Опря Вадим Романович : другие произведения.

Циклическая теория эмоций. Глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава четвертая
    СОСТОЯНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
    28/08/2008 Выложена первая часть четвертой главы.


Опря В. Р.

Циклическая теория эмоций



Глава четвертая

Состояния существования

1. "Быть или иметь" Эриха Фромма


"Я понял, что из хаоса современной
психологии невозможно извлечь четкие
критерии, что их скорее еще только
требуется создать, причем не из голубого
воздуха, а на основе предшествовавших
бесценных работ тех, чьи имена история
психологии не обойдет молчанием."

Юнг Карл Густав
"Проблемы души нашего времени".

"Быть или иметь" называлась статья, написанная американским психологом и социологом Эрихом Фроммом. В этой статье подробно и всесторонне рассматривается поведение двух типов людей, ориентированных на материальные ценности и ориентированных на духовные ценности и идеалы. Здесь я только в общих чертах отмечу основные идеи данной работы и рекомендую читателю, ознакомится с ней в оригинале.
Эрих Фромм (1900-1980), материалист по убеждениям, был основоположником неофрейдизма, направления в психологии, развивающего идеи Фрейда. В отличие от Фрейда, который придавал большое значение воздействию на поведение человека сексуальных отношений, Эрих Фромм рассматривал также влияние на поведение человека личностных и общественных, социальных отношений. В связи со своими убеждениями Фромм модифицировал техники работы Фрейда, создав свою версию психоанализа. Философские и социологические работы Фромма положили начало движению известному как неомарксизм. В своих работах он развивал идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса, указывая на ошибочность некоторых их теоретических построений. Свое мнение было у Фромма и о том, каким должен быть социализм.
Практическое использование психоанализа позволило Фромму накопить значительный объем данных, на основе которых и была написана статья "Быть или иметь". В этой статье он пишет:
"Долгие годы, различие между бытием и обладанием глубоко интересовало меня, и я пытался найти его эмпирическое подтверждение в конкретном исследовании индивидов и групп с помощью психоаналитического метода. Полученные результаты привели меня к выводу, что различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования; эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера".
Фромм называет обладание и бытие основными способами существования, наравне с этим термином, для обозначения обладания и бытия, я буду применять термин состояния существования, термин близкий по значению, который применяется рядом других авторов.
Фромм отмечает, что в основной массе люди принадлежит к смешанному типу, для которого характерно смешение обладания и бытия. Но встречаются и "чистые" типы, которые тяготеют в основном к обладанию и типы, которые тяготеют в основном к бытию. Фромм дает такое определение этих типов:
"Этот предварительный обзор значений слов "иметь" и "быть" позволяет сделать следующие выводы.
1. Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "у меня есть автомобиль" или "я белый", или "я счастлив", а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
3. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания, как это показано на примере Дю Маре, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере этимологии слова "быть"".
Анализируя характерные особенности поведения в жизни этих двух типов людей, Фромм подробно описывает такие области как обучение, способности к запоминанию информации, формы общения с другими людьми, особенности восприятия при чтении, отношение к власти и многое другое. Например, он отмечает, что в области обучения поведение людей ориентированных на обладание сильно отличается от поведения людей ориентированных на бытие:
"Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Вместо этого такие студенты все услышанное в лекции просто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих конспектах и сохраняют их". "У студентов, для которых обладание является главным способом существования, нет иной цели, как придерживаться того, что они "выучили", - либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно сохраняя свои конспекты. Им не приходится создавать или придумывать что-то новое, напротив, индивидам такого типа свежие мысли или идеи относительно какого-либо предмета внушают немалое беспокойство, ибо все новое ставит под сомнение ту фиксированную сумму знаний, которой они обладают. В самом деле, человека, для которого обладание является основным способом его взаимоотношений с миром, те идеи, суть которых нелегко уловить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают - как и все, что развивается и изменяется, а потому не поддается контролю"
Среди людей, ориентированных на обладание часто встречаются отличники, которые способны выучить и повторить огромный объем материала, иногда даже понимая его, но, как правило, этот материал так и остается для них мертвой догмой, развить и творчески использовать которую они не могут.
