Мне довелось побывать в гостях у Екатерины Вернеровны Раффельд в день ее 90-летия 31 декбря 1997 года.
Мы навестили ее группой из четырех капитанов с букетами цветов и подарками. Она ожидала нас, с радостью открыла дверь и тут же пригласила всех за стол - пить крепкозаваренный чай с лимоном и печеньем. Начались задушевный разговор, оспоминания о старых уэловских временах с веселыми историями. Потом заговорила Екатерина Вернеровна, а мы внимательно слушали ее рассказы о необыкновенном детстве и жизненных приключениях. Я навсегда запомнил ее откровения и сохранил некоторые записи того времени.
...На стене небольшой однокомнатной квартиры по улице Черняховского в Калининграде висит картина, на которой изображен грузовой пароход с длинной трубой и российским флагом. В носовой части судна виднеется его название - "Бетти".
Капитаном этого торгового судна, принадлежащего Русско-Балтийскому акционерному обществу в Риге, был опытный моряк Вернер Раффельд. В плавании с ним находилась молодая жена - в то время это было обычным делом. Но не совсем обычное событие произошло 31 декабря 1907 года: на борту судна в Балтийском море в семье капитана родилась дочь, которую окрестили потом Екатериной.
Мать и дочь продолжали жить на судне, совершая плавание из одного порта в другой. Летом 1914 года началась первая мировая война, родной порт Рига оказался отрезанным военными действиями на Балтике. Пароход "Бетти" продолжал бороздить Атлантический океан между портами Италии и Южной Америки. Но вот в конце 1915 года судно доставило груз в Архангельск, где капитан В. Раффельд был назначен командиром военного тральщика. Мать с восьмилетней Екатериной уезжает к своим родственникам в Севастополь, где девочка поступает в гимназию.
Вскоре Российскую империю потрясла революция. Дед, дяди и тети по отцу оказались на территории буржуазной Латвии. Всякие отношения с родственниками были прерваны.
Жизнь Екатерины Вернеровны Раффельд сложилась так, что она постоянно была связана с работой флота. До войны работала в коносаментной группе Мурманского торгового порта.
В июле 1945 года по направлению Наркомата рыбной промышленности СССР Е.В. Раффельд вместе со своей матерью прибыла в Кенигсберг, где только что приступила к работе первая группа специалистов Балтрыбтреста. Город еще был закрыт для гражданских лиц, на ней были погоны старшего лейтенанта. На гимнастерке матери были пришиты погоны старшины - обе женщины состояли на военном довольствии. Снять военную форму им довелось только через полтора года, когда в полуразрушенном городе наладилась гражданская жизнь.
В жаркий июльский день Е.В. Раффельд в кирзовых сапогах пешком обошла половину города, прежде чем ей удалось разыскать еще никому неизвестный рыбный трест. "Хозяйство Пищулы" - так значился в военных документах Балтийский рыбный трест - по имени его первого управляющего Георгия Васильевича Пищулы. И располагалось это самое "хозяйство" в то время в доме, где сейчас находится родильный дом на улице Чайковского. В соседнем доме разместилась гостиница для работников треста, а сторожем числился немец - бывший хозяин этих домов. На первых порах приходилось все делать своими руками: и ремонтировать помещения, и доставать мебель, и стирать белье, и готовить пищу. Но постепенно люди привыкли к новому месту и, когда наладилась в городе жизнь, расселились по квартирам.
С каждым годом набирала силу рыбная отрасль области, и вот летом 1948 года из Калининграда к берегам Исландии отправилась первая сельдяная экспедиция. Ее подготовкой занималась оперативная группа, в которую входили и представители Москвы. В состав экспедиции входили СРТ - 101 "Вымпел" немецкой постройки, пять парусно-моторных шхун и плавбаза "Тунгус". Возвратившиеся осенью суда и их экипажи уже числились во вновь созданном Управлении экспедиционного лова рыбы.
Как известно, успех всякой экспедиции во многом зависит от ее снаряжения. Е.В. Раффельд работала в то время заместителем начальника отдела снабжения. За качественное снабжение судов она переживала больше, чем сами капитаны. Впрочем, капитанами логгеров те годы была, в основном, молодежь, которая, намаявшись в море, подчас пускала подготовку судов к очередному рейсу на самотек. А вопросы снабжения они полностью доверяли Екатерине Вернеровне, которая до сих пор хранит списки всех судов с полными именами их капитанов. Правда, сейчас уже почти половина из них ушла из жизни, но память о них она бережно хранит вместе с фотографиями, вырезками из газет и другими документами.
По каждому судну в толстой тетради у нее были свои многочисленные графы, которые заполнялись по мере его снабжения всем необходимым. И когда она делала отметку в последней графе, капитан мог спокойно уходить в море.
С 1959 года Екатерина Вернеровна работала в УЭЛе диспетчером, а с января 1964 года - диспетчером группы плавбаз и спасательных буксиров базы Реффлота. Было время, когда при отправке крупнотоннажных судов ей приходилось жить по несколько суток
прямо на их борту - столько набиралось срочных и важных дел, что некогда было съездить домой. И тогда капитаны предоставляли в ее распоряжение самую удобную каюту. За постоянную заботу в решении производственных вопросов и теплое материнское участие во всех житейских делах моряки любовно окрестили ее "матерью
капитанов".
Годы шли, но энергичная, привыкшая к активной работе женщина не могла представить свою жизнь без флота, без проводов судов в океан, без теплых встреч моряков после плавания.
Она вышла на заслуженный отдых только после того, как отметила свой 80-летний юбилей, поддерживая живую связь с людьми флота до самой кончины. Светлая память об этой удивительной женщине сохранится в сердцах моряков навсегда.