Опря Вадим Романович : другие произведения.

Циклическая теория эмоций. Глава 3. Высокий тон. #7 Психология типов, она же соционика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    05/09/2008 Выложена седьмая часть третьей главы.
    Будет включена в состав другой главы

Опря В. Р.

Циклическая теория эмоций



Глава третья

Высокий тон

7. Психология типов, она же соционика


'Отрицать существование типов
бесполезно ввиду их фактического
существования'.
К. Г. Юнг
'Психологические типы'.

Когда я уже достроил шкалу тонов вверх до тона 8,0 и описал каждый из тонов, я обнаружил, что очень близкое по тематике исследование уже проводилось раньше, и оно частично пересекается с исследованием, выполненным мною. Это исследование основывалось на совершенно других данных, на совершенно иной теории и в нем использовалась совсем другая терминология, но в итоге, оно пришло к выводам близким тем, к которым пришел я. Совершенно другими словами и с совсем другой точки зрения, в этом исследовании рассматривается цикл от 0 до 8,0. Таким образом, эти два разных исследования, выполненные совершенно независимо, подтверждают друг друга.
На западе эти исследования проводились еще начиная с 40-х годов двадцатого века и основывались на работах Юнга. Проводили их Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабелла Бриггс-Майерс. Созданная этими исследователями направление получило название психология типов или типология. Согласно данному исследованию, было выделено 16 основных психотипов людей, что совершенно однозначно соответствует 16 полутонам интервала от 0 до 8,0.
На основе этой работы был разработан тест MBTI - индикатор типа Майерс-Бриггс, вопросник, который позволяет достаточно точно определить принадлежность человека к тому или иному типу. В настоящее время этот тест запатентован издательством 'Консалтинг сайколоджстс пресс'. Кроме того, существует множество альтернативных тестов, разработанных другими исследователями.
В Советском Союзе исследования в этом направлении стали вестись, начиная с 60-х годов. Их вела тоже женщина, литовский социолог и экономист Аушра Аугустинавичюте и у нас это направление получило название соционика. В соционике 16 психотипов разбиты на четыре группы, по четыре типа в каждой - четыре квадры. А сами психотипы Аушра Аугустинавичюте называет 16 типами информационного метаболизма, то есть, 16 типами переработки информации.

Исследования соционики я считаю весьма перспективными. В данном параграфе есть критика данного направления, но касается она прежде всего используемой терминологии, а не результатов исследования. Я считаю, что соционики сделали прорыв в исследованиях и считаю данные ими описания типов очень точными, за небольшим исключением.

Я уже показывал во второй главе, как связаны между собой шкала тонов и система психотипов разработанная Юнгом. В соционике терминология Юнга была несколько изменена. Например, термины экстраверсированный и интровертированный заменены на термины экстраверт и интроверт, однако, как отмечает Аугустинавичюте, и эти термины не вполне точны:
'считаем, что еще более подходящими были бы термины экстратим - интратим, потому что после работы Айзенка, согласно тестам, которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными 54'.
Слово тим (team) в английском языке означает группу, команду и в данном контексте оно должно обозначать, что в состоянии интроверсии внимание человека направлено не только на самого себя, а и на то, с чем он себя отождествляет. К такому же выводу я пришел на основе анализа саентологических материалов.
Вместо применяемых Юнгом терминов: мышление, эмоции, сенсорика и интуиция, в соционике применяются термины: логика, этика, сенсорика и интуиция. Как отмечает Аугустинавичюте, эта замена была связана с тем, что:
'когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире'.
Все верно, вот только замена мне кажется тоже не вполне удачной, ведь точно так же, можно сказать, что мыслительные/логические типы неэтичны, а эмоциональные/этические типы не логичны. Кроме того, подобный подход некорректен еще тем, что 'мыслят об объективном' и 'мыслят о субъективном', это скорее относится к категориям экстратим/интратим, а не к категориям мыслительные/логические и эмоциональные/этические. Но самая важная информация об этих типах, заключена в их подробных описаниях.
Типичный представитель того типа, который в соционике называется этическим, на шкале тонов может соответствовать тону 4,0 'Энтузиазм', а типичный представитель логического, тону 3,0 'Консерватизм'. Исходя из различий в названиях, уже можно судить о том, насколько различен подход к данному явлению. Однако давайте обратимся к тексту и соотнесем его с тонами 3,0 и 4,0.