Совершенно иначе себя проявляют люди ориентированные на бытийность:
"Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс. Все то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставляют с жизнью. Они не просто приобретают знания, которые могут унести домой и вызубрить. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в каждом вызывает какие-то изменения: после лекции он (или она) уже чем-то отличается от того человека, каким он был прежде. Конечно, такой способ усвоения знаний может превалировать лишь в том случае, если лектор предлагает материал, стимулирующий интерес студентов. Переливание из пустого в порожнее не может заинтересовать студентов с установкой на бытие; они в таких случаях предпочитают вовсе не слушать лектора и сосредоточиться на своих собственных мыслях".
Фромм отмечает существование двух различных способов пользования памятью, характерных для людей этих типов:
"Вспоминание может происходить либо по принципу обладания, либо по принципу бытия. Самым важным, что лежит в основе различия этих двух форм, является тип устанавливаемой связи. При вспоминании по принципу обладания такая связь может быть чисто механической, когда, например, связь между двумя последовательными словами определяется частотой их употребления в данном сочетании, или же чисто логической, как связь между противоположными или пересекающимися понятиями; основанием для установления связи могут быть временные и пространственные параметры, величина, цвет; связи могут устанавливаться также в рамках конкретной системы мышления
Вспоминание по принципу бытия представляет собой активное воспроизведение слов, мыслей, зрительных образов, картин, музыки - то есть конкретный факт, который нужно вспомнить, соединяется со множеством других связанных с ним фактов. В этом случае устанавливаются не механические или чисто логические связи, а связи живые. Одно понятие связывается с другим в результате продуктивного акта мышления (или чувствования), которое мобилизуется при поиске нужного слова. Приведем простой пример: если слова "головная боль" ассоциируются у меня со словом "аспирин", то возникает логическая, конвенциональная ассоциация. Если же это слово вызывает у меня такие ассоциации, как "стресс" или "гнев", то я связываю данный факт с его возможными причинами, к пониманию которых я пришел в ходе изучения самого явления. Последний тип вспоминания представляет собой акт продуктивного мышления. Наиболее впечатляющим примером этого типа живого вспоминания является предложенный Фрейдом метод свободных ассоциаций".
Фромм отмечает, что для людей ориентированных на обладание воспоминание часто является механическим процессом, обычным воспроизведением. В то же время, люди ориентированные на бытие более зависимы от того, насколько интересна для них полученная информация:
"Люди, не очень склонные к сохранению информации, могут убедиться, что для того, чтобы их память хорошо работала, им необходимо испытывать сильный и непосредственный интерес. Например, известны случаи, когда люди вспоминали слова давно забытого ими иностранного языка, если это было им жизненно необходимо. Из своего собственного опыта могу сказать, что, не будучи наделен особенно хорошей памятью, я тем не менее вспоминал содержание сна своего пациента, который анализировал две недели или даже пять лет назад, если мне приходилось снова лицом к лицу встречаться с этим человеком и сосредоточиться на его личности. А ведь всего за пять минут до этого, когда в том не было особой необходимости, я был абсолютно не в состоянии вспомнить этот сон
Вспоминание по принципу бытия предполагает оживление в памяти того, что человек видел или слышал ранее. Мы сами можем испытать такое продуктивное восстановление в памяти, если попытаемся представить себе лицо какого-то человека, которого мы когда-то видели, или какой-нибудь пейзаж. Ни то, ни другое мы не сможем вспомнить сразу; нам необходимо воссоздать этот предмет, мысленно оживить его. Такое восстановление в памяти не всегда бывает легким, ведь для того, чтобы вспомнить лицо того или иного человека или определенный пейзаж, мы должны были в свое время смотреть на него достаточно внимательно. Когда такое вспоминание совершается, человек, чье лицо мы вспоминаем, предстает перед нами настолько живым, а пейзаж - настолько отчетливым, словно этот человек или пейзаж сейчас физически присутствует перед нашим взором".
Способ пользования памятью у людей склонных к обладанию более напоминает процесс рассматривания фотографий:
"Типичным примером того, как происходит восстановление в памяти лица или пейзажа по принципу обладания, является манера большинства людей рассматривать фотографии. Фотография служит им лишь вспомогательным средством для опознания человека или места, вызывая, как правило, такую реакцию: "Да, это он" или "Да, мне случалось бывать здесь". Таким образом, для большинства людей фотография становится своего рода отчужденной памятью.
Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности - ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстеризованную в виде записей часть меня самого".
Различия в способах восприятия и запоминания полученной информации, определяет стиль обучения и дальнейшего использования полученных знаний:
"Различие между принципом обладания и принципом бытия в сфере знания находит выражение в двух формулировках: "У меня есть знания" и "Я знаю". Обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления".
Однако настоящим знанием Фромм считает все же не механическое знание, сохранение информации, а творческое понимание сути явления:
"Знать - значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать - значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине".
Одним из главных недостатков современной системы образования, Фромм как раз и считает ее ориентацию на обладание знания студентами, без действительного понимания концепций и основных принципов изучаемой области:
"Существующая система образования, как правило, направлена на то, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, более или менее соразмерное той собственности и тому общественному положению, которые они, по всей вероятности, обеспечат им в будущем. Получаемый людьми минимум знаний как раз достаточен для того, чтобы должным образом выполнять свои служебные обязанности. Кроме того, каждый из них получает в отдельной упаковке "знания-люкс", предназначенные для более полного ощущения собственной значимости, причем размер каждой упаковки обусловлен вероятным общественным положением данного лица в будущем. Учебные заведения - это фабрики, производящие такие упаковки со "всесторонними" знаниями, хотя сами они обычно утверждают, что их цель - ознакомить учащихся с высочайшими достижениями человеческого разума. Многие колледжи проявляют особую изобретательность по части распространения подобных иллюзий".
Также Фромм отмечает различия в стиле общения людей склонных к обладанию и людей склонных к бытию. Люди склонные к обладанию отчасти отождествляют себя со своим мнением, и поэтому часто продолжают его придерживаться даже тогда, когда в этом нет особенной надобности:
"Различие между принципом обладания и принципом бытия можно легко наблюдать на примере двух бесед. Представим себе сначала типичный спор, возникший во время беседы двух людей, один из которых. А, имеет мнение X, а второй, В, - мнение У. Каждый из них отождествляет себя со своим собственным мнением. Каждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Ни тот, ни другой не собирается ее изменить и не надеется, что изменится точка зрения оппонента. Каждый из них боится изменения собственного мнения именно потому, что оно представляет собой один из видов его собственности, и лишиться его - значило бы утратить какую-то часть этой собственности.
Несколько иная ситуация возникает в беседе, которая не носит характер спора. Кому не знакомы чувства, которые испытываешь при встрече с человеком, занимающим видное положение, или пользующимся известностью, или даже обладающим действительными достоинствами, или с тем, от кого мы хотим получить что-то: хорошую работу, любовь, восхищение? В подобных обстоятельствах многие склонны проявлять по крайней мере легкое беспокойство и часто "готовят" себя к этой важной встрече. Они обдумывают темы разговора, которые могли бы быть интересными для их собеседника; они заранее задумываются над тем, с чего бы лучше начать разговор; некоторые даже составляют план всей беседы - той ее части, которая отводится им самим. Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса".
Более конструктивны и более открыты в общении люди склонные к бытию:
"Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все. Они живо и полностью вовлекаются в разговор, потому что их не сдерживает озабоченность тем, что они имеют. Присущая им живость заразительна и нередко помогает собеседнику преодолеть его собственный эгоцентризм. Таким образом, беседа из своеобразного товарообмена (где в качестве товара выступают информация, знания или общественное положение) превращается в диалог, в котором больше уже не имеет значения, кто прав. Из соперников, стремящихся одержать победу друг над другом, они превращаются в собеседников, в равной мере получая удовлетворение от происходящего общения; они расстаются, унося в душе не торжество победы и не горечь поражения - чувства в равной степени бесплодные, - а радость. (Именно такая способность врача подбодрить пациента, пробудить в нем интерес к жизни является существенно важным фактором в психоаналитической терапии. Никакая "доза" психоанализа не будет эффективной, если лечение проходит в тяжелой, бездушной и унылой атмосфере.)".
Различно проявляют себя люди и при управлении другими людьми, когда они наделены властными полномочиями:
