О'Санчес: другие произведения.

Случайность Врасплох Не Застанешь (беседы в стиле недодзен)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На основе двух миниатюр сотворил небольшой рассказ. Так лучше.

  СЛУЧАЙНОСТЬ ВРАСПЛОХ НЕ ЗАСТАНЕШЬ (беседы в стиле недодзен)
  
  О, как похожи рельсы на ссору двух упрямцев! Сквозь Питер и вдоль Финского залива, двойной суровой нитью вьется-тянется железная дорога со станциями-бусинками: Тарховка, Репино, Комарово, Солнечное... Горожане хорошо знают этот маршрут, ибо он один из самых коротких и простых, позволяющих, пусть и ненадолго, поменять каменные джунгли мегаполиса на природную первозданность. Весьма относительную первозданность, насквозь пронизанную городом, разумеется, но жителям Северной столицы и эти скромные пейзажи очень даже в радость. Сойди летом на любой из вышеупомянутых станций, да ступай поперек рельсам в нужном направлении, поближе к югу - вот тебе и залив через пятнадцать минут: серая пресноватая вода, гниющие водоросли посреди бытового мусора, мелкие дюны и прочие прелести недоухоженной человеком экосферы. Недоухоженной - имеется в виду, что он, человек, еще не уходил ее до смерти.
  Впрочем, не моя это печаль - бить в зеленый набат, молиться на экоактивную девочку Тунберг, собирать митинги, либо участвовать в них на стадной основе... Мне вообще по фигу в данный момент - в Тарховке ли происходит очередной бессмысленный, совершенно случайный, спор между мною и собеседником, или в Комарово... Пусть в Комарово, на малознаменитом "Комаровском берегу", что раскинулся между Морской и Спортивной улицами, среди роскошных валунов и сосен. Тридцатого, скажем, июня. И не важно какого года.
  Все же, почему в Комарово?
  А почему бы и нет!? Здесь, на узенькой кромке залива, идущей вдоль Приморского шоссе, чаще всего можно встретить нашего брата-писателя, с умным видом рассуждающего в компании себе подобных о том, о другом... Ну, например, о судьбах мира в целом или дачного писательского поселка в частности.
   Спор идет обо всем, до чего только собеседники могут дотянуться досужими языками, и мой нынешний собеседник, своею категоричностью, безапелляционностью, нетерпимостью к чужому мнению, весьма неприятно и выпукло напоминает мне меня самого. Привожу для затравки характерный пример подобных обоюдных умствований:
   Что выше - творец, или созданное им творение? Этот вопрос вечно юн и привлекателен, в том числе и потому, что, подобно другим столь же "вечным" дилеммам, вызывает неумолимое желание поочередно приводить доводы в пользу каждой из противоположных точек зрения, без риска проиграть окончательно, озвучивая любое из мнений. И долго жевать аргументы, сплевывая в беззащитное пространство озвученные мысли свои - куда там долгоиграющим "ригли" и "стиморолу"!
  Старые люди именуют сие софистикой.
  Слово "творец" мы применим сегодня исключительно к словесности, дабы взять от многообразия бесконечной вселенной небольшую и весьма скромную текстовую часть ее, тоже, строго говоря, математически бесконечную, это само собой, безусловно, как же, как же... Но чуть более однородную (не единообразную!).
  Итак...
   Я (или он, это безразлично):
  - Творец выше. Даже если он робок, стар и сутул, он вместилище сюжета, пейзажей, характеров, мыслей, героических поступков, очистительных слез, словом, всего того, что приворожило нашего читателя, стало частью его культурного и эмоционального багажа. Что бы ни выделывали герои и персонажи его книг, какие бы события и страсти ни разыгрывались на белой, в черную крапинку, бумаге - ничто и никто не может выскочить за пределы писательских сознания с подсознанием, ибо все это родилось и свершилось в его действительности или воображении. Роман ли это о несчастной любви в четыре миллиона знаков, мегабайт ли отвратительных стихов, герой размером с водонапорную башню, или описание империи Карла Великого - все это уместилось в хилом писательском тельце, почти исключительно в той его части, что зовется головным мозгом! Да, да! Полкило кровяных телец с нейронами серого вещества в обнимку - и вот вам все многообразие созданных автором миров! Творец выше.
   Он (или Я, это безразлично):
  - Ну конечно! Ага! Во-первых, средняя масса обычного писательского мозга довольно часто превышает заявленные тобой полкило! А у некоторых исполинов духа и того... от восьмисот грамм и почти вплоть до килограмма! Во-вторых, Бог и убог - эти слова только по звучанию схожи. Творение выше творца и вот почему.
