Оср : другие произведения.

Стихии Вопреки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда нет другого выхода, и каждая минута на счету, только мастерство пилота может спасти жизни людей попавших в беду. Человек против Стихии. Кто кого?


СТИХИИ ВОПРЕКИ

Приключения

   Летом 2010-го года мы с моей женой поехали в Исландию, решили отпраздновать там наш медовый месяц. Погреть косточки в гейзерах, посмотреть на извержение вулкана. Зовут меня Владимир Николаевич Дмитриев. Как и моя бывшая девушка, а теперь жена Александра Владимировна, в девичестве Орлова, я был инструктором по планерному спорту в одном из аэроклубов Подмосковья. Там мы и познакомились. Сначала просто дружили, потом стало ясно, что между нами нечто большее, чем дружба, а неделю назад поженились.
  
   Из-за проблем с авиасообщением, которые создало извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, до Исландии мы добрались по морю, но это было даже романтичнее. А потом началось самое интересное.
  
   Буквально за день до нашего отъезда метрдотель передал нам записку, что с нами хочет видеться какой-то человек, по очень важному делу.
  
   Мы спустились в холл отеля, и сразу заметили высокого мужчину крепкого телосложения, который пил кофе в кафетерии отеля и видимо был чем-то сильно озабочен. Заметив нас, мужчина кивнул нам. Мы подошли.
  
   -Вы супруги Дмитриевы из России чемпионы Европы по планерному спорту две тысячи пятого года? -Поинтересовался человек.
  
   -А с кем мы имеем дело? Полиция? Мы что-то нарушили?
  
   -Нет, что вы. Я из государственной сейсмологической службы. Нам нужны хорошие пилоты. Даже не знаю, как нам быть. Там люди погибают, а во всей Исландии как назло ни одного пилота, который согласился бы лететь туда. И пешком добраться не можем, очень сложная ситуация.
  
   Мы действительно что-то такое смотрели по телевизору. Но исландский язык мы не знали, а новости были на исландском.
  
   -Это то, что в новостях? Что-то про вулканологов. -Поинтересовался я.
  
   -Да, наша группа застряла почти у самой вершины вулкана. Если бы ситуации была другая, можно было бы снять вертолётом. Но не мне вам объяснять, что будет, если пепел попадёт в двигатели. Один бывший военный лётчик посоветовал использовать планер.
  
   -Планер? Да, можно попробовать. Прецеденты спасательный операций на планерах были в истории, например, спасение Муссолини. Если я правильно понимаю надо спасти шесть человек. Но где взять такой планер? Во время Второй мировой были десантные планеры способные перевозить большие грузы и до двадцати человек десанта. Но сейчас.
  
   Время было дорого. Но подходящий планер всё же нашли. В музее в Эдинбурге. Старый немецкий планер, захваченный в Нормандии союзниками и доставленный в Англию как трофей.
  
   Чтобы выполнить задание старичка пришлось доработать. Заменить полусгнившую тканевую обшивку, поставить авиационный радар с выводом информации о погоде. Вулкан и движение пылевых облаков на нём выглядели не слишком приятно. Работали без перерывов на обед. Надо было спешить, на вулкане погибали люди. Наконец планер был готов к вылету.
  
   Мы с Александрой заняли места в кабине, спасатели заняли места в грузовом отсеке. Я ещё раз проверил, как функционируют все системы. Элероны, рули высоты, радар, всё работало исправно. Некоторое беспокойство вызывала вулканическая пыль, скорость у планера хоть и небольшая, но есть, а на скорости 300 километров в час, триплекс может превратиться в "туман".
   Поэтому пришлось поставить омыватель. На всякий случай. Немецкий планер времён Второй мировой существенно изменился.
  
   Я подал знак, взлетаем. Техники очистили полосу. Самолёт начал разбег. Буксировочный трос натянулся. Не каждый может летать на планере. У планера нет двигателя, и всё зависит только от того, насколько хорошо пилот чувствует воздушные потоки. С другой стороны, нет самого страшного кошмара пилотов самолётов, тишины характерной для остановившегося двигателя. Есть в полёте на планере что-то философское.
  
   На высоте 2000 метров мы вышли из "связки". Трос был отцеплен. Самолёт пошёл на посадку, а мы легли на курс.
  
   Планер оказался сложнее в управлении, чем мы думали. На рекордном планере малейшее движение рукояткой управления и юркий, лёгкий снаряд мгновенно меняет своё положение в пространстве. Здесь приходилось затрачивать солидные усилия, чтобы управлять планером. Планер не самолёт, у него нет гидравлики, электроприводов. Всё передаётся напрямую. Только через систему рычагов.
  
