Случается так, что личные интересы и привычное течение собственной жизни может изменить случай, встреча, событие. Мою жизнь изменил святой крест, его прикосновение. Не я к нему прикоснулась, а крест меня коснулся ....
Пообщались как-то с матушкой Варварой, игуменьей Свято-Георгиевского женского монастыря, и предложила она мне что-либо разузнать о старинном деревянном кресте, с запечатанными в его тыльной стороне частицами шести святых мощей. В 2009 году крест принес в монастырь отец Александр, клирик собора Пантелеимона Целителя города Ессентуки. С тех пор и хранился этот крест в стенах монастыря уже более трех лет...
Держу в руках крест и улавливаю в душе трепет и восторг...
...Разыскиваю, по описаниям матушки, дом отца Александра. Излагаю ему причину встречи. А дальше - знакомит он меня с прихожанами собора Пантелеимона Целителя города Ессентуки. И так, шаг за шагом, беседа за беседой, приоткрывается эта удивительная история.
В Баталпашинском отделе Кубанской области, близ аула Сенты, на самом берегу реки Теберды, в 70 верстах от Баталпашинска (ныне город Черкесск), находился Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь. Монастырь вырос из женского скита во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины.
Евдокия Макарова - сестра милосердия в русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале, узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря святого Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Евдокия Макарова вскоре стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом. Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. Скит был зарегистрирован как женская община в 1892 году. А по ходатайству Архиепископа Агафодора в 1897году Святейшим Синодом был утвержден Спасо-Преображенский Сентенский женский монастырь.
Благодаря устройству здесь женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и освящен в 1895 году в честь Преображения Господня. Храм находился на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря. Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на котором присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю с пострижением в монашество, становится настоятельницей образованного Спасо-Преображенского женского монастыря.
На священника монастыря Иоанна Соловьянова в 1898 году Его преосвященством было возложено исполнение обязанностей законоучителя школы русской грамоты (с курсом церковно-приходской), где ежегодно, помимо детей православных родителей, обучались русской грамоте и горцы из Сентинского аула.
Сентинский Спасо-Преображенский монастырь за тридцать лет существования сыграл важную роль в освоении социально-экономической, духовной сферы северокавказского социума. Монастырь стал центром благотворительности, образования и просвещения для жителей региона, его деятельность формировала положительный образ России в глазах местных народов.
1917 год прервал этот стремительный расцвет монашества на горах Кавказа. Начались грабежи и поджоги монастырей, убийства монахов. Братия обителей расходилась кто - куда, причем большая часть уходила в горы.
Сентинский Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. Но лоза сия не была выкорчевана под корень. В это время она принесла дивные плоды отшельничества, мученичества, исповедничества и отшельничества. Исчезли большие организованные скиты, но пустынножительство в горах Кавказа не умирало во все годы Советской власти и продолжает существовать до сих пор, пережив постоянные гонения и преследования.
В этот период группа монахинь Сентинского Спасо-Преображенского монастыря бежала, забрав с собой иконы из храма и келий, крест монастыря и церковные книги. Обустроились они в одном из горных поселений Теберды и стали жить православной общиной. Возглавила общину матушка Серафима (Москаленко Ирина Павловна).
В конце 20-х годов XX века в тебердинской женской общине стала жить послушницей молодая девушка Анна (Анна Акимовна Иванова).
Родилась Анна Акимовна в 1912 (1914? году) в станице Суворовская. У Анны было пять братьев и две сестры. В раннем детстве родители возили девочек в Сентинский монастырь.
В начале 30-х годов прошла новая серия карательных экспедиций против горных скитских поселений. Местные жители предупредили монахинь о ночном аресте. Община разделилась на группы и монахини бежали в горы. Анна вспоминала позже, что бежали они небольшой группой вместе с матушкой Серафимой. В темноте они сбились с пути и провели в молитвах Николаю Угоднику всю холодную ночь, забившись под большой камень-валун. А на рассвете к ним подошел пожилой человек, указал путь и исчез. Пройдя по указанному пути, монахини нашли себе новое жилище.
Несколько месяцев спустя Анну и еще нескольких монахинь арестовали. Анну отправляют в новороссийскую тюрьму, а затем на долгие 10 лет помещают в тюрьму в Тифлисе.
