О'Санчес: другие произведения.

Я Предлагаю: Помечтаем Предметно?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Считаю, что у Санкт-Петербурга есть все шансы вернуть себе звание самого красивого, самого элегантного, самого чарующего города планеты! Как это сделать? Помечтаем предметно.

  Я ПРЕДЛАГАЮ
  
  Если бы я был здравым смыслом, я бы ходил по улицам не узнанным, никого не узнавая.
  Ну... вполне возможно, что это я задвинул слишком жестко, а на самом-то деле матушка-действительность добрее к детям своим, к нам с вами... Хорошо бы, если так, я не против.
  Впрочем, посмотрим.
  Я действительно люблю бродить по городским улицам, предпочитая мегаполисы мирового уровня, из которых Санкт-Петербург - мой самый родной и любимый! Увы, считаю, что и покрасивее найдутся, хотя бы тот же Париж... Но Париж, со времен барона Османа и до наших дней, рос и развивался почти без помех, в то время как Питер семьдесят лет подряд ветшал и отставал, особенно во времена, когда он был Ленинградом... Тяжело ему досталось. И войну с блокадой перенес, и разрушительное строительство развитого социализма, под руководством товарищей Сталина-Хрущева-Брежнева, и "лихие девяностые"!
  Как бы то ни было, мы, Петербург, сегодня находимся там, где мы есть, и здравый смысл подсказывает, что жить, всего лишь горюя в настоящем и разоблачая прошлое - это неправильно, а главное бессмысленно.
  Считаю, что у Санкт-Петербурга есть все шансы вернуть себе звание самого красивого, самого элегантного, самого чарующего города планеты! Как это сделать?
  Я, разумеется, этого не знаю, ведь я не бог и не Петр Первый, но четко понимаю, что сие, пусть на какой-то микрон, зависит и от меня!
  Скажем, брожу я по улицам, набережным и мостовым, Петербурга, Москвы и Вены, Парижа и Рима, Лондона и Флоренции - и вижу!.. Не могу не видеть то хорошее (реже плохое), что меня окружает в этих прогулках. И если внезапно, или по итогу размышлений, меня озарит (или Вас озарит!) удачная мысль, толковая и воплощаемая идея о будущем развитии города, то почему бы не поделиться ею, не опубликовать, пусть даже "на авось", в расчете на то, что она вдруг однажды попадет в правильные лапы и уже предметно понравится тем, кто по своему положению и полномочиям способен претворить замысел в действительность?
  Если одно предложение из ста... пусть из тысячи, пусть из ста тысяч, пройдет густое сито равнодушия, косности, некомпетентности, скепсиса, здравого смысла, критического анализа - это уже успех, реальное дело! И радость для людей, горожан и гостей.
  Попробую озвучить некоторые из своих "мечт" и предложений, вполне возможно, что они заинтересуют читателей, которые подхватят мои начинания, дополнят своими предложениями и идеями... Как говаривали наши славные предки: "Этап в тысячу верст начинается с первого шага!"
  Мои нижеприведенные предложения никак не сортированы по значимости для города или воплощаемости. Просто мысли вслух, о том и о сем, с пятое на десятое.
  Стоп! Еще одно отступление. Идеи могут быть разными, от очевидных до неожиданных, все в дело сгодятся. Поясню примером.
  Не секрет, что у нас в Питере, особенно в центре, все еще бывает непросто определиться, возле какого дома и на какой улице ты сейчас находишься? Ибо нет в обозримом пространстве соответствующей таблички! Должна быть - но ее нет!
  - Очевидное, миллион раз озвученное предложение: пусть городские и районные власти сделают так, чтобы таблички были.
  - Менее очевидная идея: а хорошо и круто было бы иметь каждому району Питера свой особый образец уличной таблички, чтобы разнились формы, цвет, шрифт... Понимаете?
  Не думаю, чтобы это было дорого или технически трудноисполнимо. Например, идет человек по городу и сразу видит, глядя на таблички, границы того или иного района, прямо посреди улицы или проспекта переходящего один в другой. Толку от этого как бы и немного, но какой толк, например, в темно-синем цвете нынешних табличек? Или в ложных колоннадах домов модерна и сталинского ампира? Все это необязательные, на первый погляд, элементы разнообразия и красоты. Их мириады, но куда нам без них?
  Так вперед же! Поехали!
  1. КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ.
  Петербург равно включает в себя и "хрущобы" в Купчино, и Александрийский столп на Дворцовой площади, это при том, что эстетическая и архитектурная ценность у них неодинаковы. Но мы не можем и не будем строить подобные колоннады где-нибудь на Малой Балканской, равно как не захотим видеть раритетные дома-корабли из развитого социализма рядом с "Мариинкой".
  И если Мариинке и Дворцовой площади суждено существовать еще многие века, то "хрущевкам" и "домам-кораблям", как я надеюсь, это не светит. Два-три экземпляра можно и должно оставить потомкам в качестве крутых памятников архитектуры. Остальные обязательно снесут и заменят на более достойные архитектурные формы... но когда это еще будет? А люди-то сегодня в Питере живут, точно такие же граждане, как губернатор Беглов, артист Цискаридзе и президент Путин!
  Следовательно, должно быть и сегодня, сейчас, как можно больше элементов бытия, ниточек, воедино связывающих людей, дома, улицы, обычаи, воспоминания, перспективы - в то, что именуется Санкт-Петербургом.
  Они и сегодня есть общие ниточки: это метро, это питерские теле и радиоканалы, это словесные особенности, по типу кура-греча-поребрик-парадная, это возможность беспрепятственно передвигаться по своему городу, от Лахта-центра до совхоза Шушары... Но всего этого мало, слишком мало! Вышеприведенная мысль о разноформных уличных табличках - именно из тех мелочей, которые придают дополнительное своеобразие городу и районам. Продолжим эту же мысль.
  Если каждая ветка, каждая станция нашего метро имеет свой цвет, номер и наименование (это ведь не превращает метрополитен в кучку разрозненных веток и станций!), то не худо бы и районам перенять подобное.
  
