Орлов Виктор Евгеньевич : другие произведения.

Обучать, а не убивать

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о проблемах системы образования и о неожиданных технологиях их решения. Идиотизма после школ и ВУЗов можно избежать!

  ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.
  
  Разговор о проблемах образования напоминает беседу о зубной боли тогда, когда поблизости нет стоматолога. И речь не только о пресловутых отношениях "отцов и детей", а об уродливом явлении в рамках которого принято делить людей на "развитых" и "тупых", "способных" и "неспособных" (чтобы поступить с ними соответственно), именуемой "системой образования".
  Эта система имеет интересные особенности, главными из которых являются:
  1. Она (вопреки своему назначению) практически не в состоянии добиться
  от кого-либо по-настоящему профессиональных знаний ("синдром
  выпускника" ) ни в какой из мыслимых областей.
  2. Она загоняет учебный процесс в жесткие временные рамки, деля его на "четверти", "семестры" и т.п. "огрызки" (для удобства педагога, но не ученика) в течение которых все без исключения должны (по мнению безумца, который это придумал) получить одинаково прочные знания, невзирая ни на какие индивидуальные различия между людьми. Те, кто по каким-либо причинам не смог этого сделать (поскольку "огрызки" эти имеют среднестатистическую длительность) попадают в корзину с надписью "Бракованный экземпляр".
  3. Эта система основана на невероятном субъективизме в оценке реальных знаний и навыков, а также и в самом обучении. Педагог превращается в "бога". Или в черта, если хотите. Система образования напоминает учителя рисования, который вместо того, чтобы показать своим ученикам картину Репина сам рисует ее, да вдобавок пытается внушить, что это и есть великий Илья Ефимович, которого надо понимать вот так-то и так-то...
  4. Она вызывает непереносимость и потерю интереса ко многим предметам и, как следствие этого - снижение дисциплины и даже "бегство" ученика (и в прямом, и в переносном смысле).
  5. Она идеологизирована, не хуже Священного Писания и, следовательно, отражает (опять-таки вопреки своему назначению) не объективные факты, а ту или иную господствующую идеологическую позицию.
  6. Она практически не использует работу с первоисточниками, заменяя ее фрагментарными цитатами и обширным навязанным (иногда полностью ложным) комментарием.
  7. Она разжевывает и навязывает знания, не апеллируя к личному опыту учащегося и его точке зрения.
  8. Она не дает комплексного подхода - как все изученное применять, чтобы выжить в современной конкурентной борьбе, используя полученный набор знаний.
  9. Эта система использует произвольную систему оценок и экзаменов, которые ничего реального, как правило, не отражают, поскольку зависят от огромного числа субъективных факторов, например, настроения преподавателя.
  10. В этой системе нет технологии того - КАК ИМЕННО нужно изучать что-либо, чтобы отпали предыдущие 9 признаков... Короче, мы вырастаем образованными, говоря честно, не благодаря нынешней системе образования, а, скорее, вопреки ей. Это - гигантский учительский подвиг - опираясь на такую коряжистую технологию ухитряться при этом хоть чему-то учить учеников, теряя киловольты энергии!
  Я вовсе не прошу, чтобы все педагоги, бизнесмены, тренеры персонала и радители согласно закивали головами, прочитав это. Но я знаю (по своим многочисленным лекциям на фирмах, в школах и вузах), что по-настоящему озабоченные качеством своей работы и ее результатом, учителя принимают эти "больные мозоли" как факт. Собственно, это они их и называют почти на каждом семинаре, посвященном новым методам образования. Факты - штука несговорчивая. И престиж профессии никаким их отрицанием не сохранить. Прекрасная по своей сути профессия учителя сегодня странным образом сочетает в себе две ипостаси, две "должности" - палач и жертва. И попробуйте-ка сказать, что я не прав, милые педагоги! Отсюда и вылезают на свет божий т.н. "образцовые" школы, вся "образцовость" которых держится на отсеве "неудобных" учеников. Это то же самое, как если бы врач, считающий себя высоким профессионалом, жаловался на то, что больной, видите ли, "никак не хочет выздоравливать" и пытается сплавить его куда-нибудь с глаз долой, чтобы тот не мешал ему, врачу, оставаться "высоким профессионалом" и впредь. В нашей системе образования это случается настолько часто, что глагол "случается" здесь выглядит совершенно неуместным. Отсевы на вступительных экзаменах, отчисления после сессий, вышвыривание из школ "за неуспеваемость" - какой негодяй-идиот придумал и создал эту адскую систему искусственной селекции людей на "низших" и "высших"- систему интеллектуальной дискриминации? Как-то на заре своей далекой юности я, начиная изучать секреты эффективного общения, натолкнулся на открытие, которое:
  1.Позволяло любому неучу посадить в глубокую "лужу" любого учителя в
  его профессиональной сфере и...
