Осипов Алексей Алексеевич : другие произведения.

Крысы (вступление)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


No Алексей Осипов "КРЫСЫ" (2010)

------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Будь как дома, Путник, я ни в чем не откажу!
   Множество историй, коль желаешь, расскажу!
   КиШ. "Лесник"
  
  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

ВСТУПЛЕНИЕ

   Все происходит будто в страшном сне,
   И находиться здесь опасно мне.
   КиШ. "Кукла колдуна"

"Сказочка про КОЗявочку"

   Детство.
   Необходимо сразу вспомнить свои первые впечатления о коварстве, жестокости и опасности, которые в юном возрасте отождествились мной с крысами.
   В тот день мы первый раз приехали в отдаленную лесную деревню, к маминому двоюродному брату, дядьке Юре. Название деревни выглядело немного странным, если не сказать - бессмысленным, - "Коза". Я тогда еще спросил у дядьки "Не потому ли это что символом деревни является одноименная скотинка?". Дядька сказал, что не знает, - "Да и не интересно это сейчас никому". Уже тогда молодежь не хотела оставаться жить в заброшенных судьбой деревнях, особенно когда до столицы великого Советского Союза всего лишь триста километров. Рубиновая звезда Спасской башни как маяк манила своим светом. Однако колхоз, комсомольская организация да самогон со своим делом пока справлялись.
   Тогда я подолгу задумывался над названием деревни, но до своего возвращения домой так ничего и не решил.
  
   Хотя мои размышления над названием не дали никаких результатов, сам его факт сослужил мне хорошую службу. В сентябре, на первом уроке русской литературы в первой четверти (это был мой третий класс десятилетки), мы рассказывали всякие "приколы" о местах в которых нам удалось побывать прошедшим летом. Я уже тогда осознавал свою тягу к сочинительству. Мне "кумедно" было "выпасать", как весь 3-Б класс, развесив уши, слушал таинственную легенду о том (простите за цинизм), "как гуси Рим спасли". В качестве гусей выступало пресловутое рогатое животное - коза, а в качестве варваров - огромный великан - людоед поселившийся в дупле неподалеку от деревни. Кстати в том возрасте я и не знал истории о спасении птицами столицы великой Римской империи. Моя коза, к вашему сведению оказалась "малёк" порешительнее гусей. Она не блеяла на рассвете о том, что к деревне приближается бородатая смерть с гнилыми зубами, а храбро решив защитить селян, сама отправилась на охоту за людоедом. Конечно же "храброй портняжке" было очень страшно. "Ясный красный" - она дрожала всем телом, когда приближалась к вонючей спящей туше исходившей сотрясающим храпом. Но "За власть Советов" она могла пожертвовать своей жизнью так же, как бесстрашный Сергей Лазо, имя которого носила наша школа. Козочке улыбнулась удача, так как обожравшийся великан видел во сне маму и папу очень смахивающих на Шрека и Фиону. Хороший сон, сытный, ностальгический. Такие сны никогда не выпускают из своих объятий. Сон из объятий не выпустил, а вот коза выпустила - кишки из похожего на бурдюк брюха великана. И всего - то один удар остренькими рожками.
   Сказка с хорошим концом. "Харрроший конец", ничего не скажешь. Это я сейчас думаю, как я в девятилетнем возрасте смог обречь существо на такую жесткую кончину. Представляю, как лица папы - Шрека и Мамы - Фионы искажает страх. А то как же, ведь их ребеночку только что сделали "харакири".
  