   В старину, в обветшавшей Византии, иноземных послов и представителей вели на аудиенцию к императору по долгому маршруту, через анфилады комнат, куда со всех дворцов и кладовых спешно сносили и выставляли напоказ все самое ценное и драгоценное. Чтобы славянские варвары и прочее галльское хамье видели чужой достаток и уважали, типа, благоговели перед владельцами. Так же самое и узкогрудый алкоголик-творец. Книга его - крашеный фасад гнилого обветшалого дома. Все ценное, что еще присутствует в нем, он наскребает по сусекам, неделями собирает для романа, в чужих устных и письменных рассказах-мемуарах и в собственных воспоминаниях, по крупицам, по зернышку - и выкладывает в очередную книгу, которую вы одолеваете по диагонали в один присест (во всяком случае, еще быстрее, чем творец творил творимое). Если наш вышеупомянутый творец-писатель опытен и не дурак - то еще из энциклопедий и тому подобных кладезей информацию позаимствует - чтобы наваять очередную "нетленку", чтобы тут же забыть ее содержимое. Если ума не хватает - хитростью доберет, пробормочет отрешенно и вслух на творческой встрече: "и эти волны, олны, лны... Просодия..." О чем сие? А черт его знает. Здоровый и воспитанный человек промолчит в ответ на тупые загадочные образы и чихнет ментально в самые строки, а, вот, тот другой, уже ранее инфицированный многозначительным творцом - натужится и самостоятельно явит свету глубокий смысл в прочитанном... Обнаружит намеки, аллюзии, философию, двоесмыслы, тайные сигналы... Вот вам и дополнительные набойки под котурны. То есть, творение сплошь и рядом обладает дополнительным потенциалом, которого нет в творце. Творение выше.
   Я (или он, это безразлично):
  - Фига-с два! Творец выше. Если читатель раскопал то, чего творец не закладывал - это проблемы дурака-читателя, да и награда случайная, сомнительная - опять же ему, а не творцу. Творец же - да, я с этим согласен: по крохам и крупинкам сметал-собирал, чтобы вы в одночасье сожрали. Ну и что? Сам ведь он собирал, сам бродил по подсознанию и библиотекам! Сам! Да, конечно, вон - стоит он обтрепанный и лысый, рядом со своим шедевром, нетленным и блистательным, как алмаз Кохинор... маринованым огурчиком закусывает... фу, гадость... И вот оно самое, с нечистым дыханием и липкими пальцами, написало ВОТ ЭТО??? Да, оно самое. Причем, что любопытно, шедевр на века срублен, и он до самого забвения останется незыблемым, то бишь неизменным. А замухрышка автор - хвать и прочел книгу про Бову-королевича, в поисках дополнительного вдохновения или окончательного маразма на свою голову, раз - и развелся, чтобы еще и еще раз ошибиться в седьмом по счету браке, бах - и загремел в трамвопункт после драки с коллегами... То есть он новые впечатления подкопил, пару раз задумался о вечном и - неминуемо вырос! На метр или миллиметр - другой вопрос. Пусть даже в землю врос, но ведь он мог вырасти, в то время как его творение - размером и ростом - навеки прежнее (пыль не в счет)! Творец выше!
   Он (или я, это безразлично):
  - Ха! Казалось бы, да. Но из этих же соображений - творение выше. Кто сказал, что творец вырос? Вполне возможно, как ты правильно заметил, что жизненные невзгоды, пьянство, зависть и склероз окончательно разрушили те самые полкило головного мозга и превратили его - в карлика на фоне его же собст...
  - СТОП.
  И я увлекся, и дискуссия приняла нежелательный оборот, потому что я, автор и творец, больше придерживаюсь первой точки зрения, и на своем поле вправе заткнуть пасть интеллектуальному меньшинству, а именно той части моего сознания, что стоит за вторую...
  Променад продолжается: глинопесчаный берег залива все еще охотно бежит-виляет под нашими ногами, с востока на запад и с запада на восток... Скоро ужин, так что пора бы мне и восторжествовать над собеседником силою таланта и разума своего. Осторожно... чтобы не настрёмить и не спугнуть... меняю и подправляю тематику нашей жаркой болтовни в "правильную" сторону. О! То, что надо: беседа, наконец, коснулась генетики и лысенковщины, а именно пошла речь о неспособности субъектов живой природы филогенетически "запомнить" благоприобретенные навыки индивида.
  - Чиво-чиво?.. - Это я - его, собеседника, переспрашиваю, наморщив для убедительности свой неширокий лоб.
  - Ну... ладно, я попробую объяснить тебе, Санчес, смысл моих речей предельно простыми словами, на предельно простых примерах, и постараюсь говорить медленно: сколько пуделя ни стриги, сколько ни тримингуй, а дети его все равно не вырастут по пояс голыми. Понимаешь ли ты текст моих слов?
  - Да неужели??? - вопрошаю я - и сам ощущаю, что созрел кромсать добычу... и простодушная добыча для этого созрела...
  Мой собеседник обеспокоен: он инстинктивно чует, как растут мои когти, видит, что очень уж нехорошо и жестоко блестят мои голодные глаза, но упрямо стоит на своем:
  - Да, господин лысенковец, ужели! Голую задницу щенки не унаследуют. Или еще наглядный пример. Возьмем современную младую парочку, задумавшую начать совместную семейную жизнь, с ЗАГСом или без оного. Оба, как мы видим, сплошь в "татухах", сиречь в "портач...", ой, извини, оговорился!.. Оба они - он и она - покрыты орнаментами из татуировок. Модно им так, понимаешь...