  2.Позволяло получить высокую оценку практически по любому предмету, зная лишь чуть больше, чем только название этого предмета.
  Система работала очень хорошо безупречно, но я ее благополучно похоронил, считая что она негуманна по отношению к учителям, да и знаний такие штуки, безусловно, не прибавляют...Однако, сегодня, когда поступление в ВУЗы становится все менее и менее зависящим от знаний, а все больше - от толщины кошелька и от связей - такие методы вполне могут пригодиться... Хотя, предупреждаю - экзаменаторам они могут доставить массу неприятностей ...
  Прежде всего примечателен тот факт, что в современной психотехнологии обучения из десяти проблем перечисленных в начале нет ни одной.
  Поэтому перед вами сейчас две возможности - либо отложить эту статью и пойти заниматься чем-то другим, более стоящим и менее фантастичным, либо продолжать читать и убедиться в том, что психотехнологов ругают не зря - они, действительно врезали и по "бездорожью", и по разгильдяйству во многих областях. В том числе и в системе образования...
  В основе системы эффективного обучения, применяемой ныне во многих престижных заведениях всего мира, лежит позитивный постулат: КАЖДЫЙ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ УГОДНО, ЕСЛИ БУДЕТ ЗНАТЬ, КАК УЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО. Неспособных учеников нет. Тупость - это не врожденное, а приобретенное (обычно при посторонней помощи) качество. Спецтехнология не только удивительным образом превращает "неспособных" учеников в способных, но и (это - главное) делает способными неспособных учителей. К сожалению, мышление многих учителей, основанное на принципе: "Я - начальник, ты-..." во многом сводит на нет усилия ученика исправиться - оценки ставятся "по инерции" или "за поведение". Тестирование учительского состава показало, что многие педагоги не должны и на пушечный выстрел подходить к своим ученикам! Но, увы, учителей, как и родителей обычно не выбирают. А жаль! Те из многих тысяч настоящих педагогов, кто прошел технологию обучения с изумлением обнаружили, что им самим еще необходимо учиться своему собственному предмету!
  Конечно, некоторые среагировали на этот факт уходом в "глухую защиту" из-за личных амбиций, но подавляющее большинство ошеломленно взлетело на самый верх профессионализма. И, конечно, не случайно. Дело в том, что психотехнологи открыли ряд факторов, которые могут заблокировать попытку человека изучить что-либо и разработали методы их устранения. Поэтому, первое, что бросается в глаза - это резкое отличие подобной системы обучения от традиционной. Отсутствие лекций (кроме общеинформационных), отсутствие "учительства", как такового, а значит и отсутствие какого-либо навязывания комментариев в ущерб собственному пониманию материала учеником. И, как следствие этого - прочные знания без выкручивания рук, без потери сознания и интереса. На проверку качества усвоения материала уходят считанные секунды и делается это постоянно, а не урывками, как в обычной системе образования - на сессиях и семинарах.
  Кроме того один человек может одновременно управлять эффективным обучением студентов изучающих разные предметы! Это выглядит фантастикой, но мы живем в 21 веке, и психотехнология достойно это демонстрирует... Неверующие могут проверить это сами. Чтобы не получалось, что "слепой ведет слепого". Я могу вас поздравить - результаты прекрасные! (Я, правда, не могу поздравить некоторых господ из районных отделов народного образования, которые "тихой сапой" кое-где пытаются оказать давление с целью не допустить новые методы в школы. Можно только позавидовать родителям детей, которые будут знать и умело применять любой предмет так же, как они умеют завязывать шнурки на ботинках!
