Пауллер Олег: другие произведения.

Итальянская лира за семь веков

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Изменение стоимости итальянской лиры с эпохи Карла великого до Позднего Средневековья


   История итальянской лиры начинается с реформы Карла Великого (ок. 780--790 гг.), которая заменила римские золотые солиды серебряными денариями и установила серебряный монометаллизм по всей Каролингской империи.
   Каролингский денарий содержал 1,76 г серебра 95-й пробы (ок. 1,67 г чистого серебра) и представлял собой единственную чеканную монету; 12 денариев составляли солид, 20 солидов (240 денариев) -- лиру, однако ни солид, ни лира реально как монеты не существовали.
   Лира (libbra -- фунт, ок. 410 г) применялась (так же как и солид), только в качестве счетной единицы.
   Монета, введенная Карлом, более 100 лет почти не подвергалась изменениям. Однако с X в. повсеместно наблюдается "порча" монеты. Во времена Оттонов она официально узаконивается.
   Оттоновский денарий содержит всего 1,4 г серебра 83-й пробы; соответственно лира равна 330 г этого металла (или 276 г чистого серебра -- вместо 390 г при Каролингах). Таким образом лира окончательно превращается в символическую единицу, потеряв свое прежнее значение меры веса (фунт).
   Широкое распространение получают "генриховские денарии",-- мелкая разменная монета, имевшая хождение по всей Италии. Денежный голод вызвал появление многочисленных новых монетных дворов -- в XI в. в Асколи, Парме и Сузе; в Генуе (после 1138 г.), Асти и Пьяченце (ок. 1140 г.), Пизе (до 1151 г.), Кремоне (ок. 1155), Вольтерре и Анконе (до 1170), Сиене (ок. 1180 г.), Брешии (ок. 1184 г.), Болонье (после 1191 г.), Ареццо (до 1196 г.); на рубеже XII--XIII вв.-- в Ферраре, Мантуе, [285] Флоренции; в XIII в. -- в Реджо-Эмилии (11233 г.) и Бергамо, Модеме (1242 г.), Верчелли (1255 г.), Турине (1297 г.). Монеты этих городов на протяжении XI--XIII вв. претерпевали разнообразные изменения, однако была общая тенденция к снижению их реальной стоимости. Например, павийский и миланский денарий ко второй половине XII в. содержали лишь 0,2 г чистого серебра, веронский -- 0,1 г.
    Первым актом ее была реформа Фридриха I Барбароссы, приступившего между 1155--1161 гг. к чеканке "имперских денариев" (denarios imperatoris); они содержали ок. 0,5 г чистого серебра и соотносились с павийскими и миланскими денариями в пропорции 1:2.
   На этот же путь вступила Венеция: в конце ХII -- начале XIII в. здесь стали выпускать серебряный дукат или grosso (denario grosso) в 2,2 г серебра 96-й пробы (в отличие от прежнего местного denario piccolo -- 0,36 г 25-й пробы). В это же время и Генуя занялась чеканкой своего grosso (ок. 1,5 г серебра 96-й пробы), равного 4-м прежним генуэзским денариям. Подобные же grosso возникли в 1220 г. в Сиене, несколько позже -- в Пизе, а после 1230 г.-- во всех монетных дворах Тосканы. В середине XIII в. grossi тосканских цехов содержали ок. 2,3 г чистого серебра и соответствовали 12 прежним пизанским или луккским денариям.
   Последним актом этой "монетной революции" была ликвидация установленного Карлом Великим серебряного монометаллизма: в 1252 г. в Генуе и Флоренции стали чеканиться золотые монеты -- genovino d'oro и fiorino d'oro, содержащие ок. 3,5 г золота (в 1284 г. равноценную им монету выпустила Венеция -- ducato d'oro, позже названный zecchino). В оборот был пущен новый тип монеты, коренным образом изменивший существовавшую практику.
   В 1252 г., в год установления биметаллизма, прежние серебряные генуэзская и миланская имперская лира шли за 7 г золота, флорентийская -- за 3,5 г; несколько позже возникшая венецианская лира соответствовала 2 г золота. С учетом соотношения золота и серебра в то время (1:10), серебряный эквивалент этих монет был равен 70, 35 и 20 г серебра. Это было время относительной стабильности денег -- за столетие с середины XIII до середины XIV в. венецианская и генуэзская лиры снизились всего на 5%, миланская имперская -- на 30% и лишь флорентийская -- на 60%. Однако уже за вторую половину XIV--XV вв. миланская лира потеряла 90% своей стоимости, генуэзская -- свыше 30%, тосканская -- около 85%, венецианская -- 70%, астиджанская -- около 90%. В конце XV в. наиболее ценной была генуэзская лира, содержащая ок. 13 г чистого серебра; миланская (имперская) лира стоила 8,6 г, венецианская -- 6,2 г, флорентийская -- 5,7 г, астиджанская -- 2,4 г серебра.
   Таким образом, к середине XIII в. в Северной и Средней Италии сложились пять основных денежных районов: венецианский, миланский, флорентийский, генуэзский и савойско-пьемонтский (в основном -- астиджанская монета). Так, флорентийский флорин, равный в момент своего создания, в 1252 г. 240 местным "малым" денариям, уже через 25 лет шел за 396 малых денариев. Венецианский золотой дукат, который в 1284 г. был равен 576 местным денариям, в 1600 г. состоял из 1488, а 1760 г.-- из 5280 денариев. Непостоянными были также отношения между лирами в малых денариях и "больших" денариях -- денариях "гроссо". В Венеции, например, 1472 г. при доже Николо Трон была выпущена первая чеканная серебряная лира -- "лира Трон", которая должна была соответствовать 240 денариям; тогда же в Милане Галеаццо-Мария Сфорца стал чеканить серебряную монету (в 240 денариев); в Пьемонте и Савойе (1562 г.) Эммануил-Филибер также выпустил свою лиру (lira instar omnium). Однако судьбы новой лиры повторяли историю флорина и дуката. Потребности обмена вели к прогрессирующему уменьшению стоимости денария и увеличению числа денариев в лире, сама же лира постоянно повышалась в своей ценности, становясь в один ряд со старой moneta grossa. В конце концов обесценивание денария практически привело к его исчезновению. В Милане и Венеции последние денарии были выпущены в I половине XVI в.; на их место пришли монеты в 3 (terlini), 4 (quatrini), 5 (cinquini), 6 (sestini), 8 (ottini) денариев; возникают 12-денариевые монеты (soldini soldi). Все эти монеты чеканились уже не из серебра, а из меди; денарий из реальной, монеты все более превращался в символическую единицу, а лира теряла свое прежнее значение (240 денариев) и становилась теперь суммой 60 кватринов, 20 сольди и т. д. Это положение сохранилось до конца средневековья.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Кривонос "Пятое измерение-3"(Научная фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Т.Сергей "Эра подземелий 3"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"