   Лететь было трудно. Десантный планер не рекордный снаряд весом менее четырёхсот килограмм. Это практически тот же самолёт, только без мотора. Хорошо помогал авиационный метеорадар. По нему можно следить за распределением потоков воздуха и направлением ветра и оптимизировать управление планером.
  
   Через полчаса полёта началось веселье. Мы вошли в зону закрытую для полётов авиации по причине деятельности вулкана. Хуже всего было то, что ветер на этой высоте дул прямо в нашу сторону. А это заставило нас потратить довольно много времени на поиск коридора с другим направлением ветра. В небе иные законы, если на земле ветер дует в каком определённом направлении, то здесь наверху, на разных высотах ветра дуют в разных направлениях и с разной силой.
  
   А вулкан рос с каждой минутой. Плотность пылевых облаков над кратером была очень высокой, прямо скажем не утешительной, а тут ещё начала портиться погода, если пойдёт дождь, тканевая обшивка планера намокнет и станет тяжёлой, а это плохо. Обычно тканевую обшивку принято покрывать специальным грунтом и нитролаком. Но у нас было мало времени, поэтому обшивку не покрыли лакокрасочным покрытием. Даже крепить её пришлось заклёпками и гвоздиками, без эпоксидной смолы, которая слишком долго сохнет. Впрочем, держалось хорошо. Но нам не удалось обмануть стихию.
  
   До вулкана оставалось не более 20 километров, когда мы вошли в густое облако пепла, быстро движущееся прямо нам на встречу. Скорость планера в этот момент составляла 235 километров в час. При такой скорости лобовое стекло кабины почти моментально стало непрозрачным, его буквально отшлифовало вулканической пылью.
  
   -Вот дьявол! Мы ослепли Сашка! Надевай кислородную маску. Поднимемся, выше облака и выбиваем стекло нафиг.
  
   -А может, спустимся Володя?
  
   -Нет. Надо выше залезть, там потоки воздуха и ветра сильнее, пыль раздувает. Ну что господа пассажиры. Пожалуйста, наденьте ваши кислородные маски, пристегните ремни. И молитесь. Будет немного холодно и душно.
  
   Когда все были готовы, я взял штурвал на себя. Планер легко задрал нос и пошёл вверх.
   Временами казалось, что старичок вот, вот развалиться. Но нет, старый десантный планер выдержал всё очень хорошо. На высоте 4506 метров пыли стало меньше, я выровнял машину, и передал управление Сашке. А сам несколькими ударами аварийного молотка выбил лобовое стекло. Ничего, предки летали в открытой кабине, и мы полетаем.
  
   У горе вулканологов был специальный маяк, поэтому мы могли видеть, где они находятся. Но по мере приближения к вулкану из-за сильных статических разрядов сигнал стал трудноуловимым. А потом и совсем пропал. Может маяк отказал, а может, помехами сигнал забило. Попытка выйти на связь по рации ни к чему не привела.
  
   Воздух в окрестностях вулкана был холоднее, из-за ледника. Поэтому прежде чем зайти на посадку пришлось долго ловить потоки воздуха. И только потом прицелившись на небольшой гладкий склон вести машину на посадки. Пыли стало больше. Мы практически кружили над кратером, точнее над ледником его окружающим.
  
   Вулканический пепел толстым слоем покрывал тканевую обшивку планера из-за чего планер становился тяжелее. Временами от попадающей в подшипники пыли заедало элероны и только чудом их не заклинило полностью. Гора словно неслась на нас, скорость упорно не хотела падать до положенных посадочных 90 километров в час. Вдобавок подул сильный боковой ветер. Посадка была очень жёсткой. Из грузового отсека послышалась ругань на исландском языке.
  
   -Ругаемся, значит, живы. -Подумал я, снимая кислородную маску. Из трещин в склоне местами прорывались пары серы. Место было, не аэродром. Но лучше ничего нет.
  
   Пока спасатели разбирали своё снаряжение, мы с Сашей осмотрели планер и убедились, что посадка оказалась жёстче, чем мы думали.
  
   Носовое колесо планера выворотило, с корнем, вряд ли теперь удастся так просто взлететь, мы потеряли носовое шасси. Правая консоль была пробита в нескольких местах камнями. Но эту проблему мы решили быстро. Вырезали немного ткани с днища планера и пришили хирургическими нитками на крыло.
  
   -Как взлетать будем? Нас ведь станет больше, а буксировщика у нас нет. -Заметила Саша.
  
   Её замечание было естественным вопросом на проблему любого планериста. Как взлетать без буксира. Либо прикрутить к планеру мотор, но это будет мотопланер, либо искать буксир.
  
