Олейник Марьяна Ивановна: другие произведения.

Непраздничное

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на дуэльный рассказ Груши "Жирафа" (дуэль с Татьяной Павловой за единоличное первенство на конкурсе "Мафия-2")

  Прежде всего хочу выразить восхищение отвагой обеих дуэлянток, - ввязаться в подобную авантюру способен далеко не каждый. Написать детективный рассказ на заданную тему за три дня! "Безумству храбрых поем мы песню!" Однако требования Дуэльного кодекса вынуждают переходить к более пристальному рассмотрению, что же у автора "Жирафы" в итоге получилось.
  
  Теме и одному из обязательных условий рассказ, конечно же, соответствует. Он буквально вписан в требуемые временные рамки - с 21 февраля по 10 марта - и начинается с эпизода похорон ученицы 10 "Б" класса средней школы имени А. С. Пушкина, поселка Кузьмолово Ленинградской области Ани Крыловой. Напомню, тема звучит как "Цветы и слезы: не на нашей улице праздник". Что же касается второго обязательного условия - "в разгадке криминальной загадки так или иначе помогают школьные знания", то попытка выполнить его есть. Однако капитан Иванов, расследующий в "Жирафе" обстоятельства гибели десятиклассницы, химию, видимо, основательно подзабыл. Самостоятельно разобраться в записях талантливого школьника по прозвищу Профессор, которые, по словам мальчика, могут помочь следствию, капитан не сумел и обратился за помощью к эксперту. Впрочем, моим любимым школьным предметом тоже была не химия, и в этом плане я к капитану Иванову претензий не имею. Имею другие, но об этом ниже.
  
  "Грамотность Выстрела" - на должном уровне, опечаток, ошибок немного. В 10- "Б" что-то лишнее, либо дефис, либо кавычки. С запятыми автор явно не очень дружен, иногда не ставит их перед "что", "кто" (выбор кто кому дарит подарок на 23 февраля) и, напротив, ставит между подлежащим и сказуемым (А вот Гриша Семенов, пересказал ваш разговор). В оформлении диалогов встречаются лишние знаки пунктуации, зачастую отсутствует пробел между запятой и тире (Кто не успел, тот опоздал,- лениво растягивая слова произнесла Пыжикова,-). В этом же предложении не отделен запятой деепричастный оборот.
  "Не видать мне Ванечки Варравы" - правильно "Вараввы". Насмешила фраза "...отодвинув горшок с декабристом, усыпанном цветами, поставили перевернутую вверх дном заячью шапку-ушанку". Понятно, что декабрист - название цветка, только "усыпаннЫм", а вот о том, что у шапки тоже есть дно, я раньше как-то не задумывалась...
  Некоторую неряшливость можно, разумеется, списать на спешку, к тому же, она на восприятие текста если и влияет, то меньше, чем другие факторы.
  
  Читается рассказ, на первый взгляд, легко. Атмосфера влюбленностей и возникшего на этой почве соперничества старшеклассников передана хорошо. Почему, к слову, девочки тянули жребий, кого кому поздравлять, на глазах у мальчиков? Как правило, это делалось от мальчишек втайне. Таскать с собой таблицу Менделеева у учителей обычно не было нужды, как и прочий "реквизит": уроки химии проходили в кабинете химии, специально оборудованном, при котором имелась и упомянутая лаборантская. Не уверена, что десятиклассницы, даже такие, как Вера Пыжикова, в то время сильно красились, и что школьники употребляли слово "ботан", - скорее тогда еще говорили "ботаник".
  На мой взгляд, автор несколько запутался в стилях. Читаем: "Из протокола допроса Зимовой Полины". А несколькими строчками ниже: "Она подарила Сергею Волкову картину, сделанную из засушенных цветов. Нежные лепестки были причудливо наклеены на лист ватмана, сплетаясь в японский иероглиф. Серебряная рамка оттеняла стальной отлив листьев серебристого тополя, из которого был выложен меч, рассекающий картинку по диагонали". Как-то не очень похоже на сухой язык протоколов. Или: "Из протокола допроса Семёнова Григория. ; (?) На улице было очень холодно, да еще и ветер, который гулял по всему пространству широкого школьного двора, поднимая маленькие смерчи снега". "Вечером 6 марта в спортивном зале школы, украшенном воздушными шариками, из динамика гремела музыка,- рассказывал мальчик". Именно так, причастными оборотами, и рассказывал? Не стоит, мне кажется, пытаться подменить речь персонажей, а уж тем более - протокольный язык речью автора, не на пользу это тексту.
  Фраза "Допрос несовершеннолетней/го... проходит в присутствии родителей и педагога" повторяется минимум трижды - многовато для сравнительно небольшого объема рассказа.
  "Дело ?1245. Гибель гражданки Крыловой А.И...". На папках с уголовными делами точно так писали?
  В начале текста резанул штамп: "Гроб с глухим стуком опустили в могилу. Стая ворон... с громким карканьем взметнулась с дерева". Где только ни попадался мне этот глухой стук и взметнувшаяся стая ворон... Автор, с его образным мышлением, наверняка мог подобрать для описания скорбной минуты менее затертые выражения.
  Надеюсь, девушка, погибшая под колесами поезда, случайно названа Аней?
  
