Осипов Алексей Алексеевич: другие произведения.

Обзор одного стихо, и кое-что ещё.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


Ещё один обзор одного стихотворения.

  
   Начитался на портале всего, что только можно. И стихотворений, и обзоров, и комментариев.
  
   Думал над обзором недолго. Костяк пришёл за какие-то пятнадцать минут. Сейчас облеку его в удобочитаемую форму, и...
  
   Милости прошу!
  
   Обзирать сегодня будем моё стихотворение "Перекур".
   Почему? Просто потому, что сам себе морду не набью. Храбрости не хватит. А вдруг дадут сдачи?
  
   Так чем же я руководствовался, когда решился претворить свою жизнь в такое стихотворение? Да-да! Не удивляйтесь! Свою жизнь. Никаких ЛГ.
   Дело в том, что в прошлом году Ваш покорный слуга пережил 40-летие. Оказался, так сказать, на некоем жизненном рубеже, и...
   Позволил себе оглянуться. Такая вот исповедь получилась. Увидел всё то, что осталось позади меня. А это, признаюсь Вам, совсем немало!
   Да разве же уместишь всё в коротком стихотворении? А надо! Это, ведь стихотворение. Многие знатоки утверждают, что краткость - сестра таланта. Согласен с ними полностью. Считаю, что самый удачный стих состоит из двух катренов, и по смыслу завершён.
   Приведу пример, это стихотворение "Тишина" написал мой знакомый, прекрасный поэт Николай Полянских:
  

Дали, не зашторены,

ветерок упруг,

на четыре стороны

тишина вокруг.

Да такая громкая,

что, когда стоишь,

слышно, как соломкою

завтракает мышь.

  
   Думаю, что это настоящая поэзия.
  
   Кажется мне, милостивые государи и государыни, что мне тоже удалось сделать стихотворение "Перекур" завершённым и осмысленным.
  
   Пошли дальше!
  
   Исповедь есть исповедью, однако, необходимо определиться с формой стихотворения. Расскажу Вам, как она рождалась:
      -- Первое и главное - это опоясанная рифма (кольцевая, так сказать). Схема этой рифмы - АВВА (то есть первая-четвёртая, вторая - третья). Эта рифма сама по себе очень нежна и лирична. Посредством её никогда не получится жёсткий стих. Она есть всегда прекрасным выбором для лирического стихотворения.
      -- Следующее. Это Использование приёма "краткая строка" (некоторые называют её "резаной" или "режущей"). Обычно она используется один раз, как правило, в конце стихотворения. Это делается для того, чтобы акцентировать финальную мысль стихотворения. Суть этого приёма состоит в том, что четвёртая строка последнего катрена в стихотворении сознательно и резко укорачивается. Как пример приведу строфу из своего стихотворения, не совсем удачного, но подходящего для демонстрации:
  
   Мне не страшно испить отравы, -
принесешь на могилу цветы?
Я, конечно, буду неправым....
   А ты?
  
   Следует отметить, что при кольцевой рифме режущая строка невозможна. Может быть, именно поэтому мне пришло в голову сократить и первые строки в каждом катрене. Так получилась опоясанная рифма с краткой строкой.
      -- Следующее. Это использование "тупо" глагольных рифм. Продиктовано не чем иным, как желанием эпатировать читателей. Общеизвестна ненависть критиков, иже с ними, к этой рифме. Тем не менее, она всегда может быть даже очень яркой, стильно выражающей смысловую нагрузку стихотворения. Главное уметь её применить! Ведь и другие рифмы могут выглядеть совершенно банально и неказисто.
      -- Следующее. Интригующее начало. Это нужно всегда, чтобы читатель заинтересовался тем, что написано дальше. Один из лучших способов (отнюдь не единственный) этого добиться - задать вначале стихотворения вопрос. Всегда интересно узнать ответ. Главное, чтобы вопрос не был риторическим.
      -- И, наконец, последнее. Блистательный финал! Финал должен быть гораздо лучшим и более информативным, чем все те катрены, которые ему предшествовали. Это, как забить последний гвоздь в сиденье только, что сделанной табуретки! Сочно и ярко.
  
   Посмотрим, что получилось:
  
   Оглянулся...
Сколько раз вокруг Солнца промчался?
Сколько раз с Новым Годом встречался?
Улыбнулся...

Удивился...
Сколько песен прекрасных пропето?
Сколько раз получался поэтом?
Огорчился...

Дотянул,
Как Сизиф, многотонные годы,
Сквозь туманы, дожди и невзгоды.
Не уснул...