3,0 'Консерватизм': 'Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим он доказывает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам'.
4,0 'Энтузиазм': 'Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах на них'.
3,0 'Консерватизм': 'Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные'.
4,0 'Энтузиазм': 'Но это лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью отличаются этические'.
Мой комментарий: Логический тип более консервативен, а этический с большей легкостью вмешивается в окружающую действительность.

3,0 'Консерватизм': 'Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту'.
4,0 'Энтузиазм': 'этические уговаривают, им нетрудно и попросить'.
Мой комментарий: В тоне 'Энтузиазм' человек мотивирован на конечный результат, а в тоне 'Консерватизм' для него важнее собственное мнение.

3,0 'Консерватизм': 'Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы не "обмануть человека"'.
4,0 'Энтузиазм': 'Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношения, потому он часто обещает не то, что он может выполнить, а то чего от него как от "хорошего человека" другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом'.
Мой комментарий: Вот это этика! Оказывается, что в действительности более этичны логические типы, которые, если не уверены, то не обещают. А для этического типа обещание это лишь один из способов воздействия на другого человека для достижения своей цели. Это он сам про себя думает 'осторожный дипломат', а окружающие видят, что он лезет напролом.

4,0 'Энтузиазм': 'Этический умеет заботиться о людях, о себе и своих близких, делать им приятное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к "своим". Умеет за них просить и таким образом перекладывать эту заботу на посторонних людей'. 'Для этического существуют не права одного человека среди других людей, а то, что реально можно "выбить", получить, на что можно склонить, "уломать" других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями'.
3,0 'Консерватизм': 'Логический в лучшем случае, ... умеет получить то, что ему положено "по праву"'.
Мой комментарий: Продолжается борьба между этичным типом и этикой.

4,0 'Энтузиазм': 'Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому, правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятным. Быть приятным и любимым - то, чего виртуозно добивается каждый этический. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и при том похвалить всех и, во-первых, себя. Отлично чувствует себя в любой компании'.
3,0 'Консерватизм': 'Логический при отчетах склонен говорить о еще невыполненном, о своих и чужих ошибках и недостатках, потому что старается разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положение дел или перспективы'.
Мой комментарий: По-моему, уже совершено ясно, что этический тип имеет не очень большое отношение к этике, а логический тип не очень большое отношение к логике.
3,0 'Консерватизм': 'этика всех логических нормативная, они строго выполняют установленные другими этические нормы и никакого творчества себе в этом не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не уверены, что его достигли. - Потому в этих своих стремлениях нередко разочаровываются'.
4,0 'Энтузиазм': 'Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей'.
Мой комментарий: На мой взгляд, хотя термины энтузиазм и консерватизм тоже только приблизительно описывают ситуацию, он для описания данных типов они подходят больше. Термины 'логический тип' и 'этический тип' можно понять только с той точки зрения, что один из них думает, что его действия продиктованы логикой, а другой думает, что его действия продиктованы этикой.
4,0 'Энтузиазм': 'Логика всех этических нормативная. Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является научным или хотя бы общепринятым, потому что ни новых логических отношений, ни новых методов действия они не открывают и не изобретают. В своих поступках и логических рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их совершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они начитаны больше логических, являются хорошими рассказчиками разных научных истин'.
3,0 'Консерватизм': 'Логические обычно отличаются начитанностью художественной литературы, которая дает возможность познать этические нормы'.
Мой комментарий: Этические свободно оперируют научными истинами, а логические увлекаются художественной литературой. Интересный расклад.