   Полная луна дрожит в потоках теплого воздуха, который все еще поднимается от разогретой земли. Мрачные елки отбрасывают иссиня - черные тени на покрытые хвоей холмики мха. Бесшумно трепещут листья трехлетних осинок. А почему же бесшумно? - Потому что их шелеста просто не слышно. Вообще в лесу ничего не слышно, - живая тишина. Пока еще - живая, пока слышно всего лишь один звук. Звук, леденящий кровь. Звук, останавливающий сердце. Звук, заставляющий серое вещество внутри черепной коробки покрываться ледяной испариной. Этот ледяной пот, жаждущий вырваться на свободу, просачивается сквозь лобную кость, мышцы, сухожилия, кожу - наконец. Стекает по надбровным дугам, но брови не справляются, и он начинает заливать ресницы, расширившиеся от ужаса зрачки, начинает покрывать хрусталики в которых с хрустом лопаются мелкие кровеносные сосуды. Хрусталики застилаются "микрорабицей" конъюнктивита, и ты уже не можешь ничего увидеть, - тьма может навсегда стать частью твоего тела.
   Глаза уже не видят, но крылья носа все еще трепещут. Ты боишься почувствовать этот запах. Ты не знаешь как он пахнет, ты не можешь представить его себе. Ты понимаешь, что он пока еще живой. Это запах живой тишины. Думая о нем твое серое вещество превращает пот в капли жидкого азота стекающего по горбинке на кончик носа. Нос уже сочится сопливой полужидкостью. Смешиваясь с каплями соленого азота, она застывает под ноздрями коллоидными сосульками. Застывает прямо в носу. Ты мгновенно теряешь обоняние.
   Однако есть еще вкус. Ведь у тебя же есть вкусовые рецепторы? Ты же можешь ощутить какова эта тишина на вкус? Достаточно ведь открыть рот и высунуть язык? "Господи!!!! Никогда-а-а-а-аааа!!!!" Никто не заставит тебя открыть рот и высунуть язык, даже если его будут разжимать тисками или охотничьим ножом. Они не смогут. Ведь у тебя свело челюсти? Правда? Они теперь "сросшиеся", такие же как лобная кость, крепкие и монолитные. И все же вкус. Он может проникнуть через поры в щеках? Разве удержат его пористые кости? Ведь он такой же пронизывающий, как и видение, как запах. Ужас от предвкушения исторгает из твоего серого вещества еще больше потного азота. И вот уже потом начинает сочиться дно черепной коробки, нёбо во рту. Вот уже азот выступает на языке и покрывает его белой изморосью. Снег окутывает пупырышки на твоем языке. Ты не видишь его, не чувствуешь его запах. Однако ты ощущаешь. Он закрывает язык полуледяной коркой, и ты чувствуешь только ее вес. Ты не можешь распробовать этот лед, ведь ты уже потерял вкус? Не так ли?
   Однако у тебя еще есть слух? Не бойся, - он не исчезнет. Он заставит тебя услышать тишину до конца.
   Ты чувствуешь, как все больше энергии выходит из твоего мозга холодными каплями пота. Твой мозг превратился в холодильник с обратным эффектом. Чем больше от него отходит холода, - тем больше нагревается он внутри! Пузырьки раскаленных мыслей хотят лопнуть, вырваться на свободу, перемешаться, вступить в контакт с холодной поверхностью мозга, нейтрализовать испепеляющий внутренний жар.
   Мозг начинает закипать.
   Ему надо взорваться, но это бесполезно. Он уже давно взорвался. Это просто цепная реакция. Беспокойство превысило критическую массу и переросло в переживание. Переживание, превысив критическую массу перерастет в страх. Страх тоже имеет критическую массу, - дальше следует ужас. Если ты думаешь, что ужас это конец, то - ошибаешься. После ужаса наступает кошмар!
   Что дальше? Безумие? Смерть? Как это называется?
   Никто не придумает. Кошмар - это точка возврата. Из кошмара ты еще можешь вернуться. Ты еще на границе, однако, тебе не нужна виза, - один шаг и ты - безвозвратный диссидент жизни. Ты не сможешь рассказать, что же там дальше, никто не узнает, никто не придумает название. Это знают только оказавшиеся за гранью.
   И вот ты дождался последнего взрыва перед границей, кошмар разливается по твоим венам и артериям. Ты не потерял слух, и, поэтому понимаешь, почему не можешь слышать живую тишину. ОНА ОНЕМЕЛА
   Онемела от крика боли, крика страдания, крика прощания и не прощения. Он переплетается кружевными завитками с победным кличем смерти. Еще один колосок на ее жниве жизней. Еще один взмах косой, выстрел в затылок, удар ледорубом в позвоночник, топором - голову надвое, алмазной пылью - в чашку кофе, ядом "черной вдовы" - по венам, дуговым разрядом молнии - в сердце, героином - в ноздри, ржавым скальпелем - по нити кукловода.
   Ты слышишь только его! Все остальное молчит. Молчит и трепещет от цепного кошмара, в который оно провалилось вместе с тобой.
   А тот, кто кричит?
   Он тоже результат цепной реакции. Результат явления, в результате которого наступит смерть. Он мечется. Он не может понять, что произошло. Теперь образ родителей ассоциируется у него только с болью. Он мечется. Трепещущиеся и дымящиеся куски его внутренностей клочьями свисают с веток деревьев. Они ужасны на вид, они источают страшный смрад, они кошмарны на вкус.
   Однако ты их не видишь, ты не чувствуешь их запах и вкус.
   Ты только слышишь его крик.
   "СКАЗКА С ХОРОШИМ КОНЦОМ"!!!
   Конец у сказки действительно хороший. Конец этой сказки - смерть. С приходом смерти уходит боль.
   И все же душа не найдет покоя. Души убитых наверное не находят его никогда. Они мечутся. Они не могут понять, что с ними произошло. Образ жизни ассоциируется у них только с болью. Они мечутся. Трепещущиеся и дымящиеся куски их грехов гниющими шлейфами тянуться за ними. Они ужасны на вид, они источают страшный смрад, они кошмарны на вкус.
   Однако ты их не видишь, ты не чувствуешь их запах и вкус.
   Ты только слышишь их крик.
   ЭТО ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ!!!
   Вот какие слова звучат в их крике - "КОГДА ЖЕ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, НАСТУПИТ ХОРОШИЙ КОНЕЦ ПЛОХОЙ СКАЗКИ!?!?".
  
