Олейник Марьяна Ивановна: другие произведения.

Соло для контрабаса

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этом рассказе нет магических предметов. Разве что контрабас...

  Я - человек, патологически неспособный к музыке.
  Впервые этот приговор мне вынесли лет надцать назад на прослушивании в музыкальной школе, куда меня отвела мама в надежде сделать из своего дитятка Ойстраха в юбке.
  Тетенька-экзаменаторша, надо отдать ей должное, долго и упорно пыталась обнаружить во мне хотя бы малейшую склонность к обучению игре на скрипке - или на чем бы то ни было вплоть до барабана. Тщетно! У меня не оказалось ни намека на слух, голос, чувство ритма и тому подобное. Выбившись из сил, тетенька с грустью резюмировала: "Ваша девочка патологически неспособна к музыке!"
  Мама сдалась не сразу. "Вам что, ученики не нужны?" "Очень нужны, - вздохнула экзаменаторша, - но, боюсь, согласие заниматься с вашим ребенком обойдется мне гораздо дороже, чем отказ..."
  Нельзя сказать, чтоб эта жизненная неудача очень меня огорчила. А вот мама, кажется, расстроилась. Наверное, в мечтах она уже слышала, как ее дочери рукоплещут лучшие залы Европы и мира...
  Второй раз эту фразу произнес - практически дословно! - мой Пашка. "Ты, Танечка, - человек, патологически далекий от музыки!". Тоже мне, патологоанатом выискался! Танечкой, кстати, Пашка меня называет, когда сердится. Может еще Татьяной, а то и Татьяной Борисовной, - это означает, что мне лучше попридержать язык, чтобы окончательно не разбудить в нем зверя. Когда он не сердится, а вовсе даже наоборот, то зовет меня Танькой.
  И это не единственная Пашкина странность. Главное его отличие от большинства нормальных людей, - он музыкант. Мало того - артист известного в нашей стране и даже за ее пределами оркестра - как это у них называется... камерного! Ну, в смысле, небольшого такого оркестрика, компактного, - а вы что подумали? На сцене они все свободно помещаются, и еще место остается, - я сама видела!
  Мой Пашка играет в этом своем оркестре на контрабасе - это большущая, двухметровая, скрипка, в руках такую никак не удержишь, поэтому играть на ней можно, только уперев ее в пол. Работа тяжелая и, прямо скажем, неблагодарная: Паша со своим контрабасом стоит всегда где-то на заднем плане - так, что слушателям его особо-то и не видно. Однако Пашку сие обстоятельство нисколько не смущает.
  - "Что я хочу всем этим сказать, так это лишь то, что контрабас просто и бесспорно является самым важным инструментом в оркестре. С этим не согласиться нельзя никак", - цитирует он. - Кто сказал?
  - Очень похоже на "из всех искусств для нас важнейшим является кино", - демонстрирую я свою эрудицию. - Неужели тот же кинолюб?
  - Какой кинолюб?! Это Зюскинд! - хохочет Пашка. - Тот самый, который "Парфюмера" написал. Эх ты, Таня Гроттер и магический контрабас!..
  На "Таню Гроттер" я не обижаюсь. Какая же девушка обидится, если ее назовут колдуньей? А я дразню Пашку Смычковым. Смычков - персонаж рассказа моего любимого Чехова "Роман с контрабасом". У незадачливого музыканта, пока он купался в реке, украли всю одежду, а потом в футляр от его инструмента залезла обнаженная девица. Впрочем, тема девиц в футлярах слишком рискованна, чтобы ее активно развивать...
  Вообще-то, с Пашкой можно поговорить не только о музыке, но и... да о чем хочешь! И вовсе он не "ботан", хоть и музыкант. И спортом занимается: поди, потягай без подготовки 10 кг живого - в смысле контрабасного - веса!
