Николаева Надежда Александровна : другие произведения.

Фотоотчет. Встреча с Надеждой Далецкой и Анной Эрде, или Москва литературно-театральная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.77*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если увидеть знаковые московские места...


  
   Моя поездка в Москву была полна интересных сюрпризов. За несколько дней до отъезда лишь четверг был занят моими личными делами. Все остальные дни я собиралась провести в гордом одиночестве. Но стоило только поговорить с СИшниками, как за полдня все время моего пребывания в Москве было распланировано. Последний из дней - воскресенье - был отведен на интересную, я бы даже сказала литературную, прогулку. В этот день я встречалась с Анной Эрде и Надеждой Далецкой.
   Мы встретились в метро и тут же вышли на улицу, залитую солнечным светом. Памятник Маяковскому - это, пожалуй, первая достопримечательность, которая предстает перед нами. Я могла бы долго говорить красивыми словами о вкладе Маяковского в литературу, но вместо этого скажу лишь несколько слов о его вкладе в... мою жизнь. Первой и единственной книгой, которую я зачитала до дыр, была "Что такое хорошо, что такое плохо" Маяковского. Хотя, слово "зачитала" тут неуместно. Сначала мне ее читали родители. Я уже знала ее наизусть, но требовала перечитывать снова и снова, пересматривала картинки и в конце концов окончательно истерла страницы. Пришлось покупать такую же книжку. К тому времени я уже сама умела читать, потому принялась за изучение "хорошего и плохого" с новой силой. Так что азы правил поведения для меня закладывал именно Маяковский.
  

 []

   Следующей нашей остановкой становится Театр Сатиры. Фотографии известных актеров, задействованных в постановках театра, приносящего радость, пестрят сквозь стекло. Надежда и Анна наперебой говорят о "Карлсоне" в исполнении Мишулина. Посмотрев на снимки, я тоже вспоминаю этот спектакль, хоть видела лишь отрывки в телепрограммах.
  

 []

   Пройдя совсем немного дальше, мы оказываемся в парке возле еще одного театра - театра Моссовета. Один из старейших театров Москвы, Государственный академический театр имени Моссовета был создан в 1923 году литератором и режиссером С. И. Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. В разное время на его сцене блистали такие актеры как Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Маргарита Терехова, Валентин Гафт, Александр Домогаров, Валентина Талызина, Ольга Кабо, Гоша Куценко и другие. А парк порадовал нас фонтанами и интересными маленькими фонарями.
  

 []

 []

 []

  
   Мы идем к Патриаршим прудам, и Анна кивает головой в сторону одного здания: "Надя, посмотри, там "Знамя".
   Литературно-художественный журнал "Знамя" издается с 1931 года. Это журнал, в котором печатались корифеи советской литературы, а теперь - многие молодые авторы. Изначально журнал назывался "ЛОКАФ" -- издание Литературного объединения Красной армии и флота. Название "Знамя" появилось лишь в 1933 году. В послевоенные годы "Знамя" буквально превратилось в ежемесячник официальной культуры. Несмотря на это, в 1954 году в "Знамени" был напечатан цикл Бориса Пастернака "Стихи из романа", хотя сам роман "Доктор Живаго" был тогда запрещён. Политические моменты и сейчас играют роль в выборе произведений для печати. Впрочем, литература никогда не была полностью отделена от политики. Как бы там ни было, а журнал существует и ныне.
  

 []

   И вот мы уже возле на Патриарших прудах. Раньше здесь было три пруда, а теперь всего один. В конце семнадцатого века этот район был выбран для своей резиденции патриархом. Тогда и появились три Патриарших пруда, где разводили рыбу для ежедневного обихода. В начале девятнадцатого века два пруда засыпали, а третий окружили сквером.
  

 []

   Все знают, что завязка романа "Мастер и Маргарита" была именно здесь. Я тоже не погнушаюсь сесть на лавочку. С иностранцами я не заговариваю, и никаких мистических событий не происходит.
  