Уважаемые исследователи соционики, простите мне легкий сарказм, я вовсе не хочу приуменьшать ваши заслуги. За десятилетия исследований в данной области, в соционике были даны уникальные и весьма полные описания различных психотипов и взаимоотношений между различными психотипами. На что я хочу обратить внимание, так это на то, что использование терминов этический и логический не вполне корректно.
Если уж говорить об информационном метаболизме, то лучше оперировать склонностью к мотивации на изменение внешней реальности, вместо термина этический, и мотивацией на ее сохранение, вместо термина логический. В результате такой замены обозначений типов, они будет только в большей степени соответствовать их описаниям.
Типичный представитель того типа, который в соционике называется интуитивным, на шкале тонов может соответствовать тону 3,5 'Веселье', а типичный представитель сенсорного, тону 2,5 'Скука' или тону 4,5 'Изумление'. В случае тона 'Скука', принятый в соционике термин сенсорный, мне представляется более точным. В случае тона 3,5 'Веселье' и термина интуитивный, в основе этого состояния лежит мотивация быть причинной по отношению к происходящему, и даже термин сангвиник, представляется мне более подходящим. Рассмотрим эти типы с точки зрения соционики.
4,5 'Изумление': 'Сенсорные типы ИМ живут в полном смысле этого слова ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое "Я" и его потребности, имеют выраженный ритм жизни'.
3,5 'Веселье': 'Интуитивный чувствует потребность стать тем объектом, так как это дает возможность стать полностью собой - приобретается право на свои потребности и желания'.
'На интуитивного небольшая доза ревности влияет положительно, придают ему ценности в собственных глазах. Напоминает, что он нужен, желаем и незаменим. Это самое убедительное доказательство его ценности'.
Мой комментарий: Здесь я привел именно те характеристики данного типа, которые в наибольшей степени подходят для описания тонов 3,5 'Веселье' и 4,5 'Изумление'.

-0,5 'Сожаление': 'Ощущениям интуитивных типов ИМ не хватает яркости, они постоянно рассеянны. Даже свое физическое "Я" воспринимается неопределенно. Часто уверенности в своей материальности хватает лишь до тех пор, пока смотрят в зеркало'.
2,5 'Скука': 'Сенсорный ищет объекта влечения и старается добиться своей физической реализации'.
Мой комментарий: Данное описание интуитивного типа больше подходит для тона -0,5 'Сожаление', для человека мотивированного несколько выше по тону. Лично я не считаю, что данное описание подходит для всех представителей этого типа. Просто здесь складывается ситуация, когда описание типа пытаются подстроить под определенную концепцию, под концепцию, в которой интуиции противопоставлена сенсорика.

