Опекунов Винер Васильевич : другие произведения.

Неисправимый романтик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


НЕИСПРАВИМЫЙ РОМАНТИК

   Перелистывая свой морской фотоальбом, я обнаружил снимок капитана дальнего плавания Аркадия Савельевича Филановского - очень интересного человека и неунывающего моряка, с которым мне довелось когда-то поработать вместе на одном судне.
   Вспоминаю одну из последних встреч с ним по заданию редакции рыбацкой газеты в феврале 1991 года.
   ...Глядя на этого бодрого, жизнерадостного, всегда подтянутого человека, никак не скажешь, что ему идет уже шестьдесят девятый год. Из них полвека он отдал флоту -
   сначала военному, а последние 24 года - рыболовному.
   Мы беседуем с капитаном учебного судна Клуба юных моряков "Стремительный" Аркадием Савельевичем Филановским в его небольшой уютной каюте. Он приготовил крепкий флотский чай и предложил вкусное сливочное печенье. Судно стоит сейчас у причала плавмастерской, и капитан может спокойно рассказывать о себе и своих незабываемых рейсах...
   Родился он в Ленинграде и в детстве жил недалеко от Петропавловской крепости. Перед его глазами стояла на якоре легендарная "Аврора", по праздникам выстраивались на Неве разукрашенные флагами военные корабли, проходили по реке торговые суда разных стран. Как все мальчишки Петроградской стороны, он с малых лет мечтал только о море и ни о чем другом не хотел слышать. Поэтому зачастил Аркадий в яхт-клуб, где начал изучать после занятий в школе специальность судового моториста. Вместе с аттестатом зрелости он имел на руках удостоверение флотского специалиста и тут же устроился вольнонаемным в ладожскую военную флотилию.
   Стояло лето 1940 года, только что закончилась война с белофиннами. Перед гидрографической службой флотилии была поставлена задача - подробно изучить и описать северную часть озера, чтобы обеспечить проводку военных кораблей в Белое море по внутренним водным путям. В книге воспоминаний ветеранов флотилии "Ладога родная" (Лениздат,1969) об этом рассказывает инженер-капитан первого ранга Е.П. Чуров. На восстановленном трофейном катере в ту пору трудился юный Аркадий Филановский. Так полвека назад начиналась морская биография А.С.Филановского, которому вскоре предстояло пройти от начала до конца весь долгий путь Великой Отечественной: корабли Ладожской флотилии, части морской пехоты Ленинградского фронта, Балтийский флот.
   Войну закончил мичманом, находясь в Финляндии. Всем было трудно в военные годы, поэтому вспоминать это время ему просто не хочется. О войне напоминают лишь несколько рядов орденских колодок на груди.
   Но мечта о дальних морских странствиях его не покидала никогда, и как только позволили обстоятельства он поступил в военно-морское училище. Затем многолетняя служба на Балтийском флоте, где он становится командиром противолодочного корабля.
   Дальнейшая его жизнь во многом связана с Калининградом. Здесь повстречал он свою будущую жену Антонину Алексеевну, здесь родился его сын Игорь.
   Судьба преподносит людям иногда неожиданности, круто меняющие всю дальнейшую жизнь. Так случилось и с А.С. Филановским.
   - Теплым летним днем 10 июня 1962 года, - рассказывает он, - я вышел на своем корабле из Балтийска. Предстоял переход на север вокруг Европы. И надо же случиться такому совпадению: в это же самое время в сторону польского порта Гданьск вышла на гарантийный ремонт рыбацкая плавбаза "Иван Федоров", на которой находился мой тесть Алексей Алексеевич Орехов. Это был всеми уважаемый человек, старый рыбак, прекрасный труженик, избранный в то время депутатом Верховного Совета РСФСР. В нашей семье мы все горячо его любили. Некоторое время наш корабль шел с плавбазой параллельным курсом, мы переговорили с тестем по радио и распрощались.
   16 июня корабль благополучно прибыл в Североморск, а через сутки был день моего рождения. Как водится, собрались друзья по службе, посидели в теплой компании до
   позднего вечера. Гости разошлись, а мне что-то никак не спится: на душе какая-то тревога и беспокойство. Может, думаю, что-нибудь неладное дома с моим маленьким сыном?
   Не нахожу себе места, пытаюсь пробиться по телефону домой. В три часа ночи телефонистка с трудом соединяет меня с Калининградом, и тут я слышу в трубке плач жены - в Польше при трагических обстоятельствах погиб наш Алексей Алексеевич...
   Жена А.С.Филановского осталась одна с маленьким сыном и больной матерью,
   которой врачи не разрешили менять климат. Командующий флотом отнесся к рапорту командира корабля с полным сочувствием и сам похлопотал о его переводе снова на Балтику.
   Со временем поутихла боль утраты, наладилась размеренная служба в качестве приемосдаточного капитана военных кораблей, выходящих из новостроя. Но не сидится ему в тихой гавани, душа стремится в океанские просторы. И он подает рапорт командующему флотом В.В. Михайлину. Тот сначала пришел в недоумение (как так: преуспевающий командир корабля просится в отставку?) но, выслушав его объяснения, сказал: "Вы, Аркадий Савельевич, просто неисправимый романтик... Как моряк я вас хорошо понимаю, и потому - быть по-вашему".
   И началась новая жизнь А.С. Филановского на судах управления "Мортрансфлот".
   Несколько рейсов в должности старшего помощника капитана, и он получает диплом капитана дальнего плавания. Дальше - рейсы по всем океанам и в разные части света. Здесь раскрылись по-настоящему его человеческие качества: капитана, наставника, старшего
   товарища.
   Как истинный романтик моря, А.С. Филановский может часами рассказывать о прошлых рейсах, но особенно дорого для него воспоминание о плавании на учебно-производсвенном судне "Квадрант". Было это в 1972 году. Судно приняли из новостроя в ГДР. На борт прибыли для прохождения плавательной практики курсанты из Петропавловска-Камчатского, с Сахалина, из Владивостока. Судно находилось в плавании вокруг Африки через Атлантику, Индийский и Тихий океаны около полугода: по пути раздавали промысловикам снабжение, заходили в Бомбей (Индия) и в японский порт Иокогаму. У курсантов и экипажа остались об этом рейсе неизгладимые впечатления.
   В конце плавания доставили всех курсантов в их родные порты и сдали судно отряду учебных судов во Владивостоке.
   Доволен ли он своей морской судьбой? Пожалуй, да, потому что ему удалось повидать и испытать многое из того, о чем мечтала его пылкая юношеская душа. А трудности здесь не в счет - их много в каждой человеческой судьбе.
   .
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"