  Кстати, если верить Паше (верить, как известно, нельзя никому, но ему вроде бы можно), даже в восемнадцатом веке, не говоря уже о девятнадцатом и двадцатом, были контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами. И их, на минуточку, знала вся Европа. Двадцать первый век в этом плане подкачал. Вот и в Пашином оркестре контрабас явно недооценен.
  А еще Пашку хлебом не корми - дай провести среди меня культурно-просветительскую работу.
  - Вот скажи, к какому семейству принадлежит контрабас?
  - Что значит - какому семейству? - искренне удивляюсь я. - Твоему! Семейству Кравченко! Или он тебе неродной?
  - Ответ неправильный, - улыбается Пашка. - Ну, это же так просто! Какой контрабас инструмент?
  - Ударный, - отвечаю без колебаний. - Я сама видела, как ты по нему барабанил!
  - Да, у контрабаса большие возможности, - соглашается мой строгий учитель. - Но все-таки принято считать, что он относится к семейству скрипичных.
  - Точно, скрипящих, - не сдаюсь я. - А еще сипящих, ворчащих, визжащих, кашляющих и хрюкающих!
  - Ладно уж, знаток ты мой зеленоглазый! Не забудь, в четверг мы выступаем с новой программой.
  Если б я знала, чем закончится для нас это выступление, сидела бы на нем тихо, как мышь под веником. Но у меня не было ровным счетом никаких предчувствий...
  Положа руку на сердце, на концертах серьезной музыки я немного скучаю. А чего вы хотите от человека, "патологически далекого"? Поэтому, чтобы скоротать время, придумываю себе всякие невинные развлечения. К примеру, воображаю, что оркестр исполняет саундтрек к ужастику "Винни-Пух и пчелы". Пашка на своем контрабасе озвучивает, конечно же, исполнителя главной роли - медведя Винни. Скрипки - это Пятачок: взз! Взз! Взз! Виолончели - жжжж-жу! - пчелы. Фагот, такая хрипловатая деревянная штуковина, - Ослик Иа-Иа, ну и тому подобное.
  В этот раз я, расположившись в партере, смотрела на музыкантов, усердно пиликающих на своих скрипочках и дудящих в дудки, и представляла себе их не в концертных платьях и фраках, а в джинсах и футболках, с банкой пива или кастрюлей борща в руках. От мыслей о борще в самый неподходящий момент разыгрался аппетит. Как вы понимаете, интеллигентные люди в филармонию с попкорном не ходят. Но даже мама, собираясь в театр или на концерт, всегда кладет в сумочку пару конфеток. "А вдруг закашляюсь!", - говорит она.
  Итак, достаю я из сумки конфету, практически бесшумно освобождаю ее от фантика - хотя оркестр в этот момент как раз вошел в раж, все наяривают с удвоенной силой, поэтому моего скромного шуршанья все равно никто бы не услышал - и тут вижу, что мне пришла смс-ка. Ну разумеется, перед началом, как водится, слушателей попросили отключить мобильные телефоны. Но я не настолько безмятежна, чтобы позволить себе на два с половиной часа отрешиться от всего земного. Я, скажем так, погружаюсь в искусство с оглядкой. Мало ли кому и зачем я могу за это время срочно понадобиться! Маме, сестре, коллегам, жаждущим немедленно разделить со мной ответственность за содеянное - даже в мой законный выходной... Словом, я просто перевела свою "Соню" в режим "без звука".
  Смс-ку прислала бабушка. Она решила безотлагательно сообщить любимой внучке, мне то есть, что преодолела в "Маджонге" четвертый уровень и вышла на пятый. Я порадовалась за бабулю и тут же, как на грех, вспомнила, что только вчера скачала себе на телефон новую версию своей любимой игры. Ну да, да, есть такая слабость - пусть тот, у кого ее нет, бросит в меня... булочку, лучше с заварным кремом.