   Я вспоминал концы хороших сказок.
   Дж.Р.Р. Толкиена, - "... На исходе осени покинули они (хранители Трех колец) Серебристую гавань и плыли до тех пор, покуда не сомкнулись за ними моря Отрешенного Мира, и ветры заключенного в сферу небосвода больше не беспокоили их - взлетев ввысь над туманным маревом мира, достигли они земель Предвечного Заката, и конец наступил Эльдарам в Музыке и в Легенде." ("Сильмариллион". Сказание Нолдоров.)
   Р.С. Кинга, - "... "Пора идти". Человек в черном уходил в пустыню, и стрелок последовал за ним." ("Темная Башня").
   Р. Желязны, - "... До свидания. - И привет, - ответил он с другого конца радуги. Затем я повернул прочь, пускаясь в долгий путь к Хаосу." ("Хроники Амбера").
   А. Азимов, - "- За всю историю человечества, - сказал он, - ни одна другая раса разумных, насколько мы знаем, не нападала на нас. Haм нужно выстоять еще только несколько столетий, возможно, мeньшe oднoй дecятитыcячнoй тoгo вpeмeни, чтo yжe cyщecтвyeт нaшa цивилизaция, и мы бyдeм в бeзoпacнocти. Kpoмe вceгo пpoчeгo, - и тyт Tpeвaйз пoчyвcтвoвaл внeзaпнoe coмнeниe, кoтopым вce жe зacтaвил ceбя пpeнeбpeчь, - вeдь ceйчac cpeди нac eщe нeт вpaгoв. Ho oн нe пocмoтpeл вниз, чтoбы вcтpeтить зaдyмчивый взгляд Фaллoм - гepмaфpoдитa, cпocoбнoгo пpeoбpaзoвывaть энepгию и вooбщe oтличнoгo oт людeй - кoтopый иcпытyющe ocтaнoвилcя нa нeм." ("Основание")
  
   СКАЗКА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НИКОГДА! SHOW MUST GO ON!
  
   А что же о крысах? Кажется я немного отвлекся.
  