  В технологии обучения важен не срок обучения, а конечный результат, который ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ СТОПРОЦЕНТНЫМ. Иначе обучение неэффективно. Это, разумеется не означает, что ученик может сидеть над одним уроком целый год, но и угроза "не успеть" не возникает. И вряд ли когда-нибудь в будущем возникнет необходимость в репетиторстве. Впрочем, решать все равно вам!
  Забудьте о том, что можно спать спокойно, зная, что теперь ваш потенциал преподавателя и ученика целиком в ваших собственных руках и никакой ссылкой на "сложность", "лень" или "тупость" не отделаешься...
  Показателен и тот факт, что все фирмы, которые серьезно занимаются подготовкой своего персонала в рамках применения административной технологии, применяют для этого психотехнологии. "Кока-кола" или "Вольво", например. Это неудивительно - кому ж охота иметь в штате недоучек?!
  Подумайте о том, что бы вы хотели изучить, применяя технологию, в совершенстве? Геометрию? Историю? Кулинарию? Если подумали, значит, обязательно изучите. И никакие "возраст" и "плохая память" не помешают. Не забудьте только вовремя оторваться от занятий - они очень интересны и поучительны для понимающих в этом толк.
  Несмотря на то, что педагогика в обществе, считающем себя цивилизованным тоже вроде должна быть цивилизованной, многие школьные и вузовские обычаи иначе, как феодальными не назовешь. В частности практика всевозможных педсоветов больше напоминает заседания инквизиции, на которых учащемуся не помогают, а нещадно лупцуют морально. Грустно смотреть, как группа педагогов, отчаявшихся быть профессионалами воспитания и образования, забывают порой и о такте и о культуре речи... Конечно, слов нет, работа учителя - тяжкий труд, но ведь всегда можно сменить ее на выращивание устриц, чтобы не мучиться самому и не мучить других...Я знаю одного директора школы (почему-то женщину), которой больше подошло бы работать надзирателем в колонии строгого режима. Ее манера вести себя настолько же отличается от педагогической, насколько речь портового биндюжника отличается от речи Зиновия Гердта. Конечно, в школе царит относительный порядок, но такой же порядок царит и в морге. Педсовет с ее участием - это зрелище не для слабонервных... Не знаю, дело ли в каких-то возрастных проблемах или в чем-то другом, но сдвиги в умственной деятельности там налицо... Можно только посоветовать этому "учителю" иногда вспоминать о том, что времена бурсы прошли. Когда педагог вместо того, чтобы напрячь профессиональные извилины, напрягает челюстные мышцы и начинает рвать на других рубашку - это очень напоминает кое-кого из тех кто, отчаявшись убедить свою паству "словом божьим", хватаются за "слово Сатаны", крича: "Ересь!" и охаживая всех анафемой направо и налево... К счастью немало в этой школе и прекрасных педагогов, которые настолько хорошо воспитаны, что умеют находить общий язык даже с теми "трудными учениками", которых вышеупомянутая дама просто размазала бы по глобусу... Недавно я обсуждал с одним педагогом его ученика. Педагог был расстроен, потому что считал, что мог бы многому научить этого ученика, но по его словам этого не происходит, потому что ученик попался "психологически непротыкаемый" и не понимал - для чего вообще нужна учеба, то есть был, так сказать, несознательным и слабо мотивированным в отношении знаний... Я сказал, что если бы ученик обладал всеми необходимыми качествами - собранностью, умением понимать - для чего нужно образование и т.д., то учителя ему были бы вовсе не нужны! Потому-то и существует педагогика, что многих "заклинивает" на учебе - у них возникают сложности, в преодолении которых и должен помочь педагог.
  Если же вместо этого он начинает кукситься и истекать жалобами на "трудных учеников", то он просто перепутал профессию учителя с профессией гробовщика...
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"