  В этой игре главное - собрать на бегу как можно больше золотых монеток. Сестра с презрительной гримаской сообщила, что это - позавчерашний день, но я-то в нее еще не наигралась! Рука сама потянулась к телефону. Сначала я еще контролировала ситуацию, но потом, видимо, увлеклась и потеряла бдительность. Очнулась, когда объявили антракт. Я посмотрела на сцену и - о, ужас! - встретилась взглядом с Пашей, который буквально испепелял меня очами.
  Проблема в том, что мне крайне редко удается скрыть от окружающих свои мысли и чувства. Мой бывший начальник, Евгений Васильич, дай Бог ему здоровья, когда-то наставлял меня, зеленую молодежь: "Ясен пень, главный тебя недолюбливает. А ты в зеркало на себя смотрела? У тебя на лице написано, какого ты о нем мнения! Хочешь нравиться начальству - изображай подобострастие". К сожалению или к счастью, но совету старшего товарища я не вняла и ни подобострастие, ни другие страсти искусственно изображать до сих пор не научилась. Оттого все, кому не лень, читают по моему лицу, как по открытой книге. Вот и Паша, видимо, из своего угла сцены с легкостью просек, что чрезвычайно увлечена я отнюдь не их расчудесной музыкой...
  Второе отделение я просидела, как на иголках, а после концерта потащилась к Пашке за кулисы.
  - Я бы еще понял, если б ты втихаря жевала бутерброд, - хмуро бросил он, застегивая молнию на сумке, - еда для тебя - святое (это неправда). Неужели тебе настолько неинтересно то, чем я занимаюсь, чем я живу?
  - Интересно, Пашенька (это правда)! Да, я отвлеклась немного, извини... Но мне очень надо было... По работе...
  - Не умеешь врать - не берись! - наверное, Пашка в этот вечер начал играть не с той струны.
  - Да что я такого сделала? Подумаешь, преступление совершила!
  - То есть тебе еще и не ясно?
  И тут я "закусила удила".
  - Мне ясно, что ты из-за ерунды устроил мне тут вырванные годы! Раз так - беги, обнимайся со своим контрабусиком! И подумай на досуге, кого ты больше любишь, его или меня, Смычков несчастный!
  Я повернулась и, стуча каблуками, прошествовала к выходу. А Пашка остался стоять.
  Тадааам.
  Конечно же, на следующий день на работе у меня все валилось из рук. Пашка не звонил, я тоже выдерживала характер. Я так злилась на него и на себя, что вечером разрешила Максу проводить себя домой. Макс у нас числится менеджером по рекламе, хотя, по-моему, пользы от него в рекламном отделе, как молока от известного животного. Зато он, по причине своей смазливой мордашки (как по мне - чересчур смазливой), уверен в собственной неотразимости. Макс давно подбивал ко мне клинья, но раньше у него не было никаких шансов.
  Разговор не вязался - да и о чем можно говорить с человеком, который до сих пор верит, что Моцарт и Бетховен писали рингтоны для мобильных!
  Когда мы были уже в ста метрах от моего дома, я решила: как только переступлю порог, сразу позвоню Пашке и попрошу прощения за свою нелепую истерику. А вслух произнесла: "Не выходите на болота в темное время суток, когда силы зла властвуют безраздельно..."
  - Что-что? Это ты о "Звездных войнах"? А причем болото, я не понял? - недоуменно переспросил Макс.
  В этот самый момент из темноты возникли три фигуры с замотанными шарфами лицами. В руках у них были биты.
  - Деньги, цацки, давайте все, что есть, - потребовали они.
  - Пацаны, да я шо, я ниче, я вообще не при делах, - залепетал Макс и так резво дунул прочь, что темнолицые на пару минут растерялись. А потом начали подступать ко мне.
  - Помогите! Полиция! Ааааааа! - заорала я.
  - Отстаньте от девушки! - вдруг прозвучал до боли родной голос.
  Как выяснилось позже, Паша после концерта заехал ко мне, чтобы ...извиниться и помириться, дома не застал и решил подождать возле подъезда. Не позвонил потому, что хотел сделать сюрприз. Услышав мой крик, ринулся на зов, не выпуская из рук инструмент. Сюрприз удался...
