Оленин Владимир Петрович : другие произведения.

22 движения души

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   22 ДВИЖЕНИЯ ДУШИ
Ориентиром воспоминаний будет фотографирование
   Фотоаппараты в моей жизни всегда присутствовали. Отец интересовался изобразительным искусством. Хорошо рисовал акварелью и маслом. На стенах квартиры моего детства, помню, висели им нарисованные маслом три большие копии известных картин: Дети убегающие от грозы, Алёнушка, Утро в лесу (с 3 медведями).

0x01 graphic

Впрочем, отец и к музыке был не равнодушен - играл на скрипке, гитаре, мандолине, балалайке. Все эти инструменты тоже присутствовали в моём детстве.
0x01 graphic

Два самых старых фотоаппарата появились у отца в конце сороковых годов - когда он был ещё спецпоселенцем в Таштагольском районе Кемеровской области: Комсомолец и BALDE. Оба на широкую - 6 сантиметровую плёнку. 0x01 graphic
BALDE был вот такой конструкции, но по новей и по изящнее - самый красивый из виданных мною
0x01 graphic

В те времена широко практиковался контактный способ печати фотографий. Вот сохранилась пачка для такой печати - штамп её выпуска 1952 год.
0x01 graphic

Начало 50х
0x01 graphic


0x01 graphic


Негативы хранились в одном рулоне - сантиметров пятнадцать в диаметре. Этот фотоархив времён спецпоселения и BALDE утеряны мною в начале 70х . Одно время доступ в квартиру имела дворничиха-пьяница. Воровала в моё отсутствие что под руку попадёт - вот они и попали - ей под руку. А Комсомолец и сейчас хранится у меня на верхней полке в углу стеллажа. Стекло объектива пожелтело, пружинки затвора от старости перестали пружинить и он не работает. Сталинск. У подъезда дома.

0x01 graphic

Новокузнецк, примерно 1962 год.
0x01 graphic

В 1952 году отец освободился из спецпоселения и переехал в Сталинск- Новокузнецк. Работал на стройке аглофабрики прорабом. Говорил весьма убеждённо: прораб это собака на двух ногах. В Сталинске были два обычных - на 35 мм. плёнку аппарата Зоркий и Смена2. Был куплен в начале 50х и фотоувеличитель для них. Помню - зима, за окном давно стемнело (а темнело в тех местах зимой часа в четыре), праздно сидящий за столом отец высказал мысль не пойти ли сейчас и купить фотоувеличитель .Поколебавшись оделся и вышел в темноту - вернулся с довольно громоздкой покупкой в руках.
Фотофонарь освещавший процесс печати приехал с нами из спецпоселения: деревянный, солидный, не грелся и давал света ровно столько - сколько надо. Стекло имел простое, заклееное красной бумагой. Он воспринимался уважительно и слегка волшебным - в его свете шёл таинственный процесс появления изображения на белом листе фотобумаги под прозрачным слоем проявителя. Очень красивое явление природы - ради него стоило заниматься фотографией.

На обращаемую цветную плёнку обратил моё внимание дядя Миша (брат мамы). Его фотоаппаратом в 1969 году сделал свой первый слайд.
0x01 graphic

Был у дяди и широкоплёночный аппарат Спутник. На нём отснятые слайды получались заметно больше и красивее. Одну плёнку и я снял тем Спутником. И отнёс на проявку в фотоателье - там же в Новосибирске. Лаборант-мужик средних лет промывал эту пленку не достаточно холодной водой и эмульсия вздулась пузырями - пришлось плёнку выбросить. Весной 1972 года купил себе Спутник. Стоил он 35 рублей и стипендия в те времена была тоже 35 рублей. Учеба в институте была обузой, скучным занятием - мысли принести в институт фотоаппарат и поснимать там, к сожалению, ни разу за пять лет не пришла мне в голову.
0x01 graphic
В 1980 году переезжаю в Мыски, устраиваюсь на работу, покупаю себе аппарат Смена8
0x01 graphic