   Это был жаркий августовский день 1980 года.
   Всего лишь неделю назад отпраздновали мой день рождения. Среди подарков преподнесенных мне друзьями оказалось конечно же самое долгожданное, самое желаемое, мечта любого мальчишки (а может быть и любой девчонки, не смею утверждать - я ведь не умею читать их мысли).
   Подарок конечно же принес Жека. Это были синенькая маска аквалангиста, пластмассовая дыхательная трубка цвета индиго и такие же синенькие резиновые ласты. Тогда еще никто не был знаком со словом "дайвинг", однако практически все с детства ныряли, плавали под водой, искали ракушки, охотились с подводным ружьем на рыбок, мечтали найти "пиратский клад", и исследовать "Титаник".
   Я не мог дождаться пока мы приедем в деревню. В Чите (столица Забайкалья) было всего две малюсенькие речушки - Ингода и Читинка, да и те практически пересыхали во время испепеляющее жаркого песчаного лета присущего резко континентальному климату. Это значит, что колебания температур за период лето - зима составляли практически 80ЊC (от минус сорока зимой - до плюс сорока летом). Влажности не было практически никогда. Зимой она замерзала и ветер нес ее ледяной пылью над запорошенной сухим снегом землей, а летом она испарялась и редкие облачка высоко в небе уносились в далекие тропические страны, чтобы присоединиться к щедрому ливню орошающему буйные джунгли.
   Подводное "шило, которое свербело в моей попе" не давало мне покоя. Я видел во сне яркое белое солнышко сквозь тонкий слой воды, нашаривал в песке красивенные полосатые ракушки, гонял верхоплавок, заставляя их на три - четыре метра выскакивать из воды. Я просыпался от этого, снова и снова представлял себе прохладу воды растекающуюся по моей спине, представлял себя капитаном Немо (или Жаком Ивом Кусто) открывающим очередную тайну погребенную в глубинах вод.
   Я уже неделю почти что не спал, - одну ночь дома - до отъезда, четыре ночи - в поезде, пока добирались от Читы до Москвы (в тот год почему то ехали через Горький), и две ночи - у бабушки с дедушкой, пока наконец не собрались навестить деревенскую родню.
   Старший братишка мамы, дядя Серёжа, усадил нас в свой красный, натертый до революционного блеска "Жигуленок" 13-ой модели, и мы полностью отдались прохладной утренней дороге.
   В деревню мы въехали часам к 10-ти утра. Солнце уже полностью прогрело утренний воздух и, хотя было не жарко, бегать в футболке и в сандалетах ни капельки не хотелось. Я выскочил из машины и сразу же бросился на задний двор, где мой братишка Валерка (старший сын дядьки Юры) с серьезным выражением лица высыпал в корыто мелко нарезанные одуванчики предназначенные кролям.
   Синие ласты развевались надо мной как боевое знамя советских подводников. Я орал, как ужаленный двумя сотнями ос. Я вспомнил все возможные боевые кличи всех возможных воинственных племен. Я звал Валерку на пруд, а лучше - на речку. Я хотел поделиться с ним своей радостью, а заодно и подарить ему половину подводного царства, которое уже неделю, как принадлежало мне.
   - Не пустят. - Валерка стоял насупившись, гордо демонстрируя свой горький жизненный опыт.
   Он старше меня всего лишь на год, но ведет себя так, как будто я несмышленый головастик обязанный слушать "Короля - жабу" с открытым от восхищения ртом.
   - Сережка, Димка и Василиска скупнулись в пруде и со вчера лежат в райбольнице. - На лбу у Валерки выступили мелкие капельки пота. - Какая-то болячка дурррацкая. Летопсихоз называется, шоль?
   - Чо? От воды што ли? Или на солнце перегрелись? - у меня глаза на лоб повылазили. Летняя болячка да еще и психушкой попахивает.
   - Да не-е-ее-еее!!! От крысяков, кажись, понахватались.
  
   Я вылупил очи. Мерзко было как то от этого. Подумалось, что дружбэлыки крыс испугались по жаре да с ума от страха посъезжали.
   ... Я снова представил себе как плыву под водой, с маской нацепленной на нос, и лишь кончик дыхательной трубки торчит из воды.
   Валерка подскакивает на пологом глинистом бережку, что - то орет в мою сторону, - да разве я услышу? - Я же под водой. А Валерка белеет от натуги, он пытается достучаться до моего сознания, может быть пытается отправить мне телепатические волны. Вот он бросается прочь от берега, вопит от ярости. - Или может быть от ужаса? Зачем он убегает, - Валерка! Стой! Сто-оо-ооой!.
   Я снова под водой.
   Безумства которые происходят с братишкой пролетают над ее поверхностью неслышным ветерком, он даже не всколыхнет гладь пруда, легкая рябь не пробежит по его глянцевитой коже до предела скованной поверхностным натяжением.
   Лишь только несколько блестящих маленьких треугольничков скользят по поверхности воды, и от того места где они только что находились узким клином расходятся черные волны.
   Может это бронированные дредноуты, которые в кильватерном строю приготовились к атаке на Цемесскую бухту? Может быть это 1942 год, может сейчас их отсечет от Малой Земли шквальный заградительный огонь береговых батарей?
   Я снова под водой.
   Мне нечем дышать. Я начинаю беспокоиться. Наверное забилась трубка, или как в мультфильме "Ну, погоди!" на нее уселась чайка (но я же не на Черном море). Сейчас все пройдет, это какое - то недоразумение. Я еще не совсем теряю голову, чтобы запаниковать и выскочить из воды.
   Что это царапает мне спину? Коготки еще одной чайки? Или ветка? Может мне показалось? Я начинаю переживать? - ДА!
  
