками, простыми рыбаками и крестьянами, для которых, тем не менее, - и это поразительно -
  
   "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
  
   Как обольстительна и прекрасна христианская идея ненасильственной борьбы со злом, борьбы со злом моральным неприятием зла, борьбы с насилием неприменением ответного насилия. И как в этой простой мысли все универсально, ясно и просто - не нужно противиться злу, не следует отвечать насилием на насилие. Если все будут выполнять эти простые правила, зло и насилие исчезнут с лица Земли. Более того, нужно быть милосердным к врагам, нужно любить врагов своих и благословлять ненавидящих вас - тогда вражда и ненависть уйдут из жизни людей сами собой...
   С такими мыслями и в таком душевном состоянии уходил я со знаменитой Горы Заповедей, что на берегу Моря Галилейского - наш путь лежал на Юг вдоль долины Иордана к Иерусалиму.
  
  
   На сайте представлены отрывки из книги Юрия Окунева 'Ось всемирной истории'. Полная версия здесь. Ось всемирной истории
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"