Освобождена Анна была в годы Великой Отечественной войны. Она остается в Тифлисе и устраивается в один зажиточный дом работать няней. К Анне в Тифлис приезжает сестра Таисия и тоже устраивается работать прислугой.
В этот период Анна посылает из Тифлиса короткие весточки домой:
"Христос Воскресе!!! Трижды.
Мои роднинкии Братцы Павлуша, Сережа, Витя и Лёничка! Поздравляю вас съ Праздником. Свет! Хр В! Желаю вам от Господа всякого благополучия и быть здоровеньким и слушать маму и не забывать мол. Богу. Целую вас всех крепко, любящая вас ваша сестра Нюра".
Возвращаются сестры в родные места в 1948 году. Таисия устраивается на работу в один из санаториев города Ессентуки и поет в церковном хоре Никольского храма. А Анна отправляется в Теберду на поиски матушки Серафимы.
Матушка Серафима теперь живет неподалеку от бывшего Сентинского монастыря. Анна остается жить у матушки и устраивается на работу в местный пансионат санитаркой. Вскоре, из-за преследований властей, женщинам пришлось перебраться из Теберды в Даусуз. Они часто ходят в церковь в Нижнюю Ермоловку. Но вскоре им вновь приходится оставить обжитые места и перебраться в село Курджиново Урупского района Карачаево-Черкессии.
Когда сестра Анны, Таисия получает квартиру в городе Ессентуки, Анна и матушка Серафима временами гостят у Таисии. Помогают воспитывать племянников, сыновей своих братьев. На лето забирают племянников к себе, в свои горные жилища. В 60-е годы ХХ столетия Анна некоторое время работает в церковном хоре Никольского храма города Ессентуки. А несколькими годами позже остается жить у матушки Серафимы в Курджиново.
После ухода в мир иной матушки Серафимы, Анна снова поселяется у сестры в городе Ессентуки. Там же она и скончалась. Но в ночь после ее кончины приехали из Курджиново монахини и перевезли ее в Курджиново. Умерла Анна в 80-е годы ХХ века. Захоронили Анну в Курджиново рядом с могилкой матушки Серафимы. Православные знакомые Анны до сир пор сожалеют, что не успели с ней проститься. Хоронить Анну приезжал в Курджиново ее племянник Павел.
О постриге Анны в монахини знали только близкие верующие люди.
Перед своей кончиной Анна передала крест и иконы, доставшиеся ей от матушки Серафимы, своей сестре Таисии, а Таисия, перед своим уходом в мир иной (1996 год), отдает крест своей доброй соседке Раисе Васильевне Рябовой с просьбой передать крест в храм Божий.
Так крест пришел в руки отца Александра. А несколько простых, но намоленных икон, вынесенных из Сентинского монастыря и сейчас хранятся у Раисы Васильевны Рябовой. Она их бережет, молится у этих икон. И с благодарностью вспоминает Анну и Таисию, которые научили ее молитве...
Хотя родственники в беседах и отрицали причастность Таисии к монашеству, но Раиса Васильевна Рябова поведала, что Таисия также приняла постриг и была наречена Тамарой. Раиса Васильевна провела с сестрами Анной и Таисией в соседстве и совместных молитвах много лет. По ее словам сестры с родственниками не общались. Факт принятия монашества подтвердил и отец Александр, которому мать Тамара исповедалась. Кроме того, Раиса Васильевна Рябова обратила внимание, что когда умершую Тамару одевали для похорон родственники из станицы Суворовской , то одежды были белые и по-особому сшиты.
Вероятно, что и у Анны было духовное имя,которое мы теперь уже не узнаем...
Вот такая история о трех монахинях, которые, несмотря на тюрьмы, годы гонений и скитаний, сохранили дружбу, веру и крест Спасо-Преображенского Сентинского монастыря.
Благодарю за добрые встречи и беседы:
Отца Александра, клирика собора Пантелеимона Целителя города Ессентуки, племянника Анны, Павла Иванова, и моих земляков - Геннадия Ивановича Зайцева, Анну Константиновну Дышкант и Раису Васильевну Рябову.