 []

   Впрочем, Патриаршие пруды частично уже утратили ореол таинственности. Здесь есть пестрая детская площадка и множество фигурок из басен Крылова. Чего только стоит обезьяна, с удивлением смотрящая на себя в зеркало!
  

 []

   Не сфотографироваться с этими забавными существами было бы странно. Несмотря на серьезный тон разговора о литературе, мы останавливаемся на несколько минут. Рядом с такими персонажами любой человек впадает в детство, и мы не стали исключением. Надежда Далецкая сфотографировалась с крыловским ослом. Мне лично этот осел напомнил муравьеда, но со скульпторами не поспоришь.
  

 []

   А волк, нападающий на беззащитную овечку, был и вправду похож на волка. Только вот овечку я заметила не сразу. Слишком уж она крохотная. Зато с волком фотографироваться - одно удовольствие! Анна тут же попала в его объятья.
  

 []

А Надежда решила вместе с волком изобразить нападение на бедную овечку.

 []

   Вот так весело и непринужденно мы отходим от булгаковской тематики, чтоб... снова к ней вернуться. И вот мы уже во дворе дома по адресу: улица Большая Садовая 10. именно этот дом и считают прообразом "дома 302бис по Садовой улице", где находилась "нехорошая квартира". Садовой улицы в Москве нет. Есть Садовая-Спасская, Садовая-Каретная, Садовая-Триумфальная и т. д. Но домов с трехзначными номерами, а тем более с приставкой "бис" здесь нет. Однако известно, что с 1921 по 1924 год Булгаков жил в 10 доме на Большой Садовой улице. Некоторые исследователи составляют число 10 из 302бис путем подсчетов: 3+0+2=5 и бис - дважды. Значит, 5 на 2 = 10. Я не сторонник сложных математических подсчетов и поиска правды в цифрах, но велика вероятность того, что дом 10 стал прообразом дома с "нехорошей квартирой".

 []

   Этот дом имеет еще одно известное имя - дом Пигита", по фамилии его владельца. Здесь жили ученые и представители творческих профессий, иными словами, московская интеллигенция. Тут бывали Есенин и Шаляпин, Прокофьев, Мейерхольд и многие другие. "Есенин в этом доме познакомился с Айседорой Дункан", - утверждает Надежда Далецкая. Ну что ж, тогда этот дом еще более знаменит, чем мне казалось раньше! Чем же он не угодил Михаилу Булгакову? Михаил Афанасьевич жил здесь со своей первой женой в одной из комнат коммунальной квартиры, после чего написал в рассказе "Самогонное озеро": "Человека, живущего полтора года в коридоре номер 50, не удивишь ничем". Коммуналка со всеми прелестями совместной жизни людей с абсолютно разным представлением о том, какой эта самая совместная жизнь должна быть, навеки вошла на страницы булгаковских произведений.
   Сейчас же в доме номер 10 располагается Культурно-просветительский центр "Дом Булгакова". Фотографируюсь на фоне вывески и иду чуть дальше - к подъезду, где располагается квартира номер 50.
  

 []

   Здесь находится музей М. А. Булгакова ("Нехорошая квартира"). Однако на двери подъезда есть и другие вывески. Тут теперь есть Бюро переводов, Полиграфия, Московская коллегия адвокатов и Московская городская нотариальная палата. Вот уж хорошее соседство... А в самом подъезде много рисунков и надписей на стенах. Это своеобразная книга отзывов тех, кто гостил в "нехорошей квартире".

 []

   Мы же не оставляем отзывов на стенах и потихоньку заканчиваем нашу прогулку. Силуэт Анны Эрде мелькает в дверях подъезда, и вот уже все мы выходим на улицу.
   И где-то в глубинах сознания мелькают образы Есенина и Айседоры Дункан, мельтешат фигурки персонажей басен Крылова, в лучах прожекторов появляются известные актеры, а из темноты возникает загадочный Булгаков...

 []

  
  
  
  
  
Оценка: 7.77*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"