  ЦВЕТА И ДЕРЕВЬЯ
  
  Скажем, мой Приморский район получит к привычному названию, свой, только ему присущий цвет или оттенок на картах и буклетах - темно-синий, или, там, лазоревый... И свой слоган-девиз... И неофициальное прозвище... "Заливной", или еще что-нибудь, столь же нелепое или забавное... Есть же у нас в "Питере" район "Васька"... Полагаю, Васильевский остров не в обиде на такую фамильярность со стороны своих горожан.
  И хорошо бы взять курс на то, чтобы в перспективе каждый район имел преимущественный тип зеленых насаждений. Не строго обязательный, но преимущественный: в Приморском районе, предположим, чаще, не сплошняком, но чаще(!) - высаживается береза, а в Центральном преобладает липа, а на Петроградской стороне тополя, а на "Гражданке" дубы... Пройдет немного времени, и это станет заметной, симпатичной особенностью как района, так и Питера в целом!
  "А в Питере у нас так принято! В моем Купчино чаще черемуха, а на Кржижановского каштаны! Хотя и у нас каштаны есть, и там в Купчино черемуха растет!"
  То же самое и с плитками на тротуарах, и с формой уличных фонарей: они должны не просто отличаться, но чтобы горожане понимали: вот эти цвета и узоры принадлежат Васильевскому острову, а эти - Петроградской стороне, а эти только на Гражданке...
  - Да, но нигде в мире подобной фигни и близко нет???
  - А у нас в Петербурге есть!!! Это Питер, детка!
  