   Н - Е - Е - Е - Т!!! Я Б - О - Ю - С - Ь !!!
  
   Я больше не могу, мне не чем дышать, по спине скребутся когтями водоплавающие кошки, я погружаюсь в цепную реакцию. Ужас заставляет меня выплюнуть трубку, сорвать маску, и вынырнуть из воды (был бы чайкой - вылетел бы как пуля, и унесся в небо). Однако я всего лишь хватаю воздух дрожащими губами, ноздрями, порами. Я почти успокаиваюсь. Но слух не пропадает. Я слышу живую тишину!
   Отчего начинает закипать мозг? От крика?
   А кто кричит?
   Кто результат цепной реакции?
   Это же кричу Я!!!
  
   Моя голова еле приподнимается над водой, зрачки расширены от ужаса, волосы шевелятся на голове.
   Передо мною, прямо на воде, изготовившись к смертельному прыжку замерла огромная сколопендра. Щупальца расставлены в разные стороны, дрожат, капли воды стекают с них. Щупальца как будто прислушиваются к шороху, ищут меня, топорщатся, как усы...
   У С Ы!!!
   Это не щупальца, - это дрожащие усы, за ними прячутся холодные, безжалостные пуговицы-глаза цвета вороненой стали. А под усами - ОГРОМНЫЕ грязно-желтые зубы ищущие наиболее уязвимые места на теле своей добычи!
  
   Дредноуты скользят по воде вокруг моей головы. Она как остров, - одинокий и беззащитный Пёрл Харбор вокруг которого, будто на рассвете крутятся готовясь к атаке стервятники японского Императора Хирохито, серые и бесшумные камикадзе. Круги на воде сужаются, и первые волны уже начинают достигать моих ноздрей наполняя их запахом страха, я уже чувствую запахи. Не могу описать их, но они похожи на слизистые выделения "Восьмого члена экипажа смерти", на смрад от тоннеля проложенного им своими экскрементами в коридоре безнадежно умирающего корабля "Ностромо".
   Я слышу голос страха! Я чувствую запах ужаса!
   О, Боже!
   Когти! Когти, застрявшие в спине и плече! Когти огромной чайки, пронзающие мои нервы совсем рядом с позвоночником.
   Боль! Уже почти страдание!
   Я отворачиваюсь от якобы сколопендры, и вижу "ЧАЙКУ". Она серая, прозрачная вода каплями стекает по ее желто-пегой (А может быть сопливчато-коричневой?) ШЕРСТИ!!! Усы "чайки" топорщатся, открывая грязно-желтые зубы. Пенистая слюна розового цвета каплями стекает по усам, открывая намерения голодного хищника.
   А из по когтей, прямо из ран в моем теле текут алые бархатистой капли, они окрашивают воду вокруг меня. Все быстрее, свидетельствуя о том, что с каждым мгновением раны становятся глубже.
   ЧАЙКА похожая на крысу?
   СКОЛОПЕНДРА на носу у крысы?
   КАМИКАДЗЕ носящие названия: Крыса 1, Крыса 2, Крыса...
  
   Это безумие! Может это сон? Но во сне не существует запахов. И почему же я вижу все так отчетливо, даже не трехмерно, а намного глубже, я реально осязаю это видение. Цепная реакция нарастает и увеличивается в размерах, словно снежный ком катящийся с горы. Цепной реакции не хватает места внутри черепной коробки девятилетнего мальчика!
   Я открываю рот и заставляю тишину ОНЕМЕТЬ. Я перекричу любые звуки!
  