Пары типов логический/этический и интуитивный/сенсорный Аугустинавичюте рассматривает как противоположные друг другу:
'Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры'.
На самом деле, интуитивный тип и сенсорный тип вовсе не противостоят друг другу. Полной противоположностью тихони сенсорика, склонного к восприятию эмоций и информации о своем окружении, будет тип склонный к яркой демонстрации своих эмоций и намерений. Существуют четыре разновидности данного типа, два интроврсных и два экстраверсных. Два из них кажутся ярко выраженными экстравертами, в большей степени кажутся, чем являются в действительности. А два типа кажутся нетипичными интровертами именно потому, что они внешне так театральны.
Целью человека, который мотивирован в тоне 1,5 'Гнев', является изменение существующего состояния. Тип, для которого характерно такое поведение, внешне активен, ему коммуникация в основном исходящая. Следуя традиционному определению слов экстраверт и интроверт, его нужно причислить к экстравертам. Но вот, с точки зрения терминов экстратим и интратим, оказывается, что этот человек защищает свои интересы и интересы своей группы, находясь в оппозиции к внешнему миру, то есть он интратим.
Человек, который мотивирован на тон 7,5 'Восхищение', тоже на первый взгляд может быть отнесен к экстравертам, он ведь обращает внимание на окружающий мир. На самом деле, в окружающем мире он обращает внимание только на вещи, которые близки и понятны ему, только их выделяет на общем фоне.
Принципиально новый элемент, который появился в соционике, это деление представителей психотипов на циклотимов и шизотимов. Несмотря на столь 'медицинские' названия, речь идет о классификации психически здоровых людей:
'автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие. За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира'.
Какие еще названия придумывали психологи и психиатры для классификации людей, можно судить хотя бы по тому, что в большинстве направлений психологии середины двадцатого века, было распространено убеждение, что:
'полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии'.
В основе подобного убеждения лежит тот факт, что есть вполне однозначное соответствие между психотипами и склонностью их представителей к определенным психическим заболеваниям:
'тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям'.
Соматическими или психосоматическими называются органические заболевания или неврозы отдельных органов, возникшие от психических факторов, например, боли в сердце, возникшие в результате переживаний.
Еще раз повторюсь, данная классификация разработана, прежде всего, для людей психически нормальных, хотя по ней можно классифицировать и психические заболевания. Тем не менее, пусть даже применяемая терминология вполне верна с медицинской точки зрения, мне она представляется не вполне удачной, поскольку вызывает определенное неприятие в обществе.
Четыре пары противоположных характеристик в сочетании как раз и дают 24=16 соционических типов. Я уже отмечал, что это соответствует числу полутонов в интервале от 0 до 8,0. Однако есть существенное отличие, соционическая классификация соответствует не полутонам шкалы аффинити, а интервалам между этими тонами.
Так, например, соционический психотип, который обозначен как 'этико-интуитивный экстратим шизотим' соответствует интервалу на шкале аффинити между тоном 3,5 'Веселье' и тоном 4,0 'Энтузиазм' (рис. 16).
Спираль второго порядка и психотипы в соционике

Разделение психотипов на две группы, шизотимов и циклотимов было основано на работах Юнга, который называл их соответственно рациональными и иррациональными. Шизотимы склоны обдумывать свои поступки, рассчитывать свое поведение, а циклотимы более импульсивны и их поведение в большей степени продиктовано эмоциями, чем обстановкой.
Для циклотимов:
'движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то духовного состояния. Ответ на появившиеся чувства комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы прежде внутренне раскачиваются и лишь после этого реагируют на ситуацию эмоцией или поступком. На эмоции и поступки окружающих они реагируют не сразу. Точнее - реагируют не на их поступки и эмоции, а на вызываемые этими поступками чувства. Поэтому их реакции как бы замедленные, плавные, очень приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные, "творческие". Много поступков просто "по привычке", по сложившимся установкам'.
В то же время шизотимы:
'реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком не раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно, обдуманно, на основе всего имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими, решительными, "рациональными", их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные. Чувство для шизотима - следствие поступка, а не его причина: после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается, является хорошим, после неправильного оно ухудшается. Поэтому как поступки,так и формы проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются'.
Еще одно различие между типами заключается в их отношении ко времени. Циклотимы строят свое поведение из расчета того, что произойдет в будущем, а шизотимы из знания того, что произошло в прошлом. Когда у шизотима возникают проблемы, он пытается найти его причины в своем прошлом:
'думают, что было сделано не так, копаются в прошлом, чтобы иметь опыт на будущее'.
В той же самой ситуации циклотимы начинают думать о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:
'Когда циклотимы чувствуют себя плохо, они думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы изменить самочувствие'.
Данное различие проявляются даже в том, как человек относится к своим потребностям, например, к еде:

'циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, а шизотим - чтобы в результате своей ак-тивности получить приятное ощущение сытости. Циклотим ест потому, что вкус?но, шизотим - даже когда он гурман - чтобы быть сытым. Интересно, что чувство голода на настроениях циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроениях шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим'.
Границей, разделяющей психотипы на шизотимов и циклотимов, является действие, точнее отношение человека к действию, то есть как раз тон 4,0 на шкале аффинити. Циклотимы по шкале занимают положение выше тона 4,0, и для них действие это следствие их эмоций, следствие их целей и желаний. Шизотимы на шкале занимают положение ниже тона 4,0, и для них эмоции, это следствие их действий. В результате этого, циклотимы обычно предпринимают действие 'потому, что', а шизотимы 'для того, чтобы'.
Различие между шизотимами и циклотимами Аугустинавичюте видит в организации высшей нервной системы человека:
'статичное и динамичное полушарие у шизотимов и циклотимов расположены по-другому, у циклотимов за объектом в статике наблюдает левый глаз /правое полушарие/, за объектом в динамике - правый глаз /левое полушарие/. У шизотимов - наоборот.
Если информацию про динамику принимает левое полушарие, собственной динамикой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательными правшами, по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей природе левши, хотя около 50% из них про это совершенно ничего не знают'.
Мне данное утверждение не кажется бесспорным. Детям и молодым людям свойственно думать о своем будущем, а людям пожилым, о своем прошлом. Это один из критериев, отличающий шизотимов от циклотимов. Этот факт свидетельствует, что в течение жизни человек может менять свой психотип. Кроме того, мне известны различные методики, позволяющие изменять мотивацию человека. Хотя я считаю, что организация нервной системы и тела человека в целом, может благоприятствовать проявлению того или иного темперамента.
Аугустинавичюте связывает психотипы и определенным внешним видом человеческого тела:
'Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно движениям. Шизотимам, если даже они набирают лишний вес, присуща какая-то сухопарость. Цилотимам и тогда, когда они худые, - мягкость и закруг-ленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то они у шизотимов фиксированные, причем у каждого типа ИМ разные. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. У шизотима экстраверта /динамики/ походка уг-ловатая. У шизотима интроверта /статики/ угловатость пропадает, появляются элементы скольжения, но держатся они тоже очень прямо и с достоинством. Однако, в "скольжении", о котором говорим, чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные. Что касается элемента импульсивности, то его больше у циклотимов экстравертов, которые являются статиками, чем у интровертов, являющихся динамиками. И в мимике, и в движениях'.
Последнее утверждение про статиков и динамиков весьма интересно. Если взглянуть на шкалу тонов, то можно заметить, что непосредственно выше тона 4,0 человек становится в большей мере приемником коммуникации, а непосредственно ниже тона 4,0, человек является активным источником коммуникации. Циклотимы интратимы выше тона 6,0 более импульсивны, чем циклотимы экстратимы в интервале 4,0 - 6,0.
В книге Аугустинавичюте есть даже утверждение о том что существует определенная последовательность, в которой могут быть расположены психотипы:
'Основой дуализации является определенная последовательность, с которой "раскручи?вается" механизм информационного и энергетического метаболизма (ИМ и ЭМ) дуалов. В этой последовательности есть тождественность. Но при этом те звенья ИМ и ЭМ, которые ярко выражены у одного дуала, у другого находятся в наиболее неразвитом состоянии'.
По ее мнению, в основе этой последовательности лежит постепенный переход от потенциальной энергии, использованию потенциальной энергии, затем, превращению потенциальной энергии в кинетическую, а затем, ее использование. И хотя, нигде у Аугустинавичюте я не нашел психотипов расположенными именно в той последовательности, в которой расположил их я, это описание точно соответствует циклу шкалы тонов от 0 до 8,0.


***


Ссылки использованные в данной главе.

54. Здесь, и далее в этом параграфе, использованы цитаты из источника: Аушра Аугустинавичюте 'Дуальная природа человека. Очерк по соционике'. Вильнюс, 1983.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"