  КОМПАСЫ
  Даже коренные питерцы иной раз могут затрудниться посреди города с ответом на простой вопрос:
  "А где тут у вас, в какой стороне север, в какой юг?"
  Как правило это досужий вопрос, не имеющий практического значения, но...
  Человеку необходимы излишества.
  На Стрелке Васильевского острова установлен такой компас в виде "малой архитектурной формы": здоровенная каменная шайба, с медной аппликацией, по краям которой начертаны указателями со сторонами света. Почему бы не распространить подобную идею на весь город?
  Чтобы во всех районах, там и сям, в подходящих(!) для этого местах были "компасные" стационары: на Стрелке это монументальная гранитная круг-плита, а Таврическом саду простая мачта с указателями, а возле Парка Победы начертанная прямо на улице (или тротуаре) граффити-картинка? Способы воплощения могут быть самыми разными, хоть сто их придумай, но - чтобы всех концах города без труда можно было увидеть место, где тем или иным способом четко указаны север-юг-восток-запад. Плохо разве? По-моему, неплохо и прикольно, и недорого. И дополнительно, хотя бы на чуточку, объединяет город в единое целое, даже при наличии пока еще не снесенных хрущоб... Тем более, что частично идея сия уже у нас воплощена: внутри-наверху станции Адмиралтейская, на потолке обозначены стороны света, на башенке в парке 300-летия Петербурга также поставлены знаки сторон света. Уже хорошо, но побольше бы, почаще бы!
  А знаменитый Пулковский Меридиан!?
  Почему бы нам не прочертить-обозначить его в пределах города? Эта черта может быть разной по виду и цвету, в зависимости от места прохождения: где-то просто проведена краской, а где-то выделена из окружающего цветом асфальта или мостовой, или указателями, или плакатом растяжкой? Вот, например, выскакивает она из канала Грибоедова, пересекает почти поперек Невский проспект, вскарабкивается по дому книги - и дальше, к Неве, к Троицкому мосту...
  Безумная идея? Может быть, но такого нет нигде в мире - а в Петербурге запросто: и недорого, и города не испортит.
  Представим, что на некоей городской территории, скажем, на месте Городского Морского порта, на высвобожденных территориях, общим объемом 600 гектаров, помимо обычной для первоклассных мегаполисов городской инфраструктуры, будут образованы и компактно расположены сравнительно небольшие филиалы крупных городских музеев: Эрмитажа, Русского музея, Кунсткамеры, Военно-морского, Артиллерии... Запасники любого их этих музеев грандиозны по объемам, и в обычных условиях большинство посетителей не увидит их никогда. А тут вдруг микрорайон музейный, где на периодически обновляемых экспозициях можно увидеть не "цифру", не фото, не копии, но оригиналы музейных артефактов! Взятые из запасников! Которые ничуть не обедняют основные экспозиции прославленных музеев, но пробуждают к ним интерес и просто радуют всех желающих... Воплощаемо? Да. Найдутся инвесторы и прочие желающие.
  Там же организовать посещаемую стоянку для "Алых парусов", откуда один раз в год, в означенную ночь, будет выходить в Неву, к Петропавловской крепости, прославленный парусник?!
  В одном из своих романов, я населил Петербург малыми архитектурными формами: "домовой-городовой". По-моему, тоже вполне воплощаемо - пусть даже не вдруг, а постепенно - и, кстати, не очень затратно. В чем их смысл?
  В удобных для этого местах, по всей территории города стоят небольшие памятники-статуи, изображающие сказочных существ, по типу домовых, в форме регулировщиков-городовых. У них три обязанности: а) радовать взгляд прохожего, б) из любого места города указывать точнехонько на условный центр города: на Медного всадника (или это Александрийский столп посреди Дворцовой площади, это как люди большинством решат), в) своим внешним видом подсказывать зрителю, в какой части города тот находится: на крайнем юге Питера домовой-городовой - ближе к папуасу, нарядом и обликом, на западе европеец в камзоле, на высоком севере - эскимос в шубе... Ну, и промежуточные решения, с постепенными метаморфозами, по мере путешествия по городу...
  Зачем, спросите вы, если у каждого второго и так навигатор в смартфоне?
  Да для разнообразия, для радости, которую она дает. Там же, кстати, у каждого подножия, обозначать стороны света.
  Также точно малые архитектурные формы подходят для проекта "Литературные герои Петербурга". Скажем, в определенном месте города разбивается небольшой парк-сквер, который пополняют фигуры Чичикова, Евгения Онегина, Печорина, Раскольникова, и т.д и т.п...
  Все будут рады - и жители, и художники.
  