  - Шел бы ты отсюда, чувачок, - процедил один из бандитов и схватил меня за воротник. Все, что происходило дальше, я почему-то видела, словно в замедленном кино. Вот Пашка поднимает контрабас и опускает его на голову вцепившегося в меня хулигана.
  Одновременно раздаются треск и вопль, нападавший кулем валится на землю. Другой в это время наотмашь бьет битой Пашу... Из-за угла торжественно, сверкая синими мигалками, выезжает полицейская машина и сразу же откуда-то наплывает вой сирены "скорой помощи"...
  К Паше меня пустили только на следующий день, - когда его перевели из реанимации в обычную палату. Пашин лечащий врач, вручая мне список лекарств, которые нужно было купить, хмурился и качал головой.
  - Травмы серьезные. Но организм молодой, здоровый, - будем надеяться, он справится.
  Наверное, я как-то нехорошо изменилась в лице, потому что доктор поспешил меня успокоить.
  - Ну что вы, что вы, голубушка! Всегда нужно верить в лучшее!
  - Я верю...
  Пашино лицо было очень бледным - белее бинтов.
  - Таня, - скорее выдохнул, чем произнес он, открывая глаза.
  - Я здесь, Пашенька, я с тобой, - борясь с подступившим к горлу комом, пробормотала я.
  - Ты как? - что за человек, сам едва очухался, а обо мне беспокоится!
  - Со мной все в порядке, что мне сделается, - ох, как я ругала себя за нашу дурацкую ссору и собственное идиотское поведение!
  - А как он?
  - Кто, Паш? Тот отморозок, которого ты отделал? Он надолго запомнит, как нападать на интеллигентных людей!
  - Не-е, - Пашка с трудом помотал забинтованной головой и поморщился, - мой инструмент, что с ним?
  - Ты только не волнуйся, Пашенька, тебе нельзя волноваться! Он... немножко сломался. Немножко сильно испортился, Паш. Нет, не в щепки, попробуй такую бандур... такой... большой инструмент в щепки разломать, это ж какую силищу надо иметь... Но мне кажется... хоть я в них, в скрипучих этих, мало что понимаю, ну, ты знаешь, Паш... Но я отчего-то думаю, что его пока нельзя будет, ну, как бы это сказать, использовать... по прямому назначению...
  - Но ты не переживай, Пашенька! - я испугалась, что столь печальное известие нарушит хрупкую стабильность Пашкиного состояния, и торопливо ухватилась за его руку. - Мы... мы купим тебе новый контрабас, Паш! Еще лучше старого! И еще я... знаешь, я найду самого хорошего композитора и закажу ему этот, как его... оркестр для контрабаса с концертом... то есть концерт для контрабаса с оркестром, вот! С вашим оркестром! "Солист - Павел Кравченко!", - правда, звучит? И ты будешь самый главный, будешь стоять посредине сцены, такой красивый, во фраке, с бабочкой, и играть, играть!.. И ваш дирижер будет пожимать тебе руку, и все вокруг - и зрители, и музыканты, коллеги твои, будут тебе аплодировать! И не отпускать за кулисы, и дарить букеты, много букетов! А я буду сидеть в первом ряду, хлопать громче всех и очень-очень тобой гордиться!
  Пашка некоторое время молчал, даже глаза прикрыл. А потом слабо улыбнулся.
  - Можно и без букетов, - он отнял у меня свою руку и попытался вытереть мою щеку, которая почему-то оказалась совсем мокрой. - Ты только не бросай меня, Танька! А еще я должен признать - ты была права.
  - Я - права!? - поразилась я. Похоже, он таки еще не совсем пришел в себя. - Когда?!
  - Когда говорила, что контрабас - ударный инструмент...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) В.Пылаев "Пятый посланник"(Уся (Wuxia)) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Мир Карика 10. Один за всех"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) В.Пылаев "Видящий-5. На родной земле"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"