   К счастью хот тут нам повезло. Метров на сто ниже места посадка начинался снежник, который дальше переходил в ледник. И тут надо сказать спасибо немецким авиаконструкторам. Днище планера было плоским, а значит, мы сможем спустить его по снегу словно сани. Вполне возможно этого хватит для создания подъёмной силы.
  
   Но ситуация с каждой минутой становилась всё хуже. Пока спасатели пытались добраться до застрявшей группы, ветер изменился, над снежником поднялась небольшая позёмка. Времени было очень мало. Если ветер будет усиливаться, взлёт станет невозможным и придётся выбираться на своих двоих. К тому же на этой высоте было очень холодно, согреваться пришлось горячим кофе. Операция оказалась под угрозой срыва.
  
   Планер, который с таким трудом восстановили, выглядел сейчас немногим лучше, чем до ремонта. От лобового стекла остались лишь осколки. Колесо вообще сложилось перпендикулярно фюзеляжу. В голове вертелись нехорошие мысли. В конце концов, я спортивный пилот, а не спасатель. Меня этому не учили. Но раз уж взялся за гуж, не говори, что не дюж, тут людей спасать надо.
  
   Спасатели с группой вулканолог вернулись примерно через час. Мы с Александрой изложили им свой план. Стащить планер на ледник, и разогнавшись на нём как на санях, взлететь.
  
   -А получиться? -Засомневался один из спасателей.
  
   -А выбора нет. У нас шасси сломано, а и было бы целым. Буксировщика то нет. Но если удастся развить скорость хотя бы восемьдесят километров в час, мы сможем взлететь. Но придётся выкинуть всё лишнее.
  
   С большим трудом, подкладывая носилки под фюзеляж, чтобы не повредить обшивку об острые камни мы спустили планер на снежник. Чтобы планер удерживался на склоне до момента взлёта, мы закрепили его прочными альпинистскими тросами. Держалось вполне сносно.
   Всё лишнее выкинули, благодаря чему планер стал легче более чем на триста килограмм. Выкинули даже носилки и кресла. Оставили только персональные дыхательные аппараты. На всякий случай.
  
   Наконец всё было готово, ветер как раз немного успокоился. Все заняли свои места. Я ещё раз проверил показания метеорадара. На то чтобы взлететь, у нас было не больше десяти минут. И одна попытка.
  
   Ветер усиливался, я установил элероны в положение на максимальную подъёмную силу.
  
   -Поехали! Рубите тросы!
  
   Один из спасателей перерубил топором тросы, удерживающие планер. Планер понёсся с горы, быстро набирая скорость. Мы с Сашей с трудном, удерживали его, так чтобы он не вилял по курсу. Когда скорость достигла 50 км/ч, подъёмная сила стала расти. На скорости 70 километров в час машина начала задирать нос. Подъёмная сила увеличилась до приемлемой для взлёта.
  
   -Рули на взлёт. Ну, с Богом.
  
   Я потянул штурвал на себя. Планер подпрыгнул на небольшом сугробе и, задрав тупой нос, пошёл вверх.
  
   Однако в механизм крыла попало много вулканической пыли, и потому элероны еле двигались, а тут ещё и дождевая туча на пути высотой примерно километров пять. Не объехать. Управление стало до невозможности тяжёлым. И если штурвал ещё хоть как-то двигался, то педали вообще практически заклинило.
  
   -Что скажешь Саша. Ты второй пилот. Твоё мнение. Я ещё детей и внуков воспитывать хочу.
  
   -А может, сядем, где поблизости? Мы ведь выполнили задание. Сняли группу. Теперь нам надо только выбрать удобное место для посадки и всё. Дорогу, поле.
  
   Но до поля ещё надо было дотянуть.
   И тут случилось самое страшное, заклинило элерон правого крыла. Видимо в подшипники набилось слишком много пыли. Это было очень плохо. Планер начинал валиться влево из-за того, что элероны стояли в разном положении.
  
   -Скорее перераспределите груз на правый борт! Или свалимся!
  
   На некоторое время это помогло, пересадка пассажиров на правый борт немного решила проблему. Планер выровнялся. Но надо ещё сесть.
  
   А метеорадар показывал всё менее утешительные данные. Ветер встречный, к тому же приближалось дождевое облако, мы с Сашей прекрасно понимали, что обойти дождь не удастся. Через десять минут планер буквально ворвался в стену дождя. Обшивка стала быстро намокать. Кабину мгновенно залило водой. Метеорадар закоротило и он вышел из строя от сырости. Однако был и положительный момент. Вода смыла налипший пепел с обшивки, и планер стал немного легче, кроме того, из-за сильной тряски пыль выпала из подшипников и заработал правый элерон.
  