  МОСТЫ И НАБЕРЕЖНЫЕ
  
  У нас в Петербурге мало мостов, я в этом просто убежден. Но если дополнительный мост через Неву, через ее основные рукава, дело очень затратное, во всех бюджетных смыслах этого слова, да и долгое, то через Канал Грибоедова, Мойку, Фонтанку, Обводный - почему бы и нет!? Простые, но разнообразные мостики, узкие, сугубо пешеходные...
  Здесь и бюджет, вероятно, кое-что потянет, и самые разные благотворители - наверняка подтянутся! Вдвое, втрое больше коротеньких пешеходных мостов через малые городские речки и каналы - да только за счет этого город заметно преобразится, станет еще более привлекателен для пеших прогулок, особенно в белые ночи! Вы только представьте себе! Бродить вдоль воды и поперек!
  Наверняка, некоторые мосты смогут быть стационарными (там, где уместно), а некоторые - пусть будут складные и раздвижные, не только вверх разводятся, но и вбок, вдоль набережных...
  Для темного времени суток, для светлого времени суток... Простор под выдумки велик.
   Набережных очень мало в Питере, тех, по которым удобно гулять, особенно вдоль Невы. Но и здесь кое-что придумать можно! Хотя, конечно же, в копеечку влетит! Но ежели на перспективу!..
  Нева очень широка, не чета Сене, Тибру, Темзе... Разве что Венский Дунай помасштабнее будет. А раз так - почему бы не построить дополнительные "нижние" набережные, вдоль самой воды? От Невы не убудет. Раньше не получилось бы, но с тех пор, как Дамба почти обнулила наводнения, это реально. Прообразы таких набережных и сейчас имеются, это "губа" Стрелки Васильевского острова, это набережная Лейтенанта Шмидта, небольшие кусочки пространства под Литейным мостом, по низу набережной Кутузова.
  Сделать такие набережные вдоль Невы, хотя бы метров по десять-пятнадцать шириною, засадить деревьями, разместить скамейки - да это будет просто очередное чудо света! Есть где прогуляться, отдохнуть, причем уступ между верхней и нижней набережной великолепно гасит, уменьшает автомобильный шум - в Париже проверено, там такие набережные сплошь, несмотря на сравнительную узость Сены.
  Некоторые архитекторы считают, что сужение Невы может нехорошо сказаться на силе наводнений, но если подумать и продумать, и учесть...
  
  НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ, ПРОМЕНАДЫ
  
  Кстати, о Париже. Когда я впервые, лет двадцать тому назад, увидел Елисейские Поля в Париже, я немедленно взялся остро завидовать и переживать за родной Питер: Елисейские Поля прекрасны, бульвары широки, всему там есть место, и толпе, и зелени, и кафешкам под открытым небом, и магазинам...
  А Невский в этом смысле того... уступает... Но, к счастью, и наши градостроители не спят: относительную узость Невского проспекта они сумели в какой-то мере ослабить, преодолеть... Понятно, что дома не подвинуть, проспект впрямую не расширить, но появились поперек Невскому проспекту дополнительные пространства, некоторые улицы стали пешеходными: Малая Садовая, Малая Конюшенная, или, к примеру, мои любимые "дворы Капеллы" - они все тоже дополнительный космос Невского проспекта!
  Но мне этого мало.
  Я хочу расширить Невский проспект неявным образом: через многокилометровую анфиладу крытых проходов сквозь здания вдоль тротуаров Невского проспекта, прерываемых, как и тротуары, только перекрестками и речками. Представьте архитектуру любого гостиного двора - вот, примерно то же самое. Внешний вид зданий Невского практически не изменится, ну... не более, чем от неоновой рекламы и информационных цифровых панно...
  Прохожих на Невском не станет меньше, да и плотность толпы вряд ли разредится, но у людей будет дополнительный выбор, плюс дополнительная защита от дождя, ветра, морозов... Хочешь - к покупкам приценивайся, хочешь так гуляй, по тротуару, вдоль автомобилей, на свежем воздухе...
  