   Вода!
   Она стекает в мой открытый рот. Она окрашена в цвет моей крови. Она попадает на нёбо, щеки, язык. Она имеет металлический привкус. Я чувствую вкус, мои вкусовые рецепторы снова чувствуют вкус. Он напоминает вкус моей крови, вкус прикушенного до крови языка, вкус вырванного зуба. Вкус, когда кровь из разбитого носа стекает в гортань, вкус моей жизни (или моей смерти?).
   Я кричу!
   Я на границе и мне не нужна виза!
   Я еще не прошел точку возврата.
  
   Снова на берегу Валерка! Любимый, родной человек! Мой старшенький!
   Нет! Он не сбежал, он никогда не сбежит и не испугается, он будет думать о тебе и это не даст ему потерять рассудок.
   - Слышишь, Валерка! Я тоже всегда буду рядом с тобой! До самой смерти, БРАТ! И даже потом, за гранью жизни. Там откуда нету возврата!
   Валерка отменный городошник!
   Он размахивается с плеча и первой же веткой сшибает огромную крысу, которая вцепилась в мою спину! Когти крысы улетающей как чайка на десяток метров от меня вырывают из спины полосы плоти, однако эта боль уже сладкая (как после вынутой занозы, как после вырванного зуба, как после удаленной гангрены).
   Вот где ты был, Братанище! Ты тащил из полдеска ветки. Ты не растерялся, когда не смог докричаться до меня, а стая крыс приближалась к кончику дыхательной трубки.
   Я потею в воде, потею от облегчения, но пот этот не холодный. Он горячий как кипяток, - пошла обратная реакция.
  
   - Лешка! Лешка, ты слышишь меня? Что с тобой? - Валерка трясет меня за плечи, смотрит в мои пустые глаза. И тут я как будто выныриваю из омута. Мы на заднем дворе, вокруг вальяжно расхаживают индюк и пара гусей, куры загребают в корыте с одуванчиками, которые Валерка накрошил кролям. И брат, который испуганно смотрит на мое покрывшееся холодной испариной лицо.
  
   - Фух, Валерка! Такое гамно привиделось! Чуть с катушек не съехал. - Я перевел дух. - Так чо ты гришь, с ума посходили шоль?
   - Та неее-ее-е! Пораспухали, как жабки надутые, да диатесом каким то покрылися! Василиска все опромеж ног чешется, Сережка чегой-то все время бредни талдычит, а Димка так вообще без сознанья валяется! Нихто купаться не ходит! Лесник, ветеринар да учасковый все по пруду та по речке на лодке плавають, - крысяков тех ищуть. Да он-ть крысяки то откель? - Сережка набредился. Василиска ваще молчит, как рыбина об лядышку, все чешется и чешется, прям спасу нет. С Димки толку-т никакова! Вот они понаслушивались шо мол Сережка вапил: - "Крысы, мол, Крысы, Василисака, мол, - беги, Димка, мол, - к берегу давай!". А шо его на самом деле там было, - То хрен его знает! - Валерка наконец то остановился.
   - Пашли! Мамка щас блинков давать будет. Со сметаной хош, а хош - с малиной перетертой. Самовар то уж как полчаса закипел. - Потянул меня в сторону дома Валерка.
  
   Вот они какие - КРЫСЫ.
  
   А может быть они совсем другие? Не знаю. В то время я думал о них так! И страшная болезнь "лептоспироз" казалась мне тогда больше похожей на преддверия ада, охраняемые крысами в фашистских касках. А в руках крысы - привратники держали мощные "дюрендали" заряженные остро отточенными зубами, вырванными изо ртов грешников, что варятся в геенне огненной.
   Больше в тот год я о крысах не слышал, однако видение ощетинившейся сколопендры готовой вцепится мне в лицо преследует меня всю мою жизнь.
  
   А мы с Валеркой в тот день убежали в лес и к темноте притащили по две корзинки отборных красноголовцев!
  
   Время нас не ждет, мы уйдем туда,
   Где в реке течет чистая вода,
   Где зеленый лес вместо черных труб...
   Технология. "Полчаса"
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"