  Я специально до сих пор ничего не говорила о фабуле рассказа, которая, как и его композиция, непосредственно связана с детективной составляющей. Капитан Иванов Петр Кузьмич, выясняя обстоятельства смерти Ани Крыловой, опрашивает ее одноклассников. В рассказах школьников проскакивает слово "самоубийство", - в определенный момент я даже подумала, что девочка покончила с собой, наглотавшись каких-то реактивов. Допрашиваемые сообщают капитану массу подробностей о своих взаимоотношениях и событиях, предшествовавших гибели Ани. А в итоге оказывается, что есть очевидец - машинист электрички, который видел, кто толкнул Аню, мало того - опознал преступника! По хорошему, капитан Иванов не мог не допросить машиниста электропоезда, под колесами которого погибла девушка, он обязан был это сделать сразу же. И искать парня "в темной куртке и меховой шапке-ушанке". Искать, возможно, и в окружении Ани, то есть опрашивать ее одноклассников, задавая им при этом совершенно конкретные вопросы. Информация о жеребьевке, подарках, песнях Пугачевой и Леонтьева et cetera капитану Иванову тогда не понадобилась бы. Зато она была нужна автору, который, по-видимому, специально скомпоновал рассказ таким образом, чтобы держать нас в неведении о способе "самоубийства" девочки, попутно рассказывая трагическую историю, призванную растрогать читателя. Еще и сделал капитана Иванова раздолбаем, который долго разбирается - "не знаю, похоже самоубийство (после похоже нужна запятая) или несчастный случай", а потом, не иначе, как чудом, находит истину...
  Зайдем с другой стороны. Что, по мнению автора, является загадкой, которую пытается разгадать капитан Иванов? В чем интрига? Как погибла Аня? Так Иванов не мог этого не знать. Не в курсе читатели, потому что от них, как мы только что выяснили, эту информацию утаивают. Допустим, как капитан Иванов, так и мы, не знаем, кто именно виноват в гибели девушки. Могут ли читатели на основании того, что им сообщает автор, строить собственные версии? В принципе, могут: в подозреваемые автоматически попадает вороватый двоечник Петька Хомяков, который еще и Вере Пыжиковой предлагает "повыдергать косы" Крыловой. Это предложение - едва ли не единственный "ключик", который я обнаружила в рассказе. Неприятна также Вера Пыжикова, но улик против нее, кроме антипатии к Ане Крыловой, что само по себе не улика, нет.
  Второй ключик, к слову, более удачный... был бы, если б не оказался, пардон за каламбур, холостым выстрелом. Это набор "Юный химик", подаренный Профессору родителями. Увлекается химией, что-то там все время "химичит", значит, может быть в чем-то замешан... Но кто ж в здравом уме станет подозревать в причастности к гибели Ани влюбленного в нее по уши Профессора! А причастность его к краже из школьной лаборатории "обратных холодильников" опровергает сама Аня - с помощью того же набора "Юный химик".
  Истинный виновник - брат Хомяка Николай - появляется, на мой взгляд, как чертик из табакерки. Ну, или как рояль из кустов. Кстати, как капитан Иванов узнал, что Николай Хомяков просил брата Петьку украсть в школе химическое оборудование и реактивы? А главное - действительно, зачем? Технологу Химкомбината больше негде было их взять?
  Не совсем понятно, откуда в школе взялись "пакетики с белым порошком". "Порошок" изготавливал Николай Хомяков, а распространял его брат? Почему дневник Профессора, который Гриша дал почитать капитану Иванову, содержал схему производства наркотиков? Или я что-то неправильно поняла? Как в результате записи Гриши помогли следствию, какую смысловую нагрузку они несут в рассказе?
  Наверняка повторюсь, но повторение, как известно всем школьникам, - мать учения. Детектив - это, по большому счету, загадка - улики - выводы, разгадка. Загадка должна иметь единственное, но неочевидное, решение, "ключики" необходимо разложить так, чтобы вдумчивый читатель мог их собрать - до оглашения автором разгадки. Если эти условия выполнены, - перед нами детектив или хотя бы "попыткадетектива". Если же нет...
  
  Признаться, не поняла также, в чем остросюжетность "Жирафы". Разговоры, воспоминания... По сути, нет ни динамики, ни неожиданных сюжетных поворотов, ни захватывающих дух сцен.
  
  Вывод. Остросюжетным детективом я бы "Жирафу" не назвала, скорее мелодрамой. Еще одно подтверждение тому - смещенность, если так можно выразиться, главного героя. В детективе таковым, как правило, является персонаж, ведущий расследование. Здесь же главная героиня, скорее, Аня Крылова. А капитан с чрезвычайно оригинальным именем Иванов Петр Кузьмич запомнится лишь, пожалуй, туповатостью и завистью к шубкам и фирменным курточкам чужих детей.
  
  Напоследок снова о хорошем. Понравился персонаж, о котором в рассказе всего несколько строк. Бабушка Ани, - очевидно, внучка была на нее похожа. Несмотря на скупое описание, так и видишь эту женщину.
  Ну, и понравилась хокку в финале. На что автор, похоже, и рассчитывал...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"