  ВИДЫ ИЗНУТРИ И СВЕРХУ
  
  В Нью-Йорке есть Эмпайрстейтбилдинг, в Париже Эйфелева башня и башня Монпарнаса, у нас купол Исаакиевского собора и роскошная кукурузина Лахта-центра, которая, кстати говоря, мне весьма по душе. Любая из вышеперечисленных дылд обладает смотровыми площадками, вид с которых очень эффектен.
  Но мне этого мало, если говорить о Петербурге.
  В последние годы город, конечно, пошел мне навстречу, породив лофт-этажи, дикие походы по крышам, но мне все равно мало! Хочу и предлагаю не только расширить географию смотровых лофт-этажей, но внедрить легкие сборные мачты-башни в разных концах города, стационарные, а лучше передвижные.
  Петербург, в основном, невысок, и если выстраивать башни высотою 30-50 метров, то этого для экскурсантов всех мастей вполне хватит, чтобы вновь и вновь любоваться городом с новых и неожиданных ракурсов.
  Да, штук десять-двадцать кочевых разборных башен в разных концах города, с аннотациями, типа: с 31 мая по 30 сентября, впервые на Елагином острове, на западном мыске, с видом на залив и стадион, "Башня Гоблинов", добро пожаловать!..
  Это колоритно и свежо, и ни в коей мере не угроза историческому облику Города.
  А ведь есть еще и заводские трубы, зачастую позабытые-позаброшенные... и очень высокие. Почти готовые точки высотного обозрения. И они могут в дело сгодиться при толковом и рачительном подходе.
  Они же могут послужить точками размещения панороманых веб-камер в режиме круглосуточных нон-стоп, чтобы все желающие могли обозревать город с самых неожиданных ракурсов, в любое время дня и ночи, зимой и летом.
  
  Непременно следует установить в людных местах города цифровые панно, только вместо рекламы пусть бегут нескончаемой строкой по экрану нескончаемая занимательная статистика из многих-многих-многих тысяч занимательных фактов по истории Питера, текстовая и видовая: адреса домов, где жил Достоевский, сколько горожан было в 1900 году, высота наводнения 30 сентября 1975 года... Чтобы я скользил по этим панно рассеянным взглядом, изо дня в день, из месяца в месяц, и каждый раз обнаруживал нечто новое, ранее не читанное... В верхнем уголку (в угоду обыденности) можно разместить прогноз погоды и гектопаскали в миллиметрах ртутного столба.
  
  ОБЫЧАИ, НАСЛЕДИЕ
  
  Любые градостроительные преобразования в любом мегаполисе мира, кроме разве что Лос-Анджелеса, который не вполне и город в моем понимании, всегда наталкиваются на бешеное противодействие "охранителей" прежнего положения вещей, которые не хотят и опасаются (зачастую вполне обоснованно) непоправимых, катастрофических изменений в облике защищаемого города. Петербург не исключение, вспомним, хотя бы протесты против дамбы и Лахта-центра. Поутихли протесты, а дамба работает, нам во благо.
   "Исторический облик! Иваны себя не помнящие!"
  А телевышку тоже сносить? Демонтировать светофоры, стереть "зебры" на пешеходных дорожках, разрушить станции метрополитена, которых не было при Джакомо Кваренги? Отменить троллейбусы, автобусы и автомобили?
  При чем тут перебор? Где перебор - и где разумные начинания, кто и как их будет отличать?.. Но это я так, к слову пришлось... Я за то, чтобы свято чтить и хранить прижившиеся обычаи, но я, также, и за неминуемые обновления, главное, чтобы мера была во всем. Ибо город жив, только если не утратил способности к обновлению, иначе он мумия или куча камней, вроде пирамиды Хеопса... - Которая тоже мировое наследие, конечно...
  Пушка на Петропавловской крепости в 12-00 - я только ЗА! Руками и ногами! Во веки веков! Однако, я совсем не против, если пушечный залп не просто бабахнет с равелина громовым раскатом, но вывесит над городом цветной одноразовый фейерверк, как бы говорящий Петербургу: полдень, друзья!
  - Зачем оповещать? У всех ведь есть часы, электронные и наручные?
  - Да потому что старинный полуденный обычай таков, и почему бы ему не стать ярче и красивее?
  
  ЛИЧНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ К ВЕЧНОМУ
  
  В Питере строятся и мосты, и новые линии метро, пусть очень мало и медленно, если прислушаться к вечному нетерпению моему, но строятся! Почему бы не дать горожанам дополнительные игрушки-погремушки, связанные с обликом города и памятью его?
  Например?
  Тянется кольцевая нитка метро, есть деньги, план-проект, сроки, эскизы...
  И вот, однажды читаю призыв приглашение со стороны Города: на новой станции им. Александра Меньшикова будет выложена мозаика (изображение прилагается), общей площадью икс, количество элементов мозаики игрек. Не хочу ли я купить за сто рублей именной элемент этой мозаики, маленькую плиточку? Не на руки получить, но оплатить ее вживление от своего имени? Она будет не просто встроена в панно этой новой станции, но на веки вечные ей предстоит быть зафиксированной в соответствующем электронном каталоге (ссылка прилагается), с упоминанием меня, любимого!
  - Хотите? Предложение ограничено!
  - Я-то? Да! Очень хочу! Дайте две! И если затеете переоблицовывать гранитом, вместо унылого корявого бетона, парапеты Новокрестовской (ныне Зенитной) набережной по такому же алгоритму - дайте знать, я и там поучаствую! Очень уж мне нынешние убогими кажутся, не питерскими.
  И еще о метро. В наземном общественном транспорте стали повседневностью экраны, где в клиповом режиме скачут сведения: точное время, полоски маршрутов с остановками, забавные ролики, объявления... Почему бы не сделать то же в метро? Да еще показывать на экранах в режиме реального времени, в данный миг, как выглядит кусочек наземного пространства прямо над вагоном?! Думаю, горожане и гости с удовольствием восприняли бы эту "фишку", господа из "Гугля" давно обкатали подобное в масштабах Земного Шара... А про питерское метро забыли!
  
  ЭПИЛОГ
  
  Фантазировать впустую можно до бесконечности, но если мечтать без берегов и всерьез, без оглядки на скепсис и насмешки премудрых пескарей, то наверняка родятся те или иные жизнеспособные идеи - от меня, от вас, от нас всех!..
  Помечтаем вслух?
  
  Добавки:
  1. Здания в центре оштукатурены, и от этого очень быстро приобретают неряшливый вид. Следует постепенно, дом за домом, в порядке очереди на капремонт, облицовывать каменной плиткой, желательно под прежние цветовые гаммы. И традиции будут соблюдены, и дома станут более ухожны.
  2. Между Зимним дворцом и зданием Генштаба сделать подземный (а лучше "воздушный") переход, с тем чтобы Эрмитаж не разделялся на две экспозиции, а был и оставался единым музейным комплексом.
  3. Вебкамеры. Идея пока сыра, но в общем виде: в целом ряде общественных мест расположить экраны, на которые выводятся веб-камеры, смотрящие на: Невский, вход в Эрмитаж, Петропавловскую крепость, просто с высоты птичьего полета (Лахта-центр), заводские трубы.
  Человек идет по улице, и- нечто похожее на то, что раньше было с газетными стендами: остановился и посмотрел... Да, своего рода информационный видеостенд с рубриками...
  4 Фуникулеры над Невой, вдоль Невы, как конкуренты речным трамваям.
  
  И ТАК ДАЛЕЕ!.. Предлагайте, дамы и господа!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"