"Наиболее важный момент выражается здесь в различии между "обладать властью" и "быть властью". Почти всем нам приходится, по крайней мере, на каком-то этапе жизни, употреблять власть. Воспитывая детей, люди - хотят они того или нет - осуществляют власть, чтобы защитить своих детей от грозящих им опасностей и дать им какие-то советы по поводу того, как следует вести себя в различных ситуациях. В патриархальном обществе женщина также является для большинства мужчин объектом власти. Большинство членов бюрократического, иерархически организованного общества наподобие нашего осуществляют власть, исключение составляют только люди самого низкого социального уровня, которые служат лишь объектами власти".
Наиболее рациональной и заслуженной Фромм признает власть по принципу бытия, власть компетентную и заслуженную. Власть, которая основывается на авторитете, а не на принуждении и подавлении человека человеком.
"Власть по принципу бытия основывается не только на том, что какой-то индивид компетентен выполнять определенные социальные функции, но в равной мере и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развития и интеграции. Такие личности "излучают" власть, и им не нужно приказывать, угрожать и подкупать. Это высокоразвитые индивиды, самый облик которых - гораздо больше, чем их слова и дела, - говорит о том, чем может стать человек".
В современном обществе власть часто основывается не на качествах человека, а на его "праве" занимать определенную должность. Одним из способов получения власти подобным образом, может быть назначение руководителя сверху не по критерию компетентности, а по критерию личной преданности. Впрочем, и при демократичном способе выбора руководителя, велика вероятность того, что во время выборной компании избирателям будет предоставляться ложная информация, характеризующая кандидата значительно лучше, чем он есть на самом деле, а соперников в явно темных тонах. В таких условиях разыгрываются "войны компроматов":
"Каковы бы ни были причины утраты качеств, составляющих компетентность, в большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс отчуждения власти. Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие. Если облеченное властью лицо носит соответствующий мундир или имеет соответствующий титул, то эти внешние признаки компетентности заменяют действительную компетентность и определяющие ее качества. Король - воспользуемся этим титулом как символом власти такого типа - может быть глупым, порочным, злым человеком, то есть в высшей степени некомпетентным для того, чтобы быть властью; тем не менее он обладает властью. Пока он имеет королевский титул, считается, что он обладает качествами, делающими его компетентным. Даже если король голый, все верят, что на нем роскошные одежды.
То, что люди принимают мундиры или титулы за реальные признаки компетентности, не происходит само собой. Те, кто обладает этими символами власти и извлекает из этого выгоду, должны подавить способность к реалистическому, критическому мышлению у подчиненных им людей и заставить их верить вымыслу. Каждому, кто даст себе труд задуматься над этим, известны махинации пропаганды и методы, с помощью которых подавляются критические суждения, известно, каким покорным и податливым становится разум, усыпленный избитыми фразами, и какими бессловесными делаются люди, теряя независимость, способность верить собственным глазам и полагаться на собственное мнение. Поверив в вымысел, они перестают видеть действительность в ее истинном свете".
Далее Фромм подробно рассматривает отношение различных типов людей к предмету веры, к любви, и к общественным отношениям. Это все тоже написано содержательно и интересно, но я предлагаю читателям, с этим материалом ознакомится самостоятельно.
Во второй половине своей статьи, Фромм, как социолог и неомарксист, переходит к сравнительному анализу различных социальных систем, в связи со способностью людей ориентироваться на "быть" или на "иметь". Это несколько выходит за рамки рассматриваемого в этой главе вопроса. Тем не менее, дополнительно к материалу, который излагает Фромм, я хочу добавить следующее.
Состояния быть и иметь различным образом проявляются в культурах народов населяющих нашу планету. Например, в западной культуре встреча друзей представляется как некие совместные действия, "встретится для того, чтобы ..." или "встретиться и ...". В культуре Индии приняты несколько иные представления по тому же вопросу. В Индии считается проявлением хороших отношений между людьми возможность провести встречу в молчании. Логика такова: если вы встречаетесь и не должны никому ничего доказывать и никого ничем заинтересовывать, просто садитесь рядом и вам комфортно, то это и есть индикатор хороших отношений между вами.
В восточной культуре, составляющая "быть" проявляется сильнее, чем в западной. Отчасти, более выраженное стремление "иметь" объясняет быстрый взлет западной цивилизации в последние столетия, однако пример Японии показывает, что можно построить и общество, более гармонично совмещающее компоненты "быть" и "иметь".


<

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"