Не свернул...
Сквозь терновники и по дорогам,
К незаконченным жизни итогам...
Отдохнул?

Посмотрю...
Там - века голубым окоёмом,
Непрожитые судьбы-фантомы.
Закурю...

Подожду...
И, когда догорит сигарета,
Буду двигаться в сторону света.
И дойду...
   Оглянулся...
   Сколько раз вокруг Солнца промчался?
   Сколько раз с Новым Годом встречался?
   Улыбнулся...
  
   Удивился...
   Сколько песен прекрасных пропето?
   Сколько встретилось ярких поэтов?
   Огорчился...
  
   Дотянул,
   Как Сизиф, многотонные годы,
   Вечным сном на гранитных породах
   Не уснул...
  
   Не свернул...
   Сквозь терновники и по дорогам,
   К неизведанным жизни итогам...
   Отдохнул?
  
   Посмотрю...
   Там на стыках веков окоёмом,
   Непрожитые судьбы-фантомы.
   Закурю...
  
   Подожду...
   И, когда догорит сигарета,
   Буду двигаться в сторону света.
   И дойду...
  
  
   Обратите внимание: слева - стихотворение, которое было вначале, справа - немного переиначенное стихотворение после нескольких комментариев.
   Моё личное мнение, что ляп в нём был только один: "незаконченным жизни итогам". Итоги - это вещь законченная! Всё остальное - предмет обсуждений. Кому-то нравится, кому-то нет. ИМХО, как говорится. Хотя мне больше по вкусу слово "Субъективное мнение", это мне роднее. Чуть ниже ещё раз обращусь к ИМХО.
  
   Всё! Хватит о моём стихотворении.
   Давайте остановимся на некоторых наших обзористах. Самое интересное в том, что все они по-своему хороши. Все их суждения очень поучительны и полезны. Главное уметь разобраться в том, что они хотят сказать.
   Вот, к примеру, "жутька" - это чистой воды ИМХО, и он(а) этого не скрывает; "Скользящий" - это ПОЭТ, он чётко отслеживает поэтическую составляющую стихотворения и с первого взгляда определяет поэзия это или нет; Никитюк Владимир Юрьевич, это ТЕХНИК, я думаю, что у него всегда хватит умения и сил разобрать Ваше стихотворение по косточкам.
   В идеале обзорист должен быть единением ПОЭТА, ТЕХНИКА и ИМХО. Обзор такого критика будет качественным.
  
   Теперь о самих конкурсах.
   Практически все конкурсы, которые проводятся на веб-площадках, проводятся "С целью самосовершенствования авторов"!
   Обратили внимание? САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ!
   Отсюда делаю простой и банальный вывод: всё, что происходит на конкурсах, делается во благо автору! Он же сам представляет на конкурс своё произведение, добровольно, открыто. Он должен быть готов согласиться с мнением жюри, принять критику, хотя и необязательно с ней соглашаться.
   Здесь вступает в силу тот самый "ИМХО". Причём в обоих случаях. То, что положено смертным - не положено Богам! Жюри не имеет права на ИМХО! ИМХО прерогатива "любительского голосования", "голосования зрительских симпатий". Предполагается, что в жюри заседают профессионалы, а личное мнение для профессионала - это скользкая дорожка. Что ожидать от человека, который вокруг себя видит только себя? Всё правильно - субъективного мнения. Но ведь ни для кого не секрет, что судейство должно быть ОБЪЕКТИВНЫМ! Правда?
   С обзористами всё по-другому. Они имеют полное право высказывать собственное мнение. Это полемика, общение. Именно из их суждений и надо делать выводы: пересмотреть свои взгляды или утвердиться в них.
   Вот такое вот ИМХО!
  
   Хотел ещё написать о страшном вирусе, которому подвержены многие конкурсы. Не догадались? О "флеш-мобе", но в данном случае это вряд ли применимо. Слишком большое количество произведений и два тура. Оставлю эту тему на растерзание другим авторам.
  
   Хотелось бы подвести какой-то итог. Попробуем.
  
   Я знаю одного молодого человека, который на своей страничке написал: "Прилагательные - враги стихотворения". Так сколько же у стихотворения врагов? Посчитаем? Глагольные рифмы, прилагательные, слова паразиты, большой размер, несоответствие тоники, ИМХО и так далее...
   Нет, друзья! Враг у стихотворения один - автор! Вернее его, автора, лень. Нежелание работать над стихотворением, совершенствовать его, и, как следствие развиваться самому!
  
   Работайте над собой, друзья. Глядишь, и Ваши стихотворения будут первые места занимать.
  
   Спасибо.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"