Покупаю потому что два переезда равносильны пожару в квартире. Отцовских аппаратов, фотоувеличителя и фотофонаря у меня уже нет. В провинциальном городе широкая обращаемая плёнка редко продаётся и аппарат Спутник лежит месяцами и годами без дела. Фотофонарь мною купленный для печати фотографий оказался плохим. Даже от лампы 15 ватт (минимальной мощности) раскалялся, обжигал, распространял вонь раскаленной жести. Купленный фотоувеличитель тоже оказался мерзким - оба изделия откровенно наглая дрянь .Свет из их щелей отражался от потолка и был недопустимо сильным. Приходилось придумывать и изощряться их прикрывая . Движение по штанге в увеличителе безобразно заклинивало - приходилось бить по кронштейну и материться чтобы сдвинуть с места. А ведь выпускал изделия завод с инженерами... Сам фотоаппарат имел особенность: взводишь затвор - его лепестки шевелятся. Иногда шевелятся так сильно что приоткрывается диафрагма - кадр слегка засвечивается. Эпоксидкой приклеил гайку чтобы пользоваться старым штативом. Автоспуск был отдельный, пневматический. Конструкция у него порочная: не способен стабильно работать ибо вязкость вазелина (у манжеты поршня) сильно зависит от температуры. Зимой вообще отказывался работать. Такое изделие с такой нестабильной работой и порочным принципом не должно было выпускаться промышленностью, но выпускалось и портило мне много снимков. Фотоэкспонометр необходим для съёмок на цветную плёнку - тот что я купил работал надёжно и от него осталось благодарность в душе - это был помощник. Вот он0x01 graphic

Пейзаж снятый без человека скучен как казённая открытка. Этот мой вывод был важен и я им руководствовался. На прогулки ходил один - снимал поэтому сам себя имея эти приспособления0x01 graphic
Главное тут не занимать много места на фото - становиться не слишком близко к фотоаппарату. Плёнку в те времена проявляли самостоятельно 0x01 graphic
- для слайдов продавался набор реактивов на литр раствора. Бачок для проявки плёнки был на 350 миллилитра. Одним набором можно было проявить более десяти плёнок и это существенная особенность того времени. Отснятая плёнка хранилась и год и два - пока накапливалось много. Ко времени проявки забываешь - что там отснято на плёнке 0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

В конце 80х прочёл книгу Престона-Мэфема Фотографирование живой природы.0x01 graphic

Макросъёмка на плёнку - штука сложная. Для неё требуется зеркальный фотоаппарат, но о нём я раньше не думал - очень уж дорог для меня. Принялся копить деньги. Первым купил объектив для макросъёмки. Запомнились морозное ясное утро 19 февраля 1990 года, те минус 30 и два километра до станции. Там сел на электричку в Междуреченск где и купил объектив Волна-9. Имевшийся панорамный экспонометр для макросъёмки не пригоден - пришлось 13 марта 1991 года купить новый (Свердловск-4).
0x01 graphic

А когда накопил на фотоаппарат (Зенит) - они исчезли с прилавков магазинов. Шел распад экономики и СССР. Вспомнил про посёлок в 20 километрах выше по течению Мрассу. Там кроме шорцев жил отряд безконвойных зэков со своей администрацией. В магазине посёлка видел товары каких в городе не было. В начале лета поехал туда. Но охранник на въезде в посёлок высадил меня из автобуса. Попытка сорвалась - час сидел возле будки этих проклятых охранников ждал возвращения этого автобуса в город. Из неё доносилась полупьяная болтовня офицера - тот что высадил меня был трезв и молчал изредка поддакивая своему начальнику.
   Бедствия сопровождавшие моё стремление обрести зеркальный фотоаппарат достигли максимума и сосредоточились в Зените купленном с рук за 80 рублей. Затвор плохо работал. На заводе аппарат собирается специальными монтажными ключами. Пришлось их делать - иначе аппарат не разберёшь. Затвор вынул неудачно - нарушилась синхронизация шестерёнок в нём. Чтобы работать с затвором вне корпуса пришлось мастерить монтажный столик на котором он бы крепился. Несколько месяцев ушло на синхронизацию. Тот осколок поломаной детали (в виде пластмассовой шайбы сложной конфигурации) несколько месяцев прятался в системе шестерёнок перекрутки плёнки не мешая им работать и выпал когда я и без него определил поломку. Проклятый фотоаппарат! А я удивлялся куда делся этот обломок из закрытого корпуса. Сломаную эту пластмассовую шайбу заменил на медную из проволоки, отковав её до плоского вида, спаяв, подогнав по размерам выступ отвечающий за взаимодействие шторок затвора. Ушло на возню больше года. А когда отремонтированный затвор поставил в аппарат он два раза сработал а третьего щелчка не последовало. Отклеились шторки затвора от латунных гильз на которые они наматываются. Это означало опять вынимать затвор, опять ремонтировать, настраивать. Я не стал этого делать - убрал проклятый аппарат и больше к нему не притрагивался. Монтажный столик сохранил на память.
0x01 graphic