   -Держитесь крепче! Садимся. И я не гарантирую мягкой посадки! -Предупредил я пассажиров.
  
   Выбрав какое-то поле, мы начали заход на посадку. Тканевая обшивка планера намокла, вода на полу кабины доставала до самых педалей. К тому же дождь только усиливался. Держать нужную скорость было очень трудно. В момент посадки она не должна превышать 80-90 километров в час для аппаратов такого класса.
  
   На высоте 205 метров началось настоящее падение. Планер начал быстро срываться в пике, нам с Сашей с трудом удалось выровнять его. Но скорость ещё была очень большой, 128 километров в час.
  
   -Держитесь крепко! Сейчас начнётся! Готова Саша? -Поинтересовался я у жены.
  
   -Всегда готова.
  
   -Тогда садимся. Береги голову. Чует моё сердце, посадка жёсткой будет. Тем более у нас шасси нет. Как только пойдём параллельно земле. Резко бросаем штурвал на посадку. Удар будет не слабый. Но планер надо уронить почти вертикально на землю.
  
   Скорость падала очень медленно, высота 10 метров, скорость 102 километра в час.
  
   -Ниже, ниже, ещё ниже.
  
   Высота 1.5 метров, скорость 95 километров в час. Ну, вот теперь, пожалуй, можно садиться.
  
   -На счёт три, резко вниз. Раз, два, три. Вниз!
  
   Мы резко толкнули штурвалы от себя. Планер послушный команде пилотов, клюнул носом и буквально упёрся в мягкий распаханный грунт поля. Пропахал пару метров по земле и замер.
  
   -Уфф. Невероятно! Мы ещё живы.
  
   Громче всех ругались непривычные к таким полётам, спасённые нами вулканологи к счастью всё обошлось, несколько набитых шишек и лёгкий испуг. Да ещё немного замёрзли. Через пару часов к месту, нашей экстремальной посадки прибыла скорая и полиция. А так же несколько машины с репортёрами.
  
   Сидя около "скорой" и пытаясь избавиться от назойливых медиков, я заметил около планера пожилого мужчину в форме ВВС Великобритании времён Второй Мировой. Полковник. Судя по тому, как он осматривал планер, это был старый опытный пилот.
  
   Затем старый полковник подошёл к нам и на хорошем русском произнёс.
  
   -Здравствуйте молодые люди. Я поражён, что вы смогли это сделать. Более шестидесяти лет никто этого не мог повторить. Меня зовут Джон Джей Смиттерс. Полковник ВВС Великобритании в отставке.
  
   -Владимир Николаевич Дмитриев капитан ВВС Российской Федерации. Инструктор по планерному спорту в аэроклубе имени Юрия Гагарина. А это моя жена, Александра Владимировна Дмитриева. В девичестве Орлова. Ведёт свой род от одного из самых известных аристократический родов России. Тоже инструктор. Мы познакомились в аэроклубе. Значит, это вам принадлежала идея использовать планер для спасательной операции. Смело и неожиданно. Но если честно, я временами сомневался, что получится. В другой ситуации я бы отказался и за все деньги мира не полетел бы, тем более на планере, который не имел возможность, как следует облетать. Но когда речь идёт о жизни людей. Тут не до раздумий. Тут действовать надо.
  
   -Вы мне нравитесь молодой человек. Когда у вас кончается виза?
  
   -Примерно через неделю. А потом мы с женой возвращаемся в Россию через Англию. У нас в Лондоне знакомые спортсмены. Хотим заехать к ним в гости.
  
   Оставшееся время мы провели очень даже неплохо. Нас даже перевели в президентский номер отеля. Хотя были и недостатки, теперь мы были известными личностями. У нас пытались брать автографы. Нас доставали СМИ. Кстати нам хорошо заплатили за спасательную операцию сто тысяч евро. И даже подарили новый самолёт Цессна-172. Короче говоря, мы существенно поправили семейный бюджет, нам даже помогли с растаможкой самолёта и его перевозкой в Россию. Хозяин отеля, в котором мы жили, заказал табличку с нашими именами и повесил наши снимки в холле отеля.
   Короче говоря, ехали, чтобы отпраздновать медовый месяц. А вместо этого, получили полный набор экстремальных ощущений. Деньги, славу, и даже личный самолёт. Никогда не знаешь, какие штуки выкинет с тобой Судьба. Но кто не рискует, тот не выигрывает.
  

КОНЕЦ

   2
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"