  - Бывает. Мода - она как возраст и новизна: всегда какая-то есть, и любая проходит. И что?
  - А то. Хоть они с головы до хвоста себя обезобразь, но их дети будут рождаться чистыми, отнюдь без этих росчерков. Даже если все их дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки набивали себе наколки - вновь рожденные младенцы будут свободны от этих... гм... благоприобретенных аксессуаров бытия. Со времен монаха Менделя все умные люди знают истину сию. Наука генетика, называется.
  - Да неужто?.. Вона как... Знаешь, а мне лично тату по женскому телу нравятся, просто я хороших, красивых ни разу не видел... Ну, ладно, - якобы отступаю я, - вот вода. Обычная вода Финского залива, почти пресная и не сказать чтобы чистая... Ее много, во всяком случае, для наших упражнений вполне хватит. Черчу полоску на воде (коготь показался мне коротковат, и я достаю из походного бювара финский нож)... полоска исчезла.
  - И что? С чего бы ей стоять, полоске?
  - Не спеши. Я черчу еще. И еще. Грубо говоря, я намерен по одному и тому же месту природной стоячей воды проводить черточку. Скажем, раз в час. Сколько попыток может понадобиться, исходя из твоей и моей философий, чтобы вода "запомнила" бороздку, устала мгновенно зализывать ее своими молекулами ашдвао?
  - Чушь. Дурость. И при чем тут генетика?
  - А все-таки? Пример корректен? Не хуже ведь пуделя, с его "триминговым" переходом онтогенеза в филогенез? Сначала ответь, ярлыки потом.
  - Ну... Хоть роди в эту воду, она твоих полосок-желобков-бородок-черточек не запомнит ни за попытку, ни за сто.
  - А за тысячу?
  - Хоть за десять тысяч.
  - Ты неправ, ибо десять тысяч - это чрезмерно большое количество для наших опытов, мне с "походом" хватит и пяти тысяч попыток. Пари?
  - О чем именно пари?
  - О том, что в течение пяти тысяч ежечасных попыток, а в реальности даже гораздо меньше, прочерченная мною полоска-бороздка на этом участке спокойной воды сохранит свою форму достаточно долгое время, чтобы нам обоим убедиться в полной моей правоте. Пять тысяч попыток - это для проформы, с запасом.
  - Бред. Истинно тебе говорю: бред, и хорошо, что никто из вменяемых прохожих нас с тобою не слышит. Иначе бы оба в дурку загремели. Ну, допустим, соглашусь на твое пари, а как ты предлагаешь судить, как проверять? И каков приз?
  - Здравым смыслом, честно с обеих сторон, и без голимых уловок, по типу: "ты прочертил на три больше, нежели предельные пять тысяч..." Приз прост и обычен, как вся наша современная жизнь: победитель съедает побежденного. Холодным кирпичом рассудка будем проверять и поверять, отнюдь не вступая в противоречие с практикой. И при этом - ты судья, без всяких там третейских! Я, разумеется, проверю твой вердикт, но приму его, если он обоснован, ведь я такой доверчивый! Формы доказательства любые теоретические, то есть, должны быть приведены в режиме нашей нынешней дискуссии, дабы не утомлять меня и тебя, чтобы не брать на измор нудными тысячами повторов одного и того же движения.
  - Договорились, лысенковец.
  - По теме наших споров, без всяких дополнительных условий?
  - Да.
  - Пари?
  - Заключили.
  - Хорошо. Я не лысенковец, а ты проиграл. - Я поочередно выщелкиваю когти и показываю клыки. - Сейчас конец июня. Полоски чертятся раз в час. Менее, чем через пять тысяч часов-попыток, здесь будут стоять крещенские морозы. Полагаю, что задолго до них я прочерчу в этом месте, на свежем ледочке, полоску-черту, вот этим вот ножом, каковую полоску он, лед Финского залива, уверенно запомнит.
  - Крещенские!?
  - Да, сам сосчитай.
  - Нет! Это не по теме спора! Ты обманщик.
  - Угу. Зачем слушать и понимать? - проще обидеться. Всё по теме. Я честен как банкомат. Ни единой буквы чужой, вникни. Только то! - и ничего кроме этого! - что мы с тобою предварительно обговорили: гипотетичность эксперимента, вместо тягомотной долготы его реального воплощения, само это место, инструмент, максимальное количество попыток-полосок, и периодичность раз в час.
  - Это подлая ловушка!
  - Но ты в нее попал. А я, наука и случайность беспощадны к жертвам своим... К столу, съедобный сударь!
  
  Собеседники оба остаются живы, здоровы и невредимы, но взаимопонимания так и не находят...
  
  P.S. В начале рассказа мною были произнесены слова: "И не важно какого года". Гм... весьма неосторожно сказано, признаю. В тот далекий летний день, уж не помню какого тысячелетия, мне случайно повезло, чисто случайно, ибо если бы спор этот завязался 30 июня в 2019 году, за несколько тысяч часов до невероятно теплой зимы 2019/2020, то...
  
  
  КОНЕЦ
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"