Купил Зенит в 1994 году на барахолке, живя уже в Рубцовске. Был он чинёный, но чинил его умный мастер. Долго, вероятно, лежал без дела: открываешь его для зарядки плёнки - чувствуешь специфичный запах кладовки. С 1993 по 1997 год снимал им слайды на обращаемую плёнку в 65 единиц (купил штук 20 на барахолке по дешевке). На кольцо диафрагм объектива наклеил эпоксидкой три выступа чтобы удобнее было вращать, экспонометр таскал в пластмассовой мыльнице ибо необходим был жесткий футляр. Заводской футляр Зенита не практичен для походов на природу. Сшил из куска прорезиненного плаща самодельный чехол. Защёлка на аппарате не надёжная - оставляла щёль через которую плёнка засвечивалась. Из велосипедной камеры вырезал и применял накладку на защёлку. Перемотка в Зените требует от плёнки большой гибкости. Завод изготовлявший обращаемую плёнку отливал её слои слишком толстые. Гибкости не хватало - часто рвалась перфорация. Затратишь силы и время - приедешь в лес, а перфорация порвётся и фотоаппарат отказывается работать. Пришлось рассверлить подпятник катушки на которую наматывается плёнка и устраивать дополнительную ручную подкрутку этой катушки.

0x01 graphic
С развалом СССР прекратился выпуск наборов реактивов для проявки. Чтобы проявить последние плёнки пришлось реактивы - а их около двадцати названий
собирать по отдельности - трудное занятие. Однажды пожилая тётка в белом халате в аптеке свешала мне вместо буры борную кислоту - испортила проявитель. В 1998 году стал снимать на зарубежную негативную плёнку с чувствительностью 200 единиц и печатать фото в ателье (низкая -65 единиц чувствительность советской обращаемой плёнки очень мешала макросъёмке). Затраты возросли, но и качество снимков улучшилась заметно. А потом плёночная фотография вообще закончилась. Цифровой аппарат избавляет от всех описанных мной хлопот - но это уже другая история. Своё движение души к макросъёмке я реализовал. Хотя имел в своём распоряжении обращаемую плёнку СССР и советские фотопринадлежности. Многие равнодушно смотрят на природу, экономя движения своей души. У меня хватило ума глядеть на окружающий мир с удивлением и интересом. Фотографировал его с вдохновением, по своему продолжил эту тему. Вот альбом из тех слайдов:

0x01 graphic

ЧЕРТОПОЛОХ





0x01 graphic
0x01 graphic


0x01 graphic
0x01 graphic





0x01 graphic
0x01 graphic





0x01 graphic

ГУСЕНИЦА БРАЖНИКА
0x01 graphic

КЛАДОНИЯ

  
0x01 graphic

ПИЛЮЛЬНАЯ ОСА
0x01 graphic


0x01 graphic
0x01 graphic





0x01 graphic

грибки бокальчики Ола
0x01 graphic


0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic

паук эрезус нигер




0x01 graphic

приехал в лес а перфорацию плёнки срезало.

0x01 graphic

гусеница гарпии


0x01 graphic

КИПРЕЙ
0x01 graphic





0x01 graphic

0x01 graphic

грибы земляная звездочка.


0x01 graphic
рогатик0x01 graphic



0x01 graphic

ГУСЕНИЦА БРАЖНИКА.
0x01 graphic
0x01 graphic


0x01 graphic

УДЛИНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА ДЛЯ МАКРОСЪЁМКИ.

0x01 graphic


Многие равнодушно смотрят на природу, экономя движения своей души. Их можно понять - зарабатывают деньги на жизнь. У меня хватило ума глядеть на окружающий мир с удивлением и интересом. Фотографировал его с вдохновением, помня: фотографирование - изобразительное искусство, по своему продолжил эту